Глашатай поэтические философемы, реплики, эссе 7
ХОРОНЯТ ТЕХ.
(жизнь видит всех)
«В многообразии и жестокости этических запретов проявляется крайняя моральная неразборчивость.»
(Гилберт Кит Честертон (1874-1936), английский государственный деятель, писатель.)
19.02.2015. У каждого под носом ад,
День в тупике,
И ночь, которой он не рад,
С петлей в руке.
Шутки не в сторону,
«А вон» - скажите же.
Похож на похоронный звон
Шум в гараже.
Там прогревается мотор
Хозяина.
Он у добра украл, как вор,
Сад на окраине.
Спилили яблони, от них
Остались пни.
Черт пыжится, а бог притих.
Черные дни…
Кто их покрасил в черный цвет?
Какой маляр?
Нет лидера! Кордебалет –
Семь глупых пар.
Неделя с буднями дружна,
Воскресших ноль –
Хоронит тех, кого вина
Загнала в боль.
Юрий Петров 7.10.2015
***
Дорогие читатели, феноменология «черных дней» продолжает создаваться оптимистами и пессимистами. Человек, который летит на ракете по космическому маршруту – все равно привязан к родной Земле. Но мечтателей зовут неизведанные пространства. Почему?
Попав в незнакомый город, мы идем по лабиринтам незнакомых улиц и вспоминаем правило путника. Оно очень незамысловатое – иди дальше!
Куда идут люди? Как целеполагающие существа – они идут к своей цели, как удачливые скороходы – они идут к своей удаче. И неудачники тоже идут к своей удаче. Но существует ли удача как подарок, как награда, как чудо, как тайна? На этот вопрос есть много ответов. Один из них звучит так:
«…Ваше благородие,
Госпожа Удача,
Для кого ты добрая,
А кому иначе.
Девять граммов в сердце
Постой, не зови,
Не везёт мне в смерти,
Повезёт в любви…»
(«Ваше благородие, госпожа удача…», музыка И.Шварца, слова Б.Окуджавы из кинофильма «Белое солнце пустыни»(1970).
Резюме: Когда в отношения людей ворвался скандал – кто знает? Пройдут века и люди придумают парадигму темпераментности. У кого какой темперамент? В классическом варианте существует – флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик. Так ли это? Но очевидно самый главный аспект в отношениях людей – это дружелюбие или холодность, или десятки других психофизиологических разновидностей внутреннего мира «Я». Главное в этике поколений формат естественного дружелюбия или бережное отношение к любому, кто рядом. Не причинить страдание родному или чужому человеку – закон всех поколений. Как же часто от него отступали и отступают люди.
В самом начале новой эры грек Бабрий утверждал: «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких.» (Бабрий (2 в. н.э.), древнегреческий поэт-баснописец. Создал стихотворное переложение басен Эзопа, отличавшееся изысканностью формы и почти лишенное нравоучительных и обличительных мотивов.)
Постскриптум: Известно, дорогие читатели, что боль – это друг человека. Сверхсложная машина жизни дает сигнал и, ощутив боль, человек действует адресно. Чтобы не потеряться в потоке сигналов, которыми клетки сообщают о своем состоянии, человек может, получив сигнал боли, пытаться успокоить ее. Жизнь так совершенна, что каждому ее субъекту боль помогает и спасение от нее становится делом процедуры. Сама же эта последняя давным-давно обрела в лице открытого болевым ощущениям человека – своего аналитика. И уже в далекие времена появляются врачеватели, лекари, целители, знахари. Ими движет высокое чувство сострадания. И противостоять страданию научаются многие из тех, кто шел по дорогам жизни.
Страдание – сложнейшая философско-медицинская категория. Страданиям противостоят знания человека, детальное изучение клеточного «космоса». И победы над болью приходят к людям как результат, как возможность победы над смертью. Мишель де Монтень, будучи жителем XVI-го столетия, написал свои замечательные «Опыты», позволив прозвучать почти ренессансному апломбу Демиурга. Он понял, что боль можно победить и этим следует заниматься. Де Монтень фактически был последователем великого Абу-али ибн-Сины (Авиценны), ученого-энциклопедиста, жившего на рубеже двух тысячелетий. Восток создает Авиценну, Запад – де Монтеня, но спустя почти 500 лет после восточного ренессанса.
Мишель де Монтень утверждал: «Подобно тому, как враг, увидев, что мы обратились в бегство, еще боле распаляется, так и боль, подметив, что мы боимся ее, становится еще безжалостней. Она, однако, смягчается, если встречает противодействие. Нужно сопротивляться ей, нужно с нею бороться.»
(Мишель де Монтень (1533-92), французький философ-гуманист, писатель. В книге «Опыты» (1580-88), направленной против схоластики и догматизма, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.).
***
Дорогие читатели, его величество человек не может и не должен быть слугой и рабом, невеждой и стяжателем, трусом и сплетником! Вектор развития нашей цивилизации содержит в себе этот императив веков. Солнечное в людях сильнее порока.
С уважением,
Юрий Петров, доктор философских наук, академик Европейской Академии проблем человека.
Свидетельство о публикации №115100704136