О Боге, пророках и стихотворцах

О БОГЕ, ПРОРОКАХ И СТИХОТВОРЦАХ


Наискось чтоб приторОчить,
(лошадь и сеялку вычтя),
нету мешка на пророке,
а под рукой только притча,
ибо душа – как бы поле;
истину высказать сухо, -
ровно как Бога неволить
оптикой мертвого духа.

Мудрости тЕсны все квоты;
в слов оболочку ростками
стукнет, но тут и заботы:
терние, вОроны, камень.
В то бы певцу упереться,
что перевертывать властна
хлебово в стадии теста
мира худая закваска.

То здесь и обезоружит,
что далеки от прозренья, -
сбившись на четкость, прищуром
не исправляется зренье.
Глаз заменяют аорта,
думы, неброские крылья,
ибо на божьих высотах
внешнее око бессильно.

Некто, имущество рОздав,
прячась у зим в середине,
на бушеванье природы
свел все дары и на иней.
Суть отношений не в торге
Бога с талантами в мире,
только в конечном итоге
кара похожа на гирю.

8-9 октября 2015

Примечания:
О Боге, пророках и стихотворцах, как, вообще, о категориях что-ли…
Размышляя о притчах, как оные дошли до нас через Священные Писания, автор не почитает, конечно, себя ни за какого там пророка, и, например, говоря: «То здесь и обезоружит,/ что далеки от прозренья», - автор, ясно, что себя наравне со всеми почитает за обычного человека. Вообще, как говорит, кажется, один из Святых Апостолов, Всевышнего никто никогда не видел. Что Он? – никогда никому не понять… «Истину высказать сухо» - Всевышний – непостижим, и дабы человеку не было страшно рядом с Абсолютом, с Создателем, оный и пользуется, получается, исключительно метафорами, ибо все слова наши привязаны первоначально к вещам нашего мира, Господь же – не от мира. Вобщем, как-то так что-ли…
(*) «наискось чтоб приторОчить» и т.д. – если обратиться к прошлому крестьянской жизни, то сеятель тогда ходил по вспаханному полю, как бы опоясавшись мешком с зерном или же повесив нечто вроде сумы через грудь и плечо; вообще, же, как и далее будет сказано, во всем стихе идет обращение к Евангелию, в первой же строфе сразу отсылка к эпизодам, где Иисус Христос рассказывает что-то важное посредством притч; см. «Евангелие от Марка», [4],(14): «Сеятель слово сеет.»;
(**) отсылка к «Евангелию от Марка», [4], например, (16-20): «… посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны… Посеянное в тернии  означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.»;
(***) «мира худая закваска» - см. «Евангелие от Матфея», [16],(5-12): «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ... как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.»;
(****) «певец» появляется во второй строфе, также естественно, как «пророк» в первой, ибо, пользуясь словом, как даром, полученным от Всевышнего, оные как бы градации Святого Духа, понятно, имеют много общего между собой; кроме того, здесь см. «Первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла», [12],(4—11): «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.»;
(*****) «сбившись на четкость, прищуром/ не исправляется зренье» - близорукий человек, щурясь или оттягивая уголок глаза пальцем, добивается, так сказать, улучшения зрения на мгновение, это, во-первых, а, во-вторых, конечно, строчки надо перевести еще и на уровень метафоры, то бишь как бы вспомнить, что от интуиции/прозрения и до ясновидения – свойства не глаза, а духа, можно сказать, что души, обителью каковых является сердце человека; или же сердце можно понимать и как бы алтарем, подходя к каковому человек может как бы общаться с Богом или обращаться к Нему;
(******) «Некто» - речь, конечно, о Господе, какового можно представить как бы Волхвом, приносящим дары к колыбели Младенца; под сим образным моментом, человеку, вобщем, и следует, ясно, что как бы понимать, что все-то ему даровал Господь: и жизнь, и природу и прочее, за что часто надо благодарить Всевышнего как в молитвах, так и как бы служением тем даром, что дал ему Господь, - семье, обществу, народу, стране, человечеству; кроме того, см. «Евангелие от Иоанна», [1],(25-27): «И они [посланные из фарисеев] спросили его [Иоанна Крестителя]: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.»; Иисус же, кстати, говорил об Иоанне Крестителе, как о первом между пророками; здесь, кроме того, и отсылка к Евангельской притче о том, как уезжавший хозяин, рОздал кому по пяти, кому по одному таланту (мера, так сказать, представляемая как бы материальною, то бишь весом серебра), а вернувшись, с удовлетворением увидел, что у «заемщиков» было заработано вдвое, и только с того, кому был даден один талант, получив оный в целости и сохранности обратно, никакой, так сказать, радости хозяину не прибыло, и господин повелел отнять сей талант у ленивого раба и отдать тому, у кого было прибыли больше всех.


Рецензии