Почему нет СССР, или С годовщиной Великого Октября

6 ноября 2015г.

Почему пал СССР, или С годовщиной Великого Октября!

Их моих дискуссий. К годовщине Великого Октября.

...Личность не есть нечто отдельное от социума. Социум это сложный организм с своей эволюцией, с своими подъемами и спусками и новыми взлетами национального духа. Вы наверняка знаете об интересном парадоксе:великие поэты, равно писатели вообще, композиторы, философы, художники, ученые, общественные деятели появляются гроздьями-почти одновременно, в какие-то несколько лет.
 
цитата из книги Генриха Волкова "Сова Минервы"
с.16
Вряд ли в истории Германии найдется более щедрое на таланты и гении время, чем рубеж 18-19вв. Именно тогда она заслужила название "страны поэтов и мыслителей". Именно тогда она вышла на авансцену интеллектуальной истории человечества, белыми журавлями в высоты духовной культуры взлетели выстраданные и выношенные ею идеалы, ценности, возвещавшие о приходе новой эпохи. Они приковывали к себе умы и взоры, увлекали за собой, обновляя все области человеческой деятельности.
Особенно глубокий след оставлен был этой эпохой в поэзии, музыке и философии. Вот только имена первой величины.В поэзии:Шиллер, Гёте, Виланд, Гёльдерлин, Новалис, Шамиссо, Гофман, Клейст, Гейне, братья Гримм. В музыке:Моцарт, Гайдн, Бетховен,Вебер, Шуберт. В философии, эстетике и социальной публицистике:Кант, Гердер, Гёте, Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Форстер, Фейербах, братья Шлегель,Берне, Гейне. Давно известно, что великие эпохи рождают великих людей".

Возможны опечатки, перепечатывала с бумажной книги от руки.

В российской истории та же ситуация. Откуда взялись декабристы? Столько и все разом! Весь цвет российской аристократии вдруг стал мечтать о преобразованиях России. Почему великий век русской литературы и искусства, науки и общественной жизни это век 19-ый? Почем у в России вдруг появилось столько революционных партий(большевики были малой песчинкой в швейцарских кафе!). Почему поэты и художники Серебряного века появились все сразу?

Личность и эпоха. Трагично, если личность приходит преждевременно или опаздывает, как важно: попасть в мощную струю! В управляемые социальные взрывы я не верю. Эта сверхпопулярные ныне теории всемирных заговоров. Но эти концепции направлены на то, чтобы внедрить в сознание масс мысль о том, что они даже не статисты в мировой истории, а вообще в лучшем случае наблюдатели и "быдло". Это не так. Массы творят историю. Только это не так очевидно, как блестящие творения отдельных гениальных личностей. Они творят ее подспудно, в сфере скорее духовной, медленной эволюции, а когда приходят особые моменты -вот тогда и происходят неуправляемые социальные взрывы, когда общественная магма вырывается наружу. Происходит диалектический скачок!Бурные революционные перемены, уже никем неуправляемые, спонтанные и самоуправляемые. Внезапно все меняется, начавшись с какого-нибудь заурядного "хлебного бунта" в столице. Когда вызревает и выплескивается эта преобразующая энергия масс? Это уже сопряжение диалектики общественного развития, темпоритмов конкретного общества, нации и геокосмических связей, которые у нас исследовал не только Лев Гумилев и А.Фоменко.

Этот и вопрос о соотношении и примате биологического и социального имеет историю дебатов длиной не в один век! Сколько копий сломано!Здесь не место поднимать историю вопроса. Но я, как последовательно изучающая и использующая диалектический метод познания, не могу признать верховенство одной стороны двуполярного процесса/явления над другим. Противоположности содержатся друг в друге и друг в друге, взаимно перетекают и изменяются сами и изменяют другую сторону. Момент биологического имманентно содержится в социальном, и момент социального-в биологическом столь же имманентно(внутренне необходимо). Как "вульгарное биологизаторство" западной социологической науки, так и некритичное признание социального, как единственного фактора становления личностей, во что верила советская педагогика и психология односторонне, и в силу этого неверно-недиалектично же.

Лев Гумилев дал свой, не лишенный поэтического преувеличения и сгущенности красок, но интересный ответ. В своем эпохальном труде "Этногенез и биосфера Земли"(надо перечитать с карандашом)он ставит вопрос :почему некоторые нации вдруг из ничтожных полудиких племен возносились в одночасье до мировых империй, как монгольское племя(но это не единственный пример в мировой истории подобного рода). Почему, напротив, великие империи исчезали под натиском "варваров" почти не оказывая сопротивления? Так случилось с СССР.
Эти "Почему?" ни советская, ни мировая историческая наука не ставили или отвечали на них описанием событий, но не объяснением скрытых пружин. Гумилев осуществил блестящий синтез наук. Исторические процессы в ряде восточных государств он объяснил через связь с ландшафтами, экологией, психотип наций. Но главное:это его теория пассионарных взрывов,которая и связывает социальное и биологическое(космическое).

Вот этот механизм.

Монгольское племя(или племя русичей и т.д.)получает внезапный импульс из космоса-это приводит к незримым переменам в тех географических координатах, где локализуется племя(народ)-геофизические изменения приводят к изменениям экологической ниши-неизбежен высокий процент генетических мутаций-множественные мутации в популяции приводят обязательно к высокому уровню выкашивания населения через эпидемии, недуги и тд. Остаются самые сильные(естественный отбор!)-среди них высокий процент тех, кого Гумилев назвал пассионариями, люди, несущие в себе происшедшие в социуме генетические мутации и передавшие мутировавшие гены потомству. Пассионараии социально сверхактивны, они рождаются со страстью неукротимой к преобразованиям, в периоды затиший они обычно много пишут...Но стоит только им услышать призывный клич, как они бросают перо и устремляются в гущу событий, на броневики!

Вот о связи био-и социального. Вопрос же о таинственном "ударе из космоса" остается открытым. Гумилев эмпирически обобщил большой материал, а природа этого воздействия неясна. Есть гипотеза, объясняющая гумилевскую концепцию: о взрывах Сверхновых звезд, проецирующиеся на участки Земли, где потом рождаются такие "грозди" гениев и происходят мутации в биосфере, есть таблицы корелляций, но это тоже только теория. Суха теория, мой друг...

Но почему пал СССР? И почему вместо обновленной империи - она развалилась, а ядро империи-Россия-надолго ослабла? Комплекс причин. Но если следовать гумилёвской теории... На полях Великой Отечественной полегли миллионы пассионариев, поколения детей тех, кто делали революцию. Остались напротив "приспособленцы" - субпассионарии по Гумилеву). После короткой, и в общем слабой в социальном отношении, скорее, культурной вспышки Оттепели 60-х(а бурные процессы тогда шли во всем мире, например, студенческие волнения во Франции, так что советская Оттепель была частью всемирного процесса) - в СССР социальная активность населения уже шла неуклонно вниз, пока не выродилась в карикатуру и гротеск, например, "выборов". Поэтому оказалось так легко развалить без войны могучую некогда империю, разбившую гитлеризм,но это потом имело последствия... Чудовищная цена этой победы.

Что такое пассионарность? Это то, о чем в чеканных строчках писал Эдуард Багрицкий:

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

 В наше время могут появится такие строчки?

Вот вы сами задумайтесь над вопросом:нужны личности, много личностей, а где их взять? Сталинский ГУЛАГ и гитлеровское нашествие уничтожили генофонд нации в его наиболее активной и талантливой части. На полях сражении полегли миллионы и миллионы тех, кто даже не оставил потомства. Юные и храбрые.
Вот откуда та инертность, которой отмечены последующие поколения, мелкота их интересов, отсутствие сильных страстей, измельчание идеалов, падение нравов, общая серость и преследование немногих на этом фоне ярких личностей.
 

http://www.stihi.ru/2015/10/23/1844
Коммунизм, как образ необходимо наступающего будущего

http://www.stihi.ru/2014/11/06/2409
Самые яркие стихи о Великом Октябре

http://www.stihi.ru/2015/07/07/9
Нужен ли России Царь?

http://www.stihi.ru/2015/10/11/4747
Смысл русского Родноверия. Идеи Андропова

http://www.stihi.ru/2015/05/20/4163
Истина цветка, или суть диалектического отрицания

http://www.stihi.ru/2015/10/23/3285
Адам Смит. Идеология либерализма и мудрые изречения

http://www.stihi.ru/2015/10/29/1722
Civitas Solis Кампанеллы-утопия или пророчество?

http://www.stihi.ru/2015/05/28/5422
Всемирно-исторический процесс социализма в 20в

http://www.stihi.ru/2015/07/17/6455
Ленин, как выражение сути России

http://www.stihi.ru/2015/07/02/6233
Нострадамус о крушении и возрождении коммунизма

http://stihi.ru/2019/07/07/8284
Лев Троцкий о нашем времени

http://stihi.ru/2014/11/10/5038
Красная Эстелада. Каталония подняла красно-золотой


http://stihi.ru/2018/05/04/5500
Карл Маркс. 200-летний юбилей. вциом-опрос

06.11.2015 10:45
 
https://zera-cherkesov.livejournal.com/62897.html


 
 


 


 

 


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.