Главная цель

     По роду профессиональной деятельности мне приходится сталкиваться с огромным количеством людей, среди которых рабочие и аристократы, дворники и академики, сантехники и народные артисты, колхозники и госчиновники, школьники и военнослужащие. Интервьюируя их, невольно ловишь себя на мысли, что подобный «кладезь обывательской мудрости» не должен оставаться только на диктофонных записях или на страницах печатных СМИ. Потому что темы, поднимаемые моими респондентами, зачастую выходят за рамки официальной журнальной «продукции». Отсюда возникает закономерное желание поместить все эти житейские откровения (плюс собственные наблюдения) в отдельные литературно-художественные издания. Так появились на свет многие мои рассказы, повести, новеллы и миниатюры, которые размещены в прозаических сборниках серии «Нити стекляруса», в некоторых романах и на литературном портале «Проза. ру».
     Однако в репортёрских буднях происходят иногда события, которые можно отнести к разряду весьма редкостных явлений. Например, мне, как журналисту, пришлось самому трижды давать интервью для различных изданий Подмосковья. А вопросов, заданных на авторских творческих вечерах и встречах, просто не счесть. Большинство из них – конечно, предсказуемые, ожидаемые и даже шаблонные. К примеру, «Расскажите, как вы пишете?». Сначала отвечал пространно, упоминая вдохновение и особый настрой души. А сейчас заявляю лаконично: «Слева направо. Как и все». Но однажды прозвучал вопрос, который заставил меня крепко задуматься. «Скажите, какую главную цель вы преследуете в своём литературном творчестве?» – спросила как-то молоденькая корреспондентка. Натужно улыбнувшись, я довольно помпезно заявил, что хотел бы посредством своих  книг оставить на земле добрый след для читающих потомков. Ну и так далее в том же духе. Правда, потом, поразмышляв на досуге, пришёл к выводу, что самая главная цель в моих литературных изысканиях имеет всё же иной облик. А именно…
  …В начале 90-х годов в нашей стране профессиональная литература стала медленно, но верно скатываться в пропасть забвения, уступая место бульварной писанине в стиле экшен и так называемого иронического детектива. Перед взыскательной читательской аудиторией, воспитанной на русской и зарубежной классике, предстали совершенно иные «герои нашего времени» – бандиты, новоявленные олигархи, проститутки, киллеры, воры, дельцы разных мастей и частные сыскари, которые на дилетантском уровне пытаются бороться со всей этой полумаргинальной публикой.
     Одновременно Россию заполонили невыразительные журнально-газетные издания, рассчитанные на удовлетворение низкопробных интересов деградирующих в своей массе обывателей. Вместе с этим расплодились по всей стране любительские «псевдотворческие команды», громко именуемые «писательскими сообществами», в которых графоманская возня и суета напоминает больше атмосферу львиных прайдов, чем конструктивно-созидательную литературную деятельность. К сожалению, термины «писатель», «поэт», «журналист», «литератор» настолько потеряли сегодня былой вес и значимость в общественном сознании, что уже не удивляешься, почему российская культура в целом переходит на существование по остаточному принципу и реально обретает форму «платочка для слёз и носовых испражнений».
     А теперь – самое важное, к чему всё и велось. До тех пор, пока общий уровень нашей Культуры не начнёт устойчивое движение к позитивным видоизменениям, ни о каком успешном развитии промышленности, экономики, науки, образования и прочих отраслей народного хозяйства не может быть и речи. Без кропотливой реставрации всех пластов национально-культурного богатства России и наши книжные развалы будут по-прежнему изобиловать дешёвым макулатурным чтивом, воспевающим агрессию, инфантилизм, алчность, эгоцентризм и самые низменные человеческие инстинкты.
     Поэтому главной целью своей писательской деятельности я бы назвал Возрождение современной российской прозы и поэзии. В классическом понимании этого явления  здравомыслящими людьми. Редкие образцы подобной художественной литературы можно встретить сейчас на страницах некоторых провинциальных изданий и на литпорталах в Интернете. Но… Для того, чтобы данный интеллектуальный продукт стал для читателя достойным приобретением, следует и в шкалу современных ценностей внести значительные поправки. Прежде всего «градуировку» материальных потребностей надо безболезненно  трансформировать в более чёткие «деления», которые измеряют «силу биотоков», возникающих при нарастании жажды познаний. Иначе говоря, пища для ума должна быть более «калорийной», нежели для желудка. А это и есть – начало культурно-просветительской работы над духовно обнищавшей прослойкой населения, переставшей отличать добротный печатный слог от диких воплей животного мира. 


Рецензии