Где двое, там рынок, трое базар, а семеро ярмарка

 
В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей и для стимулирования роста производства и продаж, на территории Красноярского края уже несколько лет проводятся ярмарки. В нашем районе  ярмарка организуется второй год, и для нас она стала делом «новым», которое, однако,  является «хорошо забытым старым». Ведь не так много прошло времени с тех пор, когда  на территории села Абаканского (Краснотуранска) гремели Введенские и Знаменские ярмарки.
Став на путь возрождения ярмарочной традиции будет не лишним заглянуть в историю и, может быть, взять на вооружение опыт наших прадедов по организации и проведению ярмарок и  базаров в былые дни, ведь история ярмарок уходит корнями в средневековье. Под ярмарками исторически понимались системные торжища широкого значения. Ярмарки были связаны с рынком, регулярно, периодически организуемой в традиционно определенном месте сезонной распродажей товаров одного или многих видов. В Красноярском крае ярмарки и базары, в их числе 17довольно крупных, долгое время являлись главной формой организации торговли. В Минусинском округе, например,  во второй половине 19 века, начале 20 века действовали две ярмарки: в селе Абаканском (Краснотуранске) и в селе Соленоозерском, обороты, которых в разные годы колебались от 30 до 200 тысяч рублей. Товары, поставляемые на ярмарку и базар, как правило, были местного производства, и только на крупных ярмарках торговали привозными мануфактурами и бакалейным  товаром. Со временем у ярмарок появилась специализация, например, ярмарках сел  Абаканское и Балахтинское шла оптовая торговля хлебом, на Ужурской скотом, на Соленоозерской пушниной и продукцией местных ремесленников.
Ярмарки для села Абаканское, как и для всей сельской местности имели большое прогрессивное значение. До их появления сбыт излишков продукции крестьянского хозяйства был ограничен, и в основном, все нужное в хозяйстве, в определенных количествах, крестьяне производили сами. Таким образом, сельские жители затрачивали много времени не на оттачивание мастерства в определенном ремесле и качеств  изготовление товара, а на количество изготовленных разнообразных необходимых в хозяйстве предметов.  С открытием ярмарок в деревню хлынул поток товаров разнообразного ассортимента и лучшего качества. Необходимо вспомнить, что в селе Абаканском в конце 19 начале 20 века население состояло из крестьян, занимающихся сельским хозяйством, извозом, ремеслом, в их  числе: овчинники, кожевники, прядильщики и купцы. По историческим данным в 1917 году из 488 хозяйств 240 имели промыслы, 17 нанимали годовых и сроковых работников. В среднем на одно хозяйство приходилось 2 лошади, 3 головы крупного рогатого скота, в том числе 2 коровы и 4 овцы. При таком хозяйствовании, сельчанам было чем прокормить себя, а излишки разнообразной продукции они поставляли  на ярмарки и базары.
К сожалению, сегодня не осталось в живых очевидцев Введенской и Знаменских ярмарок, проходивших в селе Абаканском. Есть сведения, что оборот Знаменской  ярмарки в 1907 году составлял 25 тысяч рублей. Она организовывалась  с 27 ноября по 4 декабря. На это же время приходилась в селе  Абаканском не менее значимая для сельчан  Введенская ярмарка. Мы можем лишь догадываться, опираясь на архивные данные о том, как ярмарки  действовали в нашем районе.  Введенские ярмарки в России  были приурочены к церковному празднику 4 декабря. Именно на это число по новому стилю приходится Введение – праздник введения во храм Пресвятой Богородицы. Так обозначен в церковном календаре день, в который родители, Иоаким и Анна, привели Марию в Иерусалимский храм для посвящения Богу. С этого дня по всем городам и селам России шумели Введенские ярмарки. Во многих местах  Сибири, в том числе в селе Абаканском,  они затевались на срок от двух недель до месяца, продавались на них товары бакалейные, мануфактурные, меховые и кожевенные, а также скот, сырье и продукты животноводства, и цены на этих ярмарках вплоть до начала XX века были весьма приемлемыми.
Среди всех торговцев ярмарки существовала ощутимая конкуренция, так как продавцы того или иного товара были вынуждены стоять в одном ряду.  Существовали на ярмарках: «Калашный», «Сапожный», «Охотный» ряды. В связи с этим продавцам приходилось привлекать внимание  к своему товару любыми путями, так возникали выкрики в стихотворной форме: «Оладьи, оладушки. Для деда, для бабушки. Для малых ребяток. На гривну десяток…». 
Все торговцы подшучивали над покупателем и над собой, балагурили, привлекая покупателя  к своему товару, и на ярмарках присутствовала атмосфера праздника.
Врезка
Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего, они существовали и раньше. По Далю, «ярмарка — большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями». Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе — торжки, торги.
Не менее важное значение для нашего края  имели базары. Они, как правило, устраивались в волостных центрах и городах. В Минусинском округе действовало одиннадцать базаров, один из которых, находился также в селе Абаканском (Краснотуранске). На базарах обычно сбывалась продукция местного производства. Наибольшее оживление наблюдалось осенью, после уборочных работ и накануне больших религиозных праздников, особенно на Рождество и Пасху. Базар являлся своеобразным центром экономической и общественной жизни не только села, где он располагался, но и всей округи. Поэтому базару отводили место в центре села, рядом с храмами или волостным правлением. Торговля осуществлялась в специально построенных лавках, возведенных на средства сельского общества. Лавки сдавались в аренду, сборы от которой шли на общественные нужды. Население села, где располагались базары, имело всестороннюю выгоду. Во-первых, оно имело возможность сбыть излишки своей продукции без лишних затрат. Во-вторых, получало дополнительные заработки от доставки грузов, от сдачи в аренду жилья и хозяйственных помещений для съезжающихся на торги, и в-третьих, во время базарной торговли подрывалась монополия местных лавочников и резко снижались цены на все товары.  Режим работы базаров строго регулировался и регламентировался местными властями. Базарная торговля тесно сплеталась с разностной и лавочной торговлей. Коробейники или «ходебщики», как их называли в Сибири, закупали мелким оптом на ярмарках или базарах товары и разносили их по дальним деревням. Некоторые из них, начиная с мелочной торговли, наживали довольно крупные капиталы.
Благодаря этому виду торговли, жители Краснотуранского района в тяжелое довоенное время, когда оплата сельским труженикам начислялась «трудоднями»,  имели возможность сбыть излишки продукции, а на полученные деньги приобрести желаемое. Базары помогли выжить населению в трудные военные и послевоенные годы. Сегодня, еще живы очевидцы базарной торговли в селах:  Краснотуранск и  Сорокино, давно покоящихся  на дне рукотворного моря. По воспоминаниям Татьяны Филлиповны Волковой, базар  в «старом» Краснотуранске располагался неподалеку от Раймага, библиотеки, и Чайной и  состоял из ряда открытых прилавков  и крытых павильонов  и располагался на площади. В павильонах продавали зерно, муку и другие сельскохозяйственные продукты. На прилавках Краснотуранского базара также можно было купить  дикоросы, товары столярного производства, хозяйственную утварь, одним словом все, в чем нуждается сельский житель. Маленькая Татьяна часто бегала на базар за лиственной серой, которая поставлялась из соседних таежных районов.  Выставляли  на продажу свою продукцию не только жители Краснотуранска, но и всего района, а так же нередкими были наезды торговцев  с другой стороны Енисея. Бабушка Татьяны Филлиповны Мария Тимофеевна Ломтева и дед Егор Адамович Пастырев из года в год, почти до самого переселения поселка на новое местожительства,  принимали постояльцев из приезжих торговцев. В их  большом дворе в любое время года  были постоянным явлением их лошади и телеги. Татьяна помнит большой стол посреди избы и множество лавок, которые служили приезжим вместо кроватей. Благодаря такому количеству посторонних людей в своем доме, бабушка Мария была, конечно же,  в курсе всех районных новостей и событий. У нее было множество друзей и приятелей, в их числе подруга – учительница биологии Клавдия Михайловна Ошарова. Дом Марии и Егора всегда был полон съестных припасов: соленых грибов и варенья, огурцов, томатов, капусты, их готовила хозяйка в преизбытке, так как  столовались приезжие торговца здесь же. За приют и ночлег часто платили продуктами: хлебом, медом, салом.  Вкус вкуснейшего Кортузского хлеба запомнился Татьяне Филлиповне на всю жизнь. Сами хозяева ютились в небольшой горенке за печью, где размещалась кровать и сундук.
Существовал базар и на пристани в деревне Сорокино. Одна из старожилов этого села Александра Васильевна Зорина, рассказывала о том, что он был расположен на пристани реки Енисей. Летом, весной и осенью на прилавках Сорокинского базара можно было увидеть широкий ассортимент сельских продуктов питания и предметов ремесленного производства. Продавалось все, что выставлялось на прилавках. Недостатка в покупателях не было, так множество пассажиров  по нескольку раз в день поставляли, причаливавшие  к берегу, резво бороздящие просторы Енисея пароходы и прочие речные суда.
К сожалению, в начале 20 столетия, с приходом в села нашего края новой власти, ярмарки  прекратили свое существование. Базары же, утратив  свою первоначальную форму, просуществовали дольше и дожили до наших дней. Хочется верить, что замечательная полезная традиция ярмарок и базаров будет возрождена и найдет свое место в нашем районе.


Рецензии