Коломенский ли Коломенский альманах?
«Человек отвечает не только за то, что делает, но и за то, что не делает». Ж.Мольер
В следующем 2016 году выйдет уже двадцатый номер «Коломенского альманаха». Не юбилей, но цифра круглая. Как изменился за прошедшие годы сборник? Без всяких сомнений внешне он выглядит лучше: значительно увеличился в объёме, стал красочным, обзавёлся цветными вклейками, не раз награждён грамотами и медалями. Всё это, конечно, нас, коломенцев, радует и даёт законный повод для гордости.
Но вот с содержанием ситуация на мой (и не только) взгляд стала хуже. С тем, что члены редакции продолжают регулярно, в каждом номере, публиковать в альманахе собственные произведения, вне зависимости от их качества и количества, можно было бы смириться – всё ж они в подавляющем большинстве являются коломенцами, а альманах изначально и создавался как трибуна для коломенских авторов. Однако, к сожалению, количество московских и прочих иногородних «варягов» неоправданно резко увеличилось, практически перекрыв доступ на страницы «Коломенского альманаха» местным поэтам и прозаикам. Эта ненормальная ситуация «оправдывается» главным редактором ежегодника Виктором Мельниковым якобы низким уровнем произведений коломенских литераторов в сравнении со стихами и прозой «варягов». На презентациях и в немногочисленных статьях в прессе постоянно и без каких-либо сомнений и доказательств муссируется тезис о высоком качестве опубликованных в «Коломенском альманахе» текстов, об установленной редакцией «высокой планке», отсекающей графоманов, и тому подобное. За почти два десятка лет почему-то никто, кроме меня, не попытался объективно оценить публикуемые в «Коломенском альманахе» тексты, не говоря уже о редакционной политике. Принято только хвалить и награждать.
Но, может быть, Виктор Мельников говорит правду, и Коломна действительно бедна талантами? Вот отрывок из интервью Галины Горчаковой с Виктором Мельниковым («Коломенская правда», № 58, 2012 год):
«В.М. - Задачи, которые мы ставили перед собой при создании первого номера альманаха, слегка подкорректированы временем. Если в самом начале он предполагался строиться только из коломенских авторов, то чуть позже мы поняли: такой подход может загнать альманах в тупик. От номера к номеру расширяется литературная околица "Коломенского альманаха". На его страницах публикуется проза и поэзия авторов из самых разных уголков России и стран ближнего и дальнего зарубежья. И это, конечно же, закономерно.
Г.Г. - Вы исповедуете принципы чести и совести, а были ли случаи, когда приходилось отстаивать эти принципы? Перед авторами, например?
В.М. - Не хотелось бы говорить банальности про "конспирологию" и "теорию заговоров", но совершенно очевидно, что Россия, прежде всего в духовном смысле, мешает Западу. Отсюда - агрессивная экспансия западного образа жизни и "современного искусства" в частности. Некоторые этой экспансии поддаются: кто из-за денег, кто по глупости. Опубликуют рассказик какого-нибудь простака в западном журнальчике, и тот уже щёки надувает: "Меня знают в Европе!" И невдомёк бедняге, что его напечатали "для прикола", чтобы показать, как деградировала русская литература со времён Достоевского. К сожалению, в последнее время "современное искусство" появилось и в Коломне. Редко, но приходится расставаться с некоторыми авторами… Существуют нравственные принципы, переходить которые нельзя».
Как видите, Виктор Мельников откровенно объяснил редакционную политику: вовсе не дефицит местных качественных текстов побуждает его расширять круг иногородних авторов, а некое «нежелание загнать альманах в тупик». Эту причину я разберу позже. Сначала прокомментирую вторую: личную неприязнь главного редактора к коломенским авторам, сумевшим пробиться в иностранные журналы и издательства, чего самому Мельникову сделать вряд ли когда-нибудь удастся.
Приведу всего два примера. Тексты Алексея Курганова регулярно печатают зарубежные журналы, что вовсе не мешает ему публиковаться в «Коломенском альманахе». Моё эссе «Битва за Прибалтику» было напечатано и в альманахе, и в финском журнале «Иные берега», и данный факт начисто опровергает тезис Мельникова о том, что иностранные журналы печатают российских авторов «для прикола», выбирая заведомую графоманию.
Так что «расстаётся» главный редактор «Коломенского альманаха» с «некоторыми авторами» не потому, что он якобы отстаивает некие нравственные принципы. В жизни всё гораздо проще и непригляднее: любое несогласие какого-либо автора с мнением главного редактора автоматически перекрывает ему доступ к публикации в «Коломенском альманахе», вне зависимости от качества текстов. Так ежегодник потерял, например, Вадима Квашнина и Николая Бредихина.
Вот цитата из очерка Виктора Мельникова «Перо и плуг»:
«Помню, во время презентации ещё первого номера «Коломенского альманаха» Олег Кочетков заметил мне: «Обязательно найди Квашнина. Он живёт в Лукерьино. Без него коломенская поэзия будет всегда не полной». И я его отыскал. Прочитал.
Помню, после первого прочтения была такая оглушённость, словно я заболел. А я его читал и перечитывал.
Вадим Квашнин, безусловно, самый мощный, самобытный поэт Коломенского края за всю его историю. Дело даже не в многочисленных публикациях и наградах, которые стяжали ему достойную славу. Дело в удивительном таланте, данном от Бога».
А Николай Бредихин стоял у истоков создания «Коломенского альманаха», возглавлял одно время раздел прозы, и был награждён дипломом «Лучший автор года» за повесть "Любовь в Вероне" ("КА" № 13 2009 год).
Ни стихов Вадима Квашнина, ни прозы Николая Бредихина в «Коломенском альманахе» уже давно нет и не предвидится. А совсем недавно Алексей Курганов откровенно высказался по поводу литературного качества текстов самого Виктора Мельникова, и читатель вряд ли теперь увидит его рассказы в следующих номерах альманаха. Как, очевидно, и мои - после опубликования данной статьи. Но кто-то же должен говорить главному редактору ежегодника правду! Разговоры один на один не приводят к изменениям редакционной политики к лучшему. Может быть, публичное раскрытие накопившихся проблем изменит ситуацию?
А теперь давайте рассмотрим мнение редакции о возможном «тупике», в котором окажется «Коломенский альманах», если ограничится публикацией произведений только местных авторов. Откуда, собственно, взялся подобный вывод, и что это за «тупик», Мельников не пояснил, а интервьюер почему-то не спросила. Попробуем разобраться сами.
В чём одна из основных причин падения авторитета и тиражей так называемых «толстых» журналов? Многие из них находятся на грани закрытия и держатся на плаву в основном благодаря подписке библиотек. На мой взгляд, ответ лежит на поверхности. Просто нет теперь цензуры, следившей за качеством публикуемых текстов, и надзорных органов, не разрешавших работникам редакции злоупотреблять служебным положением: проще говоря, ранее журналы не могли публиковать тексты сотрудников. Главные редактора «толстяков» быстро нашли выход, чтобы всё же проталкивать свои рукописи в печать. Они использовали знаменитый принцип «ты – мне, я – тебе». То бишь, «журнал А» публиковал стихи главного редактора «журнала Б», а «журнал Б» в свою очередь печатал повесть главного редактора «журнала А». А так как главными редакторами советских «толстяков» были, как правило, знаменитые писатели, то в выигрыше оказались все: и авторы и читатели.
Но сейчас, когда ликвидированы всяческие ограничения, в том числе и нравственные, главные редактора без малейшего стеснения печатают свои «нетленки» как в собственных журналах, так и во всех прочих, продолжая активно использовать принцип «ты – мне, я – тебе». Более того, к редакционному начальству присоединились и подчинённые, а также их друзья, фавориты и протеже. О качестве публикуемых текстов при такой системе говорить вообще смешно! Вот и развеялись дымом репутации и тиражи. Кому интересно годами читать одних и тех же авторов, тексты которых, к тому же, дублируются в различных журналах?
Но пробиться в этот почти замкнутый на себя «кружок» неимоверно трудно! Один из способов для человека со стороны – создать свой журнал и включиться в «систему». Что в итоге и сделал Виктор Мельников, грубо нарушив изначальные принципы, на основании которых создавался «Коломенский альманах». Видимо, стоит эти принципы напомнить. Вот что писал глава города Коломна Валерий Шувалов во втором номере ежегодника:
«Второй номер сборника… подтверждает, что это… серьёзная заявка на регулярное издание, ставящее своей целью объединить творчески ищущих людей. Наш общий долг – поддержать эту инициативу, помочь тем, кто имеет способности, желание работать, но не имеет средств издаваться сам.
Альманах, я надеюсь, будет являть событие в культурной жизни города не только потому, что станет публиковать интересные произведения, но ещё и потому, что коломенцы получат возможность увидеть художественный образ родной земли».
В том же номере председатель Комитета по культуре Администрации города Коломна Светлана Волкова выразила надежду, что «журнал станет центром, объединяющим литературно-художественную общественность города, создаст достойную среду для выявления и реализации богатого творческого потенциала Коломны».
Да и сам Виктор Мельников там же собственноручно писал:
«В нашем городе живёт очень много художественно одарённых людей. Убедились мы в том, что Коломне вполне по силам выпускать альманах ежегодно. Только нужно разработать верную стратегию».
Стратегия была разработана, но не та, которую ждали местные литераторы и читатели, и «Коломенский альманах» с успехом влился в «систему», потеряв многих талантливых авторов и интерес у читателей. Вместе с преференциями «толстяка», ежегодник приобрёл и его пороки. Поэтому если первые его номера раскупались, как бестселлеры, то сейчас на полках книжных магазинов можно увидеть в свободной продаже тома за несколько последних лет. Уже в сентябре 2002 года я написал и опубликовал в газете «Советская Коломна» №36 (224) статью «Тема войны на страницах «Коломенского альманаха», в которой были следующие строки:
«Если посмотреть списки авторов и редколлегии, то невооружённым глазом видно, что редакция печатает в основном себя. А теперь, видимо, и часть объёма, занимаемая московскими авторами, увеличится за счёт областных. При подобных обстоятельствах многих коломенских писателей и поэтов ждут долгие годы безвестности в родном городе. Хотя мне бы хотелось в этом выводе ошибиться».
Но я, к сожалению, не ошибся. Всё больше главных редакторов и прочих сотрудников московских (и не только) газет и журналов публикуется в «Коломенском альманахе», ну а тексты Виктора Мельникова соответственно стали печататься в тех самых иногородних газетах и журналах. О том, что это вовсе не совпадение, свидетельствует чёткая последовательность действий: сначала публикация «варяга» в коломенском ежегоднике, затем публикация Мельникова аккурат в издании, руководимом тем самым «варягом». Теперь никакой «тупик» «Коломенскому альманаху» не грозит! Более того, он обзавёлся весьма влиятельными связями и поддержкой в Москве – ведь и «варягам» гораздо приятнее публиковаться в престижном, увенчанном наградами ежегоднике, чем в простом провинциальном сборнике.
И, как я сказал в самом начале этой статьи, внешне «Коломенский альманах» выглядит просто великолепно! Любой журнал-«толстяк» позавидует, не говоря уже про альманахи других городов. Ну, а почему же ему не блистать? Редакция избавлена от всех проблем, присущих другим изданиям: ей не надо искать ни деньги (альманах финансируется из городского бюджета), ни способы реализации (большую часть тиража забирают библиотеки и Администрация города для вручения в качестве призов на различных мероприятиях), ни авторов, ни даже читателей (а зачем?). К тому же главный редактор и его секретарь получают зарплату, числясь работниками Комитета по культуре г.о. Коломна. О таких условиях редактора других провинциальных альманахов могут только мечтать!
Итак, «в шоколаде» альманах, его редакция, а более всего – Виктор Мельников. В проигрыше – коломенские писатели и читатели. Если это не тупик, то что? Для чего и для кого издаётся «Коломенский альманах»? Почему бюджет Коломны оплачивает публикации «варягов», а коломенские писатели и поэты по-прежнему в массе своей вынуждены издаваться за свой счёт?
Многие из местных авторов, особенно молодёжь, давно не пытаются попасть на страницы родного ежегодника. Они даже на презентации не приходят, не то что в редакцию. Альманах и коломенские литераторы практически существуют параллельно друг другу. Поэтов и прозаиков понять можно: творческие люди очень ранимы и самолюбивы. Получив раз или два оскорбительный ответ главного редактора альманаха, что предлагаемый автором текст «не удовлетворяет высоким требованиям качества, установленным редакцией», мало кто в дальнейшем захочет повторить попытку. Кому же охота получать пресловутой «высокой планкой» по голове? Тем более, что эта «планка» никогда не сопровождается конкретной аргументацией. И, в конце концов, сложилась вполне прогнозируемая ситуация: у редакции альманаха неожиданно возник дефицит местных авторов!
Но главный редактор нашёл выход из данного щекотливого положения. Он стал искать авторов в сети Интернет! Критерий отбора был прост: в тексте должна упоминаться Коломна или известные люди, как-то связанные с Коломной. Вопрос качества текстов в данном случае вообще отодвинут на задворки. Найденные Мельниковым авторы из данной категории, конечно, тоже являются «варягами», но пишут-то они о Коломне, и данное обстоятельство вроде как «даёт право» заместить ими дефицит местных кадров.
Далее – более. Главный редактор ради интереса провёл в том же интернете поиск литераторов с фамилией «Мельников(а)» и, конечно, обнаружил значительное количество таковых – фамилия-то довольно распространённая. Одним из первых был найден некий Игорь Мельников, проживающий в Петербурге. Вот только пишет он, разумеется, не о Коломне, а довольно слабые в литературном смысле фантастические тексты! Питерцу было предложено написать что-нибудь о Коломне, обещана публикация в альманахе, и тот расстарался! Вот только не о нашей, подмосковной Коломне, а о питерской, так как найти материалы о той, Игорю Мельникову было гораздо проще.
Но ни опыта, ни мастерства Игорю Мельникову не хватило, чтобы самостоятельно создать полноценную статью. Он просто надёргал из чужих текстов соответствующие обширные цитаты об истории этого района Петербурга и знаменитостях, его населявших. Все эти разнородные, написанные разными людьми и, соответственно, разными стилями куски текста Игорь Мельников механически «слепил» в одну огромную по объёму статью и прислал Виктору Мельникову. Редакция «Коломенского альманаха» потратила массу усилий по сокращению и редактированию этой статьи, и результат данного «Сизифова труда» был всё же опубликован в альманахе под названием «Питерская Коломна» ("КА" № 16 2012 год) и с помпой преподнесён на презентации Виктором Мельниковым как некий шедевр! Не удивлюсь, если тексты и других «варягов»-однофамильцев главного редактора вскоре появятся на страницах «Коломенского альманаха». К сожалению, Виктор Мельников давно превратился в банального сноллигостера, от него никогда не услышишь «наш альманах», а только «мой альманах».
И, наконец, не могу не упомянуть ещё одно довольно неприятное обстоятельство. Начиная с седьмого номера на титульном листе «Коломенского альманаха» написано, что он – «орган творческого объединения писателей Коломны». Уже двенадцать лет редакция беззастенчиво лжёт! Нет никакого творческого объединения писателей в Коломне, печатным органом которого якобы является «Коломенский альманах». К примеру, в соседнем Воскресенске есть ЛИТО «Радуга» имени И.И. Лажечникова. У этой организации есть устав, руководство, членские взносы, членские билеты, конкретное место и время собраний. И да – они выпускают свой альманах! Пусть не такой объёмный и красочный, как коломенский, но ведь у воскресенцев и нет тех поистине комфортных условий, в которых работает команда Виктора Мельникова. А кто входит в мифическое коломенское ЛИТО? Как оно называется? Где находится и когда проводит собрания? Кто его возглавляет? Куда должны обращаться желающие вступить в него? В редакцию «Коломенского альманаха», что ли? Она, редакция, и есть это ЛИТО? А ведь ежегодник издаётся под эгидой Комитета по культуре г.о. Коломна, и получается, что ложь о мифическом коломенском ЛИТО преподносится в первую очередь от лица Администрации Коломны!
В той же вышеуказанной статье, опубликованной в сентябре 2002 года в газете «Советская Коломна», я писал:
«Нам прекрасно известно, чем заканчиваются замалчивание недостатков, отсутствие критики или ограничение её. Славословия приятны всем, а указание недостатков вовсе не всегда является проявлением недоброжелательности. У каждого явления есть как достоинства, так и недостатки. «Коломенский альманах» - не исключение».
К сожалению, за тринадцать прошедших с той публикации лет, данная цитата не потеряла своей актуальности.
Сентябрь 2015 г.
Свидетельство о публикации №115100702402
Сирожа Боцманков 07.10.2015 12:10 Заявить о нарушении