О двухтомнике Светланы Алексиевич

      Опубликовано в журнале:
       «Новый Мир» 1999, №2 


      

     СВЕТЛАНА АЛЕКСИЕВИЧ. У войны не женское лицо. Последние свидетели. М.,
     “Остожье”, 1998, 464 стр.
     СВЕТЛАНА АЛЕКСИЕВИЧ. Цинковые мальчики. Зачарованные смертью. Чернобыльская
    молитва. М., “Остожье”, 1998, 608 стр.
    
     Мир не только активно сопротивляется человеку, но и не умещается ни в какие
    теоретические схемы. Именно эту скептическую, “постмодернистскую” ситуацию в
    культуре и отражают книги С. Алексиевич. Поэтому “отсутствие” автора так же
    естественно для ее работ, как и ориентация на “конструкцию”, коллаж вместо
    традиционной установки на “произведение”.
     В сущности, то, что делает Алексиевич, можно назвать “роман-газетой”, где
    журналистский коллектив и главный редактор соединены в одном лице. Роднит с
    журналистикой и злободневность затрагиваемых проблем, и постоянный
    “подогрев” фактов, и прием контраста, бьющий по нервам без промаха.
     Но при всей внешней открытости для массового читателя, все же по большому
    счету Алексиевич — писатель для писателей, философов, ученых. Ее тексты дают
    богатейший материал для изучения современного массового сознания.
     С самого начала своей литературной работы Алексиевич уходила от застывших
    идеологических схем — к реальности. Реальностью же у нее, как и у каждой
    женщины, оказывается быт. Сначала это быт Великой Отечественной, потом
    Афганистана, Чернобыля. С полным правом Алексиевич можно назвать
    бытописателем трагедии. Но если в ранних работах быт был мостиком к бытию, к
    пониманию героического, устанавливающим связь между высокой идеей и живым
    человеком, то в случае с Афганистаном быт стал самодовлеющим и, по мнению
    некоторых участников этой войны, не вместил всей правды о ней. Это, в
    сущности, и вызвало тот судебный процесс, материалы которого также вошли в
    книгу. Именно там прозвучал вопрос, который часто сопровождает знакомство с    произведениями Алексиевич: нужна ли нам такая страшная правда?
     Мудрее всех в этом конфликте оказался бывший афганец Павел Шетько: “Здесь одни пострадавшие стороны: любовь, которая не приемлет горькую правду о
    войне; правда, которая должна быть высказана, несмотря ни на какую любовь;
     честь, не приемлющая ни любви, ни правды”.
     В центр общественного внимания
    попал узел проблем, который ни развязать, ни разрубить. У самого Шетько
    только один, но очень существенный упрек: как ему показалось, “в книге
    практически нет любви к юности, брошенной на заклание”.
     Именно через быт Алексиевич обнажает варварство любой войны. И шире —
    жестокость мужского мира. У жизни не женское лицо — для наивного советского сознания это было открытием. Хотя именно об этом твердят и мифы, саги, предания, и факты давней и новой истории. Ничего нового о природе человека книги Алексиевич не добавляют. Достаточно познакомиться с Ветхим Заветом,  чтобы убедиться: человек — величина неизменная и меняться не склонен, во  всяком случае так быстро, как ему самому бы хотелось. И более того: мир сопротивляется, мстит человеку — сила противодействия равна силе
 воздействия.
     Чернобыль — именно такая месть, расплата за избыточную рациональность и  волюнтаризм, которые идут всегда рука об руку. “Чернобыльская молитва” —
    лучшее произведение Алексиевич. Здесь она подошла к порогу медленно
    нараставшей в ее “роман-газетах” жестокости мира. Может, поэтому, а может,
     потому, что изменилось время, читателей у последней книги оказалось меньше,
     чем у первой, - "У войны не женское лицо", - сделанной гораздо менее профессионально и искусно. Многие откладывают “Чернобыльскую молитву” — хочется читать о любви. Улавливая  читательские настроения, писатель работает именно над этой темой. Ведь только любовь в состоянии преодолеть ужасы нашего мира, внести пусть  краткую, но обнадеживающую и спасающую гармонию.
     Подозреваю, что основной читатель Алексиевич сегодня на Западе; только
    благополучные люди могут безболезненно выдерживать тот психологический груз,
     который взваливает на них автор. И, видимо, в этом выходе к мировому
    читателю книги Алексиевич получают некий добавочный смысл: из них узнается, что люди, способные выдерживать такой быт, о котором она пишет, неодолимы. Возможно, даже сама того не подозревая, Алексиевич демонстрирует первозданную мощь народа, которого невозможно победить. Думаю, что военным стоит подумать о премии  для писателя, с которым они по недомыслию пытались судиться.
     Можно спорить о том, что представляют собой книги Алексиевич — журналистику?
     литературу? — но бесспорна их содержательность, новизна, смелость, их
    насущность для нашего времени. Не случайно почти все пишущие о ее работах
    невольно вовлекаются в круг затрагиваемых проблем, становятся соавторами и
    героями. К той литературе, когда писатель пописывает, а читатель почитывает,
     книги ее не имеют отношения.

Валерий ЛИПНЕВИЧ


О Чернобыльской молитве Светланы Алексиевич
http://www.proza.ru/2012/04/29/1242
    


Рецензии
А что думаете о "Время секонд хэнд" ?
Вообще сейчас многие впали в воспоминания 90-х, так было бы кстати. Но я прособирался, да пока не прочел, а сейчас стало некогда. Стоит ли потом?

Федор Николаевич Рутов   12.10.2015 01:31     Заявить о нарушении
Когда прочитаете, можем поделиться впечатлениями. Я прослушал, хотя и с трудом.

Валерий Липневич   12.10.2015 11:15   Заявить о нарушении
Начал читать. Что-то как-то скучновато. Может быть, лет через 50 будет интересно историкам.

Федор Николаевич Рутов   12.10.2015 14:06   Заявить о нарушении
Но прикольны весьма возмущенные реакции. Что ж, правда всегда жжет глаза, к тому же люди просто завидуют.

Федор Николаевич Рутов   12.10.2015 14:14   Заявить о нарушении
На войне как на войне. И премия тоже оружие.

Валерий Липневич   17.10.2015 22:55   Заявить о нарушении
значит она всегда воевала против страны, в которой жила, училась, любила7 Кем же она была в таком случае?

Наталья Никулина   22.10.2015 22:35   Заявить о нарушении
Тем и была.

Валерий Липневич   22.10.2015 22:55   Заявить о нарушении
пардон, какую-то вы ерунду придумали про "войну против своей страны". Все гораздо проще объясняется демографическими факторами. Раньше рождаемость была чрезмерно высокой, мальчиков было много, вот и как-то не очень жалели их - погибающих в многочисленных войнах. Иное дело сейчас, когда единственный ребенок - обычное дело. Потеря слишком страшит. Поэтому и возник запрос на книги Алексиевич.
Пишет же она односторонне, но просто то, что есть. Правду. Можно, конечно, сказать, что односторонняя правда есть ложь. Но тогда нельзя забыть назвать ложью и бесчисленные кипы патриотической литературы.

Федор Николаевич Рутов   23.10.2015 00:07   Заявить о нарушении
Уж как-то слишком просто.

Валерий Липневич   23.10.2015 12:13   Заявить о нарушении
Примитивно, да. Но надо всегда сначала рассматривать самые простые объяснения, и только в случае их неудовлетворительности придумывать хитрые конспиративные теории...

Научные подходы не очень поэтичны,
Но многие проблемы решают на отлично!

Федор Николаевич Рутов   23.10.2015 23:28   Заявить о нарушении
Вот еще наткнулся на реплику о нашем лауреате.

Валерий Липневич   24.10.2015 13:10   Заявить о нарушении
Тут, понятно, что-то сама она не может ничего помнить, история со слов родителей, поэтому не стоит и пытаться разобраться, что там было на самом деле. Что угодно.

Федор Николаевич Рутов   24.10.2015 23:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.