Happy End- окончание ВИА Свей-молодость моя
Не очень-то почётным караулом…(Игорь Кинг)
Меня спрашивают, зачем я это пишу? С какой целью?
А просто так. Захотелось вспомнить молодость, повеселиться. И, что интересно, за теми шуточками в начале, под конец просыпается осознание чего-то важного, что определяло мою дальнейшую жизнь. Вернемся, однако, к Свею.
Happy End
Ничто не предвещало беды (да простит мне читатель этот трагизм). После лагеря "Волга" Свей снова собрался на репетицию. Кроме Дячина и Локая, мы все уже распрощались с институтом, но остались в Казани, распределившись на завод ЭВМ. Думали, что будем продолжать играть в ансамбле, готовились к новым свершениям. Но события повернулись по-другому.
Помню серый осенний вечер 1973 года, полумрак помещения клуба КАИ. И вместо репетиции - сообщение, что Коля Локай покидает Свей. Он, оказывается, организовал свою группу "Зеркало". Сидим оглушенные. Здесь же крутятся Сапог, Чама, Кульков... Однако, Коля успокаивает. Говорит , что будет помогать нам, совмещая игру в двух ансамблях.
Решено было не расходиться окончательно, и попытаться подготовить программу к какому-то мероприятию (к какому уж не помню). Да, потом мы собирались снова, что-то репетировали. Даже выставили на предварительный просмотр какие-то номера, как мне кажется, уже в начале 74-го года. Жюри не одобрило, зарубив нашу программу, и это стало окончательной точкой в истории Свея.
Грустно? Да. Конец? "Нет, это еще не конец", - как поет Николай Пузанов в песне "Друзья" (фильм "Норвежские приключения" https://youtu.be/8Df1rPppU0A ).
Помнится, Валера сказал мне тогда, показывая письмо своего отца: "Всему свое время". Что в письме было - дословно не помню, а смысл был такой:
"В молодости все куролесят, но главное, вовремя остановиться и начать взрослую жизнь. Многие так и застревают в детстве".
А вот В. Пресняков-младший недавно сказал на передаче Ю. Меньшовой "Наедине со всеми", что главное во взрослой жизни - не лишиться "детственности". Думаю, редко кому удается соблюсти этот баланс, а творческим людям он, просто, необходим.
Так вот, у нас началась взрослая жизнь. Разошлись каждый по своему пути, но дружба, которая связывала нас в студенческие годы "толстым канатом", как сказал Измаил однажды, не оказалась тонкой ниточкой. Она согревала и согревает до сих пор. Мы общаемся, делимся творческими успехами. Встречаемся иногда и вспоминаем нашу "боевую" молодость.
Несколько раз удалось даже выступить на концертах в прежнем составе. Спасибо Владимиру Чуркину(нашему А. Маслюкову) за организацию встреч по случаю юбилеев клуба КАИ! Было здорово тряхнуть стариной - порепетировать, порадовать публику и себя тем, что еще кое-что можем. Жаль только, Коля Пузанов ни разу не приезжал - до Праги чуть подальше, чем "от Кольца Соцгород", как в песне про бороды. Однако, благодаря Интернету, он изредка радует нас своими новыми музыкальными композициями и красочными клипами. Здесь надо заметить, что его произведения соответствуют высокому профессиональному уровню.
Хочу поблагодарить организаторов группы "Рок в КАИ" на FB за то, что подтолкнули написать эти воспоминания. В творческом процессе как-бы снова погрузился в студенческие годы, снова оживились наши контакты и был повод лишний раз пообщаться с ребятами.
Результат, к моему глубокому удовлетворению, как бы подытожил Коля Локай:
"Знаешь Коля, Happy End у меня еще ассоциируется с Hi End музыкальной аппаратурой. В своем жанре Свей c Дятчиным и был Hi End. Здорово написал, молодец, жаль, что уже закончил,интересно читается, только немного бронзовато на мой взгляд. Для грядущего потомства - смотрите какие были ваши дедушки!"
PS/ 1. Теперь, когда вы имеете общее представление об истории ВИА Свей, можете ознакомиться с не вошедшими в статью воспоминаниями участников тех событий. Так скажем, перейти к неофициальной части - "Джем-сейшн".
2.Если вы случайно попали на эту страницу, то прочитать полностью историю "ВИА Свей - молодость моя" можно по ссылке "Другие произведения автора НикКл"(http://www.stihi.ru/avtor/nikvs).
Дополнения от Измаила
1. Название предложил Смирнов, он вычитал где-то что Свей -это мелкая поземка. Мы тогда все шутили – Свей это потому, что наши выступления и качество исполнения и есть мелкая поземка на фоне известных ансамблей и исполнителей. "Пыльная рябь на широкой дороге Бита"(прим. автора).
2.На рок-фестивале в Горьком для меня памятны три момента
1. Комната Александра Градского была рядом с нашей. Распевался Дятчин и как бы в соревнование начал распевку Градский. Все было достойно в пределах нормального диапазона, но когда Градский перешел на свой «микст», то Дятчин сдался и сказал – ну и диапазон.
2. Через какое-то время Пузанов начал репетировать на соло с использованием спецэффектов. К нам в комнату зашел Градский и спросил – какой фирмы у нас ФУС, а узнав что самопал сказал - классный ФУС!
3. На разборке результатов мы были с Дятчиным. Его там обозвали пошлым профессионалом, на что он ответил - «рад такой высокой оценке».
Дополнения от Шурика к поездке по Казахстану
1. Когда в татарском селе мы выступали, в качестве сцены
служили два кузова состыкованных грузовиков,а в нашем автобусе,
припаркованном сзади, переодевались.
2. Еще помню выступление в райцентре Астраханка Кокчетавской области.
Это поселок, куда ссылали тунеядцев и проституток.
Наш автобус въезжает на центральную площадь и мы видим на крыльце райкома
партии стайку девиц в мини, что Славу Ушакова, конечно, шокировало, а нас привело в восторг. Впоследствии на нашем концерте первые два или три ряда были заняты исключительно этим контингентом.
3. Поселившись в гостиницу, слышим знакомые звуки из Abbey Road. Это в соседнем
номере гремел магнитофон. Там поселилась какая-то московская группа на шабашке (или как тогда говорили - на"халтуре").
Я еще спросил их солистку: "Откуда самодеятельность?". Она презрительно
посмотрела на меня и произнесла сквозь зубы:"Мы профессионалы". На наш концерт, тем не менее, они пришли. Местные потом рассказывали, что наш концерт прошел гораздо более успешно, тем более, он был бесплатный.
В переложении Колпакова диалог с профессионалами звучал так: Пузанов:
- Привет чуваки, откуда самодеятельность?
Ответ (гордо, свысока): Мы профессионалы. Ребята из Запорожья.(Примечание Коли Локая).
Дополнения от Шурика к слету авиационных вузов в МАИ
1. Можно конечно написать, что в МАИ Градский прислал своих. Мальчики предлагали купить японский аппарат, который был у него в Горьком на "Серебряных Струнах 71". За 3 "штуки" (Интересно, а сколько тогда стоил "Дядя Ваня" Сепкулова? - прим. автора).
Дополнения от Локая
1. К "Мусе Джалилю"
"Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит".
Чтец - Володя произносил стихи слегка шепелявя на буквах С (отсутствие ряда зубов), но был чрезвычайно пафосным. В последний день в Перми потребовал вместо обеда на последние общественные стакан красного.
Я почему-то вспомнил, как на репетиции "Джалиля" то-ли в 1, то-ли в 5 доме, нам нужно было уйти на коду постепенно затихая. Гена Торлупа сидел примерно на ряду четвертом и по-дирижерски приподняв руки, сползал с кресла, руководя затиханием. К концу коды его уже не было видно - сполз почти до пола.
У Гены Торлупы в Перми просили автограф , принимая его за Ролана Быкова. И он давал, не возражал.
2. А еще в Челнах на концерте залез на сцену какой-то полубандит и попросился спеть песню. Валера ему гитару дал, он одел ее и скомандовал нам :
"Поехали!"
- А тональность то какая?
- Чего?
Отвернулся долго ставил руку на аккорд , потом ко мне повернулся. - Усекаешь?
Дополнения от Пузанова
1. Запись в Радиокомитете, мне кажется была сделана сразу после Стрежевого, когда Боб уже с нами распрощался, а Коля Локай еще не определился, все надеялся создать группу на 2-м факе. Поэтому на студии мы записывались без органа. Вспоминаю, как я был удивлен когда звукооператор стал ставить микрофоны для записи не только к голосовым колонкам, но и к гитарным. Поскольку мы считали себя крутыми знатоками радиоаппаратуры, естественно стали учить оператора, что гитары надо писать с линейного выхода усилителей. Ну что сказать? Ну тупые они все, эти звукооператоры!
К поездке по Казахстану
2. Ехали мы в плацкартном вагоне, где вместе с аппаратурой занимали 3 купе (секции). Полутора суток езды от Казани до Кургана пролетели абсолютно незаметно, тем более что у Исмаила оказались при себе карты и он вместе с Колей Локаем стали обучать нас, несмышленышей преферансу и всем премудростям этой замечательной игры. Надо было видеть с какой энергией и энтузиазмом мы окунулись в "Сочинку". Каждую минуту раздавались непонятные для непосвященных и с удовольствием и гордостью произносимые нами заклинания: первые! пас!, семь вторых! вист! в темную! за две!. Эмоции переполняли и зашкаливали. - ну что ты, идиот снёс? Ну кто же так ходит?" А напротив, через проход на боковых сиденьях вместе с нами едут две тетки и что то тихонько бубнят и бубнят, бубнят и бубнят с опаской поглядывая на нас. И только когда Исмаил вдруг объявил: - Коля у тебя паровоз на 7 взяток - и все замолчали усваивая эту радостную для всех, кроме меня новость, вдруг услышали:
Вот так они и на людей играют, а потом скажет - зарежь! И зарежут!
Ставки у нас были небольшие, специально для начинающих - 10 вистов - один удар картами по ушам или по кончику носа, по выбору проигравшего.
И настал час расплаты!
Стою я полусогнувшись, лицом как раз к этим двум теткам, держусь руками за верхние полки. А Исмаил, держа 3 карты, с широким размахом и с оттяжкой бьет по самому кончику моего носа, садюга, и еще приговаривает:
Не играй в карты, не играй в карты!
И так раз 30! И когда после экзекуции, кое-как проморгавшись я открыл глаза, то первое что увидел - это радостные и счастливые лица наших тёток попутчиц.
После этого они нас перестали боятся, а Исмаила очень даже зауважали.
3. Из Кургана мы прямиком вечерней лошадью – скорым до Алма Аты - отправились в Казахстан нести культуру и все самое передовое в массы целинников и бывшего кочевого народонаселения.
И первой остановкой на этом славном и ответственном пути у нас был город Кокчетав. Остановка эта произошла в 2 часа ночи и длилась целых 2 минуты, поскольку поезд был скорый, а город небольшой и, вероятно по мнению МПС СССР, большего не заслуживал.
За это время нам надо было успеть выгрузить всю аппаратуру, носимые и возимые вещи, ну и, естественно, выгрузится самим. Мы даже как следует проснуться не успели, а поезд уже потихоньку тронулся от строения, которое в Кокчетаве именовалось вокзалом и выразил твердое намерение уехать отсюда как можно быстрее. Поезд то скорый!
А на вокзале, между прочим, нас должны были встречать представители нашей славной профсоюзной организации. И мы, естественно, не могли себе позволить не оправдать их ожиданий и ….дернули стоп кран! Или за стоп кран? Не помню точно.
Но изо всех сил!
Поезд завизжал, похоже очень сильно обиделся, вся спесь из него вышла и он понуро спотыкаясь, остановился. Поднялся шум, гам, бегают проводники, народ зачем то начал роняться с полок. - что случилось, где бригадир? А мы храним олимпийское спокойствие, у нас уже все приготовлено, вся аппаратура, колонки, усилки, гитары и пр, давно стоят уже в тамбуре, и как только открылась дверь вагона – мы в секунду!... вынесли все на перрон. Как будто так и было!
А на перроне нас никто не встречал! Ну ни одного человека! У нас куча аппаратуры полтонны весом, время 2 часа ночи, нас десять рыл мужиков и одна дама – Дана. Стоим ждем! 10 мин ждем, 20 мин. ждем, полчаса – нет, никаких представителей славного профсоюза и также и других организаций не наблюдается.
А третий час ночи, между прочим, а ночью в северном Казахстане летом очень даже не тропики. Делать нечего, куда ехать мы знаем и надо всего лишь найти на чем ехать! Выходим на площадь перед вокзалом и - урра! Cтоят 2 автобуса, большие такие, ЛИАЗы кажется, и даже вроде как междугородние, ну, думаем нас ждут! Но, как выяснилось ждут то они ждут, но не нас, а поезд с интуристами, который вот-вот должен подойти и поэтому они никак не могут никуда нас доставить.
И что нам делать? На дворе ночь и никакого другого транспорта, даже гужевого не наблюдается. И вдруг, откуда не возьмись возникает мужичок с ноготок и говорит – так уж и быть отвезу я вас, страдальцев куда надо, отводит нас за угол и показывает свой транспорт – старый маленький, носатый такой ПАЗик, У него еще дверь изнутри управлялась водителем с помощью длинной никелированной штанги.
Влезете – спрашивает? Милый ты наш! – говорим - обязательно влезем, все войдет, только забери ты нас отсюда, пожалуйста и побыстрее! Мест в ПАЗике действительно немного, поэтому усилки поставили между сидений, на сиденья положили колонки, а на них сели сами и…. поехали!
Зарычал мотор, ПАЗик дернулся, раз, другой, третий - но с места не сдвинулся – застряли! Это ЛИАЗы стояли на площади, где фонари и асфальт, а здесь, за углом ни фонарей, ни асфальта, а вот ям и колдобин немеряно. Вот в одной из них ПАЗик и стоял. Он заехал сюда когда был пустой, а как нагрузили – все, «ни туды и не сюды!» Приехали! Делать нечего – придется толкать.
Вылезли мы из машины, пристроились сзади – мужики все-таки, и раз –два, раз - два! Мотор ревет, из под колес грязь летит прямо на нас, а мы раз - два, раз – два! Полчаса, а может и больше, мы толкали этот ПАЗик играя в считалки. Устали как собаки, все с ног до головы заляпаны грязью, колеса крутятся, а эта зараза зарывается в землю все глубже и глубже. Не ПАЗик, а крот какой то! И нам стало понятно - все! Амба! ПАЗик наш как танк в обороне, закопался в землю и вытащить его оттуда теперь уже не в наших силах.
А за углом все еще стояли 2 ЛИАЗа! И в наше время, между прочим, не бывало такого, чтобы простой советский человек бросал своих товарищей в беде! И, конечно, наш «мужичек с ноготок» в момент договорился со своим коллегой и один из ЛИАЗов медленно, по черепашьи начал подползать задом к нашему автобусу. Водило быстренько закрепил трос где то под мотором и понес второй конец к пятящемуся раком ЛИАЗу.
А вообще то нужно сказать, что наши советские автобусы, а особенно туристические предназначены для перевозки людей. Ну так их сконструировали. И они не предназначены ни для чего другого. Тащить какой-нибудь груз, например или возить за собой тележку они не могут! Не за что ее прицеплять, крюков не предусмотрено!
Но разве для нашего человека это проблема! Наш человек не с пустой головой, в ней точно что то есть, если она болит с похмелья! И он ей иногда еще и думает между прочим!
И придумал. Вот, например, задняя ось у автобуса есть? Есть! Что к ней трос нельзя прицепить? Кто сказал? Ну и прицепили! И дернули! ПАЗик не шелохнулся. Дернули еще раз! Что-то где то заскрипело и наш ПАЗик чуть вздрогнул! Дернули третий раз и …… раздался громкий такой, минут на пять без передышки, многоэтажный, с загибами и перегибами, чисто русский, можно даже сказать литературный …. мат! Да-а-а! Это музыка! Были люди в наше время! Это вам не сегодняшнее факью какое–нибудь!
И что же случилось? Опять, к сожалению виноваты наши конструкторы! Не продумали они, что кто то захочет подергать автобус за заднюю ось и поэтому крепления оси к корпусу недоработали. Вот заклепки, похоже и вылетели, и что то там с этой задней осью в ЛИАЗе немножко стало неправильно. То ли она совсем оторвалась, то ли не совсем, нам об этом думать стало уже некогда. Потому что мигом отцепив трос к нам на полусогнутых подбежал наш мужичек и севшим голосом просипел – Ребята, нам надо срочно уё….!
Хорошо сказать! А как это сделать? Мы целый час на это самое потратили, и без толку, а ему – срочно! Но, посмотрев на водилу, мы поняли: Да! Надо уё и срочно! И начали раскачивать этот долбаный ПАЗик. Мы его туда – а он обратно, мы туда – а он обратно, Туда - обратно, туда – обратно, главное здесь, как и в любви кстати, поймать ритм. Но мы музыканты или кто, вообще? Мы что в ритм не можем попасть? Темп правда не 120, ну и что, мы же на танцах «Льет ли теплый дождь» под Ободзинского пели, чтоб народ поприжимался? Пели. Надо попасть! И попали! И пошло, и пошло, и пошло!...., и наконец то вытянули эту репку, этот несчастный ПАЗик из этой колдоебины! За три минуты, между прочим!!!
И рванули от этого вокзала с песнями, и «До свиданья, друг мой до свиданья!». А сворачивая с вокзальной площади на улицу мы увидели как к вокзалу подходит скорый поезд с долгожданными интуристами.
4. А происходило это все летом 71 –го года, уже отцвела хрущевская «оттепель» и давно закончилось освоение целины, «Едем мы друзья в дальние края, станем новоселами и ты и я». Новоселы стали уже старожилами, жизнь потихоньку и незаметно стала «застаиваться», но остатки былой роскоши в виде богатых совхозов с громадными дворцами культуры и сельскими клубами все еще встречались на бескрайних просторах Казахстана.
И что интересно: самые ухоженные поселки были как правило немецкими – т.е. там жили в основном бывшие поволжские немцы, затем – польские, украинские и русские. А самые захудалые колхозы, где дома – глиняные хибары с плоскими крышами были казахские.
Помню как в одном из богатых совхозов, сразу же по приезду, заселению и пр. нас стали усаживать за стол, который нам студентам, бедным казанским сиротам мог присниться только во сне. Там кроме гор мосластого мяса, алюминиевых мисок с салатами и винегретами, сметаной с торчащей в ней ложкой, стояли 4 бутылки «Столичной». А надо сказать, что в то время водка, да еще «Столичная» была дефицитом, а для нас еще и недосягаемой роскошью, по причине ее дороговизны, да и вообще это был не совсем студенческий напиток.
Нам бы портвешка какого-нибудь, или на худой конец «Солнцедара» – но у хозяев свои понятия. И когда мы сказали, что перед концертом не пьем очень удивились и показав на эти 4 бутылки водки произнесли классическую фразу из «Кавказский пленницы»
- А что тут пить!? У нас еще 8 бутылок, вот их после концерта и выпьем!
5. Что всех больше меня поразило в Казахстане – это ночное небо. Выйдешь перед сном покурить, ну и по другим делам, ненароком запрокинешь голову, да так и застынешь с открытым ртом.
Миллионы, да что там – миллиарды звезд, и звездочек! Кажется – протяни руку и дотронешься до любой, даже самой далекой! Разного цвета и яркости, сиреневые, розовые, голубые и зеленые сияют над тобой, перемигиваются и, возможно даже разговаривают друг с другом.
И пытаются что-то сообщить и тебе, что-то очень для тебя важное. Настолько важное и нужное тебе, что это нельзя сравнить ни с чем происшедшим и происходящим сейчас в твоей жизни! И чем больше всматриваешься в них, тем больше они притягивают тебя и невозможно от них оторваться!
И ты уверен, что главное – там, что когда –то ты был вместе с ними, что там твоя настоящая жизнь и твой настоящий дом! И хочется, разбежавшись, распахнув руки прыгнуть туда, в это звездную бесконечность и полететь, полететь, обняв всю вселенную и радостно крича – Я вернулся! Я дома!.....
Но тут кто-то хлопает тебя по плечу и говорит:
- закрой рот, муха залетит.
И сказка кончается, и такая тоска вдруг входит в сердце, и непрошеные слезы туманят все вокруг, и обида переполняет тебя – Хочу домой!
6. Машина времени.
Это было не в Казахстане, а в Курганской области. Встречающие нас в Кургане уважаемые профсоюзные и не только деятели спросили:
Вы откуда ребята?
Из Казани
Отлично! Есть у нас тут татарский районный центр. Вот туда и поедете.
На следующий день после выступления в центральном парке, посадили нас, еще тепленьких и не отошедших от вчерашнего «Цинандали» в автобус и повезли куда то на север области.
Приехали мы в районный унылый городишко, и обалдели! Все надписи на татарском, в киосках газеты и журналы на татарском и даже гораздо в большем объёме, чем в Казани. Правда только окружающий народ какой то не такой. На наших что то не очень смахивал. Небольшого роста, темноватенькие такие, в общем – не наши! Ну тут нам по секрету и сообщили, что это крымские татары. Ну крымские, не крымские, татары, русские или вообще чукчи – нам было абсолютно по барабану, мы этим никогда не заморачивались и людей делили по признаку – хороший человек –значит наш человек.
Но чтобы завоевать доверие и понравиться залу что-то татарское сыграть надо бы. Ну и сказать со сцены «Исамисес ипташляр» тоже не помешало бы. Кроме Исмаила, у нас был еще один татарин – Рустик Байбурин – вот ему и пришлось отдуваться по части конферанса.
Честно сознаться не помню - как отыграли мы в этом районном центре? и вообще выступали ли мы там?, а вот то, что нас опять посадили на автобус и отвезли в какую то деревню, где мы и дали концерт – помню.
А все потому, что в этой деревне было озеро.
По приезду мы быстренько разгрузили аппаратуру, установили ее в сельском клубе, опробовали зал, чуть репетнули и пошли знакомиться с окрестностями и местными аборигенами.
Прямо посереди села находилось небольшое симпатичное озерко, кое где обрамленное островками камыша.
-А рыба здесь есть? – спрашиваем у кого то из местных
- Есть, да разве это рыба –караси одни!
Ну то, что для сибиряков не рыба – для нас самое то
А бредень у вас тут имеется у кого - нибудь?
Да вроде бы у агронома какой то бредешок завалялся.
Бредешок у агронома был где то, наверное, метров 15 длиной и с большущей такой мотней. И вот схватившись за волокуши и поддерживая мотню народ резво приступил к путине. Ринулись в озеро и первые два – три метра продвигались без особых проблем, но дальнейшее продвижение давалось с большим трудом.
И чем дальше – тем труднее. Стало ясно – подцепили корягу. Срочно к волокушам и к мотне прикомандировали еще по одному «бурлаку» и, с «ей, ухнем!» - вытащили, наконец эту шевелившуюся и кое где отливающую золотом мотню на берег.
Господи! Столько рыбы прежде я никогда не видел! Только в документальных фильмах про тяжелую жизнь рыбаков, естественно на загнивающем западе. А тут! В общем разбирали, сортировали, выкидывали мелочь – и все равно осталось еще три ведра карасей от 20 см и больше. А нас 11 человек. Но мы решили – мало! И сделали еще один заход.
Да! Если бы мы знали, что всю эту рыбу придется чистить нам самим? Пожарить нам ее пообещали, а вот чистить увы - дураков нет! Ну и пришлось нам, всей командой сесть на бревнышки возле клуба и чистить, постепенно перенося радужную чешую с карасей на бревна, собственные штаны и прочую окружающую действительность.
Сидим на бревнышках, солнышко светит, красота! Из репродуктора на столбе что - то там вещают про урожай и впихивают местные новости, и вдруг тут мы с удивлением слышим:
- Сегодня агитбригада ВЦСПС, ансамбль «Свей» выступил в колхозе таком то (это там где мы чистим рыбу), был очень тепло принят зрителями и в настоящий момент отправился обратно. Вот так вот! А все утверждают, что машина времени невозможна! Еще как!
Свидетельство о публикации №115110206278
Владимир Маркелов 07.12.2015 20:38 Заявить о нарушении
Ник Кл 07.12.2015 20:49 Заявить о нарушении