Гармонизирующая роль музыкальной культуры. 702
и поддерживающая роль музыкальной культуры в жизни человечества
Музыкальная культура определённого народа в тесном смысле это – феномен, форма выражения его души, т.е. содержания, сущностного внутреннего начала этого народа.
Душу, т.е. внутреннюю сущность народа можно как отобразить с помощью средств художественного выражения, так и в той или иной мере постичь через непосредственное, целостное восприятие этих средств. Если душа народа как первичное его начало не поддаётся чисто интеллектуальному анализу, то музыкальная культура данного народа как форма выражения его душевной жизни вполне доступна для аналитического научно-интеллектуального исследования.
Впрочем, такой анализ целостно взаимодействующих средств художественного выражения, вовсе не является залогом постижения народной души, поскольку данный расчленяющий интеллектуальный метод приводит не столько к приближению к цели, сколько к удалению от неё из-за разрушения естественных многоуровневых связей в рамках феномена исследуемой музыкальной культуры, к огрублению этих связей и к расчленению самого контекста этой культуры как по вертикали, так и по горизонтали. В целом «режущее» по характеру научное познание встречается с явлением сопротивления того живого начала, на которое оно прицельно направлено, и, донося до человечества многие аспекты исследуемого объекта, оно делает это с характерным искусственным усилием, приподнося уже не сам живой объект, а некую конспективную ментальную выжимку из него.
Под музыкальной культурой народа в широком смысле понимается единая целостность её содержания, определяемого как «душа народа», и формы, определяемой как система взаимодействующих музыкально-художественных средств выражения отмеченного содержания.
Душа народа (народная душа) есть некое энергетическое незримое разветвлённое непрерывное трансферическое начало, не знающее границ, пронизывающее и объединяющее все индивидуальные (личностно окрашенные) души, внутренне принадлежащие к данному народу. Единая душа народа как интегративно-целостная невидимая психическая структура, поддерживает и направляет индивидуальные души конкретных людей, входящих в данный народ.
Музыкальные культуры различных народов планеты есть специфические формы музыкального выражения душ этих народов. Единая душа человечества как содержательная категория содержит в себе души различных народов как локальные психоэнергетические содержательно-сущностные образования. Единую душу человечества можно сравнить с единством неокрашенного света. Как свет при призматическом преломлении даёт цветовой спектр, так и единая душа человечества через локальное формообразующее хронотопическое музыкально-культурное преломление выказывает спектр душ различных народов и соответствующий спектр музыкальных культур как индикативных образований, которые доступны музыковедческому изучению.
Ещё раз подчеркну данный тезис: следует признать тот естественный факт, что человечество планеты Земля, имеет единую душу, многократно «преломляющуюся» через историко-географическую (хронотопическую) «призму», порождающую различные музыкальные (шире – художественно-мифологические) культуры.
Народ следует понимать как некое древо душ, которое произрастает в определённых историко-географических условиях. Народ является носителем почвенной многоаспектной синкретической культуры, на основе которой развивается культура профессиональная. Для последней характерны несравненно более отчётливые (специализационные) границы между различными составляющими культуры. Расщепление культуры на народно-базисную (корневую) и профессиональную указывает на 2 основных уровня её бытия. Дальнейшее дополнительное подразделение (отгранение) каждого из этих двух уровней культуры данного народа на различные художественные типы (музыкальный, живописно-изобразительный, архитектурный, поэтический, философско-мифологический и т. д.) в целом делает ландшафт культурной жизни планеты очень многообразным. Именно это многообразие является той живительной силой, которая стабилизирует бытие человечества, смягчает напряжённые политические, межгосударственные, межрелигиозные, экономические и прочие противоречия между странами, делает лицо каждой страны привлекательным и неповторимым. Именно различия в содержании культур народов делают жизнь планеты насыщенной, гармоничной, динамичной и интересной. Многоплановые культурные процессы как разнообразят жизнь человечества на планете, так и интегрируют его. Многослойная и многопараметровая культура планеты есть удивительный гармонизующий феномен, который изнутри объединяет всё человечество, чего нельзя сказать о многих других аспектах его бытия (политико-государственных, политико-идеологических, геополитических, историко-политических, фундаменталистско-религиозных, расистских, шовинистических и т.д.).
Музыкальная культура в контексте культуры как народа, так и планеты в целом обладает особыми свойствами поддержания общей душевно-психической жизни человечества. Можно сказать, что целостная музыкальная культура данного народа есть область поддержания многообразнейших истинно гуманистических вибраций как в масштабах этого народа, так и всего человечества.
Когда агрессия коммерциализации или лжеидеологизации проникает в область музыкальной культуры, тогда она начинает деформироваться, становиться фальшивой и насыщаться античеловеческим содержанием. Однако гуманистическая корневая основа музыкальной культуры настолько глубока и божественна, что она оказывается способной очищать человеческое сознание от тех деформирующих процессов, которые проистекают от грубо-материальных, меркантильных, амбициозных, локальных идеолого-политических и прочих негативных импульсов. Самоочищение музыкальной культуры – это удивительнейший нелинейный процесс, протекающий как внутри «заражённых» жанров, так и на уровне общечеловеческого бытия музыки в целом.
Народные базисные интонационные элементы, истоки, жанры, надтекстовые энергетические смыслы, межтекстовые ассоциативные связи, входя вновь и вновь в общий обиход музыкальной культуры, стимулируют и поддерживают её жизненные коммуникативно-интегрирующие тенденции.
Способность музыки передовать тончайшие вибрации души человека, народа, человечества, биосферы планеты, вселенско-космического начала, наконец, первичного, безусловного – божественного – Начала универсума позволяет музыке занимать высшую позицию в контексте культуры планеты. Способность музыкальной культуры (в каждом конкретном национально-историческом случае её создания и распространения) интегрировать общее и особенное позволили ей стать величайшим универсальным трансферным связующим началом на планете. Музыка в своём чисто звуковом плане базируется на многих универсальных физических, психологических, структурно-динамических и прочих аспектах, которые заведомо направлены на структуру восприятия всего человечества. Если мы и имеем достаточное количество специфических музыкальных языков, связанных с культурно-этническими особенностями определённых народов или с индивидуальными искусственными композиторскими системами, то они опять-таки обладают способностью к самораскрытию в подсознании через свою глубинную связь с универсальными законами музыкального мышления.
Музыкальная культура – это генетически развивающийся, процессуальный феномен, неразрывно связанный со всем контекстом исторической жизни человечества. С одной стороны, музыкальная культура является реакцией на общеисторические процессы, а с другой – неким космическим универсальным феноменом, который имеет черты соприкосновения с вечным и вневременным. Эта загадочность связи с высшим – надчеловеческим, божественным – миром делает музыкальную культуру знаковым феноменом, который способен соединять человека с высшими сферами душевной вселенской жизни. Вибрации бесконечно прекрасной музыки нашей солнечной системы, духовной души человека и человечества, растений, животных, всех светил и вселенных, всех существ и объектов – это реальный феномен, который уже достаточно глубоко раскрывается на современном научном уровне сознания человечества. Средневековые представления о космосе как музыке и о музыке как космосе, идущие от пластов глубочайшей просвещённой древности, сейчас вновь овладевают сознанием глубоких музыкантов, музыковедов и учёных других областей знаний (J. Godwin, М.Talbot, E. McClain, Т.В. Чередниченко, Л.В. Александрова [1], Б.А. Шиндин, Л.Г. Бергер [2] и т.д.).
Музыкальная культура есть самое сущностное связующее звено между внутренним, атмическим-психическим и внешним, бытийным, объектным началами, между психосодержательным, сокровенным, корневым, единым для всего живого и «материальным», зафиксированным, внешним, физическим. По своей сути музыкальная культура человечества – это заповедная атмическая внутренняя, истинная область тончайшего движения чувств и эмоций, это тот бесценный фонд человечности, который возвращает человека земного в его космическую колыбель высших гуманистических заветов, заповедей и чаяний. Музыкальная культура есть женственное, тонко обучающее, чутко воспринимающее и реагирующее, истинное, жизненное, живое, материнское начало. Музыкальная культура при всём её многообразии, при всей её многослойности, жанровой, исторической и локально-территориальной многоликости ведёт расщеплённое человечество (расщеплённое тенденциозно-идеологически, государственно-политически, финансово-экономически и т.д.) к единству, в царство всеобщей просвещённой высокой (духовной) души.
Возвышенный зов внутренней музыки общей души человечества – музыки веры (не в определённый ментальный догмат, но) в Высшее, музыки постижения Высшего – составляет сердце музыкальной культуры всего человечества. Именно музыкальная культура в силу её уникальных интегрирующих свойств способна гармонизовать человечество как единое существо – существо, которое на сегодняшний день ещё не охватывает себя, но которое завтра осознает своё полнейшее неразделимое внутреннее единство при бесконечном внешнем многообразии.
Сейчас задачей любого музыковедческо-философского исследования и любого собственно музыкального произведения-феномена, рождающегося на свет, является именно пронизание всего человечества чувством и светом понимания бесконечного единства. Раскол между народами, между человечеством и природой, между людьми в социуме, между членами семьи, между людьми и космосом, между мужчиной и женщиной и т.д. и т.п. сможет преодолеть музыка как сердце музыкальной культуры, сообщив человечеству простую и мудрую весть о его полнейшем внутренним единстве.
Разве такое новое – самоосознавшее свою неразрывность – человечество сможет и дальше производить оружие, мучить и убивать самоё себя?
История и теория музыкальной культуры не должны замыкаться на изолированных формальных участках научной топографии. Это обесценивает науку как особый инструмент познания и самоосознания человечества. Всякая оторванность от гуманистического общечеловеческого целостного принципа исследования ведёт изучающего и пишущего изолированный формальный труд в пустыню «крашеных гробов», в царство корки формы, в область откола от основной – божественной – цели существования всего во внутреннем и внешнем мирах. Научно-технологический аспект исследования будь то анализ музыкальной культуры или освоение космоса, природы, сферы цивилизации на планете и т.д. не есть самоцель, но есть всего лишь средство. В современных разрушительных условиях разобщённости людей, государств, религий и наций всё возможное в научных исследованиях должно быть направлено на обретение каждым человеком ощущения и понимания единства и неразрывности от всего человечества. Но как часто технологизм, форма, средство отвлекают от цели движения к своему сердцу, к своей сердцевине, называемой душой, атмой, атманом, жизнью, сущностью, универсумом, космосом, дао, тео, Любовью, Создателем, Богом-галактикой, Сыном Бога (солнцем-Христом) и другими высокими именами.
Все религиозные, философские, культурно-музыкальные и прочие поиски человечества всегда практически сводились к стремлению не соблазниться «фарисейством», т. е. преклонением перед формой (с её катастрофической содержательной выхолощенностью), к стремлению проникнуть в это содержание, которое есть только одно – Любовь.
Национальные модусы общечеловеческой музыкальной культуры – это её насыщенные и изумительные краски, которые составляют общепланетарное богатство. Именно в этой области человечество вдруг отбрасывает какие-либо соревновательные мерки и обнаруживает огромный пиетет по отношению к каждой национальной культуре. Именно в этой – национальной – сфере наблюдается равноправное существование народной и профессиональной ветвей и их глубинное взаимодействие.
Мир музыки причастен к высшим аспектам выражения души универсума. Именно непередаваемая сердечная высота звукового мира позволяет человечеству забывать в момент его воздействия конфликты, разногласия, противоречия, ненависть, сиюминутные политические расхождения, долги и расчёты. Именно музыкальная культура выступает в качестве мощнейшего интегрирующего фактора в современном мире. Она несёт в себе высокий гуманистический строй, который интегрирует человечество в единую сущность. Музыкальная культура делает проницаемыми и даже способна растворять межгосударственные, национальные, религиозные, расовые, социальные, возрастные и прочие грани, порой так сурово раскалывающие человечество. Поразительна и поучительна интегрирующая роль музыкальной культуры также и в плане связи между внутренним и внешним мирами, между подсознанием и сознанием, иррациональным и рациональным, серьёзным и развлекательным, возвышенным и приземлённым, бескорыстным и коммерческим, альтруистическим и эгоистическим, всеобщим и специфическим.
Картезианский принцип разделения между субъектом и объектом или поверхностно-религиозный принцип разделения на сердечно-божественное и обыденно-мирское отсупает со своим расщепляющим действием перед лицом планетарной музыкальной культуры. Последняя имеет единую и неразделимую душу, снимающую внутренние и внешние разделяющие пороги внутри человека и человечества.
То, что А. Шопенгауер в своём труде «Мир как воля и представление» сближает понятия музыки и воли (как единого причинного основания для внутреннего и внешнего миров), говорит о глубинном постижении им музыкальной сферы – сферы динамической и статической звуковой жизни, выражающей Высшую волю. «Музыка, – отмечает философ, – это непосредственная объективация и отпечаток всей воли, подобно самому миру, подобно идеям, умноженное проявление которых составляет мир отдельных вещей. Музыка..., в противоположность другим искусствам, вовсе не отпечаток идей, а отпечаток самой воли, объектностью которой служат и идеи; вот почему действие музыки настолько мощнее и глубже действия других искусств: ведь последние говорят только о тени, она же – о существе» [7, С. 467; курсив мой – П.С.].
Такое понимание музыки, при котором законы её равновесия и соразмерности предвосхищают и предопределяют законы объектного мира, имеет под собой основания в средневековых идеях спекулятивной музыки (космос есть гармоничная музыка и наоборот). В свою очередь данная теория, включающая в себя музыку сфер, исходит из пифагорейской теории музыки, в частности – теории небесного гептахорда. Древние греки осознали связь между семью небесами, семью творящими силами, семью планетными сферами, семью уровнями, семью буквами (Альфа, Эпсилон, Эта, Иота, Омикрон, Ипсилон, Омега), семью струнами лиры (Терпандр, VII в. до н.э.), семью цветами, семью органами человеческого тела и т.д. По представлениям древних греков буквально всё существующее, в том числе и человеческая душа имеет свой голос, свою гармонию, свою основополагающую вибрацию. Дисгармоничная душа, омрачённая иллюзиями материального, низшего мира, уже не в состоянии слышать высокие вибрации универсума. Но, если она освободится от дисгармонизующей зависимости от материального мира, то она сможет вновь услышать божественную музыку сфер. Цвета и тона (по современной терминологии: красный, низший – до, оранжевый – ре и т. д. плоть до соотношения «фиолетовый – си») являются творящими аспектами Высшего, бесцветного-прозрачного-невидимого, божественного, основополагающего, Единого начала. Подобные идеи имеют параллели как в христианской, так и в других религиях (иудаизм, индуизм, буддизм и т.д.).
Говоря об общепланетарной музыкальной культуре, можно также подразумевать наличие её «единого основного тона», её «фундаментальной общечеловеческой вибрации», а также сопоставить национальные музыкальные культуры со своего рода «обертоновыми» вибрациями. Такое сопоставление конечно имеет весьма относительный характер, но всё же оно способно привести исследователей к идее полного комплексного изучения планетарной музыкальной культуры как единого сгармонизованного феномена и в то же время феномена многоспектрового и многогранного.
Литература
1. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект [Текст]: монография / Л.В. Александрова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1995. – 372 с. – Библиогр.: с. 277-287. – 500 экз. – ISBN 5-7196-0481-2.
2. Бергер, Л.Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля [Текст]: монография / Л.Г. Бергер; Тбилисский гос. университет. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского ГУ, 1989. – 216 с. – Библиогр.: с. 189-200. – 200 экз. – Б 4901000000.
3. Петриков С.М. Духовные корни музыкального творчества [Текст]: авторский сборник. – Вып. 1. / С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2003. – 228 с. – (Серия «Творческое измерение человека-человечества-универсума» из 4-х авторских сборников. Всего: 94 статьи.). – 350 экз. – ISBN 5-85921-414-6.
4. Петриков С.М. Духовные корни музыкального творчества [Текст]: авторский сборник. – Вып. 2. / С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2004. – 188 с. – 350 экз. – ISBN 5-85921-414-6.
5. Петриков С.М. Идеальные основы творческого мышления [Текст]: авторский сборник. – Вып. 3. / С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2008. – 214 с. – 350 экз. – ISBN 978-5-903042-20-3.
6. Петриков, С.М. Духовно-творческие проблемы современной цивилизации [Текст]: авторский сборник. – Вып. 4. / С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2004-2006. – 217 с. – 350 экз. – ISBN 978-5-903042-20-4.
7. Шопенгауер А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы [Текст]: авторский сборник / А.Шопенгауер; Классическая философская мысль. – Минск: Современный литератор, 1999. – 1408 с. – 5000 экз. – ISBN 985-456-128-3.
8. Feil, A. Metzler Musik Chronik vom fruehen Mittelalter bis zur Gegenwart [Текст]: Monographie / А. Feil. – Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Mezler, 1993. – 573 S. – Verwendete Literatur: S. 796-822. – ISBN 3-476-00929-7.
9. Michels, U. dtv-Atlas-Musik: Systematischer Teil: Musikgeschichte von den Anfaengen bis zur Gegenwart [Текст]: Monographie / U. Michels. – Kassel; Basel: B;renreiter-Verlag; Deutscher Taschenbuch Verlag, 2001. – ISBN 3-423-08529-0 (dtv). – ISBN 3-7618-1560-3 (B;renreiter).
С.М. Петриков,
Приглашённый профессор, Dr. (Германия), доктор искусствоведения (Россия).
Адрес фото: http://5dreal.com/wp-content/uploads/2013/08/original.jpg
Свидетельство о публикации №115101706108