О чём и как...

(заметки по поводу... http://www.stihi.ru/2015/08/01/7447)
На самом деле стих «Женщина и харя», появившийся на просторах Стихиры 31/07/15 г., был написан много лет назад... как «побочный продукт» моей
основной профессиональной деятельности – психотерапии, в том числе  психотерапии алкогольной и наркозависимости, предделириозных состояний, различных форм неврозов и депрессий с суицидальными тенденциями , как среди самих алкоголиков и наркоманов – так и среди членов их семей, чаще всего их жён... Обратившись к известной мне художественной литературе, к сожалению, мало отразившей подобные проблемы, я пришёл к выводу, что можно попробывать сочинить стих, базирующийся на реальных фактах из жизни реальных пациентов и их родственников.Придумать, так сказать, обобщающий образ с характерными чертами и драматургией ситуации – стих, как своеобразную форму  либропсихотерапии (лечение чтением специально подобранных литературных произведений,  предложенную ещё Бехтеревым). 
Последняя  является частью разъяснительной, рациональной ПТ беседы с больным, включаящей в себя яркие, показательные примеры из книг. Цель такой психотерапии (например, конкретного стихотворения) – вызвать катарсис у пациента, (состояние внутреннего «духовного очищения и прозрения» под впечатлением услышанного, увиденного, прочитанного произведения искусства) с последующей реконструкцией его психики и реструктуризацией ущербных, патологических взглядов на алкоголь, на жизнь в целом и на своё отношение к ней и к другим людям, в частности – имея в виду близких и родных...
Не раскрывая своего  авторства  перед  прочитавшими  «специальное» стихотворение, я был приятно удивлён и удовлетворён, как врач, результатами психотерапии и своего творчества в её рамках... Стих был понят правильно,  востребован, (как пациентами – так и их родственниками, находящимися нередко в тяжёлой депрессии...) и возымел ожидаемый мной эффет катарсиса!
Словом, этот  стих (конечно, в комплексе с другими методами лечения) помог сохранить здоровье и жизни многих людей... помог семьям обрести вновь забытые ими покой и счастье. В данном случае речь идёт о продолжительных (более пяти лет!) случаях достоверной ремиссии или,так сказать, воздержания от алкоголя или наркотиков – хороший пример «функциональной» поэзии, «работующей» в интересах тех, кто находился в зависимости... Отзыв одного из них, думаю, уместно здесь привести: «...стих заставил меня остановиться и посмотреть на себя со стороны глазами моих жертв – их переживания и муки убедили меня бросить пьянство навсегда...Даже страшно вспомнить, кем я был в состояни запоя  для своих родных людей – просто отвратительной, мерзкой харей... Однажды прочитав и задумавшись над этим стихом,  ты уже не можешь позволить себе возвратиться  в  состояние своего  ничтожества... если, конечно, ты  ещё  способен  чувствовать себя человеком...можешь и хочешь уважать в себе  это чувство... и чувства других людей, которые рядом...»
 
В заключение, подводя  итог вышесказанному, хочу предупредить всех, кто прочитает эту заметку, что использование художественной литературы (поэзии)
в качестве либроопсихотерапии рекомендовано только в случаях первой или начальной стадии  второй  степеней  алкоголизма,  когда  ещё  не  наступили необратимые  признаки  начинающейся  инволюции  мозга – его  деградации...
Успех  либро- а также арете-терапии по Яроцкому (т.н. «дианализ» личности или духовное возрождение  героическим  поступком) не может быть гарантирован – это совокупность многих  составляющих, например:личностных качеств  врача, его  профессионализм,  его  знания  и  владения  различными техниками и методиками  психотерапии, (известно, что закрепление или внушение, выбранного для либро или аретепсихотерапии художественного произведения, в состоянии гипноза – несомненно ускоряет и усиливает эффект катарсиса) имеет значение тип личности пациента, степень его  внушаемости,  уровень  интеллекта  и обстоятельства связанные с алкоголизмом, провоцирующие факторы,  пол (женский алкоголизм протекает всегда тяжелее )  и даже группа крови...
На этом, в части первой, «О чём...», можно поставить точку.

«... и как» (Часть вторая)
После точки – части второй могло бы и не быть, если бы не...
Если бы не глубокоуважаемый рецензент, ( чьи стихотворения  мне лично очень нравятся ) отославший(-вшая) Вашего покорного слугу учиться, «как» сочинять стихи... Слегка встревоженный, я спросил самого себя: «А, действительно – поэзия ли то, что я написал? Может, и нет в моём  стихотворении  никакой поэзии? Может – это  лишь  бездарное рифмоплётство, да и только? И где они – те критерии, по которым кто-то ( кто?) определяет наличие её (поэзии) у авторов?» Ссылка на критерии была дана... и , «кликнув» её,  я прочёл с интересом,  и не без пользы для себя,  краткий курс ликбеза, видимо предназначенный  и посвящённый начинающим  авторам,  пробующим  свои силы в стихосложении...Спасибо поэту Э. Линчик  «сославшему( -вшей)» меня туда, ибо учиться никогда не лишне и не поздно...
В своё оправдание перед читателями, заглянувшими на мою страничку (всем огромное  спасибо!)  и,  не дай бог,   принявшими  меня  за  начинающего профессионального литератора... хочу извиниться и уточнить, что я –
скорее  «заканчивающий»  не  профессионал, а  чистой  воды  аматор-любитель... не графоман, ( в патологическом значении этого слова, используемого в психиатрии в качестве диагноза ) а искренне любящий поэзию, (но не себя в поэзии!) и совершенно далёкий от амбиций быть причисленным к святой для меня  когорте  поэтов,  хотя бы с маленькой буквы – не то, чтобы с большой!
Полученные  от  Вас (читателей и авторов) позитивные рецензии-отклики, в том
числе  и  на  последнее стихотворение  «Женщина и харя»,  являются для меня единственным стимулом и оправданием сочинять и  продолжать дальнейшую реализацию своего хобби, которым занимаюсь исключительно для души и бесплатно...Заканчиваю заметку свою «О чём и как»,  боясь  надоесть вам, уважаемый читатель,  своим словоблудием. Какой же  вывод  из  всего  вышеизложенного следует сделать? Думаю,  уместно написать так:
конструктивной критике и замечаниям – всегда зелёный свет и «добро пожаловать»... но не они определяют судьбу и ценность стихов (о чём и как), даже если  и  помогают  Вам  «взвесить»  долю  поэзии в них – профессионализма или чего-то данного от Бога, чего и не взвесишь вовсе... не  определишь ни  по каким шаблонным  или самым изысканным критериям!
Единственным критерием, (мерой) Вашего творчества (критерием ценности любого жанра искусства в целом) могут быть только эмоции и чувства, сопереживания, которые Вы сумели пробудить  у читаталей (зрителей, слушателей) своим творчеством...  в  полезности  и  необходимости  такого творчества они,  Ваши читатели, (зрители, слушатели)  уже не сомневаются,  испытав силу  воздействие этих чувств и эмоций  на себе. И это – лучшая оценка того, что  Вы  сделали для них... как профессионал  или,  как непрофессионал.

С уважением ко всем и добрыми пожеланиями!


Рецензии
Здравствуйте Сергей!
С большим интересом прочитал Вашу заметку.
Вы безусловно правы как и в размышлениях по поводу рационального и прагматического в стихосложении, так и в части собственной "прикладной" поэтической деятельности.
О духовном начале в поэтике даже не собираюсь заводить речь. Тема эта в моём понимании совершенно неподъёмная, скажу даже непостижимая для человеческого разумения. (в отличии от душевного, эстетического, рационального и др. начал и компонентов)
Переоценить значение СЛОВА, его огромную силу воздействия на человеческую личность, не представляется возможным. Особенно если под "личностью" понимать "совокупность общественных отношений" (определение Маркса К.). Тем более СЛОВА поэтического. Многие прагматики с усмешкой говорят о силе СЛОВА, насмехаются над писателями, поэтами, философами, забывая примеры истории, когда книга (одна!) переворачивала целый мир. При этом трудно понять, что это было - рычаг или основание (точка опоры).
В одном ряду - Благая Весть.
В другом "Майн Кампф" и др.
Не сомневаюсь в эффективности медицинского применения литературы.

Если говорить об эстетике Ваших произведений, то они на мой взгляд заслуживают всяческих похвал. Я считаю, что в поэзии всякий человек к ней прикасающийся раскрывает свою душу. Автор в произведениях, читатель в предпочтениях. У Вас,Сергей есть свой читатель (я один из них), и нам Ваше творчество нравится.
По поводу критериев. Думаю всё таки надобен ещё один - направленность.
Мы все больны, нам нужен КАТАРСИС. Низкий поклон врачу(поэту), который с Божьей помощью пользует нас таким лекарством.
С неизменным уважением и признательностью


Андрей Бартенев   14.10.2015 19:44     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Андрей!Прочитал не просто, как рецензию - как тёплое, дружеское письмо умного и доброго Человека!Вы - очень благодарный читатель и талантливый, высоко-духовный атор замечательных стихотворений и поэмы "Сельва"!
Должен признаться, получить от, мною избранного (с первого дня на Стихире!) автора, такой энергетический (вдохновляющий) посыл в виде этой неравнодушной, неформальной рецензии - большая честь и... удовольствие.Ещё раз СПАСИБО за то, что нашли время прочитать(!) мою пространную статью в прозе по поводу того, ЧТО мы все делаем на этом сайте русской поэзии...
С уважением и тёплыми чувствами (солидарен с каждым Вашим словом!)

Сергей Гончарукплуталов   16.10.2015 20:25   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Сергей!
Ваши позитивные отзывы и замечания, Ваши добрые слова ко мне, тоже поддерживают меня в творчестве и поэтому в жизни. Очень Вам признателен.

Андрей Бартенев   17.10.2015 22:53   Заявить о нарушении