Разговор с Бахом

Поговори со мною, Иоганн.
Помилуй, Бах, нисколько я не пьян,
а только принял полконцерта на ночь...
Поговори со мною, Себастьяныч.

Прости за фамильярность, милый Бах.
Послать меня ты можешь в Айзенах
или куда подальше: ты же гений —
послать не можешь ты интеллигентней.

А я... Что я? Провинциал. Еврей.
И, выйдя из электрослесарей,
в отличие от вас, любезный кантор,
от бельмондо не отличу бельканто.

Представь себе: СССР, хрущоба,
и некий Гульд мне шпарит в уха оба —
тебя... А был еще и Пахельбель,
такого же регистра менестрель.

Прости, мин херц, но от его «Чаконы»
я с мозжечка съезжал во время оно,
когда следил, узнав из аннотаций,
чаконских двунадвадцать вариаций.

А был еще и некто Букстехуде,
что преподнес тебе орган на блюде.
А ты с ним, кстати, поступил невместно,
не клюнув на органную невесту.

Я путаюсь... Дражайший Бах, прости.
Монахом не был ты всю жизнь почти
и, сочиняя «Страсти по Матфею»,
рожал детей, страстями не владея.

Я путаюсь... Увы мне, добрый Бах,
я не могу убраться в Айзенах.
В Германии — в Аркадии твоей —
я был тому назад немало дней.

Германия! Бавария! Форель!
И есть там деревенька Байришцелль,
где монумент воздвигнут для солдат,
погибших в Russland’e сто лет назад.

И есть Швангау. Замок Нойшванштайн,
где я, дивясь созвучью шван и швайн,
легенде лебединой отдал честь...
В Баварии еще и Мюнхен есть.

Фрауэнкирхе. Твой оргельконцерт:
один — за сорок патефонных лет.
На съемки изнутри — еврозапрет.
Но на любовь — у нас запрета нет!

Я музыку снимаю наугад,
прикрыв программкой фотоаппарат,
и ходит «Никон» мой, как метроном,
в такт моему дыханью ходуном.

А в витражах запутавшийся свет
идет за партитурой, как мотет.
Вот-вот закаплет дождь, хоть слезы все
в Уральской затерялись полосе...

И был евромайдан. Мариенплац.
И, словно автоматы — клац да клац, —
давил на спуски гаджетов своих
народ честной на фоне местных кирх.

И подле ратуш рынок, как причал,
всю еврозону колой привечал.
И где-то там, в сортире ресторана,
сидела стражем девушка из Ганы

и плакала, мобильник свой включив,
под африканский видеомотив,
и бюст ее не местный ходуном
дыханью в такт ходил, как метроном...

Опять не то... Скажи мне, шпильман Бах,
допустим, ты бы жил в других краях,
в другое время, слушал бы битлов,
«Лед Зеппелин», «Дип Пёрпл» и «квинов»;

стишки кропал бы, изнуряя стол,
и от «Пинк Флойда» к Баху перешел;
читал бы книжки и, дойдя до Манна,
балдел от Леверкюна Адриана;

искал бы смыслы смыслу вопреки
от слова к слову, к строчке от строки;
не зная гармонических грамматик,
блуждал в тумане высших математик;

рехнулся бы от шёнберговских тем,
и вот когда свихнулся бы совсем —
услышал бы ты музыку тогда?..
А я услышал. В том-то и беда.

Я знаю ноты. Я не знаю нот.
Могу из трех собрать один аккорд
и взять их три-четыре в оборот.
Но три аккорда не идут в зачет,

когда ты видишь, грустью обуян,
как плотно нашпигован нотный стан;
когда ошалеваешь в шесть секунд
от слов «секвенция» и «контрапункт».

Что делать мне с твоею си бемоль,
с твоею ля, с твоими до и си?
Зарифмовать поваренную соль
с картошкой и селедкой иваси?..

А две пластинки первые мои
по буквицам внимал я в забытьи.
Пластинки две мои — Шопен и ты —
как исцеление от глухоты.

Чуть позже я едва ли не исчез
в солярисе твоих органных месс,
а вслед за тем едва ли не пропал,
забравшись в твой Ноймейстерский хорал.

А если бы я в веке жил твоем,
меня б ты взял к себе учеником?
Я бегал бы за пивом в магазин
и протирал от пыли клавесин,

и помогал настраивать орган,
а в выходной, конечно, был бы... трезв.
Шучу-шучу, ведь я не пью почти,
по крайней мере, после двадцати.

Ты хмуришься? Тебе пора домой,
в Баххаус свой на улице Мясной?
Там нынче Лютерштрассе, 35.
И кто посмел ее Мясной назвать?!

Там быть должна тринкхалле за углом:
в Германии тринкхалле — каждый дом,
где льются реки брау, а не вайн,
а на закуску — что-нибудь из швайн.

Мы там с тобой однажды посидим:
твой ученик с учителем своим.
Узнав тебя, лакей молодцеватый
поставит нам «Кофейную кантату»...

Ты вновь, любезный Бах, нахмурил брови,
остановив меня на полуслове.
Ну что ж, еще успеем поболтать.
Я помню: Лютерштрассе, 35...

Прощай, мой добрый Бах! Прощай. Прощай.
Забудешь ты, но ты не забывай.
Увидимся еще. Наверняка.
Пока, маэстро Бах! Пока, пока...

Уходит Бах. И белый свет не мил.
Поговорили. Недоговорил.
Ушел. Но продолжают разговор
прелюдия и фуга си минор...

17-19 октября 2015


Рецензии
Очень интересно!
У меня - короче, но (примерно) - в тему?
Пили фуги
http://www.stihi.ru/2015/05/14/6637
.
ещё разговорчик
http://www.stihi.ru/2013/10/10/154
.
Партита
http://www.stihi.ru/2011/10/05/5591
.
Любите Баха?
Как же его не любить...
.

"...Я знаю ноты. Я не знаю нот.
Могу из трех собрать один аккорд
и взять их три-четыре в оборот.
Но три аккорда не идут в зачет,

когда ты видишь, грустью обуян,
как плотно нашпигован нотный стан;
когда ошалеваешь в шесть секунд
от слов «секвенция» и «контрапункт».

Что делать мне с твоею си бемоль,
с твоею ля, с твоими до и си?
Зарифмовать поваренную соль
с картошкой и селедкой иваси?..

А две пластинки первые мои
по буквицам внимал я в забытьи.
Пластинки две мои — Шопен и ты —
как исцеление от глухоты..."....................!!!!!!!!!!!!!!!!
.
Спасибо!
Понравилось очень!
.
"...Уходит Бах. И белый свет не мил.
Поговорили. Недоговорил.
Ушел. Но продолжают разговор
прелюдия и фуга си минор... "
.
Браво!

Миоль   01.11.2015 23:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Миоль, за добрые слова! Люблю ли я Баха? Люблю - не то слово. Скорее болен Бахом - таково мое нынешнее состояние. Ваши стихи непременно посмотрю.

У меня к Вам вопрос: как Вы поняли строфу

Что делать мне с твоею си бемоль,
с твоею ля, с твоими до и си?
Зарифмовать поваренную соль
с картошкой и селедкой иваси?..

Юрий Лифшиц   02.11.2015 00:18   Заявить о нарушении
Мне кажется, так, как Вы написали, как подошли к этому предыдущими строфами.
Переводить стихи на язык понимания как-то не хочется (и смысла нет!), пусть остаются в области подсознания, - иначе ведь всё разрушится. Помните у Шифрина - "Что хотел сказать автор распущенными волосами Марии -Магдалины"?
Я тоже Баха очень люблю.

Миоль   02.11.2015 01:18   Заявить о нарушении
Вы, конечно, правы. Но в этой строфе зашифровано имя Баха. Бах на латинице пишется BACH, а это названия нот. B - си бемоль, А - дя, С - до, H - си. Возникла традиция писать сочинения на основе этих нот. Заложил ее сам Бах своим сочинением Прелюдия и фуга си-бемоль мажор на тему B-A-C-H (BWV 898). Мой лирический герой сетует на то, что не может этого сделать, ибо не музыкант. В последней строке ("прелюдия и фуга си минор") - намек на последнюю букву имени Баха: H - си.

Такая же традиция сложилась и по поводу имени Джона Кейджа. CAGE: С - до, А - ля, G - соль, Е - ми.

Юрий Лифшиц   02.11.2015 10:04   Заявить о нарушении
Такой ход мысли , если его не дать сноской, возможно, не придет больше в голову никому, а тестирование провалится(даже при том, что многие знают, как пишется имя ).
Видимо, чтобы было прочитано так, как Вы того хотите, нужно давать сноску, потому что о намёке никто не догадается, - это только Ваше видение.

Миоль   02.11.2015 17:03   Заявить о нарушении
Я согласен. Для одного издания мне пришлось давать чуть ли не пословный комментарий.

Юрий Лифшиц   02.11.2015 18:13   Заявить о нарушении
Мне кажется, что стиху подобное - ни в плюс, ни в минус. Это, как сказали бы, заумь автора, которая имеет право быть.

Миоль   02.11.2015 18:32   Заявить о нарушении
Соглашусь и с этим. Но что делать - так сложилось.

Юрий Лифшиц   02.11.2015 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.