Немного правды о Правде и Неправде..

 
    Правда и Неправда - две стороны одной монеты, отчеканенной Реальностью, которая ни в одну из эпох Цивилизации не была золотой.
    Каждый из нас, сам того не ведая, подсознательно стремится творить свою жизнь по законам совести, правды и красоты, даже в худшие времена,..даже в пору самой глубокой безисходности.
    Сложившееся и понятное нам устройство Мира внушает ощущения уверенности и надежности. И мы полагаем, что вполне различаем границы между добром и злом, истинным и ложным. Этим, невольно проецируем для себя то, что психологи называют "Феноменом Справедливого Мира".
    Но наши настойчивые потребности жить "здесь и сейчас", утверждаясь в амбициях, достижении целей и жажда успеха, нередко неузнаваемо искажает траекторию этих изначальных устремлений.
    Ложь, в разной рецептуре и дозировке полуправда-полуложь, умалчивание правды, обман, лукавство, притворство и неискренность - все это вариации многоликой Неправды, которая, к сожалению, иногда бывает единственной панацеей от жизненных терзаний и невзгод. Случаются и совсем трагические ситуации, когда ложь, просто, священный долг.
    " Только правда бывает оскорбительна", однажды заметил Наполеон Бонопарт, рассуждая о нравах новой элиты Французской Империи. Она не только оскорбительна, но и является вивисекцией реальности. А реальность в обличии правды, часто жестока, неприглядна, но жизненно необходима.
    Не даром, в 17-18 веках в свитах европейских государей присутствовали шуты. Их способ шутить - говорить правду. Это помогало монархам держать глаза открытыми, давая пищу для ума, ибо сон разума может порой порождать чудовищ.
    Во все времена было сложно понять в чем же заключается правда, истина, но как полагал Фридрих Ницше  ".. и с помощью правды можно обманывать и уводить куда угодно.." Иногда ложь может оказаться хитроумно замаскированной правдой. И в этом случае она ее Эзопов язык.
    Так, ложь или правда? И здесь каждый из нас - игральные кости в собственных руках. На арабском Востоке в ходу пословица: "Тебе нужна правда или ее двоюродный брат?"
    В архитектуре человеческих отношений этот "двоюродный брат" прочно занял свое место, не желая его никому уступать.
    Ложь сервильна и гибка как виноградная лоза, пьянит как молодое вино, а похмелье всегда имеет привкус момента истины. Правда же, часто, тверда, жестка и прямолинейна, как трамвайные рельсы, но они ведут на нужную нам в жизни станцию. И только она делает добро сильным.
    " Сказки заканчиваются через десяток страниц, а жизнь продолжается. Мы - многотомное издание.." (Кларисса Эстес)
    Эрик Берн, американский психолог и основоположник трансактного анализа, считает, что личность каждого человека состоит из разных субличностей. В частности это: Критик, Ребенок и Взрослый.
    По его мнению, именно эти субличности несут ответственность за "качество" нашего проявления во внешнем мире.
    Критик - "совесть" личности, отвечающий за поведенческие установки, усвоенные еще в детстве. Он же судья, ментор и нравоучитель. Однако, порой  его черно-белое мышление, схематичность, а то и банальность, осуществляют сверхконтроль и диктат, ограничивая ее естественную свободу.
    Ребенок - просто бесценная субличность, хранящая наш "золотой запас" души. Существо творческое, эмоциональное, фонтанирующее энергией и любознательностью, порой путающее правду, неправду и фантазии, но искреннее и доброе. Этот Ребенок сидит в своей "песочнице", лепит "куличики"  наших поступков, иногда таких милых и бесшабашных, возвращая нас в далекое детство..
    Взрослый - средоточие здравомыслия, объективности и рациональности в принятии решений. Его задача в том, чтобы все части личности работали слажено, дополняя и обогащая друг друга.
    Чем более комфортно сосуществуют вместе наши субличности - тем более гармоничным существом мы являемся.
    Однако в реальности, профиль взаимодействия в этой компании по своему качеству имеет огромный разброс - от вполне успешного сотрудничества, до панических атак, а то и катастрофического сценария. Тогда душа этой личности может стать полем боя и здесь могут рождаться лики Неправды.
    Главными персонажами в лодке плывущей по реке Жизни, по версии Эрика Берна, безусловно являются Критик и Ребенок. Если Критик весьма статичен и консервативен в своих суждениях и взглядах, то Ребенок иногда с изумлением и радостным интересом, в предвосхищения познания нового, раскачивает эту лодку.
    Каждый из нас в раннем детстве принимает то, что психологи называют "Ранними решениями". Они часто продиктованы тем, как на наши поведенческие проявления реагируют родители и  другие взрослые люди. Будучи принятыми, они вытесняются из сознания в область бессознательного. Вспомнить о них  помогает только наступивший момент истины. И здесь Критик и Взрослый малопродуктивны в изменении наших решений.
    Когда реку по которой плывет эта милая триада штормит, то возникает впечатление, что в их лодке появился новый, никому неизвестный пассажир. Допустим, это субличность - "Nemo" ("Никто"). После ее появления траектория и характер  движения этой лодки меняется.
    Кто этот г-н "Никто"?..И откуда? То ли он с самого дна бездны подсознания, то ли это тайная запись в нашем генетическом коде. Иначе, трудно объяснить как в реальной жизни появляются Персонажи-Личности, коим не ведома грань добра и зла и забыт тот день, когда последний раз ими говорилась правда.
    Не упомянутая Эриком Берном в морфологии его трансактного анализа, эта субличность "Nemo", цинична,  крайне эгоцентрична, но экзотична и активна, и тем самым захватывает внимание нашего прелестного Ребенка.
    Вполне ясно, что дети не воспитываются "словами", а воспитываются только поступками окружающих людей. Поведенческая подвижность же г-на "Никто" перемещает на задний план исключительно вербальные проявления вялых на поступки Критика и Взрослого. И здесь в сознании нашего Ребенка вполне могут появляться "Новые решения" относительно понимания Правды и Неправды.
    Наивно полагать, что можно представить жизнь человеческого  сообщества и государства в целом, как и нашу частную жизнь, без ликов Неправды - лжи, обмана, неискренности. Институты власти, политика, дипломатия, бизнес, реклама, как и многие иные атрибуты социального бытия претерпели бы сокрушительный урон, если бы не вмешательство "двоюродного брата" Правды.
    Да, мы обманываем себя и других. Но обманом мы вправе защищаться, если в опасности наши достоинство и  жизнь. Им мы можем проявлять милосердие, доброту, сопереживание, защищать свой внутренний мир, наши "скелеты в шкафу", скрывать собственную "человеческую неряшливость". А самообман дает   время прийти в себя, если обстоятельства (жестокий удар, потеря) превосходят наши силы.
    Не всякая ложь откровенное зло, если мы ясно понимаем, зачем поступаем так и знаем грань, которую не перейдем никогда. При этом умышленная ложь часто бывает наполнена человеческим трагизмом. Но мы не вправе обманом никем манипулировать в своих собственных интересах и устремлениях.
    Вероятно, верующим людям проще в своем жизненном мейнстриме. Их понимание Правды и Неправды, Добра и Зла имеют более четкие очертания, "ограненные" привнесенными канонами христианских ценностей, этики и морали. Неверующие люди безжалостно предоставлены самим себе.
    Все мы имеем личное пространство - свою маленькую Страну, куда никто кроме нас заглянуть не сможет, со своим отдельным Миром, в котором можно спрятаться, чтобы перевести дыхание и ощутить полностью самим собой. И порой, единственным стражником охраняющим вход в эту Страну, является ложь.
    Даже на празднике жизни -  в Любви, несмотря на то, что ее родовыми чертами являются искренность и открытость, умолчание или, даже небольшая ложь нередкие гости. Маленькие тайны охраняют ее. Когда что-то скрыто, возникает неудержимое стремление это разгадать, подогревая взаимный интерес.
    Благодаря невинным обманам и секретам, мы сохраняем свою "отдельность", непохожесть, собственный Мир и продолжаем оставаться привлекательными друг для друга.
    Хотим ли мы знать всю Правду о других людях, и особенно о тех, которые близки нам? Конечно же да. По крайней мере, ту ее часть, которая грозит нас чем-нибудь задеть или обидеть. Но, здесь нужно быть осторожным. " Иногда лучше чего-то  и не знать.. и жить спокойно дальше" - сказал известный американский писатель и летчик Ричард Бах устами главного героя в своем  удивительном романе-фантазии "Чайка по имени Джонатан Левинстон"
    Хотим ли мы, чтобы другие люди всю Правду о нас? Конечно нет. Если такая исчерпывающая информация дает над нами власть, то мы, в свою очередь, вправе отстаивать свою свободу и неподвластность.
    Иногда может показаться, что наша ложь может служить доказательством нашего разума и нашей человеческой чуткости. Прибегая к обману, мы тем самым проявляем способность понимать чужие чувства и ощущения. Несомненно, здесь ложь виртуозное проявление нашего интеллекта. Поступая так, мы понимаем, что нужными и точными словами, улыбкой, жестом, прикосновением, сможем изменить представления и взгляды другого человека, вступая в его личный Мир, помогая ему...
    При этом , мы всегда говорим правду, пусть не с помощью слов, но она всегда имеет возможность проявиться  виде жестов, выражения глаз, мимики, тембра голоса.
    Реальная Жизнь не прогулка в сиреневых грезах по лепесткам роз. А мы не всегда сборник пасторальных добродетелей. Но, не дай Бог, чтобы ложь стала повадками нашего подсознания. Не найти величия там, где нет Правды и простоты
    И так,.. мы игральные кости в собственных руках..И наш ход!



19 октября 2015 г.
   


Рецензии