Стихотворение месяца 32 - Обзор Ярослава Доброго
Лежит на боку самосвал,
А рядом - кольцо пирамидки.
Он об кольцо буксовал,
Застрял у дивана - калитки.
Задумчивый кран под окном
Обнял ковшом подушку...
Как в этом остаться всём,
Кто меня в этом послушает?
В памперс засунут кубик,
На лошади сохнет пелёнка...
Что будет, когда не будет
Здесь ни одного ребёнка?
Тихая старость,
Музейная свежесть,
Чистая комната,
Лишняя нежность...
Никто не утащит варенье,
Сыр в видике не проквасит.
Я буду встречать юбилеи...
Но разве же это праздники?
*****
Повествование, видно, принадлежит готовящемуся уйти на пенсию работнику дома ребёнка или бабушке, внуки которой подросли и покинули дом. Чувствуется эмоциональный всплеск в этом рассказе, но стиль самого рассказа оставляет желать лучшего: встречаются неудачные стилистические повторы ( "Что будет,когда не будет..", "Кто меня в этом послушает" ит.д.). Рифмы (варенье-юбилеи, проквасит-праздники) также не блещут перфекционизмом,мягко говоря. Концовка непонятна.
Техника( далее Т) - 2
Художественность( далее Х) - 3.
----------------------------
2. "А пока-пока-покалипсис"
Бегут года, летят столетья –
Неисчислимо их число,
И лишь столетье двадцать третье
Нагрянет времени назло.
И к нам с полей иной вселенной
Неважно как, неясно где
Сойдёт Учитель вожделенный
С улыбкой в звёздной бороде.
А вслед за ним придут другие –
Их будет больше, чем родни,
И наши помыслы благие
Законом сделают они.
Хранитель, видя это дело,
Из глубины взмахнёт хвостом,
И тьма без края и предела
Прольётся в сумраке пустом.
*****
Этот опус в виде эдакого саркастического пророческого предсказания по какой-то причине опустил всё, что произойдёт с веками 21-м и 22-м ("Неисчислсмо их число"?), перескакивая сразу в 23-е столетье. Не понятно также, в чём противоречие прихода Учителя и его последователей с теми законами, которые будут согласованы с нашими помыслами? Об этом можно только мечтать! А почему Хранитель с хвостом, я и подавно теряюсь в догадках...Да и тьма, что "без края", почему-то ещё и без "предела", что, в сущности, одно и то же. Ну, а тьма, проливающаяся в сумрак, вообще многократно усиливает этот псевдо-нострадамовский нонсенс.
Т - 3
Х - 2.
----------------------------
3. "Рабочий и Колхозница"
Рабочий и Колхозница
Серпом цепляют небо.
Ну как бы мне нахохлиться,
Согреться как-то мне бы.
Не то чтоб страшно холодно -
Отнюдь не минус тридцать,
Но небо перемолото
И падает на лица.
Размокло все до мякоти,
Как корка хлеба в луже,
И, чавкая по слякоти,
Народ бредет на службу.
Дома у трассы в копоти,
И шум без перерыва...
А я сижу на проводе
И каркаю надрывно.
*****
Чудесная работа с интересными задумками и рифмами, с симпатичной развязкой. подитоженной мудрым вороном-наблюдателем, приятно контрастирует с двумя предыдущими работами. К мелким недочётам, таким, как отсутствие запятой перед "чтоб" во втором катрене, придираться не хочется.
Т - 5
Х - 5.
----------------------------
4. "Я за тебя молиться стану..."
Увы! Ты не оригинален -
И наша жизнь – плохая пьеска.
Увы! Ты не оригинален.
На стыке сплетен и обид,
Жестокосердием изранен,
Твой мир хрипит в кругу гротеска.
Жестокосердием изранен -
Ты сам к себе крестом прибит.
Зачем наклеивать заплаты,
Бессмысленно судьбе перечить.
Зачем наклеивать заплаты –
Не видишь? - всё трещит по швам!
Иллюзии давно распяты.
И все ж… я благодарна встрече.
Иллюзии давно распяты,
Но растоптать себя - не дам.
Мечта сродни самообману.
А может всё не так уж плохо?
Мечта сродни самообману.
А на губах - бессвязный плач.
Я за тебя молиться стану*,
Но не услышишь тихих вздохов.
Я за тебя молиться стану –
Мой бог. Мой кесарь. Мой палач.
----------
* строчка взята из стихотворения А. Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне"
*****
В этом крике-обращении к своему тирану доведенной до отчаяния женщины всё ещё много сомнений, что, видно, и задумано усилить повторами-рефренами в каждом катрене. Не уверен, что усиление произошло, но задумка, хотя бы, понятна. Режет глаз фраза "бессвязный плач". Не очень понятно, почему героиня благодарна встрече. К технике претензий меньше.
Т - 4
Х - 3.
----------------------------
5. "Иммунитет"
Что поделать? Мы были разные,
Разность возрастов - ...надцать лет.
Говорят, любовь - вещь заразная,
У тебя к ней иммунитет.
Я бесился, а ты нисколенько.
Я - губами, а ты - щекой.
Про любовь, словно про покойников -
Хорошо или ничего.
Знать, и вправду зараза вирусна -
Не поможет пенициллин.
Коль другая в ответ не выросла,
Управляйся ты с ней один.
*****
Это стихотворение о любви разновозрастного дуэта было бы оригинальным, если бы не аляповатая концовка двух неясно сформулированных последних фраз. В результате - неприятный привкус от неплохо начавщегося...
Т - 4
Х - 3.
----------------------------
6. "Нить"
Там где чадо в колыбели
Хны да хны
Распускают канители
Сны
Там где сны стволы качают
Скрип да скрип
Подрастает и крепчает
Гриб
Там где вешенки ладошки
Пить да пить
Вьют - повьют паучьи ножки
Нить
Там где нитью к югу птицы
Порх да порх
Обитает яснолицый
Бог
*****
Интересная трансформация колыбелной по форме зарисовки в умозрительное видение божественного - немногословно, но выверено и достойно. Не буду даже снижать оценку из-за отсутствия знаков препинания.
Т - 5
Х - 5.
----------------------------
7. "Не вернусь"
Ухожу!
По камням, по гальке, по нотам,
Аккордом ввысь.
Ухожу!
По рельсам, по шпалам, по крыльям,
За облака.
В голове у меня молитва,
В крови река,
Хватаю руками землю, остановись.
Ухожу!
Вёрстами, милями, километрами,
Не важен размер.
Ухожу!
Вёдрами, литрами, пинтами,
Воздушной струёй.
Когда на не небе нет звёзд,
А солнце прячет галстук, как пионер,
Ловлю почерневшую рыбу,
В потоках слёз.
Ухожу!
Капиллярами, венами, сетчаткой глаз,
Набухаю от мыслей и рвусь.
Ухожу!
Больше нет моих сил,
Оставаться у вас.
За слово "Возвращайся!", спасибо,
Но я не вернусь.
*****
Написано эмоционально, но я уже где-то читал подобные опусы с таким посылом, как "остановите Землю - я сойду". В логической цепочке
"Вёдрами, литрами, пинтами,
Воздушной струёй"
воздушная струя - образ лишний, т.к. это не мера объёма, а скорее - физическое состояние материи. Непонятен образ солнца с галстуком пионера, а две последние строки явно не доработаны ритмически.
Т - 4
Х -3.
----------------------------
8. "Три камня"
Совесть как светоч осветит нам путь
В темную ночь до зари.
Но не позволит спокойно уснуть,
Будет точить изнутри.
В этом любовь ей бывает под стать.
Горьким становится мед.
Сердце способна она разорвать
И заморозить как лед.
То, что попали мы дьяволу в пасть
Это не наша вина.
В ангельской маске приходит украсть
Душу у нас сатана.
Словно три камня нас тянут на дно –
Совесть, любовь и душа.
Только без них наша жизнь все равно
Стоит не больше гроша.
*****
Здесь очень много логических противоречий, в результате чего совесть, любовь и душа предстают, как каменья, тянущие автора на дно. А ведь совесть, точа нас изнутри, должна возвышать - равно, как и любовь, и душа.
И уж, конечно, все они вместе должны нас возвышать, а не тянуть ко дну. Но автор эту идею выразил не совсем внятно. Рифмы бедны, знаки препинания не соблюдаются, логика хромает.
Т- 3
Х- 3.
----------------------------
9. "Первомайские погоды"
Что из детства я помню?..
Обязательно первое мая!
Шарики надувные, родители счастливые,
Колонны с флагами – нет конца и края…
Знают, что получат прибавку к зарплате,
Кстати…
Нас двое детей у родителей и коммунальная квартира на «мира*».
Бабушка всегда забирала на лето в деревню:
На сливы, помидоры ( корова, кошка),
На молоко с пенкой – сладчайшее диво!
Блины со сметаной, печёную картошку,
Лукошко ягод из леса или огорода.
А погода-то, погода…
Помню операцию – сложная пластика – в три года,
Как рябину в нос засунул в день выхода из больницы.
Иногда мне это снится, но всё реже и реже…
Самое яркое продолжает – лица те же – сниться:
Под одеждами упрятаны тела надежды
На далёкое светлое с пенсией –
Первомай залихватский, весенний
И счастливые очень родители
(Будто счастье людское увидели.)
У фонтана на фото матовом…
Помню первые отцовские уроки в шахматы,
Походы в лес по грибы и зимние лыжи,
Навыки выживания – костёр с одной спички
И где найти чистой воды, чтобы напиться.
Научила мама любить всех женщин вне времени:
-- Сказывают, из Вашего ребра сделаны,
Что посеешь, то и пожнёшь в будущем.
Правильно мама говорила о сущем.
Много в памяти доброго детства…
Горбушка утреннего хлеба с молоком и вареньем.
Даже сейчас нет печенья слаще того бутерброда…
Вечера были жданными, когда темнотища, ветрено,
А засыпать – скукотища, но велено,
Особенно в дни семейных праздников,
Когда хмельные песни за столом, пироги, сладости.
Помню немыслимые цифры возраста
И ожидание двухтысячного…
Мода, помню, была интересная:
С мылом брюки натягивали, а потом пошли клёши,
Рубашки с воротниками – обогрей шею.
Вспоминаю и не особо сам себе верю,
Но смотрю на фотографию родителей
У фонтана в парке культуры и отдыха,
А там я и сестра с воздушными шариками
После демонстрации и, непривычно много их –
Воздушных шариков.
Трудно, но весело мы жили в те годы,
А погоды-то стояли в те годы…
Погоды…
*****
Такой объёмный экскурс в прошлое меня утомил, да ещё к тому же автор, наверное, в ходе повествования забыл, что он пишет стихи, хотя это и можно отнести к разряду белого стиха, где рифмы то проскакивают, то скрываются вместе с воздушными шариками. Фактов много, впечатлений - мало. И, как водится, железное заключение, мол, трудно, но весело было в те годы, и трава была зеленее...Старо и баналбно, уж извините меня, пожалуйста...
Т - 3
Х - 2.
----------------------------
10. ***
Удручённый ношей крестной,
всю тебя, земля родная,
в рабском виде Царь Небесный
исходил, благословляя.
Ф. Тютчев
По просторам, где хмурый ветер,
где терновник, полынь, кизяк, -
в рабском виде.
Просторы эти
по другому пройти нельзя.
Через реки, овраги, горы,
лисью степь и медвежий лес,
в дождь и снег, при любой погоде -
не для отдыха Он воскрес.
Под иконами тают свечи,
храмы тянут кресты в зенит.
Где же ныне Сын человечий
сможет голову приклонить?*
Где Он пригоршню вишен с веток
родниковой водой запьёт
и в какой уйдёт на рассвете
затуманенный поворот?
К аллилуйям в церковном хоре
ни на миг не подняв лица,
по России поныне ходит
нищий странник,
Небесный Царь.
* И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда,
а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Матф.8:20).
*****
Крепкое творение. аллегорично повествующее о противоречиях веры истинной с напыщенностью церковной символикой. Рифмы, в основном, хороши, за исключение некоторых( горы - погоде и т.д.) слог ритмичный, напевный.
Т - 4
Х - 5.
----------------------------
11. "Неласковый бык"
Не печалься, я жив пока,
даже если ножи в бока,
даже если продрог, едва
не замёрз по дороге в ад.
Незаметно пришёл декабрь.
На земле хорошо? – где как!
Изменился на минус плюс,
от восьми до восьми не сплю.
Мне бы сбросить балласт, как быть?
Ничего, что неласков бык?
Осторожно начав игру,
я узнал, что ночами груб.
Под мелодию медных труб
поэтический бледный труп
не танцует, но вместе с тем,
он вне правил и вне систем.
Так не плач, я не мёртв, я – жив!
И скорее, хитёр, чем лжив.
Да и ты всё забудешь днём.
Долетим как-нибудь... вдвоём?
*****
Отлично, по-философски здорово - красиво! Разнородные рифмы заставляют завидовать! Спасибо автору!
Т - 5
Х - 5.
----------------------------
12. "Горькая"
Ты стала центром горьких слёз и причитаний,
Всех посетителей твоих трясёт, шатает...
Ты словно куколка спелёната в кровати.
На сколько мужества в тебе, родная, хватит?
К тебе стекается родня, краснее клёнов.
Боятся встретить долгий взгляд твой удивлённый.
Слова застряли где-то там, в дверном проёме.
Ты - в полужизни, в полусмерти... в полудрёме...
Хирург изрезать всю готов, как потрошитель.
Но если ты обречена – на что? Скажите!
Лишь для того, чтоб показать, что есть надежда?
Но отреклась она, проклятая. Да где ж ты?!.
Но эта барышня ушла во мраке ночи,
Тебя одну оставив, сжатую в комочек.
Там, за окном, последний луч заката меркнет -
Как будто нам напоминает: Все мы смертны!
А капли в вену по-секундно утекают.
Вошла в палату тишина, как смерть, нагая...
*****
Трагизм и безысходность состояния переданы очень драматично и "цепляют" до глубины души. С технической точки зрения всё, вроде, неплохо, но придерусь к тому. что не очень удачно начинать две смежные строки с одного и того же союза "но".
Т - 4
Х - 5.
----------------------------
13. "В камышах на ушах"
Возле речки малыши
Забирались в камыши.
И носились в камышах
Разве что не на ушах.
Зашумели камыши:
– Прекратите, малыши!
Вы мешаете нам думать,
Мы привыкли жить в тиши.
Убежали малыши.
Камыши стоят в тиши.
И шуршат друг другу грустно:
– Малыши-то – хорош-ш-ши!
*****
Вполне милая считалочка или скороговорка, но до формата данного конкурса, по-моему, не дотягивает...
Т - 3
Х - 3.
----------------------------
14. "Предзимье"
Это - поздняя осень,
Но ещё не зима.
Осиянная просинь,
Столбовые дыма.
Редко радует солнце,
Отразив луч тепла
В луж замёрзших оконцах,
Жизнь в которых текла.
Там теперь ребятишки -
Любопытный народ,
Скинув наземь пальтишки,
Первый пробуют лёд.
И их гомон весёлый
Будоражит окрест
Вместо щебета сонма
Птиц сорвавшихся с мест.
Скоро туч самосвалы
Сбросят снег, как песок,
И мальчишки повалят
На лыжню, на каток.
Мне снег лет так бы сбросить
В придорожный кювет
И в осеннюю просинь
За мальчишками вслед!
****
В этом стихотворении, как по мне, так уже начальные рифмы "осень-просинь" кричат: "Заруби меня!" Дальше - больше: обороты "Будоражат окрест" и "Скоро туч самосвалы" не прибавляют энтузиазма. Трудна для произношения метафорическая строка :"Мне снег лет так бы сбросить..."
Т - 3
Х -3.
----------------------------
15. "Mario Netta"
Худо ли, бедно ли в пёсьей шерсти
прячешься до поры,
только звонки с девяти до шести -
игры в часы жары -
полный комплект муры.
В голосе слышится радостное,
звонкое, как бабло.
Жмёт недосказанное, достаёт.
Слышь, а сыграть слабо
куколку бибабо?
Пепел летит мимо пепельницы,
будто несёт ураган.
Блошка, посмеешь гицелю «цыц»
Вякнуть, грозя в наган?
Вот те` - меж пуль – канкан.
Повода ищешь, чтоб ножницами
чикнуть, и кончить связь?
Так и скажи мне напрямик,
с этикой не возясь:
лонжа оборвалась.
*****
Неслабую мелодраму из жизни кукол-марионеток( и их взаимоотношений с куклами-бибабо) написал автор. Языковые перехлёсты со сленгом "смачны",
по-хулигански живы. Рифмы классные, развязка впечатляет...
Т - 5
Х - 5.
----------------------------
16. "Полнолуние"
Опять ложатся тени над Москвой,
На черном полотне растет луна...
Смахну небрежно я ее рукой,
Как звонкую монетку со стола ;
Дорожка в парке, скрытая листвой,
Сама ложится под ноги мои,
И где-то за невидимой чертой
Уснуло солнце на краю земли.
Луна растет - а это значит что
Настало время и оно мое! -
Не закрывай тяжелых, пыльных штор,
Вранье что слепит лунный свет - вранье!
Он наполняет серебром своим
Костры, не отводи от них свой взгляд.
Струится по аллеям горький дым,
То звезды в пламени костров чадят.
Ты думал: это павшая листва?
О нет, то над Москвою звездопад...
И полная , огромная луна -
Упала денежкой в уснувший сад.
*****
Сбитость сюжета этой полнолунной зарисовки не радует. Начинается все с появления луны, как монетки, которую зачем-то автор хочет смахнуть со стола. Затем сказатель напоминает нам, что где-то, оказывается, ещё и солнце уснуло, и дальше развивается сызнова эпопея с луной, где звёзды каким-то образом наполняют серебром костры ( кто их разжёг, и почему - серебром?)
Сбои в ударениях: "пламенИ", "денежкОй". Со знаками препинания также неудачно сложилось...
Т - 3
Х - 2.
----------------------------
17. "Приговорённая"
Ей оставалось жить три дня всего -
был приговор подписан, час назначен.
Хотелось быть красивой и живой,
но получилось всё совсем иначе.
Жилички ополчились на неё,
и как-то раз с утра в "домоуправу"
явилось пенсионное бабьё,
а с ними вместе - дворничиха Клава.
Мол, от неё и листья на тропе,
и тень, и сор, и плесень на обоях,
болезни, тараканы и т.п.
Не обвинили разве что в разбое.
Но не вникая в человечий вздор,
не чуя зла, в тоске не изнывая,
у дома так же, как и до сих пор,
листвой шумела липа вековая.
Ей так хотелось небеса обнять!
Но оставалось жить всего три дня...
*****
Ну что сказать? Отлично, превосходно! Фабула выверена филигранно, слог льётся, как песня, рифмы изысканны, развязка трогает до глубины души!
Т - 5
Х - 5.
----------------------------
18. "Город Нижний"
Город Нижний, ты был свидетелем
безнадёжности юных дней.
Там, где Волга с Окою встретились,
билось сердце любви моей.
Там, где высятся горы дятловы,
я смотрела в его глаза,
в них вечернее солнце пряталось
карим счастьем меня позвав.
Мне хотелось его взять за руку
и сказать: "нет любви сильней".
Но душа обречённо плакала,
ведь он думал не обо мне.
А надежда дождём живительным
проливалась, неся мне свет.
Это радость и боль - любить его.
Пролетело пятнадцать лет.
Город Нижний, стоишь, величествен,
философски взирая на
проносящихся лет количество.
Только грусть всё ещё сильна.
*****
Да, вот такие "жестокие романсы" наполняют всё еще место встречи Волги с Окой: с вечерним солнцем, прячущимся в глазах, и зовущим "карим счастьем"( это как: любимый был кареглазым?). Так и хочется спросить автора: отчего же не взяла его за руку? Вот взяла бы, и перестал думать не о тебе! Я не исключаю, что данная история оставила глубочайший след в душе автора и жива в ней уже 15 лет, но ни художественность, ни техника этой love story, равно, как и нелепые рифмы и обороты ("проносящихся лет количество", "за руку - плакала", "сильней - обо мне" ит.д.) не дали мне хоть за что-то зацепиться...
Т - 2
Х - 2.
----------------------------
19. "Про моря"
Когда капитан в корабле и в команде уверен,
Моря позади, и все ближе дыханье порта,
Фарватер - семь футов под килем - да вот же он, берег!
И мирные волны пасутся, лаская борта,
Баюкает мир монотонная песня прибоя,
Но бури приходят, когда - и откуда - не ждут.
Рождается ветер на пенной границе покоя,
И сонное море несётся вразнос и враскрут.
Меняется облик природы с внезапностью пули,
Срывает ленивые маски и с мачт паруса.
Вход в бухту накрылся тяжёлой свинцовой кастрюлей,
И шхуну качает судьба на неверных весах.
Кричи - не кричи на неё: "Эй, за что? Так нечестно!",
Но брошены карты, и поздно мусолить туза.
Шторм гонит корабль мимо дома к чертям в неизвестность,
И острые брызги летят капитану в глаза.
Пройди мимо рифов и мелей, играющих в прятки,
Держись за надежду и крепче держи свой штурвал.
Пусть волны волками бегут и кусают за пятки,
Кто раньше устал - проиграет, разбившись у скал.
А сильным и смелым - судьба приготовила берег,
И вот уже чайка над сломанной мачтой кружит.
Достанется им честь случайно открытых Америк,
Ну или хотя бы достанется, собственно, жизнь..
*****
В который раз читаю очередную версию о ромнтике морских приключений и думах капитанов-морских волков, но лучше фразы В.Высоцкого: "Мы научились штопать паруса и затыкать пробоины телами" и подобных ей в его незабвенном "Ещё не вечер", я не читал...Сразу бросается в глаза неправильное ударение в слове "портА" ( правильно - пОрта). Много стилистических недочётов, таких, как выражение : "Меняется облик природы с внезапностью пули," ,где вместо природы хорошо бы было вписать нечто иное, ну, например, стихии или картины...Концовка, однако, несколько исправляет положение.
Т - 3
Х - 4.
----------------------------
20. "Карьеристы"
...Держатели акций безумных идей,
Вы слышите музыку медного Будды...
/Илья Кормильцев. "Синоптики"/
Гордыня натерла мозоли на лицах
рабов непомерно раздутых амбиций
и всех, кто теряет возможность любви,
как редкого права в другом раствориться,
изгнав отвратительных бесов своих.
В убийственной спешке, в тщете неизбытой
морщины есть веб-мониторы их быта,
убогого быта мещанских страстей,
а медные будды в чуланах закрыты
и больше не дарят безумных идей .
Не шлет новостей безучастная лента,
и вся жеребцовая прыть интернета
не преодолеет гигантский барьер,
застивший сиянье свободного света
невольникам быстрорастущих карьер.
А лестница манит в чертоги златые,
влекут их пути беспредельно крутые,
успехом болеют и падают ниц...
И только отравлены ядом гордыни
гнилые мозоли обшарпанных лиц...
*****
Очевидно, что автор был поклонником незабвенного "Наутилуса...", раз взял эпиграфом строки из этого хита, посвящённого рокерам Земли. Также очевидно, что автор остался верен романтике середины 80-х и не приемлет жести напора биржевых и прочих карьеристов всех мастей, хотя я считаю, что быть карьеристом - дело не простое и требует, как минимум, высокой самооценки и профессионализма, что уже само по себе неплохо, т.к. выделяет этого самого карьериста из общей серой массы "скованных одной цепью". Техника стихосложения неплоха, хоть и сумбурна. Напрягло словосочетание "в тщете неизбытой", где оба слова, как бы, противоречат друг другу, ведь тщета - это отсутствие смысла, а неизбытый - это нестандартный, оригинальный. Как-то не сложилось со смыслом. В остальном, аллегорические обороты неплохи, хоть, как я уже заметил, стихотворение ими пересыщено.
Т - 4
Х - 3.
----------------------------
21. "В твоей душе - покоя нет..."
В твоей душе черт ногу сломит,
Хотя знакомы мы давно:
В ленивой нежишься истоме,
И вдруг - всё ходит ходуном,
Гроза, и молнии сверкают,
Минута, две - и снова штиль...
Куда нас вывезет кривая?
Не жизнь, а целый водевиль.
То вдруг тарелкой об пол с маху,
И кошки брызжут по углам,
Поджав хвосты, трясясь от страха...
Такую я боюсь и сам.
То распеваешь, обнимая,
Творишь изысканный обед,
А только я в любви признаюсь -
Вдруг уплываешь в интернет.
В твоей душе - покоя нет...
*****
Такой себе неприхотливый семейно-бытовой юмор - ни прибавить, ни убавить, крик души среднестатистического подкаблучника с чувством юмора. Напрягло "кошки брызжут по углам" - уж, лучще бы "свищут" или "коты сигают по углам"...
Т - 3
Х - 4
----------------------------
22. "Песня Вечного Жида (из Вордсворта). Поэтический перевод"
C диким грохотом потоки
C каменных свергаясь круч,
Обретут приют глубокий,
Сонной гладью – солнца луч.
Облака, когда стихает
Ветра яростный напор,
Плотной шапкой оседают
На зубцах громады гор.
С лёгкостью взлетает Серна
На альпийский снежный склон,
Но спасёт не раз, наверно,
От врагов надёжный схрон.
И Нарвал, мурьИ лишённый
Океанской глубиной,
Спит расслабленно-покойно,
Убаюканный волной.
Ворон, на ветру играя,
Весел, словно в танце скиф,
Но расщелина родная
Ждёт, средь бури приютив.
Страус, по пескам бродягой
Рыща день-деньской в труде,
Греет кладку ночью зябкой,
Почивая на гнезде…
С каждым днём всё тяжелее
Без надежды добрести;
Ночь и день душа болеет
Страстью Вечного Пути…
*****
Ещё одна версия перевода знаменитого произведения Водсворта, несомненно навеянная переводом С.Маршака( как мне кажется - даже рифмы иногда один к одному, как, например, потоки-глубокий). Первый катрен стилистически и смыслово не завершён: речь шла о горных потоках и, вдруг, завершилась солнечным лучом. Смутило словосочетание "греет кладку". Лучше, я думаю, в данном контексте " согревает ночью зябкой кладку, сидя на гнезде". В целом, работа неплохая...
Т - 4
Х - 4
----------------------------
23. "Мужской разговор"
По щекам дождь наотмашь со всех мокрых сил,
Как боец в поединке без правил,
Бил, а после прощения слёзно просил,
Что собою слезинки разбавил.
Облизал нос и губы, куснуть норовил,
С ветром выл в ожидании гонга.
Под одеждой промокшей душой я кровил
От игры, что зовётся пинг-понгом.
К небу руки тянул аж до самых до туч
И просил, как на плахе, пощады.
Набежавшая ночь хоронила мечту
С отголосками брани площадной.
Дождь со мной говорил как мужик, тет-а-тет,
И с лица пал румянец от встряски.
В полумраке сентябрь растворил силуэт.
В лужах тонут весёлые краски.
*****
Как хорошо начиналось и так безлико закончилось это произведение. Первый и третий катрены почти безупречны. Второй катрен покоробил пинг-понгом: если и сравнивать противостояние дождю со спортом, то здесь, скорее, это - бой без правил на ринге.
Т - 4
Х - 3.
----------------------------
24. "Небо"
У каждой птицы песня своя.
Свой лист у куста любого.
У каждой речки своя струя.
А небо одно голубое.
Единственно всё, что живёт под Луной,
Единственно, неповторимо.
А создано всё из глины одной.
Одним станет после дымом.
На краткий миг между этим и тем
Столько души и страсти,
Чтобы потом исчезнуть совсем,
Кануть бесследно в ящик.
И только небо всегда одно,
Как крышка над супом кипящим,
Непостижимое, как окно
К вечности настоящей.
*****
Надпись на кольце царя Соломона была короче, но глубже : "Всё проходит - пройдёт и это..." Относительно неплох второй катрен .Грубовато и стилистически не правильно выражение "Кануть бесследно в ящик": если кануть, то в Лету, а если в ящик, то уж сыграть...Последний катрен - просто набор слов...Простите, но:
Т - 3
Х - 2.
----------------------------
25. "За маму, за папу..."
Давлюсь, но ем. В измученное горло
толчками каша манная течёт.
Шуршит бабуля страшное про голод,
но я – сыта, мне это ни о чём.
Давлюсь, но ем - за маму и за папу.
Давлюсь, но ем «хоть ложечку ещё».
И мне ужасно хочется заплакать
и выпихнуть «припасы» из-за щёк.
Сейчас я повернусь на табуретке,
исчезнет ненавистная еда!
Но бабушка зажала шейку крепко,
и мне не отвертеться никогда.
В углу я постою и чуть поплачу,
пока родные сядут помянуть
тех, кто лежит на кладбище за дачей
и взвоют про треклятую войну.
Вся жизнь моя написана курсивом.
Вся жизнь моя – сплошной глубокий тыл.
Я столько наготовила красивой
и вкусной замечательной еды!
Но где-то в глубине я слышу голос -
бабулин осторожный шепоток.
Внутри живут слова «война» и «голод».
Не дай мне Бог, не дай такого, Бог.
****
Замечательное в своей горечи и сарказме стихотворение. Единственное. в чём я вынужден постараться убедить автора, так это в том, что у каждого поколения есть своя война. Не правда ли?
Т - 5
Х - 5.
---Спасибо всем авторам за понимание!
Свидетельство о публикации №115100800359