Do dne a do roka

                – Ломикар! – воскликнул Козина звенящим голосом,               
                грозно прозвучавшим в могильной тишине. На
                бледном лице его выступил последний румянец, в
                последний раз вспыхнули огнем его глаза.
                - Ломикар! Не пройдет года и дня, и мы
                предстанем вместе перед престолом верховного
                судьи, и тогда увидим, кто из нас...

                Алоис Ирасек «Псоглавцы»*

Маленький городок
У подножия гор.
Горы дымятся. Тучи
Несутся во весь опор.

Голос экскурсовода
Тих и спокоен, но
Мрачно глядит Природа
В автобусное окно.

Ёжусь. Мне нечем встретить
Этот холодный взгляд.
Люди Земле не дети.
Кто человеку рад?

Небо? Но только к этой
Истине прописной
(Как и к другим, вообще-то)
Легче прийти весной.

Надпись мелькнула –
Chodov, 5 km, jih.
Где-то тут жили ходы,
Я же читал о них.

Стражи лесной границы...
Помню, в тиши ночной
С переводной страницы
Веяло тишиной.

Пахло дровами, хлебом
И молоком парным.
И поднимался в небо
Мирный, домашний дым.

Дети на печке спали,
Спал заповедный лес.
Звезды во тьме пылали
Тысячами очес...

        Я ли листал страницы,
        Или, строкой маня,
        Книга, раскрыв зеницы,
        Вчитывалась в меня?

        Я и сегодня вижу
        Не событийный ряд –
        Пристальный и недвижный
        Многоочитый взгляд.

            (Ты извини, читатель
            Этих несвязных строк
            В коих полно понятий
            Книжн., устар., высок.

            Сам не пойму откеле
            В тексте такая взвесь.
            Как ни фильтруй, в проделе
            Камешки все же есть)

Ах, я топчусь на месте!
Стих, как усталый конь,
Вязнет в словесном тесте.

...Где-то горит огонь.
Стелется дым над полем.
И в голубой дали
Горы лежат, как Голем,
Стиснувший горсть земли.

Конь расправляет крылья,
Рушится в синий ад.
Вижу за снежной пылью
Белый, огромный плат.

Лист без конца и края,
Строчки дорог и рек –
Все, что сумел из Рая
Вынести человек.

Вижу на поле белом,
Девственном поле том
Росчерк осатанелым,
Каиновым пером.

Вижу, застыв в зените,
В солнечном хрустале,
Тысячи красных нитей,
Тысячи черных нитей,
Спутанных на земле.

Тихо звенят мензурки –
Пущен небесный лифт.
И на снегу фигурки -
Словно рассыпан шрифт...

Стражи лесной границы!
Где ваш пробитый стяг?
Огненные страницы -
Ныне остывший прах.

Я закрываю книгу,
Кутаюсь в теплый плед.
Я закрываю книгу
И выключаю свет.

     Господи Боже правый!
     Вся сотворил еси.
     Брошенных в ров кровавый
     В Царстве Твоем спаси!

     Ткущий им плоть в утробе,
     Слышащий первый крик
     И в тесноту межрёбий
     Глухо вошедший штык,

     Льющий над краем зыбки
     Свой невечерний свет,
     Ищущий в глине зыбкой
     Прерванной жизни след,

     Соедини все нити,
     Господи, не покинь!
     Дай им живыми внити
     В Царство Твое!

     Аминь.

Маленький городок у подножия гор.
Темный бежит поток, кружит осенний сор.
Небо о Божьей каре, глухо ударил колокол.
Слышишь ли, Lomikare? Помни – Do dne a do roka

* - с кратким содержанием романа можно познакомиться здесь: http://briefly.ru/irasek/psoglavcy/


Рецензии
Влад, это стихотворение очень мудрое и очень сложное. У меня не получится разобрать его так, как хотелось бы. Такие вещи - о добре и зле в мире людей, о Боге, о Природе, о том, что наша цивилизация висит на ниточке - это тема для интеллектуалов. Я напишу как средний читатель. Будет где-то наивно, где-то примитивно, но я попробую немножко "разложить по полочкам" это стихотворение.

Во-первых, тому, кто не читал роман «Псоглавцы», эпиграф совершенно непонятен - его пропускаешь, как пустой звук. А вот следующие за ним три строфы - это зачаровывает, они магические:

Маленький городок
У подножия гор.
Горы дымятся. Тучи
Несутся во весь опор.

...Мрачно глядит Природа
В автобусное окно.

Ёжусь. Мне нечем встретить
Этот холодный взгляд.
Люди Земле не дети.
Кто человеку рад?

У меня тут же зазвучало в памяти:

Ф.И. Тютчев

О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
<...>
О, бурь заснувших не буди -
Под ними хаос шевелится!..

Ф.И. Тютчев
ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ

Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

"Люди Земле не дети" - такое чувство приходит к тем, у кого есть пророческий дар. У природы - могучие силы, она терпит нас, человечество, только до поры до времени. Я очень серьёзно отношусь к экологическим проблемам и вообще ко всему, что привело нашу Землю на грань катастрофы. Я склоняюсь к тому, что избежать "конца света" нам не удастся. Мы висим на ниточке. По собственной вине. Поэтому эти три строфы у меня так отзываются - Тютчевым. Конечно, это субъективное толкование. Сразу вспомнилась ещё повесть Шарлотты Роган "Шлюпка". Тонет океанский лайнер. Сколько-то пассажиров спустили с палубы на шлюпках. И вот эту историю скитания в открытом океане в шлюпке вспоминает молодая американка. Основной смысл повести, по-моему, в том, что человек возомнил себя могущественным, полагает, что самое главное на Земле происходит именно в мире людей. Экономика и взаимоотношения друг с другом - вот что приковывает всё внимание человека. Но истинный властелин на Земле - не он. Природа одним махом может стереть цивилизацию...

Затем ряд строф при первом чтении мне показался непонятно куда ведущим. И вдруг - жемчужина:

Я ли листал страницы,
Или, строкой маня,
Книга, раскрыв зеницы,
Вчитывалась в меня?

Потом - снова рассуждения, философия, но особых чувств они не вызывают. Понятно, что поэт как-то раньше читал книгу о "ходах", "стражах лесной границы", что книга на него произвела глубочайшее впечатление, у него благодаря этой книге возникают какие-то прозрения. А в момент написания стихов он - на экскурсии и видит те самые места, о которых говорилось в книге. Для неискушённого читателя это сложноватые стихи, Влад. И вдруг - опять шедевральное:

Льющий над краем зыбки
Свой невечерний свет,
Ищущий в глине зыбкой
Прерванной жизни след,

Соедини все нити,
Господи, не покинь!
Дай им живыми внити
В Царство Твое!

Аминь.

Затем я иду по ссылке и читаю краткий пересказ книги «Псоглавцы». Понимаю, о чём говорится в эпиграфе. Понимаю, что это - центр тяжести и романа, и стихотворения. Это - свидетельство того, что иногда Бог зримо, явно проявляет себя в жизни людей. Иногда Он вмешивается и наводит порядок. Только теперь стихотворение у меня выстроилось в нечто единое. Глубокое. Об этом я продолжу завтра или послезавтра. Влад, я хотела Вам сказать вот что: если кто-то уже читал тот роман, он и стихи поймёт сразу. А кто не читал - может споткнуться уже на эпиграфе и бросить читать. Или бросит после первых же строф. А вот те, кто почувствуют здесь глубину и захотят "копать", те, кто не поленится прочесть пересказ романа, не поленится перечитать Ваше стихотворение, - только они и поймут его.

Марина Андреева 10   30.10.2019 23:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина!
Да, произведение не простое, и писал я его долго. По сути, это, наверное, минипоэма. И да, Вы правы, без знания первоисточника сложно считать все смыслы. Хотя, я надеялся, что эпиграф послужит ключом к основному тексту. Основная мысль, которую я тут хотел проработать, это мысль о Божьем Суде. Это достаточно распространенный сюжет, когда осужденный на смерть вызывает своего палача на Божий Суд. Например, существует легенда о проклятии Жака де Моле - последнего магистра Ордена Тамплиеров. Цитирую Википедию: "18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, тамплиер пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год: "Папа Климент! Король Филипп! Рыцарь Гийом де Ногарэ! Не пройдёт и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!.." Климент V умер 20 апреля 1314 года, Филипп IV — 29 ноября 1314 года. По поводу причин их смерти до настоящего времени существуют различные версии — от обычных физических до оккультных."
Если говорить о самом романе Йирасека, то расстановка сил там самая обычная - добрый Император, злые помещики, бесправный народ. Даже удивляешься, насколько ничего не изменилось с тех времен. Достаточно посмотреть на происходящее в Шиесе, чтобы не ходить далеко. И не на что надеяться простому человеку, кроме Божьего Суда.
Хочу еще остановиться на одном моменте, когда я говорю в последнем четверостишии "Ломикаре" - это обращение, скорее, к себе - потому что каждый человек грешен, и рано или поздно каждого ждет Суд. "Ломикаре" - это форма утраченного в русском, но сохранившегося в чешском звательного падежа - у нас она сохранилась, например, в слове "Господи".
Еще, наверное, может быть не понята конструкция "Небо о Божьей каре" - тут "о" примерно как в обороте "змей о семи головах". Не знаю, можно ли так говорить, но мне это место очень нравится :)
С уважением, Влад

Jag   31.10.2019 10:23   Заявить о нарушении
Влад, не знаю - может быть, эпиграф и в самом деле служит ключом. "Это достаточно распространенный сюжет, когда осужденный на смерть вызывает своего палача на Божий Суд". Возможно, у другого читателя такой сюжет сразу всплывёт в уме. Я вовсе не из самых эрудированных людей, Влад (в области всемирной истории, искусства, поэзии). О чём-то я имею понятие, а в чём-то у меня есть пробелы. Так что не относитесь к моим комментам как к эталону. Это просто оценка со стороны. Одно из мнений.

"Основная мысль, которую я тут хотел проработать, это мысль о Божьем Суде". Вот именно. Это стержень. Только я сказала бы, что вывод из поэмы ещё шире. Жак де Моле и Козина грозят своему врагу Божьим Судом и расплатой на том свете. Они остались уверены в своей правоте. Но это ещё не всё. Суть в том, что их пророчество сбылось. А это означает, что Бог сам доводит до сведения живущих людей: Он - на стороне Козины и злодея ожидает расплата. Зачем Бог доводит это до людей? Конечно, если мы чаще будем помнить о каре небесной, ожидающей всех нас за порогом смерти, - это уже кое-что. Но если внимательно прочесть "Do dne a do roka":

Вижу, застыв в зените,
В солнечном хрустале,
Тысячи красных нитей,
Тысячи черных нитей,
Спутанных на земле.
<...>
Господи Боже правый!
Вся сотворил еси.
Брошенных в ров кровавый
В Царстве Твоем спаси!
<...>
Соедини все нити,
Господи, не покинь!..

Наверно, моя интерпретация не будет очень далека от мысли поэта. Тысячи нитей - это визуальный образ жизненных путей отдельных человечков, путей человеческих групп, идеологий, стран и т.д. Красные нити - это страдание, чёрные - это чёрные помыслы и дела. Сами люди уже ничего не могут поделать, все нити слишком перепутались, добро не в силах победить зло. Поэтому автор взмолился к Богу: распутай этот клубок! Помоги нам! Сделай так, чтобы судьбы людей шли по более правильному пути! Пусть на доброе дело будет полноценный отклик, пусть добрая ниточка соединится с доброй, пусть они находят друг друга, - так будет легче бороться со злом. Не покинь нас, Боже, дай дорасти, созреть до того образа, каким Ты замышлял человека:

Дай им живыми внити
В Царство Твое!
Аминь.

И в этой минипоэме чувствуется надежда. Надежда на то, что Бог действительно вмешается и поможет нам. Влад, но я поняла это, повторю, только после того, как познакомилась с содержанием романа и снова вдумалась в Вашу поэму. Мне хочется и другим "разжевать" её - уж очень она важная по смыслу.

Буду говорить попроще. О чём же тот роман, о чём думал поэт при его чтении? Мирное поселение ходов, деревенская жизнь:

Пахло дровами, хлебом
И молоком парным.
И поднимался в небо
Мирный, домашний дым.

Дети на печке спали,
Спал заповедный лес...

Но вот является барон и ни с того ни с сего заставляет крестьян, раньше достаточно свободных, ходить на барщину и платить ему подати. По какому это праву? По праву силы. Австрия завоевала Чехию. Но ходы уверены, что за свои участки земли они барону ничего не должны. Их службой исстари было охранять лес. Они не хотят подчиняться новым порядкам и начинают борьбу с бароном. Сначала уходят из деревни в лес. Всё это проходит за кадром поэмы, но мы можем это понять из следующей картины, которую развёртывает автор:

...Где-то горит огонь.
Стелется дым над полем.
И в голубой дали
Горы лежат, как Голем,
Стиснувший горсть земли.

А теперь будет к месту задуматься. История человечества, если говорить просто, - это расселение людей по планете в поисках полей и других ресурсов. А затем - это войны. Те люди, кто сильнее, теснят тех, кто слабее. Как к этому могут отнестись завоёванные страны? Так же, как отнеслись и ходы: попытаются выгнать врага со своей территории. Как завоёванные могут смотреть на завоевателей, с каким чувством? С ненавистью. Задумаемся теперь о природе. Что мы с ней делаем? Например, вырубаем леса. Мы убиваем множество деревьев, растений подлеска, насекомых и много других животных. Самые высокоорганизованные животные уходят в глубину леса, где начинается борьба между ними и теми, кто уже жил на этой территории. Опять гибнут животные. Как Природа может отнестись к нам, к вырубкам? Как она смотрит на людей?

Ёжусь. Мне нечем встретить
Этот холодный взгляд.
Люди Земле не дети.
Кто человеку рад?

Марина Андреева 10   01.11.2019 22:19   Заявить о нарушении
Вот и объяснение этой строфы. Дальше поэму я могу понять так: автор погружается в размышления, прямо напряжённо думает: что же нам делать? Где выход? Видимо, и книга написана очень талантливо, она затягивает в свой мир, воображение работает на полную катушку. И происходит мистическое явление: поэт уже не просто читает книгу, а словно попал в информационное поле, где она хранится. Вот откуда у него эти устаревшие слова и обороты: поэт как будто подключился к внеземному источнику, и этот источник диктует ему стихи. О таком явлении свидетельствуют многие творческие люди: Пушкин писал свои лучшие стихи "под диктовку Музы", Бетховен слышал музыку непосредственно из Божественных сфер... Так я понимаю строфу:

Я ли листал страницы,
Или, строкой маня,
Книга, раскрыв зеницы,
Вчитывалась в меня?

Кстати, если есть такие вот энергетические поля, которые гораздо мощнее, мудрее, чем то, на что способен мозг человека сам по себе... И что такое гении? Ведь гениальные творения ничем не объяснишь, кроме как чудом. Когда гений испытывает вдохновение, он попадает в высшие миры. Я всегда так думала. Есть нечто выше нашего человеческого мира. Говоря об этом, автор снова показывает: надежда есть. Сами мы увязли, но, возможно, нас всё-таки спасут...

О чём в поэме дальше? Автор напряжённо, очень напряжённо думает - и в психике словно пробиваются барьеры. Поэт теперь видит жизнь людей, нашу Землю, паря высоко над ними:

Вижу, застыв в зените,
В солнечном хрустале...
<...>
Тихо звенят мензурки -
Пущен небесный лифт...

По-моему, такое состояние психики бывает во время огромного напряжения. (У меня такое было, когда я сильно болела в детстве. Чтобы не умереть, организм напряг все свои силы.) И ещё такое бывает во время медитации, может быть. Сознание попадает в тот мир, где живут высшие существа (и где также хранится первоисточник книги), откуда наш мир видится обобщённо. И в результате перед поэтом появляются видения:

Лист без конца и края,
Строчки дорог и рек...
<..>
И на снегу фигурки -
Словно рассыпан шрифт...

Всё это происходит по ходу чтения. Книга рассказывает о том, как ходы пытаются отстоять свою правду. Но побеждает грубая сила и мошенничество, а не справедливость. И так бывает всегда, на протяжении всей истории человечества. Мысли об этом вырастают у поэта в масштабную картину:

Вижу на поле белом,
Девственном поле том
Росчерк осатанелым,
Каиновым пером.

Вот что определяет наши судьбы. Каин - он всегда побеждает. Это, конечно, ужасно...

Ничем закончилась и борьба ходов. Они тоже попали в крепостное право - таков был ход истории. Даже эти люди-герои были не в силах противостоять Каину.

Стражи лесной границы!
Где ваш пробитый стяг?
Огненные страницы -
Ныне остывший прах.

Вчера Влад написал под моим комментом:

"Если говорить о самом романе Йирасека, то расстановка сил там самая обычная - добрый Император, злые помещики, бесправный народ. Даже удивляешься, насколько ничего не изменилось с тех времен. Достаточно посмотреть на происходящее в Шиесе, чтобы не ходить далеко. И не на что надеяться простому человеку, кроме Божьего Суда".

Да, Влад. (Я бы даже сказала: достаточно посмотреть на то, что происходит по всей России. Очень часто суды обвиняют невиновных людей. И других повторений много.)

И по-прежнему встаёт перед глазами картина:

Тысячи красных нитей,
Тысячи черных нитей,
Спутанных на земле.

Чувствуешь такое бессилие... Остаётся только обратить внимание людей на то, что:

Небо о Божьей каре, глухо ударил колокол.
Слышишь ли, Lomikare? Помни - Do dne a do roka

И ещё остаётся - молиться за них. Святые за них молятся беспрерывно. А не то, возможно, нас уже давно бы не было. Я не обо всех смыслах стихотворения сказала, но хватит и этого...

Марина Андреева 10   01.11.2019 22:48   Заявить о нарушении
Марина, и опять скажу: настолько исчерпывающий анализ, что мне, как автору, и прибавить нечего. У Вас просто удивительная способность погружения в текст, и я очень рад, что повстречал Вас на просторах стихиры. Спасибо за Ваше прочтение! :) И хороших нам всем текстов - глубоких - таких, чтоб семь футов под килем :) С уважением, Влад

Jag   07.11.2019 09:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.