Моя Маргоша. Два года и один месяц. Первый снег

                О любимой дочке...

За окнами дождь. На завтра обещают снег. Грустно, однако. Останутся в прошлом долгие гуляния, песочница и другие прелести уличных развлечений. Суббота, внеплановый выходной, но подышать свежим воздухом не удается: ливень «советует» остаться под крышей, и мы остаемся – наедине с жаркими отоплением и осенними мыслями.
Маргоше перевалило за два года и один месяц. Скоро буду называть малышу исключительно Маргаритой Михайловной. Случились некоторые изменения, которые свидетельствуют о взрослении моей ласточки:

• Больше слов, вопросов и ответов, или Марго осваивает язык взрослых...

«Что?»

Наступил октябрь. В одно утро лил дождь, Маргоша проснулась и стала спрашивать:
- Мама, что это шумит? (сам вопрос меня уже удивил)
Я ей рассказала про дождь.
Маргоша отметила: «Стланный звук»…

«Не»

Мама, папа, Маргоша – все лепили из пластилина. Папа вылепил какое-то непонятное существо.
Маргоша, показывая на пластилиновую невидаль: "Папа, колаблик!"
Мама: «Нет, жук!»
Папа: «Подводная лодка!»
Магоша: «Не, колаблик!»
 
«А как?»

Марго как-то, уже перед сном, лукаво посмотрела на меня и задала вопрос: «А как?». Я говорю: «Кошечки говорят мяу-мяу». Далее этот вопрос  Маргарите задала уже я, и та дала свою интерпретацию: «коровки – муууууу». Теперь «А как?» сопровождает нашу жизнь и утром (перед моей работой), и вечером (уже после работы). Интересная получилась игра: дождик – «кап-кап», петушок – «ку-ка-ле-ку», кошечка – «няу-няу», «ут-ка» – «кля-кля», собачка – «аф-аф»…  и так до бесконечности. Маргоша в принципе любит задавать вопросы, в числе которых «Кто это?», «Кто это пришел?», «Что это, мама?».

Приветствие – прощание

Маргоша с первого раза запоминает слова, понимает их значения, а потом использует их по назначению. Мне думается, она родилась с уже заложенным в ее сознание лексическим словарем. Вот недавно прощается с нашей любимой тетей Светой и говорит: «Счастливо!». Видимо, когда-то слышала это слово, запомнила и теперь виртуозно употребила. Фаворитами все-таки для Марго остаются уже привычные для нее слова «привет» («пливет») и «пока».

Обращение за поддержкой

Раньше Маргоша любила говорить «я сама», но, видимо, повзрослела, поэтому стала обращаться к родителям за помощью.
К маме…

Марго стало скучно одной преодолевать квадратные метры квартиры, поэтому она частенько подходит к маме и говорит: «Мама, дай луку» (имея в виду руку). Другой вариант – «луку давай». Потом она оглядывается,  смотрит, иду ли я за ней и говорит: «Мама, идем!».

Мама Маргоше очень нужна особенно в момент лепки из пластилина. Обычно доча говорит: «Мама поможет лезать» или «Мама, на помощь». Лепить из пластилина Марго любит. Некогда получалось блюдо с разными яствами, которое подогревалось в печке (в ручках), теперь это «колаблик» или пицца. Маргоша в последнее время стала расщеплять пластилин на маленькие, предельно маленькие кусочки – потом весь этот миллиметровый материал идет на украшение больших колбасок. Чересчур мелкие обрезки Марго отдает маме, приговаривая: «Убели каку!».

Маргоша – ласковая девочка, любит, чтобы ее пожалели («целовать бобу») погладили («гладить»), обняли («обнять»), и сама проявляет свою нежность: подойдет к маме и поцелует ей носик, щечки, лобик – при этом озвучивает все, что целует («носик, глязки, бловки…»).

К папе…

Если с мамой Маргоша рисует и лепит, то папа – это судья. Именно он, по мнению малыши, должен оценить ее изобретения. Марго кричит: «Папе показать!». После подобного риторического восклицания она немедленно бежит за папой, бежит даже в том случае, когда показывать еще нечего: пластилин еще лежит в коробке и только «готовится» к тому, чтобы его мяли.

Папа чаще мамы включает Маргоше мультики, поэтому дите знает, к кому обращаться, если хочет посмотреть «тетю» (мультик «Веселая школа»)  или «машинку» («Доктор Машинкова»). В таких случаях Марго лаконично говорит: «В стучик» (для кормления), «мутик».

• У Марго появились новые цветовые предпочтения…

Второе место в шкале любимых цветов (после «класного», разумеется) занимает теперь желтый. Марго укрывается исключительно «жел-тым одеялом», другие «укрыватели» ее не интересуют.  Маргарита Михайловна говорит как взрослая, поэтому цветовое определение в ее речи непременно фигурирует в словосочетании, например, ей нужны штаны не просто «класные», а «класного цвета».

• У Маргариты новые любимые занятия…

Маргоша любит купаться,  обычно ее трудно выловить из ванны. Недавно я застала ее за интересным занятием: она  стояла в коротеньких штанишках по колено в воде, в руках была бутылка, из которой она пускала фонтанчики. Стоило маме отвернуться – и вот результат! В тот же день Марго успела вылить на себя кружку воды (пила деточка) – приняла, называется, душ на всю катушку!

Марго любит кататься с горок. Дочка придумала, как сделать гору, не выходя из дома: складывает одна на другую диванные подушки и скатывается, приговаривая: «Качусь с голки».

Машинки, паровозы – маргошина стихия. В книжках – машинки, в мультиках они же, и  по дому ездят эти четырехколесные создания. Последнее увлечение моей девочки – паровоз. Доча укладывает горизонтально табуретку с перегородкой посередине, усаживается в получившееся строение и говорит: «Ту-ту». Так Марго дома осваивает паровоз.
 
• Марго выбирает неизведанные места для ночлега…

До двух лет Марго спокойно (или почти спокойно) засыпала в своей кроватке, потом ее выбор пал диван с пуфиком вместо подушки, новая радость – спать в кухне на узеньком диванчике. Как котенок маленький…

• Зубики у Маргошеньки стали острые-преострые…

Зубы у Марго долго не появлялись, хотя, очевидно, прорезаться хотели. В 9 месяцев – первый зуб, хотя я ждала его еще в 4 месяца (все на то указывало). Теперь зубов много (уже сбилась с счета), можно кусаться, грызть свою и мамину руку. Недавно Марго откусила кусочек от маминой футболки, образовав тем самым в ней окошко…

• Маргарита стала модничать, полюбила такой не любимый ранее процесс, как примерка…

Бывает, она вытаскивает из шкафа разные вещи и просит «плимелить». Наденет платье и бежит к зеркалу, а чаще к папе. Прибежит и вертится, чтобы ее похвалили. Потом скажет: «Магоша класивая!». Недавно у Маргоши появились очень красивые туфельки – лаковые, со стразами. Сказка! Малыша весь вечер бегала в них, не желая снимать даже в кроватке. И все равно, как ни странно, первенство у пары «класных» уже дырявых тапок – без них Маргоша не может ни завтракать, ни обедать! А какие туфельки! Где мои два года?

• Маргоша поет, танцует, мастерит…

Маргоша будет певицей или танцовщицей? Нет, наверно, дизайнером. Как поет моя девочка: «Маааааама – первое слово… на-на-на»! Как танцует! Пока в репертуаре один танец – «Маленьких утят». «Утиный танец» Марго может раз пять, шесть, семь станцевать – очень ей нравится. Танцует с азартом, попадает в такт. Обязательно отдам в танцевальный кружок! Доча еще и реальность моделирует, например, соединяет резиновую утку и фотоаппарат – шнурком подцепляет клюв, а еще, бывает, одну машинку приделывает к другой и всю эту конструкцию украшает зайцами, павлинами – чем придется. Башни и домики из конструктора становятся выше самой строительницы!

***
Пока писала о моей Маргоше, прошло несколько дней, выпал снег. Он уже лег на октябрьскую землю. Наступила ранняя зима, хотя всего-то одиннадцатое число. Надеюсь, снег еще растает, осень даст о себе знать и Маргоша еще поиграет в своей любимой песочнице.


Рецензии