Ворота небесной страны. Предисловие к Поэме Агула
«ПОЭМА АГУЛА»
***************
Империат Халипаева,
Доктор филологических наук
ВОРОТА НЕБЕСНОЙ СТРАНЫ
(Предисловие к книге Фатхулы Джамаля «Поэма Агула»)
История души человеческой может быть не менее интересной, чем история целого государства. Это является духовно-нравственной аксиомой. Трагической особенностью страны, в которой мы живём, является то, что до недавнего времени оставались «белые пятна» не только в истории государства, но и в судьбах отдельных людей и целых народов.
Книга поэта Фатхулы Джамаля «Поэма Агула» – открытие духовного мира, древнейшего дагестанского народа – Агулов. Мы много слышали об Агулах, но мало знали. Однако, «Поэма Агула» – это не сухое историко-этнологическое исследование, а живой поэтический универсум, раскрывающий изнутри духовный мир, душу целого народа. Поэтому она по праву названа «Поэмой Агула».
Задача, поставленная автором, поистине грандиозна. Для её реализации поэт интуитивно обращается к адекватным художественным методам воплощения своего замысла. Масштабная мифологизация, одухотворённая проникновенным лиризмом, позволяет поэту развернуть широкую панораму драматической судьбы и напряжённой духовной жизни своего народа. Выдающийся психолог Станислав Гроф справедливо отмечает, что только через мифологию и только метафорическим языком поэзии может быть раскрыта динамика души, трансперсональный опыт человеческого духа.
Вместе с автором мы окунаемся в неповторимую красоту «жемчужного края» - Агула, древнейшего очага авестийской – индоевропейской, арийской цивилизации. Поколение эпохи тотальной урбанизации, мы ностальгически приникаем к хрустальным родникам этой Небесной страны, пытаемся постичь зашифрованные временем тайны Долины Магов – Магу-дере. Мы погружаемся в драматическую историю Агулов, напряжённо следим за битвами воинов Агула с врагами, за духовной борьбой Агульского народа с силами тьмы - Зулмата
Поэзия Фатхулы Джамаля отличается насыщенной образной системой, искрящейся метафоричностью. Волшебная сила метафоры позволяет поэту в одно мгновение охватить и синтезировать в ткани стиха мир физический и мир духовный. Порой с помощью одного слова, одной рифмы он легко переносится во времени и пространстве. В магическом свете поэзии Фатхулы Джамаля перед нами раскрываются космические картины движения светил и тончайшие нюансы человеческих эмоций.
«Поэму Агула» по своим масштабам и глубинной семантике можно было квалифицировать, как эпическую поэму. Однако, это не мифический народный эпос в классическом смысле, а современный – модернизированный миф. И здесь креативный авангардист Джамаль снова проявляет себя, как тотальный новатор и мастер поэтического искусства. Наряду с традиционными - рифмованными формами стихосложения, поэт активно использует свободные формы - верлибр, белый стих, фольклорные и восточные формы. «Поэма Агула» - мифологизированное выражение внутренней боли малочисленного народа, обречённого историческими обстоятельствами на немоту, беспамятство и забвение. Это крик народной души, может быть, немного запоздалый...
«Поэма Агула» была написана в 1987 г. К этому времени творчество Джамаля уже достигло довольно высокого уровня мастерства - он уже завоевал титул Короля Поэтов на поэтическом турнире. Но в условиях тоталитарной идеологии его героико- патриотическая поэма не могла быть издана. После краха тоталитарного режима в России малочисленные народы погрузилась из состояния тотального бесправия в пучину пещерного права – закона джунглей. И длится бесконечно круговорот исторической несправедливости.
Мы понимаем, что в криминально-коммерческом социуме нет места для высокой нравственности и даже для элементарной морали, к которой можно апеллировать. Поэтому ради научной объективности мы констатируем - исчезновение языков древнейших народов, пусть даже малочисленных есть:
1) этническая катастрофа, скрытый геноцид народов – тягчайшее преступление против человечности;
2) безвозвратная культурно-историческая потеря для всего человечества.
Ибо язык – сокровищница сведений не только об истории народа, но и его духовно-нравственной жизни. Подлинная история заключена не в бивнях и черепах ископаемых мамонтов, а в глубине живого языка. Языки народов Дагестана, в том числе и агульский язык, были тесно взаимосвязаны с языками древнейших цивилизаций Месопотамии, Ирана, Малой Азии. В настоящее время учёные пришли к выводу о том, что только путём сравнительно-исторического изучения языков кавказских народов можно восстановить основы праязыка древнейшего суперэтноса, положившего начало человеческой цивилизации.
В соответствии Писаниями: язык – это бесценный дар Божий. Именно феномен языка, имманентно присущий человеку, ставит людей выше даже ангелов.
Современная наука пришла к выводу, что корни языка находятся в глубинах сферы бессознательного, где пересекаются области сознания и физического мира. Подлинное основание языка принадлежит единой реальности, предшествующей разделению на физическое и психическое.
Следовательно, язык обладает уникальной способностью проникать в тайники мироздания. Язык - дар Вселенной есть Ключ к тайнам Универсума! Через язык, особенно через поэтический - метафорический язык, человеку открывается доступ к глубинным основам реальности. Исследование природы метафоры дает возможность проследить путь, по которому человечество получает самое важное знание. Доказательство связанности метафоры с областью бессознательного, понимаемого онтологически, тем самым является обоснованием ее колоссальных эвристических возможностей!
В мире и в России созданы организации и движения, которые спасают диких животных и даже растения. Но до спасения Агульского народа нет дела никому, даже Агульским чиновникам, получающим блага, якобы, представляя интересы народа в государственных структурах.
Агульский язык, аккумулировавший в себе колоссальную информацию об истории и духовной жизни евразийской ойкумены – одна из величайших сокровищниц человечества. Надеемся, что у наших современников хватит благоразумия, чтобы сохранить свои языки, эти бесценные дары, ниспосланные Творцом.
Итак, «Поэма Агула» открывает ворота Небесной страны – Агул для жаждущих познания.
Империат Халипаева,
Доктор филологических наук
Свидетельство о публикации №115101410981
КАК ВЕЧНОЙ ИСТИНЫ -- СВЯТЫНИ,
РУКОПИСИ -- НЕ ГОРЯТ...
ИХ ПРОИЗНОСЯТ КАК НАБАТ! --
НА РУССКОМ, ТАК И НА ЛАТЫНИ.
Евгения Абалян. 19.02.2022.(18:22)
Евгения Абалян 19.02.2022 18:19 Заявить о нарушении