Немного о Сингапуре

      "ЛИ КУАН Ю - Лучший руководитель государства в современной истории!"
         Мухин Юрий Игнатьевич.

       
      «Угроза экономической катастрофы в результате вывода британских сил изменила отношение и настроение людей. Они поняли, что, если бы мы не развернулись на 180 градусов и не перешли от забастовок и насилия – к стабильности и экономическому росту, то погибли бы.
     …Общей целью нашей политики было убедить трудящихся и профсоюзных руководителей поддержать нашу главную цель – укрепить доверие иностранных инвесторов к Сингапуру, привлечь инвестиции, создать рабочие места для искоренения нищеты и безработицы. Тем не менее, в конечном счете, именно то доверие, которое члены профсоюзов испытывали ко мне, доверие, которое я заслужил за долгие годы работы в профсоюзах, было тем фактором, который позволил превратить отношения конфронтации в отношения сотрудничества и товарищества». 
       
   Ли Кун Ю.


     «Невидимая рука рынка» может относительно добросовестно работать только под контролем жесткого и эффективного государственного аппарата, иначе все, что этой руке удается заработать и произвести своим «каторжным» предпринимательским трудом, останется только у хозяина этой руки и весь контроль над производимыми продуктами и финансами окажется у неё, но в таком случае не только многие попавшие под её жаждущую наживу руку люди, но и само государство может оказаться разорёнными. Поэтому нужна мощная государственная контролирующая и перераспределяющая структура, которая будет контролировать всё, что будет попадать в эту руку, но только под действием социального закона, который может  гарантировать своему народу нормальные социальные условия жизни! При этом никто не должен вмешиваться в социальную рыночную политику, если закон не нарушается!
 
      Жестко определять функции между государством и частным бизнесом  —  вот принцип, очень важный для социальной государственной системы! Только там, где территория государства воспринимается почти как частная собственность всего народа, где бюрократический аппарат государства понимается как исполняющая законы структура, а вся территория государства подразумевается как производственная площадка для изготовления всего необходимого для благополучной жизнедеятельности всего общества, человек может чувствовать себя СВОБОДНЫМ, имея все необходимые социальные условия для счастливой жизни после добросовестного исполнения своих обязанностей на рабочем месте в общественной экономике своей Родины!!!  И если в Сингапуре этот принцип удалось соблюсти, то в России мы видим противоположную ситуацию, когда российское буржуазное государство и новые российские буржуи-капиталисты начинает «отжимать» любую собственность как у физических, так и у юридических лиц, накапливая свой капитал или передавая его своим «нужным» людям, формируя привилегированный класс новых собственников со своими опричниками, которые как цепные псы в любую минуту готовы защищать собственность своих хозяев от народа лишённого всяких прав и свобод, кроме права за гроши трудиться на своих хозяев.


          ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СИНГАПУРА.

       Партия народного действия (ПНД) – крупнейшая политическая партия Сингапура. Она была образована в 1954 году группой политических и профсоюзных деятелей левого социального толка, пришла к  власти в 1959 году и стала добиваться независимости страны, официально заявляя о своей приверженности идеям демократического социализма, и является членом Социалистического Интернационала. В 2009 году членами Социнтерна являлись 156 партий из 126 стран, в том числе 116 партий являются полноправными членами и имеют решающий голос, у 26 организаций статус консультативных членов с правом совещательного голоса и 14 партий являются наблюдателями.  Старейший член Социнтерна — Социал-демократическая партия Германии  (СДПГ).

     В начале 1960-х годов в ПНД усилились расхождения между умеренным руководством во главе с главой правительства Лим Ю Хоком и левой оппозицией, которая призывала более решительно добиваться независимости и развивать отношения с КНР. Правящая ПНД проводит полуавторитарный курс. Во внутренней политике она осуществляет жесткую регламентацию общественной жизни, в области экономики ориентируется на широкое развитие частного предпринимательства при сохранении за государством значительных контрольных и регулирующий функций в социальной жизни общества.

       Оппозиция и правозащитные круги обвиняют власти страны в подавлении антиправительственных выступлений, в судебных преследованиях, бессрочном заключении в тюрьму без предъявления обвинения (на основании Закона о внутреннем порядке и общественной безопасности. Режим ПНД жестко контролирует деятельность профсоюзов, осуществляет цензуру печати и препятствует распространению иностранных изданий, критикующих деятельность правительства Сингапура.   В 1968–1984 ПНД была единственной партией, представленной в парламенте страны.  Благодаря мажоритарной избирательной системе она до сих пор имеет в законодательном органе подавляющее большинство мест. На последних всеобщих выборах в 2001 ПНД собрала 75,3% голосов и получила 82 из 83 мест.

      Рабочая партия (РП) – образована в 1957 отколовшимися членами Трудового фронта во главе с бывшим главой правительства Сингапура Дэвидом Маршаллом. Партия поддерживает связи с профсоюзным движением и заявляет о своей приверженности демократическому социализму. Она требовала вывода иностранных военных баз и объединения с Малайзией. Партия апеллирует к «маленькому человеку», эксплуатируемому «большим бизнесом и привилегированными группами». Призывает к развитию связей с соседними странами и установлению отношений с КНР.

       Руководящие принципы РП – свобода, парламентская демократия, расширение социальных гарантий. Партия выступает за «ликвидацию эксплуатации человека человеком», осуществление принципа равноправия при обеспечении всем относительно равных социальных условий и возможностей достойно их вкладу в экономику Сингапура для свободного развития каждого человека, расовое равноправие, политическое, экономическое и социальное освобождение народа Сингапура от угнетения капиталом. Однако конкретные требования РП сравнительно умеренны: принятие новой конституции, увеличение демократических свобод, сохранение социальной рыночной экономики при наличии развитых социальных гарантий при участии трудящихся в распределении прибылей. Партия выступает за сокращение государственного аппарата для сокращения расходов в государственном секторе без снижения его эффективности за счёт внедрения более прогрессивных методов хозяйствования. Партия допускает введение прогрессивного увеличения налога на «прибыли с капитала».

       В 1988 в Рабочую Партию влилась партия Социалистический фронт.  На выборах 2001 РП получила 1 место в парламенте и является в настоящее время основной оппозиционной партией страны.

      Демократическая партия (ДП) – основана в 1980. Выступает за укрепление парламентской демократии, обеспечение политической и экономической стабильности в стране при соблюдении прав иностранных инвесторов. В области экономики отстаивает систему свободного рынка при минимальном контроле бизнеса государством. В 1988–1997 была оппозиционной партией в парламенте, с 1997 представительства в парламенте не имеет.

     Сингапурский демократический альянс (СДА) – образованный в конце 1990-х годов блок Партии национальной солидарности (центристской), Народной партии (либеральной), Партии справедливости и Сингапурской малайской национальной организации. На выборах 2001 завоевала одно место в парламенте.


      ЭКОНОМИКА СИНГАПУРА. 

      Благодаря важному стратегическому положению на перекрестке морских путей между Европой, Азией и Австралией Сингапур превратился в один из ведущих торговых центров мира. По отношению к другим странам Юго-Восточной Азии он традиционно играет роль «базарной площади»– сюда поступают товары, производимые в соседних странах – например, каучук и олово из Малайзии, рис из Таиланда, которые затем направляются в другие регионы. В то же время сюда привозятся промышленные товары из США, Европы, Японии и распространяются между соседними странами. Когда эти страны стали строить морские порты, пригодные для судов с большой осадкой, значение Сингапура как торгового посредника уменьшилось. Чтобы компенсировать убытки, правительство страны стало стимулировать развитие собственной промышленности, привлекая для этого прямые иностранные капиталовложения.
       Поскольку Сингапур не располагает естественными ресурсами, развиваются преимущественно отрасли обрабатывающей промышленности, а также сборка изделий из импортированных готовых деталей. Большое значение приобретают химическая, нефтеперерабатывающая, сборочная электронная, радио- и электротехническая промышленность, а также судостроение. Сохранили свое значение в региональном масштабе оловоплавильная промышленность и переработка каучука. В 1980-е годы Сингапур стал развивать наукоемкие отрасли, специализируясь на передовых технологиях не только в производстве наукоёмкого машиностроения, но и в сфере интеллектуальных услуг (информационных, финансовых, технологических, медицинских).
       Несмотря на наличие высококвалифицированных и образованных местных кадров, в стране относительно мало национальных предпринимателей. Почти все капиталовложения и инициативы в бизнесе поступают из-за границы. Иностранных инвесторов привлекают наличие высококвалифицированной рабочей силы, слабость профсоюзов и политическая стабильность. Ведущая роль в выработке стратегии развития и контроля за выполнением индикативных планов остается за государством.
        Сейчас Сингапур стал крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информации для соседних стран. После открытия нефти и природного газа на шельфе у берегов п-ова Малакка в Сингапуре разместились штаб-квартиры энергетических компаний.

       ВВП на душу населения выше, чем в большинстве развитых стран – в 2002 ВВП в Сингапуре оценивался в 112,4 млрд. долл. США, т.е. 25,200 долл. США на душу населения.  По секторам ВВП делится: индустриальный сектор – 33%, другие службы – 67%.

       Сингапур имеет высокоразвитую и успешную рыночную экономику социальной направленности, которая отличается отсутствием коррупции и стабильными ценами.
       Экономика сильно зависит от экспорта, особенно в области бытовой электроники, продуктов информационных технологий, фармацевтики, а также в растущим секторе финансовых услуг. Реальный рост ВВП составлял в среднем 8,6% в период между 2004 и 2007 .Экономика сократилась на 1,0% в 2009 в результате глобального финансового кризиса, но восстановилась на 14,8% в 2010 и 4,9% в 2011, в силу возобновления экспорта. В долгосрочной перспективе правительство надеется создать новые пути роста, который нацелен на повышение производительности труда. Сингапур привлекает крупные инвестиции в фармацевтические и медицинские производства и будет продолжать усилия по созданию в Сингапуре финансового центра Юго-Восточной Азии и развитию здесь высоких технологий.

       Сингапур – один из крупнейших мировых портов (второе место в мире по грузообороту). Он оборудован причалами для судов различного типа, обслуживает 250 линий и ежесуточно принимает 150 судов. Сингапурский аэропорт – крупный узел международных авиалиний, оборудованный для круглосуточных полетов в любых погодных условиях. Это один из самых современных и комфортабельных аэропортов мира, а компания «Сингапур эрлайнз» пользуется доверием пассажиров всего мира. Ежегодно Сингапур принимает 6–8 млн. туристов.

        ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

       Сингапур отягощен рядом экологических проблем из-за его быстрого роста и урбанизации. Ситуация усугубляется малыми размерами страны и высокой плотностью населения. Сейчас правительство Сингапура проводит довольно успешную строгую политику в области использования личного транспорта, развивая общественный электрический транспорт, поэтому загрязнение воздуха углекислым газом значительно ниже, чем во многих соседних странах. Но промышленное загрязнение от нефтеперерабатывающих заводов и обрабатывающей промышленности несколько увеличилось в результате быстрого роста населения вблизи промышленных предприятий и нехватки земли для захоронения промышленных отходов. Именно поэтому в Сингапуре развиваются безотходные производства, утилизирующие продукты как производства, так и жизнедеятельности населения, внедряя прогрессивную технику и технологии.

       Сингапур имеет ограниченные природные ресурсы пресной воды, и правительство приступило к проекту по интенсивному улучшению реки Сингапур. Были посажены миллионы деревьев в целях улучшения окружающей среды. Леса составляют 6,6 процента (1995) земельной территории в этой высоко урбанизированной стране. Земля парков, скверов, садов и пр. зеленых насаждений составляют 4,4% (1997) от общей площади Сингапура и защищена законом.   Созданное в 1972 Министерство по вопросам окружающей среды Сингапура несет ответственность за защиту и расширение экологически важных объектов Сингапура и за решение проблем общественного здравоохранения страны.

      Сингапур является участником международных соглашений по вопросам биоразнообразия, природных форм, находящихся под угрозой исчезновения, по сохранению озонового слоя и касающихся загрязнения от морских судов и от опасных отходов, предпринимаются энергичные меры для стимулирования экономического развития. С1966 власти предоставили существенные налоговые льготы промышленникам, предприятия которых выпускали экспортную продукцию. Были введены льготы для инвесторов в промышленное производство и экспортеров. В стране начался быстрый экономический рост, который позволил ей превратиться в наиболее развитую в хозяйственном отношении в Юго-Восточной Азии.
      К 1990-м годам Сингапур стал крупным региональным и международным центром торговли, финансов, маркетинга, услуг и разработок новейших технологий. По уровню компьютеризации он вышел на второе место в Азии после Японии.

       Внутренняя политика правительства страны оставалась жесткой. ПНД прочно удерживала власть в своих руках. На выборах 1968, 1972, 1976 и 1980 она получала все места в парламенте. В 1980-х и 1990-х доля получаемых ею голосов несколько снизилась (с 72–78% до 61–65%), но партия по-прежнему сохраняла подавляющее число парламентских мест: 77 из 79 в 1984, 80 из 81 в 1988, 77 из 81 в 1991 и 81 из 83 в 1997. На долю оппозиции приходилось всего несколько мандатов: так, в 1984 по одному месту получили Рабочая и Демократическая партии, в 1988 в парламент попал один депутат демократов, в 1991 – три демократа и один член РП, в 1997 – по одному депутату от РП и Народной партии.

          ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА.

       В Сингапуре сосуществуют несколько этнических групп с различными культурами, но открытые расовые конфликты бывают редко. Руководящие посты в правящей партии занимают в основном китайцы, однако при подборе рядовых членов парламента они стараются соблюсти принцип пропорционального представительства и других групп. Правительство официально пропагандирует в качестве государственной идеологии «общечеловеческие ценности», такие как верность своей стране, уважение к чистоте и порядку, экономическая самодисциплина, а также религиозная и расовая гармония.

       Культурная жизнь Сингапура не слишком богата событиями, которые обычно приурочены к правительственным кампаниям. На улицах поддерживается образцовый порядок, при помощи значительных штрафов за переход улицы на красный свет или брошенный  мусор на основе видеонаблюдения без всякого суда. Власти призывают жителей проявлять дружелюбие по отношению друг к другу, говорить на принятом в Сингапуре наречии. На правительственном уровне проводится ряд социологических кампаний, имеющих целью более широкое изучение английского языка и разрушение китайской системы образования; повышение рождаемости в определенных группах населения и ее снижение в других группах. В рамках обширной программы благоустройства города, проводящейся с 1965, были уничтожены трущобы, в которых теснилось этнически однородное население. Их обитатели были переселены в новые многоэтажные дома со смешанным населением. 

      Всё это время внутренняя политика правительства страны оставалась довольно жесткой. ПНД прочно удерживала власть в своих руках. На выборах 1968, 1972, 1976 и 1980 она получала все места в парламенте. В 1980-х и 1990-х доля получаемых ею голосов несколько снизилась (с 72–78% до 61–65%), но партия по-прежнему сохраняла подавляющее число парламентских мест: 77 из 79 в 1984, 80 из 81 в 1988, 77 из 81 в 1991 и 81 из 83 в 1997. На долю оппозиции приходилось всего несколько мандатов: так, в 1984 по одному месту получили Рабочая и Демократическая партии, в 1988 в парламент попал лишь один депутат демократов, в 1991 – три демократа и один член РП, в 1997 – по одному депутату от РП и Народной партии. Образование в Сингапуре высоко ценится как способ занять более высокое положение в обществе. Школьное обучение не является обязательным, но большинство детей проходят полный курс начальной школы. Функционируют Национальный университет Сингапура, несколько высших технических и гуманитарных колледжей. В стране действует государственная система здравоохранения.


          СИНГАПУР В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ  ХХI ВЕКА.

       В 1990 произошла смена в руководстве страны. Бессменный премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю уступил свой пост Го Чок Тонгу.

       В 1996 были внесены поправки в действующую конституцию, которые ограничивали компетенции президента республики. Парламент получил право отвергать вето президента большинством в две трети голосов. Правительство могло вводить законы с помощью референдума.

       На рубеже 21 столетия власти Сингапура предприняла новые усилия для того, чтобы восстановить темпы экономического роста и решить демографические проблемы страны. В 1999 правительство развернуло с финансовой помощью США кампанию по развитию образования, с тем чтобы подготовить квалифицированную рабочую силу в области информатики и биотехнологий. В 2001 введены в действие меры по регулированию рождаемости.

       Парламентские выборы в ноябре 2001 вновь принесли успех правящей ПНД, которая собрала более 75% голосов и завоевала 82 из 84 мест в парламенте.    На прошедших в Республике 27 августа 2011 президентских выборах действующий президент Селлапан Раманатан не стал выдвигать свою кандидатуру, несмотря на то, что Конституция страны не предусматривает каких-либо ограничений по количеству сроков пребывания на посту одного и того же Президента.

      Прошедшие выборы стали первыми в истории Сингапура, в которых участвовали более двух кандидатов. Поправки о прямом порядке выборов Президента, внесенные в Конституцию в 1991, были применены на ближайших выборах 1993 года. До этого Президент избирался Парламентом. Согласно Конституции, президент должен быть беспартийным. На выборах борьба развернулась между двумя кандидатами – Тони Тан Кенг Ямом и Тан Ченг Боком. В итоге с небольшим перевесом в 0,3% победил Тони Тан Кенг Ям – бывший министр обороны и заместитель премьер-министра.

         НАСЕЛЕНИЕ.

       Коренные обитатели острова – малайцы. После основания британской колонии благодаря развитию торговли здесь осело большое число переселенцев из Европы, Китая, Индии и других стран.

       В настоящее время 76,7% населения составляют китайцы, 14% – малайцы, 7,9% –индийцы, 1,4% – пакистанцы, шри-ланкийцы и другие. Официальные языки страны –малайский, китайский, тамильский и английский. В религиозном отношении 32%  верующих – буддисты, 22% – приверженцы даосизма, 15% – мусульмане, 13% –христиане, 3% – индуисты (1996). Почти все население проживает в столице страны –городе Сингапур.

       Сингапур – одна из самых густо населенных стран мира. Плотность населения 4884 человекна 1 кв. км. В начале 1960-х годов здесь была очень высокая рождаемость, однако благодаря проводившейся правительством программе планирования семьи рождаемость сократилась почти вдвое (15 на 1000).Численность населения на июль 2003 составила 4609 тыс. человек. Прирост населения – 3,42%. Коэффициент рождаемости оценивался в 12,75 на 1000 жителей, а коэффициент смертности – в 4,31 на 1000 жителей.
      Продолжительность жизни в Сингапуре на 2003 составляет 77,46 лет у мужчин и 83,6 лет у женщин.


        ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ.

      Как уже сообщалось, в начале своей деятельности правительство Сингапура были очень неопытным и все боялись не только своей неопытности, но и реальных врагов. Отсюда их первоначальное стремление спрятаться за спину кого-либо более сильного или, по крайней мере, сильней себя. Отсюда и их желание объединиться с Малайзией.
     Однако, когда Малайзия выставила Сингапур из состава своей федерации, члены правительства поняли, что они сами в состоянии отвечать перед народом Сингапура только в случае, если Сингапур достигнет своей полной независимости, что руководители страны не смогут служить своему народу в полной мере, если придется служить ещё какому-то хозяину.

      Но при независимости на повестку дня встал вопрос о военной безопасности Сингапура,  кроме этого, безопасность Сингапура нужна была Ли Кун Ю и его соратникам для главного экономического проекта – для привлечения иностранных инвесторов. Однако безопасность инвесторов становилась чуть ли не важнее собственной безопасности, тем более, что опасностей, пугавших инвесторов, было больше, чем опасностей, пугавших правительство Сингапура. Давайте по пунктам.

     Внешняя безопасность Сингапура обеспечивалась укреплением военной мощи и дипломатическими ухищрениями. Сингапур это остров и, казалось бы, с военной точки зрения это укрепляет его, однако этот остров так расположен, что в феврале 1942 года 36 тысяч японцев взяли Сингапур с суши. Разбив при этом на острове 85-тысячную группировку войск Великобритании и пленив 80 тысяч англичан и канадцев, японцы заставили пленных построить железную дорогу через Бирму (Мьянму) в Индию. Поэтому Ли с товарищами не приходилось надеяться на островное положение государства, и они провели мощную пропагандистскую компанию среди китайского населения острова с целью воодушевить на создание своей армии, (старший сын Ли отдал армии 10 лет службы). Свои маленькие вооруженные силы (они и сегодня не превышает 80 тысяч человек) с самого начала сингапурцы обеспечивали самым современным уже на тот момент оружием, к примеру, танковые войска у Сингапура появились раньше, чем у Малайзии.

       Поскольку размеры острова таковы, что куда бы ты ни выстрелил из пушки, а все равно по кому-нибудь попадешь, то на учения сингапурские вооруженные силы плавают на Тайвань или в Новую Зеландию. Ли пишет: «К 1971 году наши вооруженные силы насчитывали 17 кадровых батальонов (16. тыс. военнослужащих) и 14 батальонов резервистов (11 тыс. военнослужащих). Мы располагали пехотными частями и подразделениями коммандос; артиллерией и минометами; имели по батальону танков, бронетранспортеров, саперов, связистов, а также полевой госпиталь, тыловые подразделения и транспортные средства. Мы учредили школы базовой военной подготовки и подготовки младших офицеров, артиллеристов, инженеров, саперов и военных моряков. Наши военно;воздушные силы располагали эскадрильей самолетов «Ховкер хантер» (Hawker Hunter), тренировочных самолетов «Страйкмастер» (Strikemaster), вертолетов «Алуэт» (Aluette) и транспортных самолетов». Сегодня, вдобавок к кадровой армии, Сингапур может призвать 300 тысяч солдат и офицеров из резерва.


        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОЙ.

       Сингапур – парламентская республика. В стране действует конституция 1959 года, в которую внесен ряд поправок (последние – в 1996). Глава государства – президент, избираемый с 1993 в ходе всеобщих выборов сроком на 6 лет.

       Законодательный орган – парламент, состоящий из 93 депутатов. 84 из них избираются всеобщим голосованием по британскому образцу на срок не более 5 лет на основе мажоритарной системы. Участие в выборах в Сингапуре является обязательным. 9 депутатов назначаются президентом.

        Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, имеющим широкие полномочия. До 1990 пост премьер-министра на протяжении более чем 30 лет бессменно занимал Ли Куан Ю. С 1990 главой правительства являлся Го Чок Тонг. Китаец по происхождению, родившийся в 1941, он изучал экономику в Сингапуре и США, работал в Министерстве финансов и в администрации судоходной компании. В 1976 был впервые избран депутатом парламента и с 1977 занимал различные министерские посты. В 1990 Ли Куан Ю передал ему пост премьер-министра, а в 1992 – генерального секретаря правящей Партии народного действия.

          В августе 2004 63-летний Го Чон Тонг, премьер-министр Сингапура, занимавший этот пост последние14 лет, подал официальное прошение об отставке президенту республики.

          С 12 августа 2004 года премьер-министром, министром финансов Республики Сингапур стал Ли Сянь Лун. Он родился 10 февраля 1956 года. Окончил математический факультет Кембриджского университета и факультет политических наук при Гарвардском университете. В 1984 был избран депутатом Парламента.
         С 1994 по 1998 – министр промышленности и торговли; с 1998 – председатель валютно-финансового управления Сингапура; с 2001 – министр финансов Республики Сингапур.
            
         Пост президента, имеющий в основном представительское значение, с 1999 занимал Селлапан Рама Натан (Партия народного действия).  Индиец по происхождению, родился в 1924, учился в университете Малайи и в 1955–1979 работал в государственных учреждениях Сингапура (в 1965–1971 – в Министерстве иностранных дел). В 1982–1988, управлял делами газетного концерна «Стрейтс таймс», в 1988–1990 был советником правительства по вопросам Малайзии, а в 1990–1996 представлял свою страну при ООН. В 1996–1999 руководил сингапурским Институтом обороны и стратегических исследований.  Переизбран на пост президента в 2005. 

          Последние выборы состоялись 27 августа 2011 года (следующие состоятся в августе 2017).  Тони Тан Кенг Ям был избран президентом с 35,2% голосов из четырех кандидатов.  В административном отношении страна делится на 5 округов.  Сингапур – член британского Содружества, ООН и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Он заявляет о своей приверженности идеям неприсоединения, но связан военными соглашениями с США, Малайзией и Великобританией. Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР в 1968).


   По теме - http://www.proza.ru/2015/03/23/1080

             http://www.proza.ru/2015/09/04/587


Рецензии