О двух актуальных аспектах музыковедения. 701
В настоящее время известные исследования в области хронологии истории подвергли сомнению существующую признанную хронологию. Естественно, что это коснулось и музыковедческих работ, имеющих дело с музыкальной историей и музыкально-историческим процессом. Как в таком случае нужно относиться к новым данным в нетрадиционной науке исторического характера? Как реагировать: корректировать и пересматривать или просто-напросто декларативно относить все традиционные работы (а их решительно подавляющее большинство) к эпохе трудов, написанных в ключе устоявшихся хронолого-исторических представлений?
Самое интересное, освежающее и освобождающее заключается в том, что наше забитое ментальным балластом сознание может и вовсе не решать эту сложную и болезненную проблему, но просто-напросто снять её, если принять во внимание, что всё прошлое (прошедшее) не может уже оцениваться во временных категориях. Время существует в настоящем, ибо оно движется вперёд в новое настоящее, делая миллисекундные, секундные, минутные и т.д. шаги в него. Когда эти шаги (точнее: шаги изменения) происходят, можно говорить о времени. Воспользовавшись известным свиридовским названием-выражением «время вперёд», мы получим очередную художественную метафору нашему понятию «шаги изменения».
Итак, с одной стороны, сам термин «будущее» фантазиен и нереален, и его следует исключить из научного рассмотрения (но вовсе не из художественного – здесь имеется полный простор, но, правда, нет никакой достоверности).
С другой стороны, прошлое можно уподобить некоему архивному резервуару, куда постоянно «сливается» бывшее настоящее. Прошлое лишено времени и всех его понятий – это «ставшее» (О. Шпенглер [8, С. 108]). При этом мозг всё же пытается мыслить прошлое во временн‘ых категориях, что неверно.
Когда такое мышление имеет место, возникают хроника, хронология, история и прочие условные изучения умершего. Мы видим, что прошлое как и будущее нереальны. Реально лишь настоящее, которое, через шаги изменения (ШИ) определённого масштаба (количества, меры) и нравственного содержания (качества) постоянно обновляется, двигаясь к новому натоящему (НН). Как это ни странно ещё пока для нас звучит, но попытка что-то конструировать в сфере прошлого носит условный характер и относится не к реальности, но к ментальным, умозрительным построениям – концепциям. Последние условны. Можно играть такими концепциями, можно математизировать их, наполнять идеологией и т.д., но это будет лишь нереальная игра. Отсюда все споры о хронологии лишены всякого смысла. Эти споры лишь отражают разность различных умственных индивидуальных концепций прошлого и к реальности не имеют никакого отношения. Что ушло в прошлое, того нет. Нам нечего в нём искать кроме как обощений до уровня мифа, служащих весомыми уроками для человечества, стремящемуся к счастью.
Следует, однако, заметить, что культура народа – реальный живой организм несравненно более высокого порядка, чем организм человеческий. В измерении жизни культуры в ход идут многие и многие тысячелетия и бесчисленные человеческие жизни как клетки этой культуры. С этой точки зрения прошлое живо в той мере, в какой оно информационно воспроизводится и передаётся в настоящее. Также и горизонты будущего имеют для такого культурного организма свою ауру (ауру грядущего – АГ), идущую вперёд настоящего. Ещё более значительное усиление значения прошлого и будущего происходит при рассмотрении такого поликультурного организма как цивилизация и т.д. Время для таких крупных сверхорганизмов имеет уже другой – мифический – модус, который часто сметает хронологическую конкретику.
Однако вернёмся к человеческому измерению. Именно загруженность нашего мозга понятиями, которые не имеют живой связи с реальностью, вводят нас в мир фантазийной дезориентации. Столько всего лишнего «накручено» в понятийном инструментарии человеческого мышления, что последнее часто теряет здравый смысл. Ещё хуже, когда с нашим «родным и близким» понятийным инструментарием мы идём в науку. В этом случае получается некое умственное упражнение, лишь только затемняющее реальность. Но может быть определённой части человечества и нужен этот эффект, чтобы не смотреть правде в глаза? Тогда жонглирование понятиями, не имеющими смысла, несомненно отвлечёт от неприглядной реальности.
Мы ищем часто забвения от реальной жизни, и пустышечная игра понятиями пригождается в этом смысле весьма неплохо. Как вывод из сказанного, предлагаю проводить – тем более на уровне среднего музыкального звена – конкретные эмпирические исследования в области музыкального творчества определённого и, желательно, действующего композитора и не торопиться с обобщениями, пока полученный опыт и накопленные своим собственным исследовательским трудом знания сами не подвигнут к умозаключениям. В данном регионе следует в частности обратить внимание на творчество профессиональных сибирских композиторов и наладить прочную связь с их Союзом в Новосибирске. Сколько жизни в новые творческие планы композиторов Сибири вдохнут теоретики её колледжей своим конкретным вниманием к её музыкальным творцам! Это не просто слова – это один из аспектов интеграции России.
Отметим ещё один аспект беспочвенности споров о «единственно верной хронологии». Так, говоря о времени как о предмете спора на уровне хронологических концепций, следует также сказать о его иллюзорности как таковом, о том что оно является результатом программирования мозга человечества (многомерного человека единого) высшим разумом с целью ограничения человеческого могущества на данном далеко не последнем этапе его духовного развития. В этом смысле не исключено и то, что в такой программе имеются инвариантные предзаданные матричные структуры кода музыкально-исторического развития как элемента суперматрицы истории человечества. Мои работы в этой области стремятся раскрыть этот код с точки зрения отслеживания циклических процессов, оптимирующих работу любой программы и красноречиво говорящих о её явном присутствии.
Не секрет, что история человечества многоаспектно обнаруживает свойства цикличности – повторяемости в общеструктурном, формальном плане. Этот факт настолько явен для исследователей самого различного типа, что действительно напрашивается мысль о том, что исторический процесс априрно запрограммирован (с той или иной степенью жёсткости). Сама «наша» солнечная система имеет явно искусственный программный циклический характер (безукоризненные пропорции в соотношении циклов вращения всех её планет, оптимальное положение Земли относительно Солнца и все прочие удивительно точно расчитанные параметры этой небесной системы).
Современное музыковедение (музыкальная наука) – это мозг музыкальной культуры, её методолого-аналитическое программное и информационное обеспечение, но, несмотря на такие громкие слова, музыкальная наука всё же есть вторичная – рефлексирующая – составляющая музыкальной культуры. Последняя иррациональна в своей основе (корень «культ» однозначно указывает на это). Музыковедение же – рациональный феномен, связанный с осмыслением и упорядочиванием обширного круга музыкально-культурных явлений. Будучи встроенным в музыкальную культуру как инструмент классификации и анализа явлений последней, музыковедение создаёт свою собственную платформу, в рамках которой оно порой склонно замыкаться на своих – внутренних методологических и понятийных – аспектах, часто забывая, что является лишь, условно говоря, расширенным аналитическим и концепционно-методологическим исследовательским инструментом в сфере музыкальной культуры и что отрыв от последней грозит вырождением музыкальной науки в «музыковедение для музыковедения».
2. Что первично и основополагающе: «musica theoretica» или «musica practica» (доводы за теоретизацию)
«ANICIUS MANLIUS TORQUATUS SEVERINUS BOETHIUS wurde etwa 480 n. Chr. als Mitglied einer alten r;mischen Patrizierfamilie in Rom geboren... Die vermittelnde Funktion zwischen Altertum und Mittelalter sowie die Anwendung griechisch-klassischer Lehren auf die christlich-theologische Reflexion des r;mischen Reiches k;nnen als wissenschaftliche Leitmotive von BOETHIUS bezeichnet werden und sind in ihrer Nachhaltigkeit nicht hoch genug einzusch;tzen. So galt die Klassifikation der ars musica in musica mundana, musica humana und musica instrumentalis sowie die Vorrangstellung der musica theoretica uneingeschr;nkt f;r das gesamte Mittelalter» [9].
Иная – противоположная – позиция приоритета и первичности музыковедения («musica theoretica», выражаясь аналогией в рамках мышления Боэция), существовала от древности не только до конца Средних веков, но и даже вплоть до XVIII века. Так в античных, средневековых и постсредневековых трактатах наука о музыке ставилась выше самой музыкальной практики. Последняя же понималась как своего рода конкретизирующее «омрачение» идеальных основ «теоретической музыки». Идеально-«платонический» мир музыкальной науки («musica theoretica») представлялся – высшим, регулирующим и определяющим началом по отношению к музыкальной культуре.
Эти два взгляда на позицию музыкальной науки по отношению к музыкальной культуре являются производными от двух систем мировоззренческой ориентации: практической и теоретической, порой принимавших, соответвенно, прагматический и теолого-идеалистический модусы. Такие два модуса может принимать и само музыковедение. Прагматическое музыковедение (уже с XVI века) – это своего рода, метафорически говоря, «исследовательско-вспомогательный механизм информационного обслуживания» музыкальной культуры, по мере хронологического приближения к нашему времени всё более и более разветвляющийся. Допрагматическое, теологическое музыковедение, напротив, выступало в качестве своего рода «жреца музыкальной культуры», прововестника первооснов космоса и человека через сферу законов «теоретической музыки», несравненно более высокой и обощающей по сравнению с «практической музыкой». Последняя трактовалась как своего рода производное тело от идеальной первонауки «musica theoretica», «омрачённое» конкретными параметрами.
Чувственное очарование исторически преходящих языково-стилевых норм, питавшее музыкознание женственного, исторического модуса – «practica» - всегда являлось оружием последнего в борьбе за первенство с музыкознанием модуса «theoretica» - теоретическим музыкознанием как началом мужественным. К настоящему времени прикладное историко-описательное музыкознание, питающееся музыкальной практикой и фактологией различных эпох, основало свой «матриархат», окончательно оттеснив на задний план антично-платоновское, пифагорейское «жреческо-патриархальное» музыковедение.
То, что отцами христианской церкви определялось как чувственная прелесть, чувственное искушение, вышло на первый план, подмяв под себя высокое инвариантно-философское идеально-теоретическое осмысление модуса «theoretica». Мы являемся свидетелями беспримерного «разгула выражения чувственных ценностей» как источника исследования в соответствующем модусе «practica». Наше материалистически ориентированное время несётся и далее полным ходом в сторону изучения «чувственной практики», полностью отвергнув божественно-исходные и неизменные мирозданческие глубины древнего музыкознания возвышенного модуса «theoretica».
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект [Текст]: монография / Л.В. Александрова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1995. – 372 с. – Библиогр.: с. 277-287. – 500 экз. – ISBN 5-7196-0481-2.
2. Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление [Текст]: монография / Е.В. Герцман. – Л.: Музыка, 1986. – 223 с.
3. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха [Текст]. Пер. с нем. Зинаиды Эвальд / под ред. Б. В. Асафьева. – М.: Огиз, Гос. муз. изд. Образцовая тип., 1931.
4. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Текст]: / А.Ф. Лосев // Самое само. (Серия «Антология мысли»). / М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1999. – с. 635-822. – Библиогр.: с.802-822. – 7100 экз. – ISBN 5-04-002918-7.
5. Петриков, С.М. Духовно-творческие проблемы современной цивилизации [Текст]: авторский сборник. – Вып. 4. / С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2006. – 217 с. – (Серия «Творческое измерение человека-человечества-универсума» из 4-х авторских сборников. Всего: 94 статьи.). – 100 экз. – ISBN 978-5-903042-20-4.
6. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления [Текст]: Дис. в виде науч. доклада на соиск. уч. степ. докт. иск. – Санкт-Петербург: РАН, РИИ, 1996. – 58 с. – Библиогр.: с. 55-58.
7. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический историко-теоретический аспект) [Текст]: монография / С.М. Петриков. – Томск: Изд-во ТГУ, 1993. – 254 с. – Библиогр.: с. 55-58.– 500 экз. – 5-7511-039-3.
8. Шпенглер О. Закат Европы [Текст]: монография / О.Шпенглер. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. – 592 с. – 20.000 экз. – ISBN 5-02-029879-4.
9. ANICIUS MANLIUS TORQUATUS SEVERINUS BOETHIUS [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://m.schuelerlexikon.de/mobile_musik/Boethius.htm
10. De Musica Mundana - cyclopaedia.net [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.cyclopaedia.de/wiki/De_Musica_Mundana
11. [PDF] Sebastian Florian Weiner • Eriugenas negative Ontologie [Электронный ресурс]. – Режим доступа 12. [PDF] Zur mathematischen Lehrtaetigkeit an der Universit;t Wittenberg im 16. und fruehen 17. Jahrhundert, dargestellt unter besonderer Beruecksichtigung des Wittenberger Mathematikers Ambrosius Rhodius (1577-1633): Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doctor paedagogicae (Dr. paed.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://d-nb.info/990633233/34
13. Feil, A. Metzler Musik Chronik vom fruehen Mittelalter bis zur Gegenwart [Текст]: Monographie / А. Feil. – Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Mezler, 1993. – 573 S. – Verwendete Literatur: S. 796-822. – ISBN 3-476-00929-7.
Петриков С.М.,
Dr.(Германия), Д-р иск.,
Член Союза композиторов РФ,
пригл. профессор АГАО им. В.М. Шукшина
Адрес фото:
Содержание иллюстрации: Boethius erteilt Unterricht. Initiale der Handschrift Glasgow, University Library, Hunter 374 aus dem Jahr 1385. (Boethius.Wikipedia)
Свидетельство о публикации №115101700477