104. Рамки
Хуан Хименес.
104.1 – 104.13: Есть законы размера. – Деспотизм ограничения. – Надевать творческие вериги. – Правила можно нарушать. – В пользу истины художественной. – Нет незыблемых правил. – Традиции это лень. – Сама себе закон. – Руководствуясь собственными правилами. – Забыть условные положения. – Нет никаких правил. – Стань настоящим революционером. – Смелость быть отрицательным.
104.1. Есть законы размера…
Странное для меня обстоятельство: сначала я всегда уверен, что напишу очень мало, потом оказывается, что написал много. Первая моя книга по договору должна была равняться шести печатным листам, а написал двадцать. Но теперь, когда я хочу написать короткую вещь, я знаю, как это делается. Я пишу её в маленьком блокноте. Нет большого листа без линий, похожего на ледяной каток, по которому ты можешь шататься справа налево и как угодно, – есть узкоколейка блокнота. Так мне удалось написать небольшой рассказ. Юрий Тынянов. // Владимир Даль одно время страдал настоятельной потребностью писать крошечные народные рассказы или «повестушки», как он их прозывал. Выпекал как блины, задавшись целью, чтобы каждый рассказ непременно уместился в конце на четвёртой странице листа. Как ухитрялся, не понимаю, но действительно в конце четвёртой страницы листа всегда оставалось ровно столько места, чтоб уместить последнюю строчку рассказа. Дмитрий Григорович. // …жёсткие рамки «ста слов» как в газетных объявлениях о знакомстве. Начиная с первого сборника «Простые рассказы с гор», Редьярд Киплинг соблюдал жёсткое условие – создавал рассказ объёмом не более 1200 слов. // Без ограничений нет искусства. Сергей Эйзенштейн. // Средний масштаб всегда меня раздражал. Поэтично только большое и малое, а среднее – ни туда, ни сюда. Эрнст Неизвестный. // За этот год что мог – я сделал, дотянул. В неполноте пусть меня не винят: конца дополнениям здесь нет, и каждый, чуть-чуть касавшийся или размышлявший, всегда добавит – и даже нечто жемчужное. Но есть законы размера. Размер уже на пределе, и ещё толику этих зернинок сюда втолкать – развалится вся скала. Александр Солженицын, в послесловии к «Архипелагу ГУЛАГ». 1968. // Тут, на Западе, я имел несравненные с прежним возможности использовать печатную литературу, новые иллюстрации. Но книга отказывается принять в себя ещё и всё это. Созданная во тьме СССР толчками и огнём зэческих памятей, она должна остаться на том, на чём выросла. Александр Солженицын, в послесловии к «Архипелагу ГУЛАГ». 1979.
104.2. Деспотизм ограничения…
Чтобы писать хорошо, нужна прирождённая лёгкость и приобретённая затруднённость писания. Жозеф Жубер. // Мастер познаётся в самоограничении. Иоганн Гёте. // Чем больше ограничиваешь себя, тем больше себя раскрепощаешь. Деспотизм ограничения только помогает достичь точности исполнения. Игорь Стравинский. // Научился постигать важности огранки и ограничений. Сёрен Киркегор. // Давно бы мне пора понять пределы слога, найти ему расчёт, придумать укорот. Три слова на строку! Четыре – слишком много! Учиться говорить, ища глазами Бога, глаголом то давясь, то обжигая рот. Геннадий Русаков. // Ставя себе добровольные ограничения, такие, как размер и рифма, поэты осуществляют управление восприятием читателя. Можно сказать, что поэты используют различные приёмы организации поэтической речи, особые случаи звукового распределения в стихах не только для усиления выразительности, но и для управления запоминанием. В.Хромов. // Настоящее искусство должно быть сердечно и сдержанно. Георгий Адамович. // Строжайшая экономность у Шекспира, несмотря на непревзойдённое богатство. Это всегда признак высшей гениальности. Фридрих Геббель. // Самоограничение и импровизация. Чем сложнее их сочетание, тем выше искусство. Бальзак говорил, что вершина в искусстве – это построить дворец на острие иглы. Я называю это самоограничением художника. В разной мере этот принцип лежит в природе любого искусства, и эта как бы «несвобода» является источником многих преимуществ в технике выразительности. Без самоограничения нет мастерства. Всеволод Мейерхольд. // Искусство – это всегда ограничение. Смысл всякой картины в её рамке. Гилберт Честертон. // Предназначение науки – не открыть дверь к вечной мудрости, а установить ограничения, чтобы не совершать вечных ошибок. Бертольд Брехт.
104.3. Надевать творческие вериги…
Каждый прозаик должен надевать творческие вериги, вводить в своё письмо некий дисциплинирующий момент. В поэзии роль ограничителя играет рифма плюс размер, что уберегает поэтов от многословия и пустоты. В прозе сдерживающих рамок нет, их надо вводить искусственно. Известно, что знаменитый французский писатель Жорж Перек в 1969 году написал роман «Исчезновение», ни разу не употребив в нём букву «е», самую популярную во французском алфавите. Касательно меня, уже лет шесть я пишу таким образом, что все слова во фразе начинаются на разные буквы. Даже предлоги не повторяются. И в цитатах избегаю двух слов на одну букву в одной фразе. Для меня это стало психозом. Раскрой мои три-четыре последние книжки и убедись. Сергей Довлатов. // Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Детский фольклор. // Отец Онуфрий, осматривая окрестности Онежского озера, обнаружил отроковицу Ольгу… // В поэме Пушкина «Евгений Онегин» нередки целые строки, где все или почти все слова начинаются на одну и ту же букву. Здесь и «Ночное небо над Невою…», и «Прочтя печальное посланье…», «И вечно вдохновенный взор…» и «Прелестным пальчиком писала…», «И, как огнём обожжена, остановилася она…» и «В соседстве Тани молодой, моей мечтательницы милой…» и многое другое. В.Хромов. // Я поставил себе недостижимую цель – вовсе не употреблять прилагательных. Мне казалось, что если найти правильное слово, можно обойтись без эпитета. Книга моя представлялась мне в виде длинной телеграммы, в которой экономии ради опущены все слова, не абсолютно необходимые для передачи смысла. Сомерсет Моэм. // Николай Культяпов из Нижнего Новгорода написал целый роман на букву «П» и выиграл конкурс «Золотое Перо Руси». Правилом, поставленным для себя Робертом Стивенсоном, когда он писал роман «Остров сокровищ», было – «Ни одной юбки!»
104.4. Правила можно нарушать…
В мире существует несколько сводов законов: общие и частные, профессиональные, согласно которым живут небольшие группы людей. Но есть ещё странные законы, по которым живут люди искусства. Это – нарушение канонов. Андрей Яхонтов. // Я рождён для антиномий. Я – один из тех, кто создан для исключений, а не для правил. Оскар Уайльд. // Истинный талант не спрашивает: как нужно? как можно? Он прокладывает свой путь. По этому пути ещё пойдут, ему будут подражать. Григорий Бакланов. // Единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы. Артур Кларк. // Чтобы творить, надо быть бунтарём! Плевать на законы и нормы и вдребезги разбивать шаблоны. «Здравый смысл – предрассудок своего времени». Игорь Вагин. // Канонов нет. Все правила нелепы. Для каждого – свой собственный закон. Иди вперёд не по чужому следу. Ищи свой путь. Ищи свою тропу. Валентин Сидоров. // Им правили вовсе не правила. Жан Рец. // Правила можно нарушать. Но если только твёрдо уверен, что пишешь хорошо. Если не уверен, то лучше следовать правилам. Уильям Странк. // Никогда не ломай забор, не узнав, зачем его поставили. Гилберт Честертон. // Импровизировать может лишь тот, кто знает роль назубок. Джуди Фостер. // Можно по зрелом размышлении установить в искусстве, казалось бы, самые разумные запреты и тогда на законных основаниях упрекать посредственность в их нарушении, но – самое удивительное – гений может нарушать их практически безнаказанно. Огюст Роден. // Правила в искусствах были начертаны для обыкновенных способностей человеческого ума, но не для гения. Пьер Буаст. // Каждый истинный художник непременно перестраивает лиру искусства немножко на свой лад. Валентин Серов. // Большие художники – это те мастера, которые разрывают рамки направлений, оказываются выше их, не скованы правилами. В рамках направлений полностью умещаются только посредственности. Марк Шагал. // Нет никаких правил в искусстве, которые гениальный человек не мог бы нарушать с успехом. Дени Дидро. // …пусть он нарушает любые каноны искусства. Сомерсет Моэм.
104.5. В пользу истины художественной…
Учение – это изучение правил; опыт – изучение исключений. Безымянный автор. // Мы не должны довольствоваться запоминанием прекрасных формул наших великих предшественников. Давайте выйдём за эти рамки и будем изучать прекрасную природу. Поль Сезанн. // Деформируют нас формулы. Станислав Лец. // Те господа, которые так много говорят о правилах и знают их лучше всех, сочиняют комедии, которые не нравятся никому. Если пьесы, написанные по всем правилам, никому не нравятся, а нравятся именно такие, которые написаны не по правилам, значит, эти правила неладно составлены. Высокое искусство не признаёт никаких правил искусства. Жан Мольер. // Сальвадор Дали был предельно эксцентричен, экстравагантен. Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Галу с двумя отбивными на спине, художник ответил просто: «Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе». Мара Альбаретто. // Если нужно, я готов нагло отступить от реальной истины в пользу истины художественной. Эти две истины совершенно различны. Пётр Чайковский. // Нет правила, которое нельзя было бы нарушить ради большей красоты. Людвиг Бетховен. // Я нарушил правила игры. Положительного героя изобразил отрицательными приёмами. Михаил Ульянов. // Вы правы, надо всё оставить, как есть. Изменение, которое я хотел сделать, продиктовано рассудком. Но в данном случае мы сталкиваемся с примечательным эстетическим явлением – необходимостью отступить от правил, дабы не впасть в ошибку. Иоганн Гёте. // Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу. Василий Ключевский. // Если я пишу что-нибудь не по правилам, то это происходит потому, что точное правило не даёт мне того, чего я хочу, и потому, что я не считаю безусловно хорошими все правила, принятые по сей день. Джузеппе Верди. // Любой глупец может выдумать правило, и все остальные глупцы будут его нарушать. Генри Торо. // Правило разумных – идти против правил, когда иначе не завершить начатое. Витело, XIII век. // Именно в искусстве консерватизм опаснее всего. Лев Толстой.
104.6. Нет незыблемых правил…
Свои границы, вероятно, нужны любому существу, однако оно не может с ними мириться. Жорж Батай. // Любые границы являются историческими. Поль Рикер. // Законы искусства, созданные такими реформаторами, как Бах, Глюк, Бетховен, Лист, не остаются непреложными, а прогрессируют, как и весь духовный мир человека. Модест Мусоргский. // Все исторические законы имеют свой срок давности. Мария Эбнер-Эшенбах. // Стандарты всегда устаревшие. Это и делает их стандартами. Алан Беннетт. // Законы, которые управляют обстоятельствами, отменяются новыми обстоятельствами. Наполеон Бонапарт. // Там, где прежде были границы науки, теперь её центр. Георг Лихтенберг. // В искусстве есть правила, но нет законов. Правила нужно знать, а законы можно нарушать. Художник часто нарушает законы, но неизменно подчиняется правилам. Джордж Баланчин. // Само искусство должно освободить нас от правил искусства. Жан Мольер. // Мораль, этика, законы, верования, доктрины – всё это мелочи. Важно только одно – чтобы чудесное стало нормой жизни. Генри Миллер. // Правила не всегда святы, в отличие от принципов. Франклин Рузвельт. // Там, где господствует искусство, действуют законы прекрасного и преодолеваются границы действительности. Георг Гадамер. // Единственные границы – это те, которые у тебя в голове. Наполеон Хилл. // Творчество есть преодоление, выход за пределы нормы. Французского живописца Делакруа часто упрекали за отклонения от правильного рисунка. Вспомним портрет Паганини, где в изображении человеческого тела нарушены анатомические пропорции. Однако подобные отклонения придают особую выразительность создаваемым образам. Это средство наиболее полного раскрытия портретируемого. Свободная манера письма, утверждённая Делакруа, обогатила язык пластических искусств, открыла перед живописцами новые возможности. Как-то один врач сказал Пабло Пикассо: «Я неплохо знаю анатомию, люди на ваших картинах вызывают недоумение». – «Вполне возможно, но проживут они гораздо дольше ваших пациентов». // Талантливо – это когда так, как не должно быть, но когда это здорово. Александр Вампилов. // В литературе нет незыблемых правил, есть рекомендации. Гордон Смит. // В поэзии нет правил, по которым одним что-то можно, а другим чего-то нельзя. В поэзии больше исключений из правил! Практически каждый поэт исключение из правила. Алла Киреева. // Бывают не только исключения из правил, но и исключения из исключений. «Законы Мерфи». // Хотя граница вообще неизбежна, всякая заданная граница может быть пересечена, любое заграждение отодвинуто, каждый барьер взорван; но каждый такой акт находит или создаёт новую границу. Георг Зиммель.
104.7. Традиции – это лень…
Посредственный художник не перенесёт ни одной гениальной черты в своей работе: он вмиг уничтожит такую незваную гостью желанием сделать получше. Илья Репин. // Мерзейшие тома и стихи создаются по ничуть не менее прекрасным принципам, чем и самые лучшие. Роберт Музиль. // …lege artis (по всем правилам искусства). // Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений и с трудом отрываемся от них. Франческо Петрарка. // Да вьётся всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии. Роберт Шуман. // Несомненно только одно: что нет ничего несомненного, поэтому можно сомневаться и в том, что нет ничего несомненного. Самуэль Батлер. // Всё творчество Шагала – это «бунт против правил». Владимир Шевелёв. // Пикассо снискал славу и заработал состояние, отчаянно ломая устоявшиеся традиции в искусстве. Джин Ландрам. // Традиция – это хорошо сохранившийся труп. Евгений Вахтангов. // Нет ничего бесполезнее универсальных правил. Томас Маколей. // В литературном творчестве ты ограничен тем, что уже хорошо сделано до тебя. Эрнест Хемингуэй. // О розе написано очень много прекрасных стихов, очень много. Чтобы написать новые, нужно их все знать, чтобы не повторять. А можно ничего не знать, и, если ты гениален, ты сотворишь новое. Но на это рассчитывать нельзя, ты можешь попасть в то, что уже было. И это страшная, мне кажется, опасность. Поль Валери. // Шаблон – совершенно недопустимое зло во всяком творчестве. Анатолий Кони. // Норма – это то, что встречается лишь изредка. Сомерсет Моэм. // Норма определяет возможности посредственности. Эдуард Севрус. // Не откроет нового правила человек, свято верящий в правила. Валентин Борисов. // Повинуясь правилу, я не выбираю. Правилу я следую слепо. Людвиг Витгенштейн. // Традиции – это лень. Густав Малер. // Слепо принимая религию, политическую систему, литературную догму, мы становимся автоматами. Мы прекращаем расти. Анаис Нин. // Художник всегда идёт по линии наименьшего сопротивления, а усилия прилагает, норме и канону подчиняется эпигон. Юрий Тынянов. // Воин света неизменно поступает вразрез с общепринятыми правилами. Пауло Коэльо.
104.8. Сама себе закон…
Нельзя назначить границы искусству. Огюст Бартелеми. // Для проведения границы мышления мы должны были бы обладать способностью мыслить по обе стороны этой границы. Людвиг Витгенштейн. // Ни одно искусство не замыкается в самом себе. Цицерон. // У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать. Иоганн Гёте. // Если бы я соблюдала все правила, то никогда ничего бы не добилась. Мэрилин Монро. // Редко становится великим тот, кто не нашёл в себе мужества пренебречь знанием множества ненужных вещей. Карло Досси. // Истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон. Сергей Булгаков. // Караваджо начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходнейшим творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их, признавая одну лишь природу объектом для своей кисти. Когда же напоминали ему о знаменитейших статуях Фидия или Гликона как образцах для учения, он вместо ответа показывал пальцем на толпы людей, говоря, что достаточно учиться у природы. Он не признавал никаких предписаний и был убеждён, что высшего мастерства можно достичь лишь тогда, когда искусство не подчиняет тебя. Беллори, биограф художника. // Никаких законов, как надо писать, нет и быть не может: всяк должен писать по-своему. Я могу только рассказать, как я пишу, как пишут вообще: могу сказать, как не надо писать. Евгений Замятин. // Я не даю никаких правил для того, чтобы человек сделался поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти самые поэтические правила. Владимир Маяковский. // Любое правило написания прозаического произведения не есть Золотое правило. Кому быть писателем, тот им будет, кому не быть – не будет. Рюноскэ Акутагава. // Золотое правило заключается в том, что не существует никаких золотых правил. Бернард Шоу. // Не говорите мне о правилах. Где бы я ни была, я сама устанавливаю эти чёртовы правила. Мария Каллас. // Ты сама себе держава, ты сама себе закон, ты на всё имеешь право, ни за кем нейдёшь вдогон. Мария Петровых, посвящение Анне Ахматовой. // Я всегда гордился тем, что нарушал правила, установленные другими, и всегда оказывал предпочтение оригинально мыслящим людям, которые бросали вызов правилам, установленным мною. Самуэль Уолтон. // Тебя запоминают по тем правилам, которые ты нарушил. Дуглас Макартур.
104.9. Руководствуясь собственными правилами…
Наука создаёт правила, а искусство – исключения. Константин Мелихан. // Рост исключений прямо пропорционален росту правил. Закон исключения. // Исключения не всегда подтверждают старые правила. Они могут быть и предвестниками нового правила. Мария Эбнер-Эшенбах. // Человек, создавая что-либо значительное, ведёт себя как законодатель. Иоганн Гёте. // Великий художник не ведает правил, он создаёт их. Вильгельм Виндельбанд. // Я не думал о правилах. По мере продвижения работы над своей книгой я составлял себе суждения о ней, заимствуя их из истории живописи. Стендаль. // Бросаясь, как говорится, в какую-либо крайность в своих писаниях, всегда хочется знать, что же скажут о стихах люди, имеющие в этом деле настоящий толк. Николай Рубцов. // Гений – это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил. Важнейший признак таланта – создавать принципиально новые эстетические ценности, в этом его общественная значимость. Гений – это талант (природное дарование), прирождённые задатки души, через которые природа даёт искусству правило. Художник создаёт правила и законы, то есть творит свободно, подобно самой природе. Иммануил Кант. // Мне нет дела до того, насколько правильно написана моя картина. Эжен Делакруа. // У нас здесь нет никаких правил. Мы просто пытаемся что-то сделать. Томас Эдисон. // Живопись ещё нужно изобрести. Пабло Пикассо. // Свободная игра познавательных способностей – вот единственная вечная задача искусства. Владимир Маяковский. // Я знаю, что это произведение не больше, чем игра, в которую я играл, руководствуясь собственными правилами. Джеймс Джойс. // Все человеческие свершения – независимо от того, в какой форме они выражаются, – должны выходить за рамки установленных правил. В противном случае у нас никогда не было бы ничего нового. Чарльз Кеттеринг. // Настоящая литература начинается там, где происходит открытие – открытие не только для читателя, но и для писателя. Вениамин Каверин. // Великая литература рождается на сломе обычаев и правил. Виктор Шкловский. // Основная черта художественного творчества – совершенный произвол: во всём, и в значительном, и в мелочах. Лев Шестов. // Гениальность – это как раз то, что не укладывается ни в какие правила. Даниил Гранин. // …впрочем, великий художник всегда прав. Юрий Олеша. // Судить произведение следует по его собственным законам. Александр Пушкин.
104.10. Забыть условные положения…
Правила в искусстве, если они слишком жёстки, приносят больше вреда, чем пользы. Джордж Томсон. // Сколько времени придётся тебе потерять, чтобы забыть условные положения, условные движения, которыми, как каркасом, профессоры стесняют грудь натурщика. Этот последний и сам под их влиянием преисполнен манерности. Они научат тебя, без сомнения, рисовать торс, наконец научат ремеслу, ибо они живопись превращают в ремесло. Что касается меня, я ненавижу ремесло, как грязь. Давид. // Правила в искусстве – это правила имитации искусства. Александр Круглов. // Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведёшь во всём слишком строгий порядок. Георг Лихтенберг. // Но я никогда не пишу того, что мне хочется, и так, как мне хочется. Не смею. Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приёмами. В сущности говоря, все литературные приёмы надо послать к чёрту! Пусть критики едят за это сколько угодно. Иначе никогда ничего путного не напишешь. Иван Бунин. // Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка. Александр Пушкин. // Ты чувствуешь, что тебя переполняет радостная и детская вера? Отдайся этому. Тебе, напротив, хотелось бы подавить в себе все эмоции? Тебе доставило бы удовольствие окинуть всё инквизиторским взором, чтобы под твоим анализом вещи раскололись как орех? Так и поступи. Художник обязан быть верным лишь себе самому, а не какой-либо системе. Иван Тургенев. // Чтобы твоё произведение стало по-настоящему сильным, ты должен забыть об ограничениях и следовать своей дорогой. Гордон Смит. // Правила и модели губят гения и искусство. Уильям Хэзлитт. // Выучи правила, а затем забудь о них. Мацуо Басё, японский поэт. // Джозеф Тёрнер – безукоризненный рисовальщик, сознательно разучившийся своему мастерству, чтобы открыть возможность более эмоциональной, более прямой формы выражения. // Правила игры нужно знать, но лучше устанавливать их самому. Анджей Сток. // Кто стал в искусстве мастером, тот без всякого для себя ущерба может забыть о правилах. Артуро Граф.
104.11. Нет никаких правил…
Есть три правила написания романов. К несчастью, никто не знает, что это за правила. Сомерсет Моэм. // В действительности вообще нет никаких строго проведённых межей и граней, к великой горести всех систематиков. Александр Герцен. // Нет ни правил, ни образцов; или вернее нет иных правил, кроме общих законов природы, – господствующих над искусством. Виктор Гюго. // О том, как надо создавать художественное произведение, правил нет. Иногда оно пишется легко и достигает совершенства. Иногда процесс этот подобен сверлению скалы, а затем подрыву её с помощью заряда. Эрнест Хемингуэй. // В создании произведения искусства, каково бы оно ни было, нет никаких правил, есть лишь такт художника. Эдмон Гонкур. // Это одна из общеизвестных истин: правил, которые помогали бы творить, не существует. У каждого свой путь и универсального руководства нет. Но я знаю, что лежит в основе творчества, что делает литературу столь мощным выразительным средством. Истина заключается в том, что литературное творчество идёт от сердца, каждое произведение неповторимо, как и уникален создавший его человек. Водя пером по бумаге, он оставляет на ней строки, которые больше никто не напишет. Отсутствие правил и накладывает авторский личный отпечаток на произведение, делая его запоминающимся и неповторимым. Гордон Смит. // Можно быть поэтом, не признавая ни одного требования, предъявляемого поэтическому произведению поэтиками прошлого. Ян Парандовский. // Затем, что ветру и орлу и сердцу девы нет закона. Гордись: таков и ты, поэт, и для тебя условий нет. Александр Пушкин. // Правила в искусстве – это только способы его подделки. Александр Круглов. // Нет законов создания гениального произведения, нет определённого типа гениальной личности. Александр Шувалов. // Самое важное – это достичь в искусстве интенсивности выражения, которая бы импонировала, и это безразлично, каким способом. Константен Менье. // Все правила в живописи, поэзии, музыке и даже балете преследуют и не могут не преследовать лишь одну цель: доставлять уму удовольствия, не утомляя его. Жозеф Жубер.
104.12. Стань настоящим революционером…
Кто-то заметил, что Лев Толстой знал о нарушениях им синтаксических правил (то и дело он говорит о том, что у него «дурной слог»), но вовсе не ставил себе в необходимость избегать этих нарушений. Он писал так, сказано в этом замечании, как будто до него никто не писал, как будто он пишет впервые. Таким образом, и стиль Толстого есть проявление его бунта против каких бы то ни было норм и установлений. Юрий Олеша. // Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой. Лев Толстой. // Отвергай общепринятый образ мыслей и создавай духовность, присущую только тебе. Симона Вейль. // Стань настоящим революционером, научившись мыслить вне культурных ограничений. Джидду Кришнамурти. // Только те настоящие люди, которые сбивают цепи с разума человека. Максим Горький. // Альберт Эйнштейн признавал лишь два правила: не имей вообще никаких правил и будь независим от мнений других. Дейл Карнеги. // Непослушание – по мнению любого, кто читал историю, – есть исконная человеческая добродетель. Именно благодаря непослушанию и духу мятежа движется прогресс. Оскар Уайльд. // Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Жан-Жак Руссо. // Следовать всем правилам – значит лишить себя всех удовольствий. Кэтрин Хепбёрн. // Только со смертью догмы начинается наука. Галилео Галилей. // Всё надо исследовать, во всём надо сомневаться. Для мысли никаких ограничений нет. Эдит Гамильтон. // Ещё в школе у меня появилось огромное желание писать, но мне хотелось идти дальше за черту, установленную теми писателями, которых я читал. Габриель Маркес. // Я обожаю непредвиденное. Мне нравится идти за грань реализма. Фрида Кало. // Не иди по течению, не иди против течения, иди поперёк него, если хочешь достичь берега. Лао-Цзы.
104.13. Смелость быть отрицательным…
«Разве вы не слышите, что стих нарушает правила, перескакивая через цезуру?» – Вздор! Я заставлю стихи перепрыгивать ещё и не через такие преграды. Виктор Гюго. // Писатель является одновременно исследователем и экспериментатором. Эмиль Золя. // Творчество требует мужества уйти из области несомненных фактов в неведомое. Эрих Фромм. // Человек не способен открыть новые океаны, если ему недостаёт мужества потерять из виду берег. Филипп Честерфилд. // Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Джанни Родари. // Можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте. Сальвадор Дали. // Ограничивать художника в его творчестве – преступление, это то же самое, что прервать зарождавшуюся жизнь. Эгон Шиле. // Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший – сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью в мире мер?! Марина Цветаева. // Как мало любит тот, кто любит меру! Этьенн Ла Боэси. // Только тот имеет силу созидать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным. Людвиг Фейербах. // Маяковский в то время совершал одну из величайших литературных революций, какие только бывали в истории всемирной словесности. В своём «Тринадцатом апостоле» он ввёл в русскую литературу и новый, небывалый сюжет, и новую, небывалую ритмику, и новую, небывалую систему рифмовки, и новый синтаксис, и новый словарь. Корней Чуковский. // Враг всякого закона, всякой веры. Лудовико Ариосто. // Я отказался от размера, от рифмы, от строфы и вообще от всех признаков привычного традиционного стихосложения. Отсутствие привычных атрибутов восполняется иными средствами: интонацией, внутренними конструкциями поэтической фразы, ритмичными повторами, наконец, смыслом, заключённым в своеобразные, но чёткие формулы. Владимир Солоухин. // Книга представляет собой «попытку уйти из рамок обыкновенного романа». Виктор Шкловский. // Чтобы сделать невозможное, нужно прежде всего отказаться от рутинных приёмов. Лев Шестов. // …а художник, создающий новые законы, – не просто талант, это гений. Владимир Спиваков. // Гений начинается там, где правила кончаются. Самуэль Смайлс. ///
Свидетельство о публикации №115100508700