Северная привычка

Мне от ветров северных привычка –
Шапку прочь и ворот нараспашку,
Да с презреньем к публике столичной
Освистать витрины на Пассаже.

От души пройтись по Лютеранской
С залежалым скарбом на балконах.
С умником, прибившимся случайно,
О названьях улицы поспорить*.

Хохотнуть о Магдебургском праве*:
«Уж не царь ли обозначил сити?
Это кто же вам его ославил
Злоязыким уличным граффити?»

На Почтовой празднует барышник.
От нее к Детинцу две дороги:
С Контрактовой – каменкой с отдышкой,
От Большой Житомирской – с изжогой.

Не бразильский кофе на Майдане –
По сусекам пыль с дорог сметают.
С Печенежской, а вернее с Ямы*,
Налетают гайворонов стаи.

Ярославов вал штурмует время.
Ржавчина каштаны разъедает.
В бабьем лете город не уверен –
Непогода с Львовской подступает.

Новых орд верблюды и палатки,
Бунчуки с лохматыми хвостами.
Бьют пороки по затворам шатким.
Бью в набат! Услышат ли едва ли…

Бирючи ли княжеские кличут
Святополка* гнать куда подальше?
Не они ли с рушниками вышли
К Болеславу вместо рукопашной?

Мне под стягом северным привычней
Принимать колючие удары.
Но нужны ли лучики* столице,
Зажиревшей Бабьими Торжками*?

*Крещатик/Театральная - в 30-х гг 19 века в Киеве случилось несколько крупных пожаров, после того, как выгорел практически весь центр, город был отстроен заново, тогда же градостроители несколько изменили планировку и названия улиц - так Театральная улица стала Крещатиком.
*Магдебургское Право - право города на самоуправление. До 1834 года Киев обладал этим правом. Памятник о правах и свободах установлен на Владимирском спуске по личному повелению императора Николая I. Нынче состояние памятника желает быть лучшим. Естественно, уличные художники... или те, кто таковыми себя считают, украсили мемориал по-своему...
*Яма - место, описанное в повести Куприна.
*Святополк Окаянный - в 1015 году зять польского короля Болеслава Хороброго и сын или пасынок (историки спорят) русского князя Владимира Красно Солнышко вступил в заговор с братом Ярославом Мудрым, зятем шведского короля Олафа, из-за развязанной Святополком усобицы погиб (получил сердечный удар) сам князь Владимир, были убиты многие братья Святополка, в том числе Глеб и Борис, отказавшиеся стать преступниками рода людского. позже причислены к лику святых - защитники Земли Русской. Стоит отметить, тогдашние киевляне евроинтегрировать не пожелали, и ляхов Святополка Окаянного перебили, и самого князя изгнали.
* Лучик - легендарный защитник Киева от моноголо-татар, по преданию - в 1240 году Батый расположил свой стан напротив Лядских ворот (район нынешнего Майдана), Лучек, знаменитый стрелок, припугнул хана - пустил стрелу, угодившую ему в пиалу с кумысом. Батый потребовал у киевлян выдать наглеца, взамен обещал город не брать. Горожане не долго думая выдали стрелка монголам. Сам Батый, казнив смельчака, сказал своим нукерам: "Коли народ выдает своих - он подобен необожженной глине и разбить его не трудно".
*Бабий Торжок - напротив Детинца в давние времена был такой рынок. Торговали там в основном варяги, а кем - можете догадаться, простолюдие на Гору без надобности не поднималось и торгово-рыночные отношения налаживало на Подоле.


Рецензии
Сильное стихотворение! Какие СИМВОЛЫ-ОБРАЗЫ!!! Как всегда в восторге! В восхищении, как ты круто с историей всё замесил, получился многослойный пирог с перцем: "Но нужны ли лучики столице, Зажиревшей Бабьими Торжками?" "В бабьем лете город не уверен-
Непогода с Львовской подступает".
И чем больше перца, тем круче!!!

Костя, все эпитеты в превосходной степени тебе!

С теплом)))

Екатерина Жильцова   18.10.2015 20:21     Заявить о нарушении
К сожалению, так оно и есть - Киев самый изнасилованный город Украины. Так ненавидеть его, как ненавидят его, нет не киевляне, а жители Киева, нужно еще научиться. И вопрос даже не в переименовании улиц и сносе-выносе памятников... Украинское СЕЛО в самом дурном понимании этого значения - вот та ржавчина, которая разъедает и город и само понятие держава. Какая необыкновенная разница с провинциальными городами, увеличиваюшими свое население за счет окрестных селений. Там новоиспеченные горожане стараются не выделяться, понемного вживаются в новый ритм и постепенно как бы обмещаниваются, но резко ставшие "столицей"... Старожилы разительно отличаются от этого народца. Имел удовольствие общаться именно с коренными. Но их так мало. "Новые киевляне" вытесняют старых куда подальше от центра, истребляют само понятие город. А как они относятся к родной истории... Они ее не знают даже на уровне литературы. Но "бабьи торжки" на каждом шагу. Не потому ли "Душно в Киеве, что в скрыне". И наверное потому получился многослойный пиро с перцем. Как точно подмечено. Спасибо.

С теплом, Костя))

Ладо Светозаръ   18.10.2015 22:02   Заявить о нарушении