Огненные Прометеи мы тоже Боги!?
Огненные Прометеи: мы тоже Боги!?
(Прометей, греч., «думающий прежде»)
Герой и человек, кто они? Давайте так и спросим себя, дорогие читатели. Правильно будет сказать, что в том и в другом случае – это Прометеи. Не побоимся гиперболических интонаций, ведь гигантского в человеке значительно больше, чем принято считать. В развитие этой позиции добавим – Прометеев на земле было всегда больше, чем принято считать. Так мы теперь говорим и думаем. В развитие этой мысли процитируем знаменитого французского интеллектуала и оптимиста. Это Пьер Буаст (1765-1824), французский лексикограф и философ. он говорил о человеке с позиций своего бурного времени. Допустим, что П. Буаст в нашем случае не только категоричен, но и точен. Вот его метафорическое кредо и комплимент героическому началу в людях:
«Несчастлива страна, у которой нет героев»;
«Герои, подобно произведениям искусства, кажутся более великими через пространство веков».
Дорогие читатели, согласны ли вы с великим французом?
Гигант другого времени, Бернард Шоу, в свойственной ему манере предлагает оценить своим читателям и современникам феномен героизма с апологетических позиций и при всех обстоятельствах возвышать себя над страхом. В чем же скрыт секрет героизма? Ответ Шоу: в том, чтобы «…никогда не позволять страху смерти руководить нашей жизнью». (Джордж Бернард Шоу (1856-1950), английский драматург.)
27.10.2015.
У людей – души комет,
Огненные Прометеи
Знают все про Белый свет
Как земную орхидею.
Белый свет был сотворен
Молодыми божествами
И с тех пор стареет он
Вместе с ними – в том же храме.
Речь идет о небесах,
Об Олимпе вечно юном.
Мы внизу, над нами страх,
Он живет и в божествах,
В Роке солнечном и лунном.
Юрий Петров 3.11.2015.
Резюме:
Дорогие читатели, Прометей – культурный герой. В истории возникновения и развития разных цивилизаций «культурные герои» играют роль высоких благодетелей (Гильгамеш, Кетцалькоатль и т.д.). Прометей открыл для людей множество нужных знаний и умений. Чем прогневил богов. Он обречен был на муки. Его приковали цепями к скале, к нему прилетали хищные птицы и расклевывали его тело и органы. Боги – жестокосердны, а подвиг Прометея пришел из мифологии в практику, в мировой культурогенез, вследствие чего стал возможным расцвет жизнедеятельности людей на разных континентах.
Простое воспроизводство этносубъектов преодолевает границы примитивного толкования реальности. Развитие трудовых отношений сопровождается усложнением ремесел и инструментария. Это первые ростки прогресса, до расцвета которого еще очень далеко. Но цивилизация машин и вещей уже ступила на многоэтапный путь совершенствования своего инвентаря. Число орудий труда будет постепенно умножаться. Совершенствование человека найдет свое выражение и в практике строительства новых жилищ, создания новых типов одежды и обуви. Люди придумают алфавит. Начнется развитие письма, морали человеколюбия, будут умножатся знания о небесных телах и земных артефактах. Это уже революция. Архаический период социогенеза чрезвычайно долог., но он будет преодолен. На смену ручному труду придет машинный труд.
К сожалению, в тот же период складываются первые варианты эксплуатации человека человеком, появляются богатые и бедные, увы, но люди тогда превратились в сословных субъектов, равенство которых стало призрачным. Первичный или первобытный коммунизм остался в прошлом. Из истории жизнедеятельности людей известно, что рабовладельческий строй и феодализм выполняли функции общественного устройства. Тогда уже справедливость и свобода находят себе приют только в сфере мечты. Род человеческий погружается во мрак частнособственнических отношений. Представление о лучшем мире, о райской жизни, о господстве красоты и добра, к сожалению, уходят в сферу мифов, легенд и сказок.
Октябрьская революция 1917-го года радикальным образом изменит положение дел на планете Земля. «Кто был ни чем, тот станет всем» - это лозунг апологетов социалистической цивилизации. Она будет построена на Земле – это Советский Союз – фаворит бедных и обездоленных людей, проживающих на разных континентах. Человеческим родом осознается новый императив. Будущее может быть счастливым для всех живущих. А капиталистический гнет должен быть преодолен! – таков смысл марксистско-ленинской идеологии.
Время учило и учит людей: «Все лучшее возвращается!». Так было и так будет. Это стало возможным после того, как архаические формы эгоизма, патологические потребности в неограниченном накапливании богатств достигли своего апогея, что и позволило трезвомыслящим специалистам назвать тот далекий и в равной степени теперешний мир – миром абсурда. Подчеркнем, что этот мир представлен ныне – в континентальных формах, в организации духовного и материального производства жителями Евро-Азии, Африки, Австралии и обеих Америк. Когда же наступит рай? И когда эта сказочная метафора будет земной характеристикой счастливо живущих представителей всего человеческого рода?
Ответ оптимиста – ожидаемый: коммунистический строй установится на всех континентах уже в недалеком будущем; и это будет сопряжено с успешными интеллектуальными революциями. Их герои уже подрастают. Их единомышленники множатся числом. Итак, не будет преувеличением сказать, что корыстолюбие и эгоизм починут в обозе.
Благоразумие восторжествует, ибо, в противном случае, нынешнюю цивилизацию ожидает бесславный конец.
***
Красивая песня из недавнего прошлого декларирует наивный и непобедимый оптимизм. Вот эти слова:
«Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.»
Дорогие читатели, познакомьтесь с историей замечательной песни «Мы желаем счастья вам»: автор слов Игорь Давыдович Шаферан (настоящая фамилия Шаферман; (1932, Одесса — 1994, Москва) — советский поэт-песенник. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1960), учился у Михаила Светлова. Игорь Шаферан — автор сборников «Слушай, сердце!» (1971), «Красно солнышко» (1973), «Для тебя» (1985) и других.
Автор музыки: Стас Намин (настоящее имя Анастас Алексеевич Микоян, 1951, Москва) — советский и российский музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссёр театра и кино. Создатель и лидер группы «Цветы».
В 1985 году прошёл Фестиваль молодежи и студентов, где «Цветы», смогли несколько раз с успехом выступить. В дни фестиваля «Группе Стаса Намина» (она же группа «Цветы») удалось записать свой новый двойной альбом с участием их друзей по фестивалю — зарубежных музыкантов. Название альбома — «Мы желаем счастья вам».
Постскриптум:
Дорогие читатели, позвольте еще раз уточнить смысл прометеевской мифологемы. Получив в дар от Прометея важнейший ресурс жизни – огонь – люди смогли выжить в условиях жесточайшего противостояния им со стороны дикой природы. Уточним, что «герой» в соответствии с сюжетами греческой мифологии совершил подвиг. Исследователи уточняют, что Прометей осмелился подарить людям тайну огня – небесного феномена, которым распоряжались только боги. Философско-литературная концепция огненоцентричной цивилизации имеет ряд особенностей. Люди земли были лишены огненной силы неба. Бог Солнца – суровый бог. И все-таки, открытие костра состоялось. Наши далекие предки вынуждены были годами поддерживать огонь костра. Однако, получить огонь другим способом – способом трения людям удалось. Какова же роль феноменального Прометея в этой истории? Мифологическая трактовка и ответ таковы:
«Герой из греческой мифологии украл для людей огонь с неба и был наказан за это разгневанными богами. Они приковали его к скале и неподвижному герою прилетали хищные птицы. Дабы вновь и вновь раздирать, не успевавшие затянуться раны и клевать печень несчастного. Так продолжалось очень долго, пока оказавшийся в тех краях Геракл не сразил орла, разбил оковы и освободил Прометея.
Основные направления разработки образа Прометея наметились уже в эпоху античности. В первой литературной обработке мифа, у Гесиода, поступок Прометея был представлен как образец хитрости ремесленника, а сам титан – как хитрец, обманувший Зевса при устройстве первого жертвоприношения и похитивший с неба огонь, за что был наказан. Удивительно, что с точки зрения современного человека Гесиод признал это наказание вполне справедливым и законным.
Великий Эсхил (525-456гг до н.э.) полностью переосмыслил образ титана. Он написал целую тетралогию, посвященную Прометею, из которой сохранилась лишь одна часть – трагедия «Прометей прикованный», шедевр античной литературы. Другие части: «Прометей-Огненосец», «Прометей освобождаемый» и сатира с неизвестным названием – были утеряны.
У Эсхила Прометей – бессмертное божество, дитя Фемиды, богини правды и пророчицы. Вначале он разделяет с Зевсом власть над миром, но потом добровольно жертвует всеми выгодами привилегированного положения ради слабых смертных; заранее сознательно обрекая себя на страшные муки – за беспомощных обитателей земли.
В страданиях он обнаруживает грозную независимость характера, непреклонную волю и вообще высокую нравственную силу.
Вместе с огнём Прометей дарует людям важнейшие знания и полезнейшие искусства, облегчающие достижение земного благополучия. Наконец, он – пророк, владеющий тайнами, неизвестными самому Зевсу. У эсхиловского Прометея сильно развито чувство собственного достоинства, сознание важности того, что им совершено. Для Эсхила деятельность Прометея – начало культурной и сознательной жизни человечества, тогда как для Гесиода начало всех несчастий и бедствий».
***
Прометей как благодетель и спаситель человеческого рода навсегда вошел в историю цивилизации. Им был открыт путь к счастью. И беззащитные человеческие существа развивают технологии своего противостояния природе. «Счастье» и «Огонь» встретились, чтобы никогда не разлучаться. Дикий норов огня люди научились обуздывать. Так начинается шествие человеческого рода по неуютной и полной опасности планете. Огненоносный человек с тех пор и начинает свой путь к звездам, к гуманизму, к победам любви и красоты.
В атрибутике людей появляются теплое жилье, теплая одежда. Теплота в отношениях – это уже не метафора, а высочайшая ценность. Радушие и справедливость утвердились благодаря огненосущностной культуре, которая становилась все более светоносной. Свет как символ блага изменил психику людей, а солнцецентризм людей стал нормообразующей субстанцией. В этой связи на память приходит замечательная песня. Советским людям было свойственно не только желать друг другу счастья, но и помогать друг другу быть счастливыми во всех сферах жизнедеятельности. Позвольте процитировать слова солнечного произведения. Вот оно:
«В мире, где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую
Ждем порой мы весть,
Чтобы было легче в трудный час,
Очень нужно каждому из нас,
Очень нужно каждому
Знать, что счастье есть.
Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.»
(И. Шаферан и Стас Намин, там же).
Дорогие друзья, будем делиться щедро своим солнечным богатством с другими! Пусть будет больше солнца на земле, а тьма пусть исчезнет!
С уважением,
Юрий Петров, доктор философских наук, академик Европейской Академии проблем человека
Свидетельство о публикации №115110305883