Король на три дня

 (King for Three Days)
Творческий перевод с английского еврейской сказки-легенды

Годфри де Буйон был знаменитым воином, дерзким и смелым генералом,  одержавшим великие победы в нескольких странах. В 1095 году, когда состоялся первый крестовый поход, генерал возглавил армию и повёл её в   исторический поход на Святую Землю.
Подобно многим великим воином своего времени, Годфри был жестоким человеком и страшно ненавидел евреев. «В нашей Священной войне, - сказал он своим солдатам, - мы будем убивать всех детей Израиля, которых встретим на своём пути. Я не  успокоюсь, пока не истреблю всех евреев!»
Приняв эту бесчеловечную присягу, Годфри и его солдаты убили огромное количество евреев, и сделали это хладнокровно, без жалости и милосердия, говоря: «Мы выполняем священный долг, ибо нас  благословила наша церковь».
Годфри не сомневался в том, что его крестовый поход будет победоносным, но пожелал получить благословение рабби. Это было довольно странное желание, но в те времена, это было обычным делом.  Генерал послал за рабби по имени Шломо бен Ицкахи, известного более под именем Раши.
И вот Раши (ставший в последствии одним из мудрейших людей Иудеи) явился к генералу, и двое мужчин стояли лицом к лицу. «Ты наверняка знаешь о моём намерении захватить Иерусалим, и я требую твоего благословения на этот поход!» - надменно произнёс генерал.
Рабби Раши спокойно ответил: «Благословение это не подарок, который передают из рук в руки. Благословение посылают Небеса на достойные дела!»
«Пустые слова! Но они могут дорого обойтись тебе! Как священник, ты можешь благословить меня!» - грозно произнёс генерал.
Но старый, мудрый рабби не испугался этих угроз и смело произнёс:
«Я не Бог Израилев, но я не дам благословение человеку, который собирается уничтожить весь избранный народ!»
«Ты что, бросаешь мне вызов?!» - гневно воскликнул генерал, но тот час остудил свой пыл, разумно рассудив, что не стоит ссориться со святым человеком, который вполне может послать на него проклятие... «Хорошо. Можешь не давать мне своего благословения. Но может ты приоткроешь передо мной завесу будущего? Вы, евреи, народ мудрый и обладаете даром провидения. Так скажи мне, что ждёт меня и мою сто-тысячную армию: победа или неудача?»
«И то, и другое» - ответил Раши.
«Что ты имеешь в виду?» - удивленно спросил генерал.
«Иерусалим падёт. Это предначертано. А ты станешь царём Иерусалима!» - ответил рабби.
«Ну что ж. Я доволен!» - воскликнул генерал.
«Я не всё сказал» - спокойно произнёс рабби.
«Что ещё?» - откликнулся генерал.
«Ты будешь царём Иерусалима ровно три дня», - сказал рабби.
Генерал побледнел и спросил: «Я вернусь домой?»
«Да, но без своей огромной армии, от которой останется лишь три колесницы и три воина» - сказал Раши.
«Довольно! - Воскликнул генерал. - если ты намерен напугать меня своим страшным пророчеством, то вот что я тебе отвечу. Если только я буду царём Иерусалима не три дня, а хотя бы на один день дольше, и если только у меня останется не три солдата, а хотя бы четыре, то ты ответишь за лжепророчество! Тогда тебя ждёт смерть! Ты понимаешь это?»
«Прекрасно всё понимаю и не испытываю ни малейшего страха»
На этом они расстались. Раши вернулся к молитвам и священным писаниям, которые обогатили иудейский народ, а генерал Годфри продолжал проливать кровь евреев в своём кровавом походе с берегов Рейна на Палестину. Генерал дошел до Иерусалима, захватил его, а всех евреев согнал в синагогу и сжег заживо.  Через восемь дней солдаты провозгласили генерала Годфри своим царём и царём Иерусалима.
На третий день своего царствования генерал Годфри почувствовал непреодолимое желание вернуться в Европу, о чём и заявил своим офицерам. И тут он вспомнил о предсказании рабби Раши и подумал; «А еврей оказался прав....». Разумеется, генерал вспомнил и том, что Раши предрёк его возвращение в Европу лишь с тремя солдатами и очень занервничал.
Неожиданно на его армию напал какой-то страшный мор, который косил солдат направо и налево. На своём пути в Европу генерал стремительно терял солдат и офицеров. Вскоре от его армии осталась жалкая кучка людей. Когда генерал достиг города Вормс, где жил рабби Раши, у генерала осталось лишь четыре воина и четыре лошади. «Это хорошо! Рабби Раши оказался не прав!» - радостно подумал генерал.
Генерал  вскинул голову и гордо въехал в городские ворота. Но неожиданно с городской стены сорвался большой камень, который упал на одного солдата и убил его вместе с лошадью.
И тут воля генерала была сломлена. «Рабби Раши сказал правду. Лучше бы я прислушался к его словам и отказался от похода. А Раши непременно станет великим израильтянином...»

Если вам придётся побывать в Брюсселе, столицы Бельгии, то сможете  увидеть одну из его достопримечательностей: статую генерала Годфри де Буйона с горделиво поднятым мечом. Статуя стоит на королевской площади,  в нескольких минутах ходьбы от синагоги. Если вы когда-нибудь попадёте  в древний немецкий город Черви, который стоит на Рейне, то сможете разыскать там   синагогу, которая была построена много веков назад, и вы увидите комнату, где учился Раши, и каменное кресло, на котором он сидел. И не далеко от синагоги вы увидите древние ворота города, названные в честь рабби Шломо Бен Ицхак, «Ворота Раши». Возможно, это те самые ворота, в которые вошел генерал Годфри де Буйон  с его тремя солдатами, как говорится в легенде.


Рецензии