Его последняя женщина
Москва опять в транспарантах. Всё старые лозунги. Но появился и один новый: «Задания первой пятилетки выполним досрочно!» Да и портретов Сталина поприбавилось. Один такой портрет свисал перед входом Центрального телеграфа.
Напротив этого портрета в проезде Художественного театра Вероника Полонская ждет Маяковского. Ее с ним только сегодня познакомил Осип Максимович Брик, и Маяковский обещал заехать за ней во МХАТ и отвести на вечеринку к писателю Валентину Катаеву, мягкому, хлебосольному человеку, со всеми поддерживающему ровные отношения и держащему двери своей квартиры всегда открытыми для друзей. Здесь же стоит серый «Рено», купленный Маяковским в Париже.
– Девушка, не хотите со мной прокатиться? – обращается шофер к Веронике. Семейный мужчина, с веселинкой в глазах, большой любитель завязывать знакомства на улицах с хорошенькими девушками.
– А чья это машина?
– Поэта Маяковского.
– Я тоже жду Маяковского.
– Да?! Я попался, выходит. Только вчера у меня был разговор с ним, и я ему обещал больше никого не катать на машине. Да как удержишься в такой день! Вы посмотрите – весна! Петь хочется, веселиться, женщинам подарки дарить!.. У Владимира Владимировича в стихотворении – забыл как называется – здорово про весну сказано. Вот послушайте, как он предлагает поддерживать в людях хорошее настроение:
Надо принять какие-то меры.
Ну, не знаю что, – например: выбрать день самый синий,
и чтоб на улицах улыбающиеся милиционеры
всем в этот день раздавали апельсины.
Правда, хорошее предложение? Я – за!.. Девушка, я вас очень прошу, не говорите Владимиру Владимировичу, что я предлагал вам покататься. Не выдавайте меня.
Вероника смягчается:
– Ладно уж. А где он сейчас?
– Велел здесь его дожидаться. А сам играет в бильярд в гостинице «Селект»… Заигрался, наверное.
– Играет в бильярд, когда я его жду?
Полонская резко поворачивается и уходит.
В этот же день на вечеринке у Катаева Вероника спросила у Маяковского:
– Почему вы не пришли?
– Бывают обстоятельства, против которых не попрёшь, – не моргнув глазом, весело смотря на нее, лжет Маяковский. – Так что вы ни в коем случае не должны меня ругать.
Настроение у Маяковского хорошее. Сегодня он в ударе. Энергия из него так и прёт. Он не отходит от Вероники ни на секунду. И все время говорит, говорит, ни на кого не обращая внимание.
– Вот почему, сегодня утром, когда мы познакомились, вы были дурнушкой, а сейчас вы красавица? – спрашивает он и, не дождавшись ответа, заводит речь о другом:
– Норкочка, послушайте, как здорово написала Вера Инбер:
Погляжу на губы те,
На вино Абрау,
«Что ж вы не пригубите,
Meine liebe Frau?»
Никогда бы не подумал, что эта дамочка может так написать. Обратите внимание на рифмы: «губы те» и «пригубите». Прямо как у меня.
– Мне больше Пушкин нравится. А вот вы, я слышала, его не любите.
– Норкочка, кто вам сказал такую чушь. Я люблю Пушкина. Он гениален, раз написал:
Я знаю, жребий мой измерен;
Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Но ведь и у него были ошибки. Вы заметили, я прочитал «жребий мой измерен». У Пушкина: «век уж мой измерен». По-моему, это неудачно. Это «век уж» сливается и получается совсем уж несуразное слово «векуж».
Сегодня утром на бегах, в белом плаще и черной шляпе, нахлобученной на лоб, Маяковский показался ей смешным и действительно несуразным. А сейчас ничего, он ей нравился. Ей льстило, что такой знаменитый поэт не отходит от нее. Весь поглощен ею.
– Норкочка, вы слышали последнюю остроту Ильфа – без Петрова. Когда его спросили, еврей ли он, он ответил: « Я – что! Вот Марк Аврелий – не еврей ли?»
П р о д о л ж е н и е з а в т р а
Свидетельство о публикации №115110303907