ОМ 3 тур Обзор от Яленки

Бюллетень от ЯЛЕНКИ
------------------------

На этот раз я, наверное, строга. 
Иначе, для чего делается разбор "полётов"? Яленка.

1) Техника: Соблюдение ритма, метра, размера;  фонетика
(лёгкость чтения); правильность и ясность фраз; качество
рифм (точность, оригинальность, сложность); отсутствие
необоснованной инверсии(нарушение обычного порядка слов
в предложении), искажающей смысл предложения и т.д.
   
2) Художественное восприятие: логика и композиция;
выразительность, словарный запас, использование метафор,
эпитетов, аллегорий; сюжет и т.д.

Так как было указание обратить на особые нюансы для своего
т.с. подхода к критериям оценок, то я выставила и двойную
оценку, чтобы авторы знали, в какой "стороне" обнаружены
их промахи. Первая - техника, вторая - художественность.
Общая - ниже.
___________________________________________________________

1.Перед грозой.

Некоторые образы понравились, например -
"шаги на этаже
      Котёнком замирали у порога."
Но кое-что не ясно, похоже на раздвоение личности:
то "Ты постояла молча у окна,", то
"... Похоже мне чертовски повезло", а ведь "ты" так
больше и не возникло))
"Какой-то шёпот - может, незнакомый." - как понять
эту фразу?
Сливание соседних звуков "оНоты брал", как-то рифмы
"вразлёт -  ждёт" не по душе.
"Потом аккордом, тИшине назло," - ударение в стопе
именно на этот слог падает.
"Взорвались звуки - вот оно, ненастье!" - после всех
глаголов несовершенного вида врывается совершённый и
сбивает временное состояние. А если "взрывались"?
"... Похоже мне чертовски повезло -
Найти в толпе лишь свой кусочек счастья." - что за
толпа, откуда взялась, если она одна в комнате?
Я тоже люблю дождь, но по тексту не видно, что гроза
и счастье - синонимы:
"Что кто-то (счастье?!) бесконечно ждёт
       Меня за не распахнутою дверью...", да и вставка
о счастье здесь не ассоциируется с кем-то, кто ждёт, а
звучит, словно бы кто-то ожидает счастья. 4/3

3
_________________________________________________________

2.Осенний сплин

"Ладошки клёна в желтизне медовой,
Берёза лист резной по ветру сеет.
Дыханье стылое смиряет север,", как звучит первая строка,
сразу понравилось, но, в сравнении с остальными первыми и
четвёртыми, она имеет совершенно иную структуру - логаэда,
кажется. И потому, если все стихи написаны в ином стиле,
то она сбоит - ударение в слове "желтизне" попадает на
первый слог, что неверно. О третьей строчке здесь же и не
знаю, что сказать... В каком ключе она выдержана? Если тот
же набор слов оставить, то, скинув их навскидку, получим
"Дыханье усмиряет стылый север," - вот таким должен быть
ритм и размер.
Понравились рифмы "медовой - вдоволь", да и все рифмы, на
мой взгляд, гораздо интереснее, чем в первом произведении.
Замечу, что в "скрылась стая" из-за слияния звуков слышится
как "скрылась тая". То же здесь: "Чтоб бабье лето" - "что
бабье..." слышится. "Твой тихий сплин совсем не интересен",
напрасно искала, к кому или чему может относиться здесь "ты".

Пожалуй, тема выражена неплохо, звуков оказалось несколько.
3/4

3

3.Голос неба

Не приветствую примитивные грамматические рифмы "толчею -
раю", уж простите((
"Открылись зовущие дали" сочетание соседних звуков даёт
их "слипание" и звучит "открыли зовущие дали".
"Открылись зовущие дали,
Волшебные, как витражи." - что есть волшебного в витражах?
Если дали обозначить, как волшебные, а витражи - зовущие...
куда ни шло.
"Слова улетают в зенит
И льются живым эликсиром" - получается, что слова эликсиром
льются, а что в них живительного? Да и вообще, оказалось, что
небесные звуки куплета(причём, отчего-то "куплета" доносились
из сквера, и виной всему оказалась - гитара. Вот откуда вера?
"Здесь каждый получит по вере:
Покоя, тревоги, огня…"
Простите, сумбур полнейший случился в сквере((( 4/2

3

4.В парке

Понравилась рифма "парк - тропа", но не "придёт - год" или
"ветвях - крах", "день - тишине"... а таких, простеньких,
к сожалению, большинство((
И ещё, слышу так: "Таких сезоноВидел"
Не всегда можно избавиться от неверного стопного ударения,
но я это всегда отмечаю "и сколько их здесь пОтерпели крах!
Ещё немного и зима придёт." - ударение падает на союз "и",
а можно так "Немного ждать - зима опять придёт." 3/4

4

5.На болоте

Первая строфа вообще вкусняцкая!
Даже если встречается "туман - партизан" или "наберёшь -
похож", но стихи поданы умело, красиво, с любовью, я бы
сказала, плюс, имеются и такие рифмы "захлюпав - клюквы",
"болото - полотен"... трудно пройти мимо.
И, всё же, картина осеннего дня нарисована, а нет звука...
разве, только "крик с голубой высоты"? 4/5

4
___________________________________________________________

6.Шорох

Видно, героине очень хотелось открыть тайну хоть кому-то...
Но, я так понимаю - умер её муж, похоже, старикан, а ей,
молодой женщине, так хотелось ребёнка! И, будучи вдовой,
(похоже, что она - еврейка, раз о раввине упоминается, а
законы иудейские, видать, строги... Но она слышит в себе
одной ей звучащие шорохи и плюёт на мораль: ей нужен  этот
ребёнок, а будет ли он "момзером" - незаконнорожденным,
уже не волнует никого - шорохи живой души внутри радуют!
Здесь всё понравилось, но, говорят, выше нельзя(( 4/4

4
___________________________________________________________

7.Дождь

Появилось ощущение, что откуда-то пришло задание каждому
написать об осени, дожде, парке и гитаре... Смеюсь. Но
что сказать о стихах. Ровно. Без ярких рифм и особенных
образов, но и без сбоев. Думаю, чтобы не пользоваться
затрапезными рифмами, лучше не употреблять слова в конце
строк, которые требуют затрапезности. И уходя от неё,
появляются менее привлекательные "хотя - дождя". Итого:
4/4

4
__________________________________________________________

8.Голос осени нежен и чист…

О примелькавшихся рифмах уже не хочется говорить, но они
есть - "любя - себя", отмечу, что изо всех стихов здесь
понравилась рифма "тире - замерев".
Не очень-то поняла выражение "Сердцевинами звуков земных
облетают плоды"... Или же "Одичало сады зашумят"?
"Вот опять окно..." - нет, это не из здешних стихов, а
снова о поисках счастья - только ли осенняя проблема?
При всём своём желании отмечать милые стихи, простите...
3/3

3
________________________________________________________

9.Звук

Если специально искать промахи, их можно найти везде, но
здесь не очень-то и хотелось)) Однако, вот "капля в море":
"ПролетиТоропливая стая".
А подобные созвучия рифм обожаю "разлуке - звуке", что ж,
рифмы разнородные, тропы по душе, тема выражена грамотно.
5/5

5


10.Звук времени.

Вроде бы неплохие стихи, и образы есть интересные, но между
собой они слабо связаны: вроде бы оригинально "Стволы-года"
и "дни-поленья", но уже "века сжимаются в мгновенья" и связь
с садом, лесом утеряна... Да и трудно себе представить, как
из поленьев складываются стволы - почему обратный отсчёт
случился. Здесь тоже смысл не точен: "А время, непохожее на
нить, Стучит в виски, ломая мир собою." Будто говорится, что
время, не похожее на молоток, стучит. Нет утверждения в стихах,
что время - нить. В любом случае. стук не обоснован.
Рифмы в большинстве своём добротные, но без особой... яркости,
привлекательности, что ли. 4/3

3

11.Оркестр Любви

При таком раскладе, на мой взгляд, есть неточности, при том,
что имеется:
"Тепла невидимый ток,
..........
Ласкает внутренний свет.
..........
и, вдруг, залп:
"Прикосновение душ.
Будто в симфонии туш." - не слишком ли громко???

Отмечу, что все третьи строки в этих строфах(?) не имеют
равного ритмического рисунка. 3/3

3

12.НЕВАЛЯШКА

"А на сделанной папой
             удобной резной табуретке
Примостился под шляпой
             стройняшка торшер-господин..", мне кажется, что
здесь причастный оборот, а запятых нет.
Особых претензий нет, как и ярких вещей - всё ровно, просто.
Может быть, не плохо, что использованы строки из эпиграфа в
самих стихах, но особо сердце не растрогала ностальгия в теме.
Хотя, ударение на !ещё" не очень понравилось:
"По весне, говорят,
            всё ещё...", как и
"Только «не ко двору»" - конкретно на частицу "не". 4/4

4

13.Прелюдия к спектаклю

Раз уж у всех "вылавливаю" слияние звуков, было бы некомильфо
обойти и эти стихи: "БессилеНо живуч,", и "Чего не слышиМы",
"А лес, закрыв глаза" - здесь можно использовать "прикрыв",
чтобы слова не сливались в "лезакрыв".
Недурно подана история звуков, но очень много, на мой взгляд,
трудно произносимых слов - не течёт речь. 4/4

4

14.На заре

Начинаются стихи красивой строкой, но вторая строка и, тем
более, третья, говорят о стилистической ошибке:
"Можно слышать тогда на заре,
Только солнечный луч позолотой
Тронет  крыши домов во дворе", даже если бы не было слова
"тогда", ещё можно принять подобную фразу... А "тогда"
всегда подразумевает "когда". А здесь вместо этого слова
употребить, хотя бы, "в тиши на заре" - далее будет верно.
"В розовато-синеющем небе
Стают хлопья седых облаков,
И, купаясь  в дремотностной неге,
Вдруг исчезнут  обрывки из снов." - нет слова "стают", как
и "дремотностной", к сожалению, хотя второе чудесным образом
вписалось в размер, который автор чувствует - в ритм, то есть.
Рифмы почти все приемлемы, разве мне не нравится "соловей -
скорей". А с оценкой такого произведения уже сложнее. Хотя,
если тема раскрыта... 3/4

3

15.Когда рождается любовь…

"Лаская струны лучших слов, поют особенным дуэтом
счастливых двое." - что есть "лучшие слова"? И не по мне такие
инверсии - поют счастливых двое.
Рифмы, на мой взгляд, простоваты: "тишина - весна", "минут -
ждут", "горизонт - счёт"...
Особой выразительности не обнаружила, хотя тема вполне ясна.
3/4

4

16.Кузнечик

Даже если кузнечик стрекочет громко, этот звук сложно назвать
звоном:
"Звенит ночной кузнечик.
Как звонок этот звон!"
А "умри - любви", это рифма? А "шаркать - жарко" на первый
взгляд показалась странной, хотя, на самом деле, точна!!!

Просто, коротко, но в тему. 4/4

4

17.Предрассветное

Что ж это все непонятно с чем рифмуют любовь? "любви - листвы"
"Уходя от бессониц, звучит тишина
плачем скрипки блаженной высоких нирван.
И является Он в плавной зыбкости сна -
ей по профилю водит, касаясь едва...", думаю, если употребить
слово "бессонница во множественном числе, всё равно должно
сохраниться "нн", а слово "нирван", похоже, не имеет множ. ч.
А бывают "низкие нирваны"? И что за тишина, звучащая плачем
скрипки?.. И всё-то в данном произведении высокое, высшее!
"И незримым смычком, восходя в «ре-мажор»,
проникает в нутро вздохом высшей из нот.", хотя это высшее
"проникает в нутро", но никак сие сочетание не вяжется((
Теперь о Нём. Зачем Его заключать в это событие? Неуклюжей
вышла фраза с "вождением по профилю", почему именно по нему?
Думаю, Он мог бы души касаться, но профиля... А, может, это
профиль в сети интернета?.. Смеюсь.
Как заумно сказано следующее,:
"Истончаются отзвуки прежней любви
в неизбывность шальных ускользающих снов..." - истончаются
звуки в неизбежность снов. Ну очень сложно для восприятия!
Прошу прощения, но... 3/3

3

18.Обманчиво безмолвие ночи...

Сказка не плоха - звуки уловила, но не все рифмы порадовали,
если честно, только "молитву - ритмы". 4/4

4

19.Я ухожу...

Слишком уж ритм бравурный для уходящих!
Немного смутило "долгое соло на кровати", рифмы - самые что
ни на есть простенькие, но единственный звуки, кроме "соло",
мною зарегистрирован. Только не ясно, звук ли это слов или
клина журавлей.
И показалось, слишком тонка нить жизни с уходящим, якобы -
без особых переходов, имею ввиду. 4/3

3

20.Голос неба

При удобном случае я стремлюсь избежать сливания соседних
звуков, и здесь это можно воплотить:
"Пророки смешались с толпой" - "Смешались пророки с толпой".
"под видом муки"
"молитвы и тихие схемы, Для всех оставаясь загадочной, дивной
дырою" - невероятная странность.
Что есть "Ровнялись мозги"? А это что такое:
"А лица в падучей искали слова и салаты,
Затем приводили к присяге, а также примеры." - ничего из этой
кучи слов не поняла! Почему только лица в падучей, а не тела?
И зачем им салаты? Чтобы упасть в них лицами? А были ли во
времена Иуды салаты? И кто приводит лица к присяге, и что есть
примеры - то ли к лицам относятся, то ли к присяге?.. И далее
"Телега застряла, давая команды кобыле
Впрягаясь главою угла до разрыва рубахи." - мысль понятна, а её
выражение: телега давала кобыле команды - сие иносказание не
очень в данном контексте сумбура. Тем более, разрывалась рубаха
на кобыле или на телеге? Кстати, рубах-то и не было в те давние
времена). Далее - вообще молчу.
И что обидно, язык-то неплох, но подан материал странно, если
не сказать более чем... 4/2

3


21."Это -- музыка"

Если "дефиле" - показ, проход, то можно ли употребить это слово
в такой форме? Может быть, с предлогом "в"?
"Разберусь я чуток погодя
В единении звука и света", кажется мне, что "чуток погодя" надо
выделить зпт. Или нет?..
То дефиле и каблучки, то "Дрёма грядок"))
"На небесном видны нотном стане." - мне эту инверсию не разжевать))
Странно, пропуская через себя осень, понять в конце, что
"Эти мысли мои -- о весне". Умилительно)) 4/3

3

22."Голос"

Если "голос железный", то он - "Ветхозаветный кошмар"? Из чего
это известно, понятно?
Не ведаю, кто есть "Брат Аваддона" и он сам, но без ссылки на
это имя вообще не понимаю ничего. Стихи из каких-то намёков:
"вернее", "не т о й,   д р у г о й,  возможной."
"Тахикардично", "генная память, словно...".
"самолёт военный.
Следом за ним – реактивный тревожный гул.", думается, что звук
вообще раньше появляется, чем этот брат. 4/2

3

23.ЛЮБОВЬ И МЯЧИК

А кто Она, "Вскормленная богами"? Это и есть Любовь? Возникли
сомнения в связи с тем способом выражения мысли. Совершенно не
укладывается в голове, как могут "Звуки тех поцелуев нежных,
Соки Земли питая, ей не дают замёрзнуть," - звуки поцелуев
питают Землю? Далее: Земля, получается, и мяч, и пони, который
"Дивно гарцует", а чего ей гарцевать? У неё тихое местечко...
"Той, что ты вертишь в пальцах, трепетно, не балуясь,
Словно красивый мячик, найденный средь игрушек..." - с мячиком,
напротив, балуются, играют.
Рифмы нормальные, остальное... 4/2

3

24.Лесные плачеи

Оказывается, не все слова на русском языке, слепленные в фразу,
можно перевести на русский. Вот хоть убейте меня, не понимаю:
"К свинцовым шагам приминается куст" - как это можно кусту
приминаться к шагам?
"прощаясь с хозяином" - "залипают" звуки "с".
"и каждый под дых нарастающий хук" - здесь мне слышится
причастный оборот - "и каждый, под дых нарастающий хук,".
"А дождь понемногу шуршится с листвой,
взъерошенный лес чует старые раны.", а здесь, мне кажется,
лучше бы "чуять" новые раны, потому как, в контексте, ежевики
уже цеплялись за пилы, грубый ботинок уже продавливал мох.
Плачеи, правда, оплакивали невест, теряющих девичество, или
покойников - за вознаграждение. Но старинное слово тронуло.

Стихи, конечно, суперобразные, но эти тропы невероятно сложны
для представления при обычном прочтении - почти всякую фразу
или строфу нужно перечитывать  с остановкой по несколько раз.
Надо ли поэзию воспринимать отрывочным чтением, чтобы она
улеглась после третьего раза куда следует? Определённо, с
заданием автор и его детище справились - звуков в этом лесу
более чем достаточно! 4/4

4
___________________________________________________________

25.Сто дней

Симпатичная, хотя и грустная зарисовка, о печали можно лишь
догадываться, однако, это довольно трудно выяснить по фразе
"Сто дней  играющего нет.
Сто дней…
И он, увы, не болен.". Если человека не стало совсем, то
такой фразой не вещают об его уходе, хотя, "увы" здесь -
многозначительно и весомо...
Не очень-то понятно, отчего "пыльца -
Беда осыпавшихся лилий."
Да, ещё отмечу "ломку ритма из-за "вывернутой строфы - в
первых трёх крайние строки здесь попали на место второй
третьей, что снижает ценность оригинального произведения.
"…Но некомУ  их  лепет  робкий" - сравните с ударениями в
предыдущей рифмующейся строке, и отметите, что здесь
ударный слог - четвёртый: "Томиться в лаковой коробке"
"…Луна, волна, побеги плиний,
Купальщица, скала, прибой" - во второй строке сбивается
ритм из-за смещения ударения на ударную стопу, но слова
легко переставить: "Скала, купальщица, прибой".
Окончательная строфа потеряла одну строку, что не бросается
в глаза, и, даже, наоборот, так мило обыгрывает сочетание
строк с одной рифмой. 4/5

4
__________________________________________________________

26.Терновник

"хозяин, призревший двух глупых влюблённых?" - почему глупых,
если герои, спустя годы, оказываются вместе? Думаю, лучше бы
здесь использовать "счастливых влюблённых" - о глупости нет
ни слова, да и "двух глупых" сливаются соседними звуками.
"Мы посадили на даче терновника куст –
Как оберег для любви и счастливая память." - заключительная
строка неверно построена: после тире слово "как" поддерживает
и "оберег", и "память". значит, прилагательное должно быть
в одной форме с существительным, то есть, соответствовать
винительному падежу - "счастливую память", но стилистически
будет не точно сказать "посадили куст как счастливую память".
Если в память, на память...
Стихи не яркие, сюжет простенький, только выдержанный ритм
и рифмы вытягивают это произведение. Хотя мне оно не близко.
4/4

4

27.Особый тон

"Да и к слову способность чудная
Мной воспринята, словно Данаей,
Из дождя золотой тишины." - здесь мысль о Данае не закончена:
или не хватает предмета, воспринятого Данаей, или же глагола,
либо тире после слова "дождя" - смотря о чём думал автор.
После четвёртого прочтения поняла смысл этого: способность к
слову воспринята из дождя тишины, что тоже заумно слегка.
"Льются трели, ветвями хранимы,
Разве можно живое понять?
Но дороже душе пилигрима
Тон особый, едва уловимый,
Словно отзвук осеннего дня..." - живое должно понимать живому.
Думаю, от этой фразы лучше избавиться. На её место поставить
последнюю строку, а строчку о живом спустить в низ изменённой:
"Льются трели, ветвями хранимы,
Словно отзвук осеннего дня...
Но дороже душе пилигрима
Тон особый, едва уловимый,
И желанье живое понять." - это для примера фраза, навскидку.
Ведь далее кто-то снимает печать - то ли отзвук, который я
подняла выше, то ли пилигрим... Всё равно останется загадкой.
"Кто-то смыслами воздух сгущает
И зовет их с любовью встречать,
Наполняя словами молчанье..." - здесь всё не нравится, начиная
со "сгущённого смыслами воздуха".   
Кого-то эти стихи сразу очаруют, мне кажется, потому как они
лиричны по-осеннему, выдержаны в нескольких рифмах, но мне
показались тяжелы. Пилигрим не понравился - откуда он взялся
и куда исчез? Стоило о нём говорить вообще? Только ради рифмы.
"Мной", повторённое в первой трети стихов, как и "он" - в
третьей трети в соседних строках, не украшают стихи. И "реки,
текущие мимо"... Всё мимо. 4/3
4

28.Начало

Я была уверена, что эта тема не мелькнёт только в одних стихах!
И эти - славные. Но мне, почему-то, не понравились "«тук-туки»,
не знаю, на что их заменить - удары - грубовато. Пусть кто-то
именно "туки" оценит. Но я - против. Сегодня.))
С рифмами - неплохо. Образы, ритм - тоже выдержаны. 4/5

4

29.Крик малыша

Вот и ещё одно - чуть проще стиль написания, но зато с теплом,
с любовью подано. А что проще? Рифмы, образы. Хотя, первые две
строфы мне понравились. Чуть далее уже кое-что показалось мне
"притянутым" ради рифм, или у автора запал иссяк))
"и движеньями крохотных ручек
восторгается медперсонал." - чего-только медперсонал не повидал
на своём веку, чтобы восторгаться этими вещами? Думаю, не до
того там работникам: всё привычно.
"Не заглушат сторонние звуки" - замечу, что не верно использовано
ударение в слове заглуша/т(ся). Словарь ударений русского языка.
Такие инверсии не приветствую и советов не дам. Почему бы автору
не подумать - оттачивать не мешало бы свои строки:
"голос милый  по плАчу узнает -
крохи, что прикасается к ней. - здесь ударение в стопе вообще на
связку "что" падает.
 "...что, желанного сердцу, ребенка
принесёт мама скоро в свой дом!" - а это - завершающие строки,
отчего же так надо комкать окончание Вашего произведения? Такое
ощущение, что кто-то посторонний решил половину стихов заменить
или же редактор не успел откорректировать эту часть. 3/4

3


Рецензии
ну и само собой, ложка дёгтя,
как же без этого?
*
за мнение спасибо от 19.

Елена Графская   08.10.2015 20:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.