Алфавит был построен не нами
Почему?
(Продолжение следует: Притчи киевлянина)
«О главном надо говорить сразу или оно заснет, как волна, политая с корабля маслом.»
((Александр Степанович Грин (настоящая фамилия Гриневский, 1880–1932), писатель, автор повестей: «Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.)
25-28.10.2015.
IV
Алфавит был построен не нами,
А талантливыми сверх богами.
Звезды думают также как мы,
Посягая на первенство тьмы.
V
Ветер будет историком мира,
Если только его попросить.
Может быть он уже академик
И трудам его нужен читатель.
Юрий Петров 31.10.2015.
Первая реплика автора:
«Алфавит был построен не нами,
А талантливыми сверх богами…»
Позвольте уточнить: существует феномен многоязычия. В современном информационном пространстве функционирует около 12 тысяч языков и множество алфавитов. Один из самых коротких алфавитов у иврита (22 буквы). Не по алфавитному принципу построен китайский язык. Китайцы пользуются 5-тью тысячами иероглифов.
Позвольте уточнить, что состоявшийся в прошлом переход от слова к букве и от буквы к слову – сложная и очень интересная философско-филологическая проблема.
Открытие буквы – замечательное достижение разумных существ. Предполагается, что спустя какое-то время человеческий род будет говорить на универсальном языке. Из чего же будут состоять слова этого сверх лексикона? Специалисты продолжают разрабатывать затронутую нами здесь тему. Но возвратимся к очень сложному явлению в жизни людей – к их ошибкам, феномен которых попал в поле зрения А.С. Грина. Кстати, в его произведениях герои не ошибаются. Если не считать поведение жителей Зурбагана, насмехавшихся над простушкой Ассоль.
Вторая реплика автора:
«…Звезды думают также как мы,
Посягая на первенство тьмы.»
Начав это эссе с размышлений над феноменом алфавита мы дальше, не совершив ошибки, переходим к теме «звезды думают также как мы…». Как же думают звезды? И присуща ли им мысль?
Метафорическое толкование реальности – замечательно по многим своим достоинствам. В далеком прошлом возникнет и разовьется сложный тип человеческого сознания – мифология. В границах последней и отпочковываясь от нее, будут развиваться религия, искусство, философия. Об этом следует помнить, поскольку люди учатся мыслить всегда, т.е. философствовать, поэтизировать реальность, создавать сюжетную историю мира, историю жизни каждого отдельного индивида. Так кто же мы? – выдумщики или строгие фиксаторы бесконечного количества деталей, из которых, по нашему мнению, и состоит бесконечность.
Скажите, пожалуйста, автор прав, предполагая, что звезды не только мыслят, но еще и делают это также как мы? Вопрос остается открытым. Но скорее всего бессмысленных звезд нет. И материя, горящая в звездах, представляет – мысль или конструктора всего сущего?!
И еще одна реплика автора:
Какие звезды мы видим? Свет от горящей звезды долетает до жителей нашей планеты очень нескоро и может быть так, что звезды уже нет, она погасла, а свет от нее нам видим. Владимир Маяковский говорил: «Если звезды горят, значит это кому-то нужно?». Прав ли поэт? В этой связи напомню, что в свое время Артур Конан Дойль напишет произведение – «Когда Земля вскрикнула?». Когда? Исследователи считают, что горящей и видимой нам материи не очень-то и много во вселенной. А темной материи – больше. Но как изучать ее.
Резюме:
Дорогие читатели, в энциклопедии повседневности, в анналах здравомыслия и бытовой осторожности можно встретить афористически емкую фразу. Люди говорили и говорят: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Говорят еще и так: «На ошибках учатся». И дело не в том, чужие они или собственные.
Так что же такое ошибка? Это фатальная неизбежность или издержки ума путника жизни, попавшего в лабиринт событий.
Принято считать ошибкой Наполеона военный поход его против России.
Следует признать ошибкой и поведение М.Ю. Лермонтова на дуэли с Мартыновым. По жребию первым стрелял Лермонтов. Поэт пришел на эту нелепую дуэль с вишнями в фуражке. Жребий и судьба улыбнулись поэту: он должен был стрелять первым. Но после команды секундантов Лермонтов поднял пистолет вверх и выстрелил в воздух. Что сделал Мартынов? Получив команду от секундантов, подошел почти вплотную к автору «Героя нашего времени» и произвел выстрел почти в упор. Лермонтов упал. Три последних дня его жизни прошли в страшных муках и великий человек умер, не разобравшись в том, что представлял собой негодяй Мартынов.
Ошибки дорого стоят людям. Не взяв зонтик, можно попасть под дождь. Не приняв меры предосторожности, можно встретить преждевременную смерть. Например в дорожно-транспортном происшествии.
История подсказывает нам, что нечто подобное произошло с А.С. Пушкиным, о кончине которого М.Ю. Лермонтов напишет:
«Погиб поэт – невольник чести,
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один как прежде и убит.
Убит, к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья,
Судьбы свершился приговор».
Лермонтовское стихотворение – это приговор мерзавцам. Пушкина убила «клеветавшая толпа» и «мнение света». Фактически светские ничтожества навязали Пушкину вариант подчинения – Ошибке. Пушкинисты тщательно исследовали все детали рокового события. Было установлено, что в Пушкина стрелял какой-то неизвестный мерзавец, спрятавшийся за недалеко расположенной стеной. После его выстрела Пушкин упал лицом вперед. Почему? Потому что пуля поразила поэта сзади. И еще один трагический момент. Барон Геккерен – покровитель Дантеса – всякими ухищрениями, правдами и неправдами затягивал момент столкновения противников на дуэли. Им был заказан железный панцирь, который не успевали быстро сделать мастера по этой части. Вот почему после выстрела уже лежавшего на земле Пушкина Дантес упал, но вскоре поднялся. Версия была нелепой и злой: считалось, что пуля Пушкина попала в пуговицу сюртука Дантеса.
Сволочи лгали. Пушкин умирал. Общественность того периода не встала на защиту гения. И это была ошибка – роковая ошибка добрых людей, кстати, и весьма влиятельных.
Пушкина нужно и можно было защитить от жестокосердия великосветского ловеласа.
***
Выделим еще раз мысль: ошибки бывают страшными и не очень. Великий Демокрит прав. Ему принадлежит вывод: «причина ошибки – незнание лучшего» (Демокрит (460-370 до н.э.) – древнегреческий философ).
Наступил XIX-й век. Как и прежде субъекты жизни того времени не могли избежать ошибок, они тоже сплошь и рядом ошибались, возникали нелепые конфликты, войны, здоровье людей зависело от малоизученных болезней. И это несмотря на то, что антропосоциогенеза измерялся многими миллионами лет. Почему же не отступает ошибка? В чем ее коварство? Великий немецкий мыслитель – это Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – один из создателей немецкого классического идеализма, обратит внимание в своих трудах на участь ошибающихся людей автор «Феноменологии духа». уточняет: «Дураки на ошибках учатся, а люди неглупые, вопреки всем своим ошибкам не умнеют». Не могу не вспомнить здесь блестящую реплику Булата Окуджавы:
«Давно повелось так на нашем веку
На каждый прилив по отливу,
На каждого умного по дураку –
Все поровну, все справедливо». («Песенка О Дураках», 1960-61, Б. Окуджава)
Еще ранее автор «Алых парусов» заметит, размышляя над ошибочными действиями, поступками, отношениями людей:
«Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что-то прежде полученное, может быть несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны.» ((Александр Степанович Грин).
Постскриптум: Позвольте, дорогой читатель, обратиться к Вашему опыту. Вам рассказывали сказки – не однажды. И вы тоже были рассказчиком, памятуя красивый императив из далекого прошлого: «сказка ложь, да в ней намек…».
В лексиконе всех возрастов встречается мысль – «сказочная красота»; или – о событиях в жизни человека говорят часто философски обобщающее. Многие, кто повествует привычно употребляет такое выражение: «дальше все было как в сказке».
Почему так думают и говорят люди? Потому что они выходят из сказки и возвращаются в нее. Я не случайно обратился к метафорически чудному миру, представленному сказками разных народов. Примером тут может служить гриновское творчество. Гений этого человека возвращает в жизнь своих современников – ее величество сказку. Да, Грин художник вымысла. Из тех пространств, где живет Ассоль и капитан Грей не хочется уходить. Мечта и сказка служат красоте, полету в невиданное, в лучезарный мир добрых чудес.
Скучно без сказок жить на земле, без друга всех поколений – Необычайного, Невиданного, Невозможного! Не так ли? Еще раз предоставим слово великому Грину: «Потребность необычайного — может быть, самая сильная после сна, голода и любви.» (Александр Степанович Грин).
С уважением,
Юрий Петров, доктор философских наук, академик Европейской Академии проблем человека
Свидетельство о публикации №115103106375