Детские стихи в странные времена
Этот цикл стихотворений вошёл в сборник стихов «Вырастают крылья», изданный Надеждой Никищенковой. Стихи написаны ребёнком в очень интересный для истории СССР момент. Некоторые стихи были в последствии подредактированы автором: поменялись местами в некоторых строках слова. Даже в нескольких местах были переставлены местами строки. Но, главное, в стихах передаётся состояние души ребёнка в сложной переломный период для страны. Девочка жила на территории воинской части, которая располагалась в красивой местности, где раньше находился знаменитый Тригуляевский монастырь, церковь и постройки которого были сохранены в те годы. А также сохранился старинный церковный погост с дорогими и помпезными памятниками, которые постоянно куда-то увозились. И у ребёнка сложилось мнение, что умерших людей как бы обворовывали, хотя девочка понимала, что всё делается на законном основании.
Очень интересно описан процесс обучения детей в тот период в маленьких населённых пунктах, когда преподаватель обучал одновременно детей нескольких классов в одном помещении. Чувствуется из повествования ребёнка какой большой авторитет у населения имели учителя. Эти стихи, конечно, очень странные потому что, во-первых, они написаны ребёнком, во-вторых, с тех времён прошло полвека и многие ценности в стране изменились. Но было так. И спорить с этим бесполезно.
СТАРАЯ ЗАБЫТАЯ ТЕТРАДЬ
* * *
Ольге Елагиной
Прочитав свои детские верши в пожелтевшей тетрадке недавно,
Я решила смешно всё и глупо. Но потом даже стало забавно.
А затем умиленье с восторгом, но сейчас навалилась кручина.
И я знаю, что есть в моём сердце для печали и горя причина.
Я случайно вернулась к истокам, что питали мне душу и мозг.
Ощутила вдруг в смерчах и бурях вновь дыхание вешнее гроз.
Ощутила себя беззащитной и ранимой, как в детские годы,
Хрупкой, ветхой себя ощутила: словно в храме все рухнули своды.
Храм, который полвека творила, по кирпичику в сердце слагала,
Взял и тут же в мираж превратился. И растоптаны детства начала.
Дух в печали душа растворила, но в стихах ничего не солгала.
Мой рассказ теперь в миф воплотился, но ведь правду дитя сочиняло...
Ноябрь 2002 года.
* * *
Я в школу пойду!
Я хочу так учиться!
Мне всё бы понять там
И не осрамиться.
1955 год.
* * *
В комнате строгой сразу два класса:
Первый и третий. Странная масса
Дерзких детишек. Все – шалуны!
Их, шалунишек, учить здесь должны.
Им в потолок бы только глазеть:
Им на учебники скучно смотреть
И открывать их, и видеть картинки.
Лучше бы дёргать курам травинки
Нас бы послали с Галочкой* срочно.
Плохо мне в школе. Знаю я точно,
Что не научат писать и читать,
Тех, кто не хочет азбуку знать.
Так бы гуляла я по лесочку
И собирала маме грибочки.
Мухи жужжат. Солнце щёку палит.
Встать и пройтись между парт не велит
Мне почему-то учитель. Неволя!
Десять лет буду мучиться в школе.
1955-20.05.2004 год.
* Галочка – моя младшая сестричка. Каждый день мы с сестрой должны были нарвать для кур по мешку свежей зелёной травы.
* * *
Герка сказал, что я очень красива.
И оттого день прекрасный, счастливый.
Быстро уроки проходят. И шутки
В сердце рождаются с каждой минуткой.
Три замечания? Да ерунда!
Их не запишут в дневник никогда!!!
- Ведь я красивая, - Герка** сказал
И до небес этой фразой поднял.
1956 год.
** Герка Пыжов – мой одноклассник. Он вместе с семьёй жил недалеко от нас в воинской части.
* * *
Лесхозовская школа! Ты далеко от нас.
Дорогой поселковой иду в который раз.
Трухлявое крылечко, и длинный строгий класс.
Болит моё сердечко. Мне скучно среди вас,
Подружки дорогие, и тянет так во двор
На жерди сесть тугие и слушать птичий хор.
И милые синички, сороки и вороны
над проводами рыщут и мечутся. Влюблённо
С утра я на посёлок в окошечко смотрю:
Когда ты не гуляешь - не рад уж сентябрю.
1956 -2005 г.г.
* * *
Юлию Семёновну трактор раздавил.
По лицу проехал, но не раздробил,
Говорят, ей череп. Будет она жить.
Кто теперь нас в школе станет всех учить?..
Говорят, пропала её красота
От косы осталось жидких два хвоста.
Тяжело в больнице с травмами лежать.
Кто её бедняжку станет навещать?
Неизвестно детям да и невдомёк,
Где лежит в Тамбове бедный педагог?
И никто не знает излеченья срок...
Как она явиться сможет на урок???
1956 - 21.06.05 г.г.
* * *
Под старою липой
В пушистой накидке
Сижу и любуюсь листвой.
В ажурных и свежих
И вычурно нежных
Сердечках ищу я покой.
Здесь каждый листочек
Каймой оторочен.
Он пахнет так сладко в руках.
Сердечки-листочки***
Как будто платочки
Мне машут, закрыв небеса.
А облако мирно
Ползёт над старинным
Забытом людьми насовсем
Погостом при храме,
Где люди веками
Лежали под камнем,
Забыв кто уж сами,
О них стёрта память,
(Их камни давно увезли),
Покоя здесь кости свои,
Забыв о листочках,
Сердцах и цветочках,
Взращённых на прахе земли.
Сижу я под липой
На чьей-то могиле,
Которую будто
Забрать позабыли.
И серый огромный
Прохладный цилиндр
Под липой на солнце
не блести исполин.
Осталось с десяток
Надгробий здесь в части****.
Когда увезут их -
Не станет несчастий.
И смерти не будет:
О них тогда точно
Весь мир позабудет.
Не будет утраты.
Раз нет больше даты,
Написанной в камне
Чуть-чуть витиевато.
И в этом, наверно,
Не мы виноваты.
Забудутся старые их имена:
Прасковья, Авдотья,
Кларина, Кузьма.
Другим эти камни
Поставят уж скоро.
Наверное, в этом
Нет людям укора.
1959 - 27.06.05 г.г.
***Сердечки-листочки – в детстве листочки липы мы - дети воспринимали как символ любящего человеческого сердца.
****Часть – воинская часть.
Свидетельство о публикации №115102803308