Примат веры из Белогорские афоризмы

   Открываем словари и сразу же находим два наиболее общих определения: Для
знания - "обладание какими-либо сведениями...", для веры - "признание чего-либо
истинным..." Спрашивается: Что важнее? Можно прекрасно обладать
многочисленными сведениями, будучи уверенным, что всё это - враньё. И лишь тогда, когда человек признаёт истинность каких-либо сведений, они становятся
для него по-настоящему важными.
   Так называемая практика (из тех же словарей - "целенаправленное действие")
служит для укрепления знания только в том смысле, что укрепляет веру в его
истинность.
   Приведём пример. Допустим, ребёнок где-то слышал (или читал), что фокусники
извлекают кроликов из шляп, но он имеет также и сведение о том, что это обман.
Однажды некий фокусник (скажем, знакомый его родителей) показывает ребёнку
фокус с извлечением кролика из шляпы прямо у него дома, на обеденном столе, и
повторяет этот номер несколько раз, предоставляя мальчику (девочке)
возможность всякий раз заглядывать в шляпу. Теперь ребёнок уверен, что это не
обман - некоторые дяди действительно умеют извлекать живых кроликов из шляп.
   Возникает законный вопрос: А не являются ли подобными же фокусами многие
(если не большинство) наглядных примеров, которыми нас в качестве
непреложных истин кормили в детстве? Что', если на самом деле всё не совсем
так, а то и совсем не так?
   Для того, чтобы перепрыгнуть даже небольшую яму, мы должны чувствовать
прежде всего уверенность в своих силах (т.е. иметь веру в себя). Такую крепкую
уверенность не заменят никакие теоретические знания, не заменит её и
практика в виде измерений расстояния, которое требуется преодолеть, силы
мышц, ветра, пульса, давления, кровяного и атмосферного, и т.д. Здесь многие
знания могут вызвать, пожалуй, даже больше сомнений, а кого-то и вовсе
привести в ступор.
   Человек прыгает, конечно, и потому, что знает, что такие или подобные прыжки
раньше для других людей и для него самого, как правило, заканчивались
благополучно. Но он, во-первых, должен быть уверен в этих своих знаниях (в
собственной памяти и пр.), а во-вторых (самое главное!) иметь веру, что сможет
сделать это именно в этот раз.
   Учёные, выводящие ракету на орбиту, должны быть - прежде всего - уверены в
точности своих расчётов. Положительный результат укрепляет их веру.
   Наука оперирует только относительными знаниями и статистическими
закономерностями. Статистика - вопрос веры.
   И наконец, человек никогда не будет драться за то, что он знает, т.е. просто
имеет сведение, но с большой долей вероятности будет драться за то, во что он
верит (пусть это и всего лишь "знание" о том, что фокусники действительно
извлекают кроликов из шляп).
   Именно вера определяет отношение к любому знанию, которым обладает
человек, и именно вера заставляет человека делать выбор (когда он приступает к
той или иной практике (т.е. к целенаправленному действию). Только безумец
станет прилагать усилия к достижению цели, в которую он не верит или хотя бы
не предполагает (что тоже является слабой степенью веры), что эта цель
достойна его и вообще каких-либо действий.


Рецензии