Немного о шестидесятниках и современной литературе
Елена Грозовская: литературный дневник
-----------------------------------
Так странно, взяла сегодня томик Роберта Рождественского, начала читать... и поняла, что не нравится. Отложила, стала гуглить поэтов-шестидесятников, почитала Вознесенского, Евтушенко. И опять мне не понравилось.
Честно говоря... никогда их особо не любила - за пафос, за "Ура!". Мне подобные произведения всегда казались фальшивыми и неискренними. И сами поэты представлялись большущими мыльными пузырями с конъюктурненькими такими, маленькими сердечками. Красиво летают, а люди смотрят, открыв рот, на их сверкающий полёт.
Знаю, многие любят поэтов-шестидесятников, для многих они кумиры. Таланты? Да. Свои в доску для миллионов? Да! Актёры, умелые пиарщики? О, да!
И я люблю Беллу Ахмадулину, а полюбила её уже во взрослом возрасте, когда смогла понять не как поэтессу, а как женщину.
Люблю прозаиков-шестидесятников, прозу всё-таки надо рожать в муках, а это не просто. Это вам не сбацать рифмованный куплетик за пять минут. Я люблю Бондарева, Аксёнова, Быкова,Твардовского, актеров-шестидесятников и совсем не люблю (почти всех) поэтов-шестидесятников. Хотя, если задуматься, стоят ли они моей нелюбви?
Я не любила их подсознательно, с первой и до последней строчки и только сейчас поняла, что именно вызывало и вызывает у меня столь резкое и постоянное чувство неприятия шестидесятников-поэтов. Всё просто. Они всегда писали для себя, для малого круга подобных себе. Читали свои стихи всем: стадионам, концертным залам, клубам, - всей стране! А писали для себя.
Наверное поэтому нет у них ни учителей, ни последователей, ни учеников. Это правда.
Назовите духовных учителей и последователей А.С.Пушкина - Жуковский, Батюшков, Вяземский, Баратынский и ещё десятки малоизвестных и совсем неизвестных поэтов и писателей. Пушкину подражали, ему посвящали оды, перед ним преклонялись.
Но я даже в страшном сне не могу представить А.С.Пушкина, читающего стихи со сцены или стадиона - публично. Пушкин то как раз, читал немногим, а писал для всех!
А оставили ли после себя последователей, учеников, поэты Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Окуджава, Высоцкий, Ахмадулина? Где они? Их нет. И не могло быть, потому что эти идейные вдохновители русского народа (Поэт в России больше чем поэт!) сами то не очень хорошо понимали, что такое хорошо, а что такое плохо.
Стоит ли удивляться, что толстые литературные журналы, из которых вышли шестидесятники теперь в таком упадке. Да, в 90-е было тяжёлое время для всех, но наша читающая нация всегда выискивала средства на покупку книги.
И вот рухнула идеология социализма. Что произошло... Люди потеряли опору, веру, в том числе, и потому что никто из шестидесятников-кумиров в сложное для страны время НЕ СМОГ и не захотел идейно вдохновить людей. И даже "Юнона и Авось" Вознесенского не спасла и не вдохновила. Всё рухнуло в одночасье. Как такое могло произойти?
А ведь раскупали книги кумиров огромными тиражами, верили, прощали им душевные недостатки, пороки, пьянство, алкоголизм, наркоманию, доносы в КГБ, тщеславие неуёмное.
И где благодарность народу? Её нет. Ты народ сам по себе, а мы - твои литературные идолы как бы и не с тобой. Мы звали тебя, народ, в светлое будущее! Мы учили тебя высоте чувств и презрению к материальным благам! Ты народ, нам ещё и должен! Мы учили тебя совести! Потому что мы - твоя совесть, народ! Мы - ррруские поэты (но свалили за бугор). Мы - свои в доску! Наши стихи читают все: коммунисты, капиталисты, шпионы, националисты, фашисты, либерал-фашисты, богачи, бедняки, русские и евреи! Наша беззаветная любовь всем перепала! "Мне кажется, сейчас я иудей", или "я всем антисемитам, как еврей – и потому я настоящий русский" (Евтушенко "Бабий Яр). Только вот Бродский таких строк не писал, поэтому он, конечно, не настоящий русский.
Не сомневаюсь, что кумиры, если бы дожили до нынешних времен стали своими в доску и всем нацменьшинствам, и чайлдфри, и готам, и скинхедам и пр.
Но люди предательства не прощают.
Теперь у народа другой идейный идол, другой идейный вдохновитель - золотой телец, А поэзия уже не поэзия, а современный проект, дойная корова. Свято место пусто не бывает. В коммунизм уже давно не верим, в царя-батюшку - да куда там, в социализм с "совестью партии" - тоже, в церковь и подавно (с подачи шестидесятников!).
Золотой телец! Этот зверь питается душами людей и здравым смыслом. Его лозунг: "Обогащайся любым способом!"
Получается, что ничего не дали шестидесятники будущему поколению кроме красивых строк за победу социализма или, наоборот, антисоветчины. И восхваляли они свою "оттепель" аж через двадцать-тридцать лет после неё. Так и остались в своём временном коконе. Вне веры, вне времени.
Обидно, что именно в литературе до сих пор продолжается это идейное шатание и плетение старого кокона. Того самого, связанного ещё в 60-е годы. Старшее поколение поэтов и писателей вспоминают былые времена и мечтают о возвращении в умы и сердца людей (а также к сопутствующим распределителям, путёвкам за рубеж, домам отдыха и прочей халяве). Это невозможно. Даже если с утра до ночи писать о великой России и взахлеб объясняться ей в любви.
Почитала последний номер "Литературной газеты" - почти все стихи о России. Хорошие стихи, не спорю. Вот вроде бы, патриотизм - а читать мне это не хочется! Не потому, что я не патриотка, а потому что не верю я такой коллективной игре! Уж больно смахивает на передовицы, а меня всегда от них воротило.
Младшее поколение пишет обо всём подряд. Это кошмар. Оправдывают всё: убийство, воровство, взятки, месть, издевательства, коррупцию, проституцию, наркоманию, предательство. Тот, кто хоть раз бывал в чатах и на форумах типа "АЛ", тот подтвердит мои слова и "в цирке больше не смеётся". Язык - ужасен, нелеп, убог, но сколько претензии в высказывании своего безапелляционного, невежественного мнения!
Но старшему поколению писателей и поэтов, оторопевшему и обалдевшему от безапелляционной наглости младшего, это кажется очень современным выражением взглядов.
В общем, плохо всё в русской литературе. Поэзии просто уже нет! Был у нас "золотой" век поэзии, был "серебряный". В итоге, всё скатилось к субкультуре шестидесятников. А теперь мы имеем "ноль". Не секрет, что поэзию издательства не печатают (кроме классиков), а если печатают, то за деньги авторов.
Проза? Акунин, Дашкова, Донцова, Сорокин и пр. - не в счёт, люди деньги делают на детективах и рассказах о том, как выкапывают трупы возлюбленных или едят какашки любимого учителя, или, как Ахматова пишет на стенах говном (у Сорокина).
Это же постмодерн! - скажете вы.
А я скажу - оппозиционный пафос, прикрытый высокими идеями и весьма далёкий от художественной литературы. Но самое страшное, что названные авторы (и не названные) умеют писать. А как же может быть иначе. Это же "дети" тех самых шестидесятников, следующее за ними поколение, не верящее ни на грош своим идейным кумирам!
Е.Грозовская
22.10.2015
© Copyright: Елена Грозовская, 2015.
Свидетельство о публикации №115102205164
С теплом,
Лена
Елена Грозовская 24.10.2015 02:40 Заявить о нарушении