О Бодлере

Гумилев говорил, что поэты Европы той эпохи, в которую жил и творил Шарль Бодлер, успели проникнуть во все, сумели расширить понятие поэзии, как таковой. Она становилась то трибуной бунтов, то услаждала сладкими речами любовников. А Шарль Бодлер, оглянувшись, нашел одну область, нишу, в которой еще никто не был до него. Это были "Цветы зла", воспевая уродство и ужасное наравне с красотой, находя в зле собственную красоту и великолепие. Не каждый с этим может согласиться и не соглашается. Идеалом поэзии может все-таки быть философия, как объяснение необъяснимого, например, смерти, любви, рождения, жизни. Вы можете объяснить, что такое жизнь? Я не могу вместить ее в формулу поэзии и философии. Не дано.
 Бодлер грешил алкоголем, не всегда был разборчив в любви, баловался наркотиками. Нигде не останавливаясь, он путешествовал по жизни в прямом и в переносном смысле слова.
 Сказать, чтобы молодежь черпала вдохновение в его поэзии? Рискованно. Молодые захотят, как он вкушать все отклонения от нормы. Это может подорвать здоровье и нравственное и физическое.
 Несмотря ни на что, Бодлер многое сказал весьма выразительно и скульптурно все движения души и натуры, бросил вызов лоску и внешней респектабельности классической поэзии. Он с усмешкой взглянул на райские стада поэтов и сказал им, мне плевать на вашу сладкую ложь, я - бунтарь! Но каждый инструмент поет то, что есть и является сутью души и его движения. Недаром символ поэзии - лира.


Рецензии