Лингам или лингва? Часть 7. Сак вояж

Есть такая дорожная сумка – саквояж. Это из французского языка - sac de voyage. А если глубже копать: мешок - фр. Sac и латынь sacculi.

В русском языке есть слово «туесок». Круглый короб с тугой крышкой для хранения и переноса меда, икры, ягод и т. п.; часто берестяной или лубяной. Одна незадача: туесок – это уменьшительное от «туес» и происходит от финно-угорск. Считается заимств. из коми tujes, tujis, удм. tujis (ср.:  туес костром., туйс вологодск.,  туез вятск., туяс арханг. (Даль). Но я же просто так не успокоюсь! И пойду другим путём.

Тесак.

1. Рубящее, чаще колюще-рубящее среднеклинковое холодное оружие.
2. Плотницкий топор для тесания дерева .
3. Жарг. финский нож.

От глагола тесать, далее от праслав. *tesati, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. тесъ "щепка, тонкая дощечка, зарубка на дереве", чешск. tеs "строевой лес". Ср. с авест. tasaiti "создает", tаsаn (ташан) - "ваятель", нов.- перс. tasitan "плотничать", греч. «тектон» -  "плотник" (а вот Гугл говорит, что «каменщик»).

Ладно, пусть будет тесак от «тесать». Зато есть отсек и сусек, которые по значению приближаются к приспособлению «туесок».

Согласитесь, тесак и туес логически очень тесно связаны. И происхождение должны иметь общее. Можно добавить сюда боевой  нож сакс — типичное оружие древнегерманского племени саксов. И секиру. Происходит от праслав. *sekyra, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. секыра, сокыра, родственно лат. securis «топор», др.-в.-нем. sаgа, sёga «пила».

Кстати, Ташан-«ваятель»… Не отсюда ли Тешуб (хурр. Tessob, Tessub, ср. урартск. Teiseba) — хурритский  бог грозы, почитавшийся во всей Малой Азии; у хаттов Тешубу соответствовал бог Тару, у хеттов и лувийцев — Тархун (варианты — Тархунт, Тархувант, Тархунта). Интересно, откуда появился скандинавский бог Тор?

Древнеисландское слово Торр произошло от прагерманского *thunaraz — «гром». От него же пошли нем. Donner, дат. donder и др.-англ. ;unor , превратившиеся путем эпентезы в англ. thunder,  швед. tordоn, дат.donder и норв. Torden. Содержат суффикс -dоn/-den, означающий «грохот» или «гул». Оба слова («Тор» и «гром») связаны с кельтским taranis (ирл. tarann) — «гром» и «бог Таранис». Интересно, Дон и Дунай – тоже от «грома»? Или от «воды»?

А вот английское «сонде» можно прочесть и как «тундер». Так даже правильнее получается, учитывая общую скандинавскую тенденцию… Позвольте! Тундра. Происходит от финно-угорск.; ср.: финск. tunturi «высокая безлесная гора, сопка» или саамск.  tundar, tuoddar «гора», норв. duoddаr «широкая гора без леса». Во-первых, норвежцы - не финно-угры. У них всего 4% мужчин имеют гаплогруппу N1c1 (на удивление много R1a - 27%, что сопоставимо с R1b - 28%). Во-вторых, где будет обитать верховное божество грома? А теперь сравните с зап.-тунг. dundrа «земля», эвенск. dunrа «тайга» или из манси tunrа, якутск. Tundara. Определение "гора" представляется более точным.

А вот якуты, самоназвание Саха, хоть и монголоидного типа, но родственны финнам. Около 94 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1c1. Общий предок всех якутских N1c1 жил 1300 лет назад (7 век). Также имеют определённое распространение гаплогруппа R1 и гаплогруппа C. Частота N1c1 достигает 60 % у финнов и около 40 % у латышей и литовцев. В северных русских популяциях встречаемость этой гаплогруппы также довольно высока (около 30 %), максимальное значение выявлено у населения Лешуконского района Архангельской области (46 %). Кроме того, разнообразие N1c1 в Северной Европе выше, что говорит о том, что она длительное время присутствовала (а возможно, и возникла) в этом регионе. У татарстанских татар процент составляет 18,3, у чувашей — 17,7%. У эстонцев — 30,6%, марийцев — 31,5%, мордвы — 16,9%, коми — 22,3%.

А сейчас хотелось бы познакомить вас с мифологией народа Саха. У него, в отличие от выходцев из Сахары – догонов, нет жрецов «олубару», но есть эпическое искусство Олонхо.

Итак, в середине мироздания находится Аал Луук Мас («Алмас», «Аллак Мас», Мас Кави?)— Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, приют тёмных враждебных сил, крона растет в Среднем мире, где живут люди, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Потомки божеств Айыы (Эйя или тюркский «медведь»?), посланные  из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире с предназначением заселить его в тот момент, когда земля только появляется, и становятся ее первыми жителями, людьми из племени "айыы аймага" (Магур?).

Ко второй группе сюжетов относятся сказания о деяниях героев - основателей могучих племён или родов. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох (Сиги Толо?) не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха.

Третью группу олонхо объединяет тема защиты племен "айыы аймага" от разрушительных действий враждебных тёмных сил Абасы. Абасы — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии (бесы?), живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством. Подчиняются «великому господину» — богу Улу тойону. Улу Тойон — бог смерти, живущий высоко в горах Алтая (вот тут бы самое время вспомнить про египетских «вождей-татауи»). Поскольку сибирские народы были скотоводческими, в период рождения домашнего скота, чтоб бог не испортил их болезнями, ему приносили в жертву 100 овец, которых сжигали в огне живыми, или 50 оленей.

Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон (бог  Йругу догонов?), бог-покровитель лошадей Кюн Джёсёгёй (сравните с сёгунами), богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных — Иэйиэхсит и Айыысыт.

В качестве справки: японское «сёгун» — это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» ('генерал'). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») — «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» — это «полководец», «командующий». Будьте уверены, гунны знали толк в лошадях!

Напомню также, что догонский Йуругу родился в обличье шакала от первого совокупления Амма с землёй. Из-за помех, сделавших это соединение несовершенным, вместо близнецов, которые должны были родиться, появился Йуругу - непарное существо. Пожелав жену, он совершил инцест с матерью. А для этого схватил скрученные Номмо и прикрывавшие землю волокна, которые заключали в себе слово. Земля пыталась воспротивиться и, превратившись в муравья, спряталась в своём чреве, в муравейнике, но не смогла убежать от Йуругу. В результате инцеста шакал обрёл дар речи, благодаря чему впоследствии он смог открывать прорицателям замыслы бога.

Во второй приход Амму к своей супруге дождь, божественное семя, оплодотворил землю, и родились близнецы Номмо. После того как Йуругу совершил инцест, соединившись со своей матерью и таким образом осквернив землю, А. решил создавать живые существа без её участия. Он сделал из сырой глины первую человеческую пару (мужчину и женщину). Номмо, предвидевшие, что первоначальному правилу рождения близнецов грозит исчезновение,а это может вызвать отрицательные последствия, начертили на земле два контура - мужской и женский, один поверх другого. Благодаря этому каждое человеческое существо наделено двумя душами разных полов. Женская душа мужчины устраняется при обрезании, мужская душа женщины - при эксцизии. Человеческая пара, созданная А., породила восемь первопредков, из которых четыре старших были мужчинами, а четыре младших - женщинами. Все они были андрогинами (двуполыми) и могли самооплодотворяться. От них произошли восемь родов догонов. (Нет конца и края этим сказкам про догонов…)

А в сказаниях саха помощь главному герою могут оказывать также иччи, духи предметов, и говорящие животные или старец-мудрец "Сэркээн Сэсэн", чьё имя напоминает мне о другом «старце». Саргон Древний (аккад. SAR.RU.KI.IN — Шурру-кин — «Истинный царь») царь Аккада и Шумера, правил приблизительно в 2316 — 2261 годах до н. э.), основатель династии Аккада. О "Сэсэне" разговор чуть ниже.

Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абасы.

Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые трикстеры (нарушители или антигерои), являющиеся медиаторами (посредниками) между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.

Заканчивая разговор об алтайцах, упомяну о таком понятии, как Сёок  — род у алтайцев, шорцев и хакасов; группа людей, осознающих общность своего происхождения по мужской линии. У киргизов — родственники по линии свойства, сваты. Буквально «сёок» переводится на русский язык как «кость». Интересно, кто же оказался в свояках у киргизов?

Саки — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э., живших в нынешних киргизских степях до пустыни Гоби и Тибета. И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. Западной границей страны саков была р. Яксарт и Комедские горы, отделявшие ее от Согдианы; на юге и востоке страна граничила с Индией. Главная сила саков заключалась в коннице; кроме того, они хорошо стреляли из лука, и потому отряды, пополнявшиеся из саков, были лучшими в персидском войске. В походах участвовали и женщины. Как бродячее племя, С. занимались скотоводством, преимущественно овцеводством.

Индо-скифские племена в Индии именовались «шака», как вариант индийского наименования сака. Шаки упоминаются во множестве текстов: «Пураны», «Ману-смрити», «Рамаяна», «Махабхарата» и других древних текстах. Термин «шака» используется как собирательное наименование воинственных племен северо-запада. Некоторые источники приписывают сакское происхождение Будде Гаутаме, его отец принадлежал к касте кшатриев. Титул Шакьямуни означает «мудрейший из шакья». Но, возможно, что это одно из заблуждений. Будда принадлежал к индоарийскому племени, называемому сакья/шакья (не сака/шака).

В «Манусмрити», написанной около 200 г., племена шака вместе с яванами, камбоджами, парадасами, пахлавами, киратасами и дарадасами упоминаются как «выродившиеся воины» или кшатрии. Не удивительно, что в Индии есть город Саки. Интересно другое.


Саки (укр. Саки, крымскотат. Saq, Сакъ) — город в Крыму. Происхождение названия возможно от названия племен саков,  проживавших в этих местах в древние времена. Есть три деревни Саки и в Белоруссии, одна – в России, в Смоленской области.


Что касается саксов, то это — древнегерманское племя, ареал распространения которого со II века н. э охватывал приблизительно Восточные Нидерланды, сегодняшние немецкие земли Вестфалия, Нижняя Саксония (исключая территории, заселенные племенами фризов), Хольштейн, Мекленбург и север Саксонии-Анхальт. В III—V веках н. э. разделились на две части: одни пошли на юг — в Германию, а другие — на запад.

От названия саксов произошло название исторической области в Германии — Саксония.  На острове Британия, совместно с англами и ютами саксы участвовали в формировании английского этноса. Учитывая, что на долю гаплогруппы R1b в Великобритании приходится 67%, а на долю R1a только 4,5%, можно смело делать предположение, что саксы – типичные «рыбы».

Язык саксов стал основой англосаксонского языка, из которого развился современный английский язык. Отсюда в ирландском и других кельтских языках наименование племени саксов употребляется для обозначения современных англичан: в ирландском — «Sasana» (Англия) и «Sasanach» (англичане), в гэльском — «Sasunn» (Англия).

Совершенно случайно это так напоминает про Сасун — гавар (уезд) в провинции Алдзник Великой Армении, в системе Армянского Тавра (сейчас территория Турции).

Есть ещё один «Сасун».  Суасон, Суассон (фр. Soissons, лат. Suessionem) — коммуна на севере Франции, регион Пикардия, департамент Эна, центр одноименного округа, в 90 км к северо-востоку от Парижа, на берегу реки Эна. В кельтскую эпоху Суасон был известен как главный город племени свессонов и назывался Новиодунум или Аугуста Суессионум.

И ещё один неожиданный «Сасун» - это Асуан (араб.  Асван; копт. Свэн, др.-греч. Syini) — город в Египте. В древности назывался Сиене или Сиена. Это наверняка в честь шумеро-аккадского Сина.

Очередным "Сасуном" мог бы стать наш Сосногорск. Судите сами:

Ещё в эпоху каменного века (7-11 тыс. лет назад) территория Сосногорского района была заселена первобытными общинами, а в раннее средневековье (рубеж 1-2 тысячелетия) здесь, в окрестностях села Усть-Ухта, было примитивное городище с земляным валом. Вблизи устья реки Ижмы на городище Поганый Нос найдена серия предметов XI—XII веков: железный топор с широким симметричным лезвием, наконечник копья, наконечники стрел, кресало с бронзовой рукоятью, принадлежавших, предположительно, новгородским сборщикам дани.

Нынешние деревни Сосногорского района основаны в конце 18 — первой половине 19 вв.

В 1937 г. принят план сооружения Северо-Печорской магистрали «Коноша-Котлас-Воркута», и с этим связано начало строительства в 1939 г. станции Ижма, ставшей в 1942 г. центром одного из пяти отделений железной дороги на территории Коми.
С ноября 1945 г. близ рабочего посёлка Ижма строится новый посёлок Сосновка — центр газопереработки Севера. 1 декабря 1955 года Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил Указ об образовании на базе этих двух населённых пунктов города Ижма, переименованного в 1957 г. в Сосногорск. Расположен в среднем течении Ижмы, в месте впадения в Ижму реки Ухты.


Вообще-то речек Ижма целых три: в Архангельской, Нижегородской областях и в республике Коми. На языке коми звучит как Изьва. Есть ли здесь связь с рекой Уз, на которой город Йорк стоит? Точно не знаю. Зато побратимом Сосногорска является Хальденслебен  — город в Германии, районный центр, расположен в земле Саксония-Анхальт. Образован в 1938 г. слиянием городов Альтхальденслебен и Нойхальденслебен. Напомню, что озеро Ладога у новгородцев называлось и Альдога, и Нево. Вот тебе и Хальденслебен...

В эстонском и финском языках название саксов послужило основой для обозначения современных немцев и Германии: в эстонском «Saksamaa» (Германия) и «sakslased» (немцы); в финском «Saksa» (Германия) и «saksalaiset» (немцы).

Вплоть до подчинения и обращения в христианство Карлом Великим континентальные саксы сохраняли свой древний племенной устав и не имели короля, а все важные вопросы решали на ежегодном собрании старейшин племени, которое называлось «Тинг» (ср. нем. «Ding» или англ. «Thing», а лучше с шумерским «Дингир» или Тенгри - верховное божество неба народов Евразии тюрко-монгольского происхождения). Герцоги (военачальники) принимали предводительство над народом только на время военных конфликтов.


В составе саксов выделялись: вестфалы, остфалы и энгры. Энгры занимали среди саксов центральное положение, как в географическом, так и в культурно-общественном отношении. В их землях на Везере находилось Маркло, место ежегодных собраний. (Теперь вы понимаете, почему Меркель… и «марглы»).

Интересно, что против саксов в 5 веке на стороне римлян выступали сигамбры. А до этого…

Сигамбры (сугамбры, сикамбры, лат. Sygambri) — древнегерманское племя, жившее на правом берегу Среднего Рейна в VIII—I вв. до н. э..

В 7 году до н. э. около 40 тыс. сигамбров было насильственно переселено с Среднего Рейна в провинцию Белгику (Галлия). В III в. н. э. сигамбры вместе с хамавами составили ядро федерации салических франков, после чего их имя быстро исчезает и замещается наименованием франки.


На территории Древней Германии сигамбры также были известны под именем марсов. Сигамбрами вплоть до VI века часто называли франкских конунгов и королей, в том числе и Хлодвига I Меровинга при крещении которого в 496 году реймсский епископ Ремигий произнес знаменитую фразу: «Mitis depone colla, sicamber, adora quod incendisti, incendi quod adorasti» («Покорно склони выю, сигамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал»). В первую очередь это связано с тем, что полулегендарный древнегерманский конунг Меровей — основатель франкской королевской династии Меровингов — считался представителем сигамбрского рода Хлодиона.


Средневековые хронисты писали о том, что Фарамонд и последующие короли франков вели свой род от троянцев, которые выжили и прибыли в незапамятные времена на территорию Галлии. Здесь существуют многочисленные расхождения — чаще всего предками Меровингов назывались царь Приам или герой троянской войны Эней. С Длинноволосыми Меровингами всё закончилось печально…


Ещё одни «длинноволосые» - это сикхи, живущие в Индии (преимущественно пенджабцы). Мужчины  не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку.  Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII — нач. XVIII вв.) и создали своё государство в Пенджабе (1765—1849 гг), где возник сикхизм — дхармическая религия, как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Основателем сикхизма стал гуру Нанак (1469—1539 гг). Напомнить об Аннунаках, шумерских верховных богах? А ведь, оказывается, есть и другие.

Аннун (дословно «бездонный») — в мифологии валлийских кельтов потусторонний мир, правителем которого считался Араун.  Что касается Арауна, то он упоминается в ранневаллийской поэме «Сокровища Аннуна», в которой описано путешествие в Аннун с целью овладения волшебным котлом. Высказывалось предположение, что образ этого котла повлиял на формирование идеи о святом Граале, тесно связанном с легендами Артуровского цикла. Из-за этимологической схожести и связи с охотой, Арауна иногда ассоциируют с галльским богом Цернунном, для которого характерны: «буддийская поза» со скрещенными ногами, оленьи рога, ожерелье (торквес) и бараноголовая змея.

Нужно бы про сикулов и сиканов рассказать. Но это уже в другой раз. Продолжение следует…


Рецензии