Стихотворение месяца 32 - Обзор Геннадия Иваныча
Лежит на боку самосвал,
А рядом - кольцо пирамидки.
Он об кольцо буксовал,
Застрял у дивана - калитки.
Задумчивый кран под окном
Обнял ковшом подушку...
Как в этом остаться всём,
Кто меня в этом послушает?
В памперс засунут кубик,
На лошади сохнет пелёнка...
Что будет, когда не будет
Здесь ни одного ребёнка?
Тихая старость,
Музейная свежесть,
Чистая комната,
Лишняя нежность...
Никто не утащит варенье,
Сыр в видике не проквасит.
Я буду встречать юбилеи...
Но разве же это праздники?
*****
Не соблюден размер ни одной строфы, да и рифмы простоваты.
Задумка неплоха, тема не банальна.
Техника – 2, художественность-4
2/4
----------------------------
2. "А пока-пока-покалипсис"
Бегут года, летят столетья –
Неисчислимо их число,
И лишь столетье двадцать третье
Нагрянет времени назло.
И к нам с полей иной вселенной
Неважно как, неясно где
Сойдёт Учитель вожделенный
С улыбкой в звёздной бороде.
А вслед за ним придут другие –
Их будет больше, чем родни,
И наши помыслы благие
Законом сделают они.
Хранитель, видя это дело,
Из глубины взмахнёт хвостом,
И тьма без края и предела
Прольётся в сумраке пустом.
Неисчислимо их число,
---все числа уже исчислены, неисчислимым может быть количество.
Почему упомянуто именно 23 столетье, не для рифмы ли?
Последняя строфа явно “не из той оперы”.
Вроде бы, только некие непонятные учителя сделают нам все хорошо, как тут же некий хвостатый хранитель
обрушит все во тьму. Хотя, возможно, упоминаемый сумрак и не имеет отношения к нашей планете.
Техника -4, художественность - 3 (за логические непонятки).
4/3
----------------------------
3. "Рабочий и Колхозница"
Рабочий и Колхозница
Серпом цепляют небо.
Ну как бы мне нахохлиться,
Согреться как-то мне бы.
Не то чтоб страшно холодно -
Отнюдь не минус тридцать,
Но небо перемолото
И падает на лица.
Размокло все до мякоти,
Как корка хлеба в луже,
И, чавкая по слякоти,
Народ бредет на службу.
Дома у трассы в копоти,
И шум без перерыва...
А я сижу на проводе
И каркаю надрывно.
*****
Отнюдь не минус тридцать,
--отнюдь, слово не из вороньего лексикона.
Но небо перемолото
--воду, а речь о дожде, не мелют, смолоть можно что-то твердое
И падает на лица.
--только на лица и не более того?
Техника – 4, художественность -3
4/3
----------------------------
4. "Я за тебя молиться стану..."
Увы! Ты не оригинален -
И наша жизнь – плохая пьеска.
Увы! Ты не оригинален.
На стыке сплетен и обид,
Жестокосердием изранен,
Твой мир хрипит в кругу гротеска.
Жестокосердием изранен -
Ты сам к себе крестом прибит.
Зачем наклеивать заплаты,
Бессмысленно судьбе перечить.
Зачем наклеивать заплаты –
Не видишь? - всё трещит по швам!
Иллюзии давно распяты.
И все ж… я благодарна встрече.
Иллюзии давно распяты,
Но растоптать себя - не дам.
Мечта сродни самообману.
А может всё не так уж плохо?
Мечта сродни самообману.
А на губах - бессвязный плач.
Я за тебя молиться стану*,
Но не услышишь тихих вздохов.
Я за тебя молиться стану –
Мой бог. Мой кесарь. Мой палач.
----------
* строчка взята из стихотворения А. Кочеткова "Баллада о прокуренном вагоне"
*****
Ты сам к себе крестом прибит.
--Взял вот такой крест потяжелей и стал этим крестом прибивать себя к себе… Задачка не из простых.
В целом, не только строка взята у Кочеткова, но и ритмика, и размер. Сюжет вечный, избитый, надоевший.
Короче, как говорят - и не чужое, и не своё.
Техника - 4, художественность - 3
4/3
----------------------------
5. "Иммунитет"
Что поделать? Мы были разные,
Разность возрастов - ...надцать лет.
Говорят, любовь - вещь заразная,
У тебя к ней иммунитет.
Я бесился, а ты нисколенько.
Я - губами, а ты - щекой.
Про любовь, словно про покойников -
Хорошо или ничего.
Знать, и вправду зараза вирусна -
Не поможет пенициллин.
Коль другая в ответ не выросла,
Управляйся ты с ней один.
*****
Я бесился, а ты нисколенько.
Я - губами, а ты – щекой
--как это, беситься или не беситься щекой?
Знать, и вправду зараза вирусна -
Не поможет пенициллин.
--Неувязочка, если любовь “вправду” вирусна,
Тогда пенициллин как раз и может помочь.
Коль другая в ответ не выросла,
-- Сомнительно определение “в ответ выросла”
и касаемо заразы и касаемо любви.
Управляйся ты с ней один.
--Как с ней, которая не выросла управляться?
Техника -4, художественность -3
4/3
----------------------------
6. "Нить"
Там где чадо в колыбели
Хны да хны
Распускают канители
Сны
Там где сны стволы качают
Скрип да скрип
Подрастает и крепчает
Гриб
Там где вешенки ладошки
Пить да пить
Вьют - повьют паучьи ножки
Нить
Там где нитью к югу птицы
Порх да порх
Обитает яснолицый
Бог
*****
Вьют - повьют паучьи ножки
Нить
Там где нитью к югу птицы
------Птицы летят той нитью которую свили пауки? Если это не так, то одна “нить” в тексте лишняя.
Техника - 4, художественность -3
4/3
----------------------------
7. "Не вернусь"
Ухожу!
По камням, по гальке, по нотам,
Аккордом ввысь.
Ухожу!
По рельсам, по шпалам, по крыльям,
За облака.
В голове у меня молитва,
В крови река,
Хватаю руками землю, остановись.
Ухожу!
Вёрстами, милями, километрами,
Не важен размер.
Ухожу!
Вёдрами, литрами, пинтами,
Воздушной струёй.
Когда на не небе нет звёзд,
А солнце прячет галстук, как пионер,
Ловлю почерневшую рыбу,
В потоках слёз.
Ухожу!
Капиллярами, венами, сетчаткой глаз,
Набухаю от мыслей и рвусь.
Ухожу!
Больше нет моих сил,
Оставаться у вас.
За слово "Возвращайся!", спасибо,
Но я не вернусь.
*****
Когда на не небе нет звёзд,
---непонятно, “не “перед “небе” лишнее или задумка автора?
А солнце прячет галстук, как пионер,
---Зачем пионеру прятать галстук?
---Снимать, убирать, еще куда не шло.
Ловлю почерневшую рыбу,
---от скуки и безделья? Вроде бы по смыслу
---герою должно быть не до этого…
В потоках слёз.
---если своих, то перебор явно.
По смыслу обычный набор распространенных банальностей.
Техника-3,художестсвенность-3
3/3
----------------------------
8. "Три камня"
Совесть как светоч осветит нам путь
В темную ночь до зари.
Но не позволит спокойно уснуть,
Будет точить изнутри.
В этом любовь ей бывает под стать.
Горьким становится мед.
Сердце способна она разорвать
И заморозить как лед.
То, что попали мы дьяволу в пасть
Это не наша вина.
В ангельской маске приходит украсть
Душу у нас сатана.
Словно три камня нас тянут на дно –
Совесть, любовь и душа.
Только без них наша жизнь все равно
Стоит не больше гроша.
*****
Совесть как светоч осветит нам путь
В темную ночь до зари.
---Разве с приходом зари, сей чудесный эффект пропадает,
---и совесть с приходом зари уходит?
Но не позволит спокойно уснуть,
Будет точить изнутри.
--Это про ту же совесть, которая освещает нам путь?
--Одновременно освещает и точит?
В этом любовь ей бывает под стать.
Горьким становится мед.
Сердце способна она разорвать
И заморозить как лед.
--Лед не замораживают. Замораживают воду.
То, что попали мы дьяволу в пасть
Это не наша вина.
---Виноваты школа, семья, коллеги по работе, соседи, встречные, поперечные...
---но точно не мы.
В ангельской маске приходит украсть
Душу у нас сатана.
Словно три камня нас тянут на дно –
Совесть, любовь и душа.
---очень спорное заявление, кто-то может сравнить
---эти вещи с крыльями и тоже будет прав.
Только без них наша жизнь все равно
Стоит не больше гроша.
техника - 3, художественность - 3
3/3
----------------------------
9. "Первомайские погоды"
Что из детства я помню?..
Обязательно первое мая!
Шарики надувные, родители счастливые,
Колонны с флагами – нет конца и края…
Знают, что получат прибавку к зарплате,
Кстати…
Нас двое детей у родителей и коммунальная квартира на «мира*».
Бабушка всегда забирала на лето в деревню:
На сливы, помидоры ( корова, кошка),
На молоко с пенкой – сладчайшее диво!
Блины со сметаной, печёную картошку,
Лукошко ягод из леса или огорода.
А погода-то, погода…
Помню операцию – сложная пластика – в три года,
Как рябину в нос засунул в день выхода из больницы.
Иногда мне это снится, но всё реже и реже…
Самое яркое продолжает – лица те же – сниться:
Под одеждами упрятаны тела надежды
На далёкое светлое с пенсией –
Первомай залихватский, весенний
И счастливые очень родители
(Будто счастье людское увидели.)
У фонтана на фото матовом…
Помню первые отцовские уроки в шахматы,
Походы в лес по грибы и зимние лыжи,
Навыки выживания – костёр с одной спички
И где найти чистой воды, чтобы напиться.
Научила мама любить всех женщин вне времени:
-- Сказывают, из Вашего ребра сделаны,
Что посеешь, то и пожнёшь в будущем.
Правильно мама говорила о сущем.
Много в памяти доброго детства…
Горбушка утреннего хлеба с молоком и вареньем.
Даже сейчас нет печенья слаще того бутерброда…
Вечера были жданными, когда темнотища, ветрено,
А засыпать – скукотища, но велено,
Особенно в дни семейных праздников,
Когда хмельные песни за столом, пироги, сладости.
Помню немыслимые цифры возраста
И ожидание двухтысячного…
Мода, помню, была интересная:
С мылом брюки натягивали, а потом пошли клёши,
Рубашки с воротниками – обогрей шею.
Вспоминаю и не особо сам себе верю,
Но смотрю на фотографию родителей
У фонтана в парке культуры и отдыха,
А там я и сестра с воздушными шариками
После демонстрации и, непривычно много их –
Воздушных шариков.
Трудно, но весело мы жили в те годы,
А погоды-то стояли в те годы…
Погоды…
*****
...и трава была зеленее и вода мокрее...)
Несмотря не некую акыновость, (что вижу, о том и пою), большой плюс этого произведения искренность и жизненность.
Техника - 3, художественность - 4
3/4
----------------------------
10. ***
Удручённый ношей крестной,
всю тебя, земля родная,
в рабском виде Царь Небесный
исходил, благословляя.
Ф. Тютчев
По просторам, где хмурый ветер,
где терновник, полынь, кизяк, -
в рабском виде.
Просторы эти
по другому пройти нельзя.
Через реки, овраги, горы,
лисью степь и медвежий лес,
в дождь и снег, при любой погоде -
не для отдыха Он воскрес.
Под иконами тают свечи,
храмы тянут кресты в зенит.
Где же ныне Сын человечий
сможет голову приклонить?*
Где Он пригоршню вишен с веток
родниковой водой запьёт
и в какой уйдёт на рассвете
затуманенный поворот?
К аллилуйям в церковном хоре
ни на миг не подняв лица,
по России поныне ходит
нищий странник,
Небесный Царь.
--------------
* И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда,
а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Матф.8:20).
*****
По просторам, где хмурый ветер,
где терновник, полынь, кизяк, -
в рабском виде.
Просторы эти
по другому пройти нельзя.
--ну почему нельзя то? полиция остановит,
--куда прешь и почему не в рабском виде?!
Через реки, овраги, горы,
лисью степь и медвежий лес,
--Булат Окуджава, песенка из фильма про Буратино.
"Не горы, не овраги и не лес,
Не океан без дна и берегов,
А поле, поле, поле, поле чудес,
А поле, поле, поле, поле чудес.
Поле чудес, в стране дураков."(c)
в дождь и снег, при любой погоде -
не для отдыха Он воскрес.
---Для того чтобы ходить в рабском виде как заведенный?
---Я в этом вовсе не уверен.
Под иконами тают свечи,
храмы тянут кресты в зенит.
Где же ныне Сын человечий
сможет голову приклонить?*
Где Он пригоршню вишен с веток
родниковой водой запьёт
и в какой уйдёт на рассвете
затуманенный поворот?
---А разве в поворот можно уйти? Войти - да.
К аллилуйям в церковном хоре
ни на миг не подняв лица,
по России поныне ходит
нищий странник,
Небесный Царь.
---Не понимаю зачем это написано, Тютчева дополнить?
Техника - 4, художественость - 3
4/3
----------------------------
11. "Неласковый бык"
Не печалься, я жив пока,
даже если ножи в бока,
даже если продрог, едва
не замёрз по дороге в ад.
Незаметно пришёл декабрь.
На земле хорошо? – где как!
Изменился на минус плюс,
от восьми до восьми не сплю.
Мне бы сбросить балласт, как быть?
Ничего, что неласков бык?
Осторожно начав игру,
я узнал, что ночами груб.
Под мелодию медных труб
поэтический бледный труп
не танцует, но вместе с тем,
он вне правил и вне систем.
Так не плач, я не мёртв, я – жив!
И скорее, хитёр, чем лжив.
Да и ты всё забудешь днём.
Долетим как-нибудь... вдвоём?
*****
Осторожно начав игру,
я узнал, что ночами груб.
Под мелодию медных труб
поэтический бледный труп
---похожие рифмы стоят рядом.
Написано неплохо, но о чем, непонятно.
Я полагаю, стихи не ребусы, разгадывать их читатель не должен.
А потому, техника - 4, художественность -3
4/3
----------------------------
12. "Горькая"
Ты стала центром горьких слёз и причитаний,
Всех посетителей твоих трясёт, шатает...
Ты словно куколка спелёната в кровати.
На сколько мужества в тебе, родная, хватит?
К тебе стекается родня, краснее клёнов.
Боятся встретить долгий взгляд твой удивлённый.
Слова застряли где-то там, в дверном проёме.
Ты - в полужизни, в полусмерти... в полудрёме...
Хирург изрезать всю готов, как потрошитель.
Но если ты обречена – на что? Скажите!
Лишь для того, чтоб показать, что есть надежда?
Но отреклась она, проклятая. Да где ж ты?!.
Но эта барышня ушла во мраке ночи,
Тебя одну оставив, сжатую в комочек.
Там, за окном, последний луч заката меркнет -
Как будто нам напоминает: Все мы смертны!
А капли в вену по-секундно утекают.
Вошла в палату тишина, как смерть, нагая...
*****
Ты словно куколка спелёната в кровати.
Тебя одну оставив, сжатую в комочек.
---Спеленутой в комочек не сжаться.
Наверное, не хватает предистории, "как ты дошла до жизни такой",
а потому меня эта душещипательная история не тронула, не отозвалась.
техника - 4, художественность - 3
4/3
----------------------------
13. "В камышах на ушах"
Возле речки малыши
Забирались в камыши.
И носились в камышах
Разве что не на ушах.
Зашумели камыши:
– Прекратите, малыши!
Вы мешаете нам думать,
Мы привыкли жить в тиши.
Убежали малыши.
Камыши стоят в тиши.
И шуршат друг другу грустно:
– Малыши-то – хорош-ш-ши!
*****
Юрий Поликарпович Кузнецов считал что детских стихов не существует (есть хорошие стихи и… не очень хорошие), и я с ним солидарен.
Техника - 3, художественность - 3
3/3
----------------------------
14. "Предзимье"
Это - поздняя осень,
Но ещё не зима.
Осиянная просинь,
Столбовые дыма.
Редко радует солнце,
Отразив луч тепла
В луж замёрзших оконцах,
Жизнь в которых текла.
Там теперь ребятишки -
Любопытный народ,
Скинув наземь пальтишки,
Первый пробуют лёд.
И их гомон весёлый
Будоражит окрест
Вместо щебета сонма
Птиц сорвавшихся с мест.
Скоро туч самосвалы
Сбросят снег, как песок,
И мальчишки повалят
На лыжню, на каток.
Мне снег лет так бы сбросить
В придорожный кювет
И в осеннюю просинь
За мальчишками вслед!
*****
Осень-просинь, солнце-оконце... Конечно, рифма не главное….Но…
техника - 2, художественность - 3
2/3
----------------------------
15. "Mario Netta"
Худо ли, бедно ли в пёсьей шерсти
прячешься до поры,
только звонки с девяти до шести -
игры в часы жары -
полный комплект муры.
В голосе слышится радостное,
звонкое, как бабло.
Жмёт недосказанное, достаёт.
Слышь, а сыграть слабо
куколку бибабо?
Пепел летит мимо пепельницы,
будто несёт ураган.
Блошка, посмеешь гицелю «цыц»
Вякнуть, грозя в наган?
Вот те` - меж пуль – канкан.
Повода ищешь, чтоб ножницами
чикнуть, и кончить связь?
Так и скажи мне напрямик,
с этикой не возясь:
лонжа оборвалась.
*****
Образное, даже красивое стихотворение, но...
Возможно это произведение о нелегкой кукольной судьбе и несет в себе какой-то глубокий смысл, но я его не уловил.
Техника - 4, художественность -.
4/3
----------------------------
16. "Полнолуние"
Опять ложатся тени над Москвой,
На черном полотне растет луна...
Смахну небрежно я ее рукой,
Как звонкую монетку со стола ;
Дорожка в парке, скрытая листвой,
Сама ложится под ноги мои,
И где-то за невидимой чертой
Уснуло солнце на краю земли.
Луна растет - а это значит что
Настало время и оно мое! -
Не закрывай тяжелых, пыльных штор,
Вранье что слепит лунный свет - вранье!
Он наполняет серебром своим
Костры, не отводи от них свой взгляд.
Струится по аллеям горький дым,
То звезды в пламени костров чадят.
Ты думал: это павшая листва?
О нет, то над Москвою звездопад...
И полная , огромная луна -
Упала денежкой в уснувший сад.
*****
Опять ложатся тени над Москвой,
---тени над Москвой ложатся...на небо или куда?
---если на небо, то тени от чего и тени чего?
На черном полотне растет луна...
Смахну небрежно я ее рукой,
---как это возможно?
Как звонкую монетку со стола ;
---зачем смахивать монетку со стола?
Дорожка в парке, скрытая листвой,
--скрытая, значит невидимая. Наверное, все таки, укрытая или покрытая.
Сама ложится под ноги мои,
--что значит сама? Разве обычно укладывать приходится?
И где-то за невидимой чертой
Уснуло солнце на краю земли.
Луна растет - а это значит что
Настало время и оно мое! -
Не закрывай тяжелых, пыльных штор,
Вранье что слепит лунный свет - вранье!
Он наполняет серебром своим
Костры, не отводи от них свой взгляд.
---не отводи , свой взгляд, свой - лишнее слово или не то.
---разве можно отвести чужой взгляд и так ясно , что свой.
Струится по аллеям горький дым,
То звезды в пламени костров чадят.
---откуда в костре звезды, костры же только что наполнил
---лунный свет серебром своим?
Ты думал: это павшая листва?
О нет, то над Москвою звездопад...
---Боже, как я ошибался.)
И полная , огромная луна -
Упала денежкой в уснувший сад.
---денежкой, а раньше звонкая монета прозвенела...
---какая-то зацикленность на деньгах, вокруг
---романтика, звезды, ночь, луна, звездопад...
--- а на уме - деньги.)
техника - 3,художественность - 3
3/3
----------------------------
17. "Приговорённая"
Ей оставалось жить три дня всего -
был приговор подписан, час назначен.
Хотелось быть красивой и живой,
но получилось всё совсем иначе.
Жилички ополчились на неё,
и как-то раз с утра в "домоуправу"
явилось пенсионное бабьё,
а с ними вместе - дворничиха Клава.
Мол, от неё и листья на тропе,
и тень, и сор, и плесень на обоях,
болезни, тараканы и т.п.
Не обвинили разве что в разбое.
Но не вникая в человечий вздор,
не чуя зла, в тоске не изнывая,
у дома так же, как и до сих пор,
листвой шумела липа вековая.
Ей так хотелось небеса обнять!
Но оставалось жить всего три дня...
*****
Все хорошо, кроме "липа вековая", очень затертый образ после Есенина.
техника - 4, художественость - 4
4/4
----------------------------
18. "Город Нижний"
Город Нижний, ты был свидетелем
безнадёжности юных дней.
Там, где Волга с Окою встретились,
билось сердце любви моей.
Там, где высятся горы дятловы,
я смотрела в его глаза,
в них вечернее солнце пряталось
карим счастьем меня позвав.
Мне хотелось его взять за руку
и сказать: "нет любви сильней".
Но душа обречённо плакала,
ведь он думал не обо мне.
А надежда дождём живительным
проливалась, неся мне свет.
Это радость и боль - любить его.
Пролетело пятнадцать лет.
Город Нижний, стоишь, величествен,
философски взирая на
проносящихся лет количество.
Только грусть всё ещё сильна.
*****
безнадёжности юных дней.
А надежда дождём живительным
---Мне кажется надо ставить что-то одно, надежду или безнадегу,
--дабы противоречия не было.
Что сказать, написано вроде неплохо, если не считать что я до этого прочел 100500 произведений на эту тему.
Каких-то находок и открытий в произведении нет, ничего нового, своего автор читателю не сказал.
техника - 4, художественность - 3
4/3
----------------------------
19. "Про моря"
Когда капитан в корабле и в команде уверен,
Моря позади, и все ближе дыханье порта,
Фарватер - семь футов под килем - да вот же он, берег!
И мирные волны пасутся, лаская борта,
Баюкает мир монотонная песня прибоя,
Но бури приходят, когда - и откуда - не ждут.
Рождается ветер на пенной границе покоя,
И сонное море несётся вразнос и враскрут.
Меняется облик природы с внезапностью пули,
Срывает ленивые маски и с мачт паруса.
Вход в бухту накрылся тяжёлой свинцовой кастрюлей,
И шхуну качает судьба на неверных весах.
Кричи - не кричи на неё: "Эй, за что? Так нечестно!",
Но брошены карты, и поздно мусолить туза.
Шторм гонит корабль мимо дома к чертям в неизвестность,
И острые брызги летят капитану в глаза.
Пройди мимо рифов и мелей, играющих в прятки,
Держись за надежду и крепче держи свой штурвал.
Пусть волны волками бегут и кусают за пятки,
Кто раньше устал - проиграет, разбившись у скал.
А сильным и смелым - судьба приготовила берег,
И вот уже чайка над сломанной мачтой кружит.
Достанется им честь случайно открытых Америк,
Ну или хотя бы достанется, собственно, жизнь..
*****
накрылся тяжёлой свинцовой кастрюлей,
--сразу знаменитый медный таз вспомнился.)
Одно из лучших, из представленных на конкурс.
Все хорошо и с ритмом, и с рифмой. Произведение образное, интересное, гармоничное, со смыслом и понятной логикой
Техника - 4, художественность - 5
4/5
----------------------------
20. "Карьеристы"
...Держатели акций безумных идей,
Вы слышите музыку медного Будды...
/Илья Кормильцев. "Синоптики"/
Гордыня натерла мозоли на лицах
рабов непомерно раздутых амбиций
и всех, кто теряет возможность любви,
как редкого права в другом раствориться,
изгнав отвратительных бесов своих.
В убийственной спешке, в тщете неизбытой
морщины есть веб-мониторы их быта,
убогого быта мещанских страстей,
а медные будды в чуланах закрыты
и больше не дарят безумных идей .
Не шлет новостей безучастная лента,
и вся жеребцовая прыть интернета
не преодолеет гигантский барьер,
застивший сиянье свободного света
невольникам быстрорастущих карьер.
А лестница манит в чертоги златые,
влекут их пути беспредельно крутые,
успехом болеют и падают ниц...
И только отравлены ядом гордыни
гнилые мозоли обшарпанных лиц...
*****
Собственно в карьере ничего плохого нет, стремление подняться выше это нормальное желание человека и вот эта фраза,
"и всех, кто теряет возможность любви,
как редкого права в другом раствориться" - вовсе не факт, одно другому не мешает,
а порой даже и помогает немало.
Мне почему-то кажется за нескрываемой ненавистью и презрением к "карьеристам",
таится плохо скрываемая зависть.
Техника - 3, художественность -3
3/3
----------------------------
21. "В твоей душе - покоя нет..."
В твоей душе черт ногу сломит,
Хотя знакомы мы давно:
В ленивой нежишься истоме,
И вдруг - всё ходит ходуном,
Гроза, и молнии сверкают,
Минута, две - и снова штиль...
Куда нас вывезет кривая?
Не жизнь, а целый водевиль.
То вдруг тарелкой об пол с маху,
И кошки брызжут по углам,
Поджав хвосты, трясясь от страха...
Такую я боюсь и сам.
То распеваешь, обнимая,
Творишь изысканный обед,
А только я в любви признаюсь -
Вдруг уплываешь в интернет.
В твоей душе - покоя нет...
*****
а целый водевиль.
--я бы заменил определение "целый", разве бывает половинный водевиль?
И кошки брызжут по углам,
Поджав хвосты, трясясь от страха...
--кто держал кошек, тот знает ,что иногда кошки реально брызжут мочой по углам,
--не думаю, что автор имел ввиду именно это, но читатель может подумать так.
техника - 4, художественность - 4
4/4
----------------------------
22. "Песня Вечного Жида (из Вордсворта). Поэтический перевод"
C диким грохотом потоки
C каменных свергаясь круч,
Обретут приют глубокий,
Сонной гладью – солнца луч.
Облака, когда стихает
Ветра яростный напор,
Плотной шапкой оседают
На зубцах громады гор.
С лёгкостью взлетает Серна
На альпийский снежный склон,
Но спасёт не раз, наверно,
От врагов надёжный схрон.
И Нарвал, мурьИ лишённый
Океанской глубиной,
Спит расслабленно-покойно,
Убаюканный волной.
Ворон, на ветру играя,
Весел, словно в танце скиф,
Но расщелина родная
Ждёт, средь бури приютив.
Страус, по пескам бродягой
Рыща день-деньской в труде,
Греет кладку ночью зябкой,
Почивая на гнезде…
С каждым днём всё тяжелее
Без надежды добрести;
Ночь и день душа болеет
Страстью Вечного Пути…
*****
Любой перевод для меня всегда вторичен,
а потому техника - 3, художественность - 3
3/3
----------------------------
23. "Мужской разговор"
По щекам дождь наотмашь со всех мокрых сил,
Как боец в поединке без правил,
Бил, а после прощения слёзно просил,
Что собою слезинки разбавил.
Облизал нос и губы, куснуть норовил,
С ветром выл в ожидании гонга.
Под одеждой промокшей душой я кровил
От игры, что зовётся пинг-понгом.
К небу руки тянул аж до самых до туч
И просил, как на плахе, пощады.
Набежавшая ночь хоронила мечту
С отголосками брани площадной.
Дождь со мной говорил как мужик, тет-а-тет,
И с лица пал румянец от встряски.
В полумраке сентябрь растворил силуэт.
В лужах тонут весёлые краски.
*****
а после прощения слёзно просил,
Облизал нос и губы, куснуть норовил,
---как-то не очень похоже на мужской разговор.)
Под одеждой промокшей душой я кровил
--промокшей душой или промокшей одеждой?
В полумраке сентябрь растворил силуэт.
--силуэт чей? Просто силуэта не бывает, он всегда чей-то.
Задумка неплоха, но исполнение очень слабое, а внятного окончания вовсе нет.
техника - 3, художественность - 3
3/3
----------------------------
24. "Небо"
У каждой птицы песня своя.
Свой лист у куста любого.
У каждой речки своя струя.
А небо одно голубое.
Единственно всё, что живёт под Луной,
Единственно, неповторимо.
А создано всё из глины одной.
Одним станет после дымом.
На краткий миг между этим и тем
Столько души и страсти,
Чтобы потом исчезнуть совсем,
Кануть бесследно в ящик.
И только небо всегда одно,
Как крышка над супом кипящим,
Непостижимое, как окно
К вечности настоящей.
*****
Как крышка над супом кипящим,
--хороший яркий образ, находка автора.
К вечности настоящей.
--что значит настоящей? а какая еще вечность бывает?
К сожалению, есть несколько сбоев в размере...
Техника - 3, художественность - 4 (за крышку!)
3/4
----------------------------
25. "За маму, за папу..."
Давлюсь, но ем. В измученное горло
толчками каша манная течёт.
Шуршит бабуля страшное про голод,
но я – сыта, мне это ни о чём.
Давлюсь, но ем - за маму и за папу.
Давлюсь, но ем «хоть ложечку ещё».
И мне ужасно хочется заплакать
и выпихнуть «припасы» из-за щёк.
Сейчас я повернусь на табуретке,
исчезнет ненавистная еда!
Но бабушка зажала шейку крепко,
и мне не отвертеться никогда.
В углу я постою и чуть поплачу,
пока родные сядут помянуть
тех, кто лежит на кладбище за дачей
и взвоют про треклятую войну.
Вся жизнь моя написана курсивом.
Вся жизнь моя – сплошной глубокий тыл.
Я столько наготовила красивой
и вкусной замечательной еды!
Но где-то в глубине я слышу голос -
бабулин осторожный шепоток.
Внутри живут слова «война» и «голод».
Не дай мне Бог, не дай такого, Бог.
Всё славно, понятно и гармонично.
Техника - 4, художественность - 5
4/5
Свидетельство о публикации №115100800340
Конкретно по вашим замечаниям:
"--ну почему нельзя то? полиция остановит,
-куда прешь и почему не в рабском виде?!" - а если попробовать пройти? Какой вид будет у пешехода километров через пятьдесят?
"--Булат Окуджава, песенка из фильма про Буратино.
"Не горы, не овраги и не лес," - у Окуджавы "Не", в моих стихах - "через", и никаких намёков на "поле чудес".
"---Для того чтобы ходить в рабском виде как заведенный?
---Я в этом вовсе не уверен" - не просто ходить... У Тютчева - "исходил, БЛАГОСЛОВЛЯЯ". В ТЕКСТЕ моёго стихотворения благословение остаётся "за скобками",
но присутствует в эпиграфе.
"---А разве в поворот можно уйти? Войти - да." - замечание принимаю, исправил.
Зачем написано? Тот же Тютчев: "как слово наше отзовётся..." - чтобы "отозвалось". В трёх обзорах из шести - отозвалось. Мне и одного было бы достаточно.
С уважением, Андрей. И ещё раз спасибо (о трудности работы в жюри знаю по своему опыту).
Андрей Данкеев 10.10.2015 09:51 Заявить о нарушении