Злые дети

"Да кто вас боится! - сказала Алиса (она уже достигла своего настоящего роста). - Вы просто несчастные карты - и всё!".
Карты, казавшиеся людьми. Говорившие, как люди. Поступавшие, как люди. Судившие и выносившие приговоры, как люди. "Просто карты"... Что стоит за ними? Реальные люди? Взрослые? Дети? Или что-то другое, о чём мы не догадываемся? Кэрролл задал нам загадку, чтобы разрешить её, нужно вернуться в сон Алисы - снова стать ребёнком.
Есть и другой способ: стать представителем самого себя в иной среде, стать амплуа. И судить, рядить, выносить приговоры, как это делается в реальном мире, и как нереальный мир тоже научился делать. Все мы - участники виртуального общения, представлены как амплуа, даже и в тех случаях, когда выходим под своим подлинным именем. И всё равно, мы "просто карты". Алиса понимает это не сразу. Нужно научиться видеть глубже кроличьей норы, а тут и до пробуждения уже недалеко.
Любой человек в прошлом - ребёнок. И в ста случаях из ста - нереализованный ребёнок. Нереализованный, разумеется, с точки зрения его сегодняшнего, т. е. взрослого, состояния, именно как ребёнок ("взрослые не разрешали"). Это нереализованное амплуа я назвал бы так: "амплуа злого ребёнка".
Злой ребёнок - мститель. Он своим поведением мстит, в иллюзорной форме, взрослым, и себе самому в том числе, за авторитарный характер "взрослого" мира. Мстит "задним числом". Подавленные интенции ребёнка находят запоздалую реализацию в его "злом" амплуа. Он получает то, в чём ему отказывали прежде, и что не реализовать безнаказанно и сейчас: возможность безответственного поведения.
Есть и другой аспект "детских игр". Внешне, по формальным признакам, эти "игры" порой весьма напоминают беснование. Одержимость бывает не только демоническая, когда вселяется злое духовное существо извне, бес. Бывает и самоодержимость, когда "злой ребёнок" бросает вызов "доброму ребёнку".
Добрый ребёнок - это душа. Наши души могут быть больны, так же, как и наши физические оболочки - тела, и в этом болезненном состоянии - быть злыми.
Бунт души по сути не вечное и не абсолютно негативное явление. Когда душа видит себя злой, искажённой, она видит лучше то, что подверглось искажению, и она выздоравливает.
Это и есть труд души. "Душа обязана трудиться". Душа трудится, в первую очередь, в себе и над собой. Это мучительный и долгий процесс. В первую очередь, это процесс внутренний. Человек не книга, не раскроешь, не заглянешь в послесловие, по примечаниям не пробежишься, которые курсивом в низу страницы. Но, чтобы не перепутались страницы, и для удобства чтения, есть внешние средства. В актуальном мире книгу дисциплинирует обложка. Интерфейс (interface). Но тогда должен быть и "аутерфейс" (outerface).
Для того, чтобы увидеть себя, поставьте себя лицом к лицу (face to face) с другим. Этим "другим" не обязательно будет кто-то, действительно другой, кто-то внешний по отношению к вам. Это можете быть вы сами в отношении к себе самому. Это может быть "злой ребёнок", или даже несколько "злых детей". Выйдите к ним. Они - это вы. Помогите себе стать добрее. Для этого понадобится мужество. Не помешают терпение, мудрость и любовь. Огромная бескорыстная любовь ребёнка. Ребёнок любит всех, даже злых. Весь мир в его несовершенстве. "Будьте, как дети". И тогда войдёте в царство, которое "внутри вас". Против которого бунтовали, когда были злым ребёнком, во сне, в бреду болезни. В одержимости самим собой. Амплуа - лишь карты, не более, и никогда не станут людьми.
Покойный Шкловский заметил: вечная молодость подобна смирительной рубашке. Вечное детство - это запачканные штанишки. Непроизвольная дефекация у многих детей не всегда результат неконтролируемых процессов. Бывает, что им нравится. Нравится то и дело возвращаться в состояние добровольной испорченности и некоторым взрослым. А взрослые ли они?
Детство уходит, когда приходит осознанное чувство ответственности. Зло должно быть прожито и осмыслено. Только тогда ребёнок становится по-настоящему взрослым, а не просто половозрелым существом большого размера. Для этого и нужна постоянная работа души, под наблюдением мудрого отеческого ума. Не помешают и внешние меры ответственности, на ранних этапах взросления, пока дитя "лежит поперёк лавки". Тогда и достигнем своего настоящего роста.
Все эти карточные расклады приводят нас к осознанию главной и первостепенной проблемы сознания. Это проблема нравственная.
Миросознание древнего человека не было строго дифференцированным. Он не видел различий между реальным и нереальным, естественным и сверхъестественным, между знаком и объектом. Древний человек ещё не вычленял себя из окружающего мира, не воспринимал себя как личность, независимую от мира, а затем социума, личность, обладающую самостоятельной ценностью.
Самоидентификация не мыслится вне моральных категорий. Адам и Ева не видели друг друга, пока не познали Добро и Зло. Библейская метафора заключает в себе глубокий вневременной смысл. Мы есть "мы" только в категориях Добра и Зла. Нравственные категории и смыслоразличение суть две стороны одной "медали", и существуя в отрыве друг от друга, они порождают иллюзию. Эта иллюзия, в свою очередь, питает "детское", недифференцированное сознание.
Недифференцированное сознание есть основа магии и представления о неразрывной связи знака и объекта, в силу которой можно, воздействуя на знак, воздействовать и на объект. Магическое сознание воспринимает мир как целое, где всё взаимосвязано, всё соответствует всему. Оно игнорирует любые виды оценок и такого мира, и такого восприятия. Магическое сознание полностью игнорирует нравственность, которая есть прежде всего оценочная деятельность. Такой же тип сознания присущ ребёнку, повторяющему на ранних этапах своего развития весь путь эволюции мира и человека. Недифференцированное сознание не оперирует моральными категориями. По сути, это и есть современное нам виртуальное, или "интернет-сознание", в своих крайних, то есть единственно подлинных, выражениях. Оно точно так же игнорирует нравственные аспекты своего представления мира, не абстрактную мораль, а соотнесённую, актуальную мораль, которая проявляется, например, в поведении интернет-персоны.
Я считаю проблему нравственности основной и определяющей для развития человека, человечности и человечества. От того, как эта проблема будет решена, и будет ли она решаться вообще, и каким образом, зависит завтрашний день носителей того типа сознания, которое формирует и поддерживает сегодня виртуальный мир, и которое всё чаще заявляет о себе и в мире реальном.
Не заиграться бы.


22 октября 2015 г.


Рецензии