Я вспоминаю. О Евгении Евтушенко-начало
Евтушенко вошёл в мою жизнь в юности, в конце пятидесятых годов. Он ворвался в неё, как Лев Яшин(мой любимый футболист) раз и навсегда. И хотя Евтушенко 50-60-ых годов прошлого века, и Евтушенко более поздний и тем более теперешний- это, как говорят в Одессе-две большие разницы(в смысле поэтического творчества, но не общественной деятельности), но всё же, всё же без Евтушенко представить себе культурную жизнь СССР второй половины 20 века-невозможно. Он написал много. Многое можно было смело не публиковать в его последнем 8-томном собрании сочинений. Да он и сам, по моему, это знает. Но выбросить, но забыть родное дитя. А твоё произведение-это твой ребёнок. И каждый из нас, пишущих на сайте, сталкивался с подрбной проблемой. Да. Так вот. Конечно у Евгения Александровича не всёравнозначно. Но его лучшие стихи о любви к женщине, к Родине. Его гражданская лирика. Всё это останется надолго.
Я вспоминаю 1961 год. Евтушенко в зените славы. Он много и охотно пишет на различные темы. Выходят его сборники стихов, которые невозможно купить. Он ездит по заграницам. Он негласный представитель нового поколения деятелей культуры Совтского Союза в мире проклятого капитализма. Евтушенко - поклонник ленинских методов управления государством, того, что потом ошибочно назовут "социализмом с человеческим лицом". Как будто сталинский период(к которому Евтушенко относится резко негативно)-это "социализм с нечеловеческим лицом". И вдруг, "Литературная газета" публикует его стихотворение "Бабий Яр". Напомню, что повесть Кузнецова о Бабьем Яре появилась лет через пять. Сама тема, упоминание слова "еврей" в газете(впрочем как и в журнале или в книге) впервые за последние 10-12 лет - произвели эффект разорвавшейся бомбы. Я помню, как пришёл к своей бабе Лене(часть воспоминаний моих о ней уже опубликованы на сайте), и застал её плачущей. На мой вопрос о причинах слёз, она протянула мне "Литературку" со стихотворением "Бабий Яр". И с тех пор Баба Лена стала Такой поклонницей Евтушенко. Да я думаю, что не только евреи благодарны Евтушенко за поэтическую борьбу против антисемитизма. Да многие другие народы, о которых с любовью писал и пишет поэт(а позднее и прозаик), могли бы сказать , что Евгений Евтушенко-настоящий интернационалист.
Вот эти слёзы бабы Лены были моим первым потрясением от встреч с Евгением Евтушенко. Хотя уже и до этого я полюбил его кубинский цикл стихов, его стихи -воспоминания о детстве и юности("о свадьбы в дни военные"...), его стихи о любви, хотя и было мне тогда всего то...
Следующая моя встреча с поэтом, о которой я хотел бы вспомнить, это 1962 год-Хельсинки ,Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. И над всем стадионом, собравшим десятки тысяч гостей со всего мира, звучит песня Эдуарда Колмановского на слова Евгения Евтушенко "Хотят ли русские войны". У меня до сих пор, когда я слышу эту песню, мурашки бегают по телу. Я не помню, кто исполнял эту замечательную песню в Хельсинки, но на мой взгляд лучше Марка Бернеса и Георга Отса её никто не пел. Вообще, роль Евтушенко как поэта-песенника, трудно переоценить. Это и "Чёртово колесо", и "Идут белые снеги", и "Со мною вот что происходит.." и многие другие. Но "Хотят ли русские войны" стало слоганом целого поколения.
Тогда же, в начале 60-ых годов, я был на встрече с редакцией журнала "Юность", проходившей, если мне не изменяет память, в одном из залов Политехнического музея(но не в том, который обычно показывают в документальных фильмах по телевизору). За столом президиума сидели журналисты, писатели, поэты и члены редколлегии журнала. Конечно я не помню о чём тогда шла речь. Но вот один момент я бы хотел отметить. За столом, рядом с Вознесенским сидел Евтушенко, а с другой стороны Вознесенского-Белла Ахмадуллина. Я не знал тогда, что Белла и Женя-супруги. Я и теперь не знаю были ли они супругами тогда во время встречи с редакцией. Но я помню как вышел из за стола Женя Евтушенко, прошёл вперёд к зрителям, и невероятно худой, в цветной рубашке навыпуск, начал читать: "
Со мною вот что происходит..." И я заметил тогда, как почему то напряглась Белла и наклонилась к Андрею, что то быстро ему говоря, в то время как Евтушенко читал:".....совсем не та ко мне приходит....". Потом многие выступали. Выступала и Белла, читая как всегда нараспев, чуть гнусавя свои чрезвычайно музыкальные, но мне совсем не интересные стихи.
Следующая встреча с Евтушенко-1968-ой год. Наши в Праге. И Евтушенко пишет стихотворение "Танки идут по Праге". И он один из немногих, кто не побоялся высказаться против нашей оккупации Чехословакии. Хотя я, честно признаюсь, тогда положительно оценивал факт вступления наших войск. Что ж молод был и глуп. Года через два я стал уже умнее. Жизнь научила.
В 1971-ом году я вовсю ухаживал за моей будущей женой. Однажды в воскресенье мы забрели с ней в Парк культуры и отдыха им. Горького. Гуляли, ели мороженое и вдруг прочли
объявление о том, что сегодня в 17 часов в Зелёном театре встреча с Евгением Евтушенко. Мы естественно купили билеты, сходили в кафе пообедать, потом долго ждали и наконец пошли в открытый театр. Народу было не так много. Во первых, воскресенье летом(многие на дачах или в отпусках), а во вторых, поэтический бум предыдущих лет уже спадал. Поэзия с концертных залов и площадей потихоньку стала перебираться в маленькие зальчики, на квартиры, на кухни. И читали здесь Цветаеву, Мандельштама, Ахматову Пастернака, Иванова, Волошина и многих других либо запрещённых, либо полу разрешённых поэтов. Но в то время только некоторые из поэтов почувствовали изменение климата. Среди них был и Евтушенко. Отсюда мне кажется его последующий уход в прозу, в кинематограф, в фотографию и т.д. Все поэты 60-ых-70-ых годов вдруг открыли для себя целый пласт замечательной русской поэзии Серебряного века. И многие поняли, чего они стоят на самом деле при сравнении.
(окончание следует)
Свидетельство о публикации №115101200500