Глашатай поэтические философемы, реплики, эссе 20

ЧЕЛОВЕК, СОЗДАВШИЙ СЕБЯ САМ (SELF-MADE MAN) .

Размышления ноосферного перипатетика.
(Мы все идущие! Куда и зачем?)
Прогуливаясь в саду Академа (мецената того времени), ученики слушали Философа.
Так обучались любомудрию раньше. Их называли перипатетиками или прогуливающимися.
Уточним, что ноосфера (греч. ;;;; — разум и ;;;;;; — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Дорогие читатели, по мере накопления знаний об окружающей действительности, человек формировал мировоззренческую доминанту. Он учился думать о мире как о целом. В современной философской систематике рассуждения о целом или про целое – замечательная позиция. В нашем случае мы говорим о ноосферно мыслящих субъектах жизни с их буднями, с их специализациями в сфере деятельности, с их отношениями к прошлому, настоящему и будущему.
Темпорально – все люди родственники, ибо они живут во Времени.
И как мыслящие субъекты люди концептуально едины, признавая основополагающую функцию разума. Разумность «вырывает» человека из природного континуума и делает его демиургом различных способов производства, ручной труд сменяется машинным трудом. Наступает период конвейерного производства и компьютеризации всех процессов. Но конечный продукт – это, прежде всего, сам себя производящий континуум или по В.И. Вернадскому – Ноосфера. Это и сфера движения – от детства к юности, потом к молодости, зрелости и апогейному периоду нашего бытия. Это и движение от менее совершенного к более совершенному. Это прогресс после прогресса. Это счастье быть неудовлетворенным своими замечательными открытиями и достижениями, что каким-то образом присутствуют в нашей генетической программе. Гены куда зовут нас? Да! Гены зовут нас к следующим за прежними формами совершенства Вселенной – к Вселенной, которую мы еще будем создавать и которая еще будет создавать нас.
Позвольте уточнить, что биологически совершенная «машина жизни» является отражением совершенного макрокосмоса. Вывод: совершенство порождается  совершенством и порождает совершенство. Движение – налицо. Фактически мы все – ноосферные перипатетики, прогуливающиеся, едущие, плывущие, летящие. И по-другому мы не способны существовать. Наше существование опережает нас, поджидает нас и сопровождает до небытия. Мир это уже – всепобеждающее бытие, научно-технический потенциал которого сам является демиургом, звездным «Я». «Завтра» продолжает то, что открылось в людях, что реализовали эпохи и различные способы производства. Так создавались научно-технические и культурные императивы. Религиозная догматика выстраивает их доктринально устремленными в бесконечность: «не убий», «не прелюбосотвори», «чти отца и матерь своих», «не послушествуй на друга своего» и т.д. Конечно, базовый принцип религиозности предельно четок. Он выражает себя так: «возлюби ближнего своего, яко самого себе». Утверждай в себе Бога и иди к Нему.
Человеческая идеальность великолепна. Однако коварство событийных океанов напоминает о себе – войнами, катастрофами, эпидемиями. В людях бесчинствует зависть, самоутверждение посредством возрастающего обогащения. Эгоизм пожирает индивида, который становится фантомным кошельком или кошельковым фантомом. Второй момент – эта трагедия человеческого рода, спасти который может только ноосферная ориентация. Итак, непобежденный разум – это субъект и путь в будущее. Учение о социализме и коммунизме – блестящая победа разума, которая оказалась неимоверно трудно защищаемой. Подчеркнем еще и еще раз – социализму замены нет, уродливая капитализация – это страшный вид прогрессирующего заболевания. Но Логика Космоса и Логика Планетарной Жизни – это субстанция, побеждающая все темные силы.
Диалектические законы – действуют. Не триумфально, однако неотвратимо действует закон диалектики – закон отрицания отрицания. В учебниках по философии можно прочитать и признать аргументацию их авторов. Суть в том, что формационные процессы развиваются в соответствии с законом диалектики о переходе количественных отношений в качественные отношения и качественных – в количественные. Действует диалектический закон – закон единства и борьбы противоположностей. Действует и закон диалектики – закон отрицания отрицания. Например, в рабовладельческом строе уже представлен элемент его отрицания. Это – феодализм. В феодальном способе производства содержится и его отрицание. Это – капитализм. Соответственно в капиталистическом способе производства содержится его отрицание. Это – социализм. Утверждение, которого в планетарном масштабе – неотвратимо, неизбежно и спасительно.
Действие закона отрицания отрицания можно проиллюстрировать на примере природных катаклизмов и процессов. Хрестоматийный пример: зерно, брошенное в землю, отрицает себя и свою неподвижность, превращаясь в росток. Последний увеличивается в размерах, становится стеблем, а затем и колосом, состоящем из многих зерен. Одно (зерно) породило несколько (или множество) зерен. Колосится поле как золотой аргумент в пользу диалектически развивающегося мира, с его производством, культурой, научно-техническими достижениями, движением в сторону всеобщей образованности, гармоничного развития индивида и обществ. Диалектика пронизывает все стороны миропонимания цивилизационных образований. Одним из высших проявлений потенциально совершенного мира является счастье. Речь может идти не о счастье избранных, а о всеобщем счастье рода людей, как их лучезарного грядущего. Да будет так! И да не устанут ноосферные перипатетики идти к абсолютам, к творчеству человека, творения которого будут умножать солнечную неисчерпаемость сущего!
Дорогие читатели, позвольте перейти от прозы жизни к поэтическому и волнующему нас созерцанию. Говорят чувства, фантазии. Эстафету движений подхватывает интуиция и дальше звучит мысль, говорящая образами. Она такова:   
18.02.2015.
Беспомощность детства и старости немощи –
А что посредине? – борьбы апогей.
Кто знает рецепты побед? Тот злодей?
Всеобщее счастье – ровесник Эдема.
К бальзаму бессмертия доступа нет,
Аптеки, где он продавался – закрыты.
Что может небес голубое корыто –
Пожертвовать каплю разумности? Если бы
Сердца благоденствия в прошлом забыты.
***
Кто в паспорт посмотрит, кто в сумку базарную,
Кто вспомнит про камень, который все знает,
Кровь кислородом наполнит, дыша,
Кто правду поддержит и бросится в омут
Решительных действий? Он – только душа,
Материя рядом, готовая к рейсу
На звезды, а может быть в библиотеку.
Есть книги, где все объяснят человеку
Бессмертные авторы и власть над могилами.

Юрий Петров 20.10.2015
Резюме:
Всемогущие Мастер и Красота
Приходят когда мы заснули.
Когда же мы бодрствуем, скупость и осторожность
Управляют машинами и вещами.
Юрий Петров 20.10.2015

постскриптум:
У нового дня программа – до вечера.
Он болен беспамятством и близорукостью,
Идти ему некуда. Песню мечты
Повторяет листва осенних деревьев.
У рожениц – дети с весенней генетикой.
Но капитал в рабство их обратит.
Юрий Петров 20.10.2015

Постпостскриптум:  Дорогие читатели, позвольте открыть сияющие светом высоких достижений знаменитые шестидесятые. Легко ли строить жизнь молодым людям? Увы, цивилизационная пирамида знаний представляет собой сверхсложный продукт разумных существ. О жерновах реальности будет говорить замечательный знаток формации социализма, выдающийся ученый Эвальд Васильевич Ильенков, вот его слова:  "…жернова жизни и воспитания продолжают вращаться со скрипом, скрежетом и грохотом, ломая молодые жизни, калеча судьбы, властно заставляя молодежь думать, размышлять и искать выхода из трагической ситуации.
Единственно продуманный, теоретически выверенный выход из нее предлагает молодежи марксистско-ленинское учение, теория научного коммунизма. Но не всегда легко молодежи капиталистических стран найти к нему прямую дорогу. Однако рано или поздно она поймет, что этот выход – единственный. Выход этот – в коммунистическом преобразовании всей системы общественных отношений между людьми…". (Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979)  — выдающийся советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики)
Присвоение мирового знания или знаний о мире, включение в личный опыт в сферу профессиональной деятельности – архисложная задача для каждого. Конечно же, речь идет о тех, кто стартует в жизнь, кто выбирает путь к вершинам знаний и трудовой умелости. Да, это молодежь. Как и сейчас она в те далекие послевоенные годы не могла не столкнуться с трудностями повседневья, с огромным индустриальным миром.
Давайте признаем правоту неудовлетворенных собой. Открывая новые страницы книги бытия, оказываясь в бурном потоке новостей и столкновений человек мужает. И только так строит себя общество, располагая энергией идущих вперед. Они отвечают на строгие вопросы скептиков и энтузиастов. Они дают ответы, услышав в свой адрес говорящую с ними жизнь и вопрошающую их:  «Что делать?» и «Кто виноват?».
Что же,  эти два вопроса для социализма, на которые ответствуют настоящее и будущее!

С уважением,
Юрий Петров, доктор философских наук, академик Европейской Академии проблем человека


Рецензии