Гаспаров. Реформа Ломоносова
§10 РЕШАЮЩИЙ ШАГ ЛОМОНОСОВА. В 1739 г. Ломоносов, обучавшийся в это время в Германии, прислал в Академию наук в качестве свидетельства о своих занятиях русским языком "Оду о взятии Хотина", написанную ямбом, и при ней так называемое "Письмо о правилах русского стихотворства", полемически направленное против "Нового и краткого способа" Тредиаковского. В отличие от Тредиаковского Ломоносов подошёл к русскому стиху не как теоретик, а как практик, не как осторожный усовершенствователь, а как смелый ниспровергатель, не как ученик французских, а как ученик немецких теоретиков (прежде всего Готшеда). Из двух исходных положений Тредиаковского он полностью принимает первое -- стих должен опираться на естественные данные языка, т.е. на противоположение ударных и безударных слогов, -- и полностью отвергает второе: стих не должен считаться с литературной традицией, "наше стихотворство только начинается", народный стих для него -- материал, заведомо непригодный для высокой поэзии, а силлабический стих -- заёмная польская мода. ... Тредиаковский требовал (в соответствии традицией {скорее с заёмной польской модой}), чтобы все строки имели равное число слогов и соответственно единообразные (женские) окончания, но внутри стиха допускал свободную замену хореев спондеями и пиррихиями; Ломоносов дозволял (в нарушение традиции {...}), неравносложность стиха, т.е. свободное чередование мужских и женских окончаний, но внутри стиха требовал строго выдерживать последовательность правильных хореев или лучше -- ямбов: чистые ямбы "трудновато сочинять"...
Не чувствуя себя связанным поэтической традицией, Ломоносов свободно планирует все возможности русского стиха, исходя только из свойств русского языка. Для него возможны не только хореи, но и другие размеры {Метры}, не только 11 и 13 слогов, но и другие объёмы стиха, не только женские, но и мужские (а в теории -- и дактилические) окончания. Всего Ломоносов намечает 30 размеров {я так понял только равностопных}: 5 вариантов стопности (от 2 до 6 стоп) в 6 родах {Метрах) стиха: ...ямбе..., анапесте... и смешанном из них "ямбо-анапесте", ...хорее..., дактиле... и смешанном из них "дактило-хорее". (Как Тредиаковский позволял себе смешивать хореи с пиррихиями и спондеями по силлабическому{!!!}признаку равносложности, так Ломоносов позволяет себе смешивать анапесты с ямбами и дактили с хореями по тоническому признаку "восхождения" и "нисхождения".) Конечно, это были только перспективы. Если Тредиаковский всегда{???}опирался на опыт прошлого, то Ломоносов в 1739 г. смотрел в будущее, имея лишь очень немногое в настоящем: хотинскую оду 4-ст. ямбом ("правильным", почти без пиррихиев) и перевод одной оды Фенелона 4-ст. хореем ("неправильным", с пиррихиями) да несколько экспериментальных набросков, вошедших в "Письмо о правилах..." (среди них -- интересно звучащий пример 4-ст. "ямбо-анапеста", о ветрах над морем: "На восходе солнце как зардится, / Вылетает вспыльчиво хищный Всток. / Глаза кровавы, сам вертится, / Удара не сносит Север в бок...") ...
Тредиаковский возражал против новшеств Ломоносова (возражения эти не сохранились)... .
КОММЕНТАРИИ.
Возражения эти не сохранились (или не найдены...) наверное потому, что Тредиаковскому пришлось признать правоту Ломоносова относительно и Ямба, и Силлабометрики (говорю на современный лад, потому что смешанные размеры Тредиаковского и Ломоносова состоящие из дактилей и хореев, ямбов и анапестов, это не Силлаботоника.). И, в 1752 году Тредиаковский в статье (?) "Мнение о начале поэзии и стихов вообще" иллюстрирует своё видение (не оспаривая видения Ломоносова), но с позиции НАРОДНОГО СТИХА, о котором так пренебрежительно отзывался последний. Вопрос, хотел, или не хотел Тредиаковский тем самым показать, что нет ничего нового из того, что сказал Ломоносов, -- по большому счёту, лично передо мной не стоит. Ну, грубо говоря, если Тредиаковский и показал своему оппоненту, что в Народном стихе всё это уже было, то, одновременно и себя ударил по лбу. Потому что, первым, к открытию -- этого всего бывшего -- был именно он, так ратующий за Народный стих. Впрочем, было-то оно да, -- не было СИСТЕМАТИЗАЦИИ русского стиха, которая и началась, благодаря двум этим мужам. И вот это действительно важно. Говорю интересно. А как ещё о людях познавших Зарю стиховедения? Впрочем, давайте ещё раз сравним их проблески Величественнейшей. Но, только с позиции Логаэдов.
В продолжении... в приложениях...
Свидетельство о публикации №115100406381
~~~~~
Стопная теория народного стиха. Тредиаковский.
http://www.stihi.ru/2015/09/13/10064
Стопная теория народного стиха. Ломоносов.
http://www.stihi.ru/2015/09/13/10101
I Хорей с Дактилем?
1 Ломоносова ("...из хореев и дактилей смешенным, где, по нужде или по изволению, ту и другую употреблять можно стопу..."):
Е`жель бои`тся, кто` не ста`л бы си`лен безме`рно.
2 Тредиаковского ("Хорей с дактилем"):
У ко | лодезя | у сту | дённова
Доброй | мо`лодец | сам ко | ня поил
Кра`сна | де`вица | воду | черпала
II Ямб с Анапестом?
1 Ломоносова ("...из ямбов и анапестов смешенным, в котором, по нужде или произволению, поставлены быть могут, как случится..."):
Во пи`щу себе` черве`й хвата`ть.
2 Тредиаковского ("Иамб с анапестом"):
Не шуми | мати` | зеле` | на дубро | ва
Не мешай | цвести | лазо | реву цве` | ту
+ "интересно звучащий пример 4-ст. "ямбо-анапеста"" Ломоносова. Вторая строка оттуда:
Вылетает вспыльчиво хищный Всток
И третья (с моим ударе`нием):
Глаза кровавы сам ве`ртится
~~~~~
И так, из приведённых выше примеров, подчёркивая НЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ измерений обоих, -- складываю по полочкам:
I
а) Дактиле-хореический логаэд (пр. Ломоносова):
Е`жель бои`тся, кто` не ста`л бы си`лен безме`рно.
100 | 10 | 1о | 1о | 1оо | 1о
б) Хорео-дактилический логаэд (пр. Тредиаковского):
Не` меша`й цвести` лазо`реву цве`ту*
10 | 1о | 1о | 100 | 1о
II
а) Ямбо-анапестный логаэд (пр. Ломоносова):
Во пи`щу себе` черве`й хвата`ть.
01 | 001 | о1 | о1
б) Ямбо-ямбо-анапестный логаэд (пр. Ломоносова):
Глаза` крова`вы сам ве`ртится
01 | 01 | 001 | оо
~~~~~
Вот как они должны были сами сделать. Плюс, отделить логаэдические Метры от силлаботонических.
Это же ясно! И на примере двух строк ломоносовского Дольника, при наличии разных ударений в словах ЗАРДИТСЯ и ВЕРТИТСЯ, это тоже очевидно:
1 5-ст. Хорей
На восхо`де со`лнце как зарди`тся
2 Пкбс, д / 4-ст. ХД, д
На восхо`де со`лнце как за`рдится
3 4-ст Ямб, ж
Глаза` крова`вы сам верти`тся
4 3-ст ЯЯА, д
Глаза` крова`вы сам ве`ртится
Предшествуя логаэдическим строкам, они уже мягко говоря не совсем удачные, а по сравнению с другими логаэдическими строками вдвойне. Впрочем... Ладно, здесь о чём спорить? Время доказало, что, преимущественно, 4-ст. Дольник, вполне себе обходится без этих силлаботонических страстей на двухсложной основе (для сравнения, ниже, я приведу в качестве примера, два стихотворения Александра Блока). Ну а здесь... Да о чём речь вообще?! -- обходится не обходится, -- ясно одно, -- это ни разу НЕ СИЛЛАБОТОНИКА:
1
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
2
Дух пряный марта был в лунном круге,
Под талым снегом хрустел песок.
Мой город истаял в мокрой вьюге,*
Рыдал, влюбленный, у чьих-то ног.
Ты прижималась все суеверней,
И мне казалось — сквозь храп коня -
Венгерский танец в небесной черни
Звенит и плачет, дразня меня.
А шалый ветер, носясь над далью,-
Хотел он выжечь душу мне,**
В лицо швыряя твоей вуалью
И запевая о старине...
И вдруг — ты, дальняя, чужая,**
Сказала с молнией в глазах: **
То душа, на последний путь вступая,***
Безумно плачет о прошлых снах.
~~~~~
1 ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ
1оо1оо1о1о ДХ4
о1о1оо1о1 ЯЯА4
о1оо1о1о1о ЯА4
о1о1о1оо1 ЯЯА4
о1оо1оо1о1о ЯА4
о1о1о1оо1 ЯЯА4
о1оо1оо1о1о ЯА4
о1оо1о1оо1 ЯА4
о1о1оо1о1о ЯЯА4
о1о1оо1оо1 ЯЯА4
1оо1оо1оо1о Д4
1оо1о1оо1 ДХ4
о1оо1оо1о1о ЯА4
о1оо1оо1о1 ЯА4
о1о1о1оо1о ЯЯА4
о1оо1оо1о1 ЯА4
2 ДУХ ПРЯНЫЙ МАРТА
о1о1оо1о1о ЯЯА4
о1о1оо1о1 ЯЯА4
о1оо1о1о1о ЯА4
о1о1оо1о1 ЯЯА4
о1о1оо1о1о¤ ЯЯА4
о1о1оо1о1 ЯЯА4
о1о1оо1о1о ЯЯА4
о1о1оо1о1 ЯЯА4
о1о1оо1о1о ЯЯА4
о1о1о1о1 Я4(1ф)
о1о1оо1о1о ЯЯА4
о1о1оо1о1¤ ЯЯА4
о1о1ооо1о Я4(4ф)
о1о1ооо1 Я4(4ф)
1о1оо1о1о1о ХД5 (Ф.)
о1о1оо1о1 ЯЯА4
Пару строк о Ритмике второго стиха.
4-ст. Ямб первой формы, в принципе пойдёт. Но он чувствуется. Касательно же 4-ст. Ямба 4-й формы (пиррихийной), то вот уж действительно НИ К ЧЕМУ. Для этого есть 4-я форма 5-ст. Ямба:
И там свобода, и там заботы,
И там безрадоСТНО идут снега
о1о1оо1о1о
о1о1оо01о1
ЧУВСТВИТЕЛЬНО? Согласен. Но Я4 с Пиррихием 3-й Стопы ещё чувствительней.
¤ ОБРАТИМЫЕ СТРОКИ
Ты прижималась все суеверней -- 0оо1оо1о1о, ДХ4(2ф)
И запевая о старине -- 0оо1оо1о1, ДХ4(2ф)
ТО_душа` на_посЛЕдний_пу`ть ступа`я -- Фалех-Сапфо.
Ой, не знаю. Но. Всяко интереснее, чем Я4 4-й формы.
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:13 Заявить о нарушении
~~~~~
Немного о Я4. Почему он происходит в Ямбическом диметре (о1о1оо1о1) сказать не берусь. Ритмически, он, слегка легковат. -- имеется ввиду Я4 первой, полноударной формы. Если и с чем сравнивать Ямбический диметр, то только с Диметром Я4:
В одном мгновеньи Увидеть вечность
Огромный мир в зерне песка(с)
Играй Адель не знай печали(с)
Так Бог желает а может я
Во втором стихе Александра Блока, всё же Я4. Как и у меня:
http://www.stihi.ru/2015/08/13/4139
И капля к капле стекает бурей
На мёртвый конус бессмертной зги,
И ты лежишь, живёшь, и где-то
Падаешь в пламя живой мечты.
Вот почему он происходит?! Не знаю. Но опять же, вся это макро-(или микро-)полиметрия Силлаботоники в Силлабометрике погоды не делает. Ну а что ещё сказать? Знал бы прикуп жил бы в мозге.
~~~~~
Да. Вот ещё что. Раз такое дело -- и так всё удачно сложилось. -- Стих Ломоносова, с лёгкой руки Гаспарова, -- то, вот, и... хочется продолжить говорить о 4-ст. Дольниках, но уже с позиции Хорео-дактилических логаэдов. А именно Гликонея 1о1оо1о1о и Пкбс 1о1о1оо1о. Правда, начнём, трохи издалека. А именно с 4-ст. Хорея. Итак,
4-ст. Хорей...:
Завтра утром встанет солнце
С Иеговой будет жизнь
Нараспашку понарошку
То же мне... Договорись?
Ни у кого нет сомнений, что это он? Х4? Нет? Есть! Какой такой 3-х педальный Хореус?! Ребята! Вы чего?! Только не надо наводить панику! Это ж 4-ст. Хорей! И к бабке не ходи! Не верите? Ну ладно, смотрите сами:
12345678
1о1о1о1о
оо1о1о1
оо1ооо1о
1ооооо1
12 | 34 | 56 | 78
1о | 1о | 1о | 1о
оо | 1о | 1о | 1
оо | 1о | оо | 1о
1о | оо | оо | 1
Ну и? Видите? Все Стопы на месте. Удары тоже на СВОИХ НЕЧЁТНЫХ позициях стоят. Так чего же вы? О Пиррихиях не слышали? Что не так с 3-й и 4-й строкой? Какие пеоны и шестоны? А! Ну да, ребята, согласен, но посудите сами, они прекрасно вписываются в систему 4-ст. Хорея. Помнить об этом конешно же надо и не называть такие строки как: Невидимкою луна -- 4-ст. Хореем, но, в сущности-то из-за того, что такие вот 2-ст. 3-х пеонные строки случаются в 4-ст. Хорее -- не называть весь стих Хореем? Ребят, это мягко говоря... для чего? В целом же это Х4 и к бабке не ходи! Как и вторая строка, с Пиррихием первой Стопы. Вы ж, не станете утверждать, что она, какой-то там 3-х педальный Хроносус, так? Вот, и славненько. Рад, что мы, наконец, поладили. Что?! Какой такой 3-ударный (-или -иктный) Дольник? А. Вы об этом:
4-ст. ХД Логаэд...:
Завтра с западу встанет солнце
С Иеговой порвёт Давид
Что мы делаем? Расстаёмся!
Ничего мне не говорит...(с)
Ребят! Ну вы опять! Что значит 3-х иктный Дольник, когда это 4-стопный Логаэд! Ну... Не верите?! Ну смотрите:
123456789
1о1оо1о1о
оо1оо1о1
1о1оооо1о
оо1оооо1
12 | 345 | 67 | 89
1о | 1оо | 1о | 1о
оо | 1оо | 1о | 1
1о | 1оо | оо | 1о
оо | 1оо | оо | 1
Ну и? Что опять не так? Гаспаров сказал? Ну и что? То есть получается, что вторая строчка первого примера:
С Иего`вой бу`дет жи`знь
это 4-х стопный Хорей с Пиррихием первой стопы, а вторая строка второго примера:
С Иего`вой порвё`т Дави`д
это 3-х иктный Дольник! -- и никакого Пиррихия первой стопы!..
Ребят! Но в предложенном примере Х4 тоже обошлось 3-МЯ УДАРАМИ. И что же по-вашему, это тоже, какой-нибудь 3-Х ПЕДАЛЬНЫЙ ПТЕРОДАКТИЛЬ?
Но, для того и придумали греки Пиррихий, чтобы никакой Гаспаров не смог утверждать обратного. Утверждал?! Вай, вай, вай... Куда катился мир... Что ж, мало ли кто там что утверждал, главное ведь, чтобы твоё утверждение было НЕОПРОВЕРЖИМЫМ. Как, например теория относительности! Попробуй разбей! Ну а здесь, мне думается, я уже достаточно рассказал-и-доказал, чтобы эта гаспаровская сказка, про педальных коней трёхдольности, -- ушла в небытие -- на слом! Ибо его доказательство, таковым НЕОПРОВЕРЖИМЫМ доказательством НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. И никогда не являлось. А то, что являлось... ну мало ли на Земле дураков учёных, играющих друг с дружкой как петушки с кукушками?.. Народная мудрость. Согласны? Вот и славненько.
P.S.
Да, ребят, я вот сейчас вам скажу, только вы не обижайтесь, договорились? Вы же не попугаи? Нет? Тогда, прекращайте бездумно повторять всякую чушь! Да не важно что! Тем более! -- если это сказано каким-нибудь академиком. Эти ребята, я вам скажу... вай, вай, вай... столько намесили за последние сто лет, что только диву даёшься... Как это у них получилось...
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:18 Заявить о нарушении
~~~~~
Но. Продолжим. Итак, прежде чем сравнить 4-ст. Логаэд Марины Цветаевой с 4-ст. Дольниками Александра Блока, мне хочется рассказать вам о второй Крыше Хорея. О том, какие звери там водятся, ну и вообще. Итак, первый (начинающий) наш, это Дактиле-хореический логаэд:
1 ДХХХ
12345678
1оо1о1о1о
МЕДЛЕННО КАПАЛ ДОЖДИК С КРЫШИ
~ Далее, Хорео-дактилический логаэд:
2 ХДХХ
12345678
1о1оо1о1о
ДОЖДИК МЕДЛЕННО КАПАЛ С КРЫШИ
~ Ну и ещё один ХД (вы же видите, как двигается Дактиль среди Хореев?)
3 ХХДХ
12345678
1о1о1оо1о
ДОЖДИК КАПАЛ МЕДЛЕННО С КРЫШИ
И это была первая комната под потолком. Переходим в другую. Там, начинает уже Хорео-дактилический логаэд:
4 ХДДХ
123456789
1о1оо1оо1о
С КРЫШИ МЕДЛЕННО КАПАЕТ ДОЖДИК
~ Далее, за ним следуют два Дактиле-хореических логаэда:
5 ДХДХ
123456789
1оо1о1оо1о
МЕДЛЕННО С КРЫШИ КАПАЕТ ДОЖДИК
~
6 ДДХХ
123456789
1оо1оо1о1о
МЕДЛЕННО КАПАЕТ ДОЖДИК С КРЫШИ
Итак, вот и всё. Да не всё.:-D Вот знаете, эти древние греки, которые занимались систематизацией стихотворных форм, были настолько ленивыми товарищами, что у них, не было ни Ямбо-анапестов ни Ямбо-ямбо-анапестов. Вместо этого они придумали такой термин, как Анакруза (односложный безударный зачин перед Логаэдом), тем самым сэкономив для себя много времени и пространства. Да, друзья мои, не поверите, но я с ними, практически, полностью согласен. Вот туточки:
Первые пять крыш Хорея.
http://www.stihi.ru/2015/06/08/3651
Итак, первый (начинающий), Дактиле-хореический логаэд с Анакрузой это Ямбо-Анапест:
1 А/ДХХХ
1/23456789
о/1оо1о1о1о
КАК МЕДЛЕННО КАПАЛ ДОЖДИК С КРЫШИ
~ Далее, Хорео-дактилический логаэд с Анакрузой, это Ямбо-ямбо-анапест:
2 А/ХДХХ
1/23456789
о/1о1оо1о1о
КАК С КРЫШИ МЕДЛЕННО КАПАЛ ДОЖДИК
~ И ещё один...:
3 А/ХХДХ
1/23456789
о/1о1о1оо1о
КАК КАПАЛ ДОЖДИК МЕДЛЕННО С КРЫШИ
И это была первая комната под потолком.:-D Переходим в другую. Там, начинает Хорео-дактилический логаэд с Анакрузой, то бишь Ямбо-ямбо-анапест (в дальнейшем знайте, что А/ХД, это ЯЯА; а А/ДХ, это ЯА):
4 А/ХДДХ
1/2345678910
о/1о1оо1оо1о
КАК С КРЫШИ МЕДЛЕННО КАПАЕТ ДОЖДИК
~ ...:
5 А/ДХДХ
1/2345678910
о/1оо1о1оо1о
КАК МЕДЛЕННО С КРЫШИ КАПАЕТ ДОЖДИК
~
6 А/ДДХХ
1/2345678910
о/1оо1оо1о1о
КАК МЕДЛЕННО КАПАЕТ ДОЖДИК С КРЫШИ
Видите, как всё просто? Теперь же, давайте вспомним первое стихотворение Александра Блока и поищем для его строк соответствующие формы второй Крыши Хорея, -- как с Анакрузой, так и без. Итак:
~
I форма А/ДХХХ -- с Анакрузой (ВСЕГО ОДНА СТРОКА: 3)
о/1оо1о1о1 ЯА:
3
О ВСЕХ КОРАБЛЯХ УШЕДШИХ В МОРЕ
~~
II форма А/ХДХХ -- с Анакрузой (ВСЕГО ДВЕ СТРОКИ: 2 и 9)
о/1о1оо1о1... ЯЯА:
2
О ВСЕХ УСТАЛЫХ В ЧУЖОМ КРАЮ
9
И ВСЕМ КАЗАЛОСЬ ЧТО РАДОСТЬ БУДЕТ
~~~
III форма А/ХХДХ -- с Анакрузой (ВСЕГО ТРИ СТРОКИ: 4, 6 и 15)
о/1о1о1оо1... ЯЯА:
4
О ВСЕХ ЗАБЫВШИХ РАДОСТЬ СВОЮ
6
И ЛУЧ СИЯЛ НА БЕЛОМ ПЛЕЧЕ
15
ПРИЧАСТНЫЙ ТАЙНАМ ПЛАКАЛ РЕБЁНОК
~~~~
IV форма А/ХДДХ -- с Анакрузой (ВСЕГО ОДНА СТРОКА: 10)
о/1о1оо1оо1 ЯЯА:
10
ЧТО В ТИХОЙ ЗАВОДИ ВСЕ КОРАБЛИ*
~~~~~
V форма А/ДХДХ -- и с Анакрузой и без (ВСЕГО С А. ОДНА СТРОКА: 8; без А. тоже ОДНА СТРОКА: 12)
о/1оо1о1оо1 ЯА:
8
КАК БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ ПЕЛО В ЛУЧЕ
1оо1о1оо1... ДХ:
12
СВЕТЛУЮ ЖИЗНЬ СЕБЕ ОБРЕЛИ
~~~~~~
VI форма А/ДДХХ -- и с Анакрузой и без (ВСЕГО с А. ПЯТЬ СТРОК: 5, 7, 13, 14 и 16; без А. ОДНА СТРОКА: 1)
о/1оо1оо1о1... ЯА:
5
ТАК ПЕЛ ЕЁ ГОЛОС ЛЕТЯЩИЙ В КУПОЛ
7
И КАЖДЫЙ ИЗ МРАКА СМОТРЕЛ И СЛУШАЛ
13
И ГОЛОС БЫЛ СЛАДОК И ЛУЧ БЫЛ ТОНОК
14
И ТОЛЬКО ВЫСОКО У ЦАРСКИХ ВРАТ
16
О ТОМ ЧТО НИКТО НЕ ПРИДЁТ НАЗАД
1оо1оо1о1о ДХ:
ДЕВУШКА ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ
~~~~~~~
Ну и немного Силлаботоники в 11 строке.
1оо1оо1оо1... 4-ст. Дактиль:
11
ЧТО НА ЧУЖБИНЕ УСТАЛЫЕ ЛЮДИ
~~~~~~~~
Итак, что мы имеем? Чётко -- 4 удара на строку. То есть каждая из 6-ти представленных форм является первой -- полноударной.
Стих, преимущественно начинается со 2 удара -- исключения 1, 11 и 12 строки, имеющие чёткий первый удар. По причине, что одна из трёх строк -- 11 -- ДАКТИЛЬНАЯ; где две остальные -- 1 и 12 -- ДАКТИЛЬНО-хореические.
Итого, это стихотворение Александра Блока -- 4-ст. Дольник с Анакрузой.
Прошу заметить, именно 4-СТОПНЫЙ, а НЕ 4-ИКТНЫЙ(-или УДАРНЫЙ). И именно с АНАКРУЗОЙ. Если бы например, мне удалось найти стихотворение написанное двумя формами второй Крыши Хорея, а именно 5 и 6:
1оо1о1оо1о
1оо1оо1о1о
...
То это стихотворение было бы 4-ст. ДАКТИЛЕ-хореическим Дольником.
И оба эти два вида Дольников, -- А/... и ДХ -- были бы 4-ударными. Почему? Потому что, только 4-ст ЯА, ЯЯА и ДХ логаэдные строки, преимущественно держат 4 удара. Чем страдают 4-ст. Хорео-дактилические логаэдные строки. Как пример,
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:19 Заявить о нарушении
~~~~~
Логаэд Марины Цветаевой (ещё раз):
Завтра с западу встанет солнце!
С Иеговой порвёт Давид!
Что мы делаем? -- Расстаёмся!
Ничего мне не говорит...
Даже по этому примеру можно с уверенностью сказать: Хорео-дактили не особо страдают от частого пропуска 1 удара. Как в Силлаботонике, хореические и анапестовые Размеры. Ну анапестовые понятно, а хореические, сами понимаете. Собственно, поэтому, Гаспаров и называл такие Логаэды, как у Марины Цветаевой -- 3-Х ИКТНЫМИ. И вообще, сделал большой труд для их исследования и доказательства их ДОЛЬНОСТИ. За что ему и спасибо, И ДОСВИДАНИЯ, потому что это всё таки 4-ст. ХОРЕО-дактилические логаэды, и если судить только по второй форме, -- то и Гликоней оо1оо1о1..., и Пкбс оо1о1оо1... -- ритмически близки к 3-ст. Анапесту, но, метрически -- в любых формах -- к 4-ст. Хорею. А поскольку, для определения ФОРМЫ необходим МЕТР, то УДАРЫ Гаспарова, сами понимаете, могут пойти лишь нервно покурить в стороночку. Когда только? Смеюсь. От пришедшего на ум сравнения. Грубо говоря, если это не так, то, академик Гаспаров доказывал, что чай или воду из под крана лучше всего пить руками, а не из специально придуманной для этого кружки.:-D Пойдёт?:-|
Да. И ещё. Под стать сравнению. Ещё раз напоминаю: Стопа ИЗМЕРЯЕТ Метр. Но НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ движение Ритма. Не смотря на то, что её измерения очень важны и что благодаря именно им можно делать более менее благоприятные прогнозы о взаимодействии тех или иных Размеров*. Но это не значит, что не надо это проверять. А на основании той ударности которую доказывал Гаспаров можно лишь пожинать плоды собственных неудач или создать хаос в Стиховедении. Что сейчас происходит, я думаю, многие в курсе. Как пример, ещё один вид так называемого 4-иктного Дольника, на самом деле 5-ст. ХОРЕО-дактилического логаэда:
http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/14/14990 *
"Ей не надо было искать предлога
Незаметно уйти это данность свыше
И она любила молчать о многом
В предрассветный час прощаясь с Парижем"
Что это? 4-иктный Дольник или всё таки 5-стопный ХД Дольник? Вы знаете, я даже не буду расписывать стопы, (после схемку нарисую, а сейчас) -- лучше поцитирую Гаспарова:
"...два хорея, дактиль и ещё два хорея. (Такой размер назывался "сапфический 11-сложник" -- по имени поэтессы Сапфо; именно им написано первое стихотворение А. Герцык.)." Одна строфа оттуда:
"
Не ищу я больше земного клада,
Прохожу всё мимо, не глядя в очи,
И равно встречаю своей прохладой
Молодых и старых, и дни и ночи.
Огоньки мелькают чужих желаний...
"
В невесомом маленьком чёрном платье
Ей не надо было искать предлога
Незаметно уйти это данность свыше
И она умела молчать о многом
В предрассветный час прощаясь с Парижем
12345678910
"
оо1о1оо1о1о**
оо1о1оо1о1о**
оо1о1оо1о1о**
оо1о1оо1о1о**
оо1о1оо1о1о**
"
оо1о1оо1о1о**
оо1о1оо1о1о**
оо1оо1оо1о1о
оо1о1оо1о1о**
оо1о1о1оо1о
Ну и? Идентично**? Тогда наш пример, это 4-иктный Дольник или всё таки 5-ст.?
* -- О ПРОГНОЗАХ И ЗНАНИИ ФОРМ.
В приведённой выше ссылке на рецензию к этому 5-ст. Дольнику, рецензент, будучи неосведомлён, что собственно он разбирает, пишет, вот такие нелепости:
"
В стихе не выдержан ни размер ни ритмика...
"
И всё. Правда, его потом спросили об этом -- мягко так, наверное чтобы не обидеть:
"Некоторые моменты в стихе меня несколько смущают (техника ).
Что-нибудь можете сказать?"
На что наш рецензент, ответил очередной нелепостью:
"...распишите сами ритмическую схему Вашего стиха и неглядно увидите, что внутристрочная ритмика гуляет.
.
Насчет Шанели - признаюсь в своем невежестве."
Ну и далее, без комментариев:
"Да расписывала я схему. Вы имеете в виду, что трехсложные и двухсложные стопы расположены хаотично? Или еще что? Так ведь везде по четыре икта на строку есть, если не считать спондеи в трехсложных стопах.
Вот это меня несколько и смущает. Если бы были упорядочены стопы, то это уже был бы логаэд."
"Тимофей, ну при чем тут невежество?
Я ничего не знаю о Диего Марадоне, например. Или еще чего могу не знать."
"Лена, мне очень интересно, что ответит Тимофей на Ваши вопросы: «стопы расположены хаотично? Или еще что?» - жду его ответа с надеждой кардинально обогатить свой теоретический багаж…"
"На тонический стих это тоже не очень тянет.
Ну разве что "вольный" тонический стих.
Как по причине разного количества ударений, так и по неоднозначности их прочтений.
На акцентный - тем более.
Маяковским здесь и не пахнет."
"
В ответе Владимиру я написала, что это дольник (4-х иктный дольник – уточнение, хотя и об этом я уже упоминала).
О дольниках можно почитать здесь http://www.stihi.ru/2007/06/23-2281 "
"
Жаль что Вы читаете, и принимаете на веру все подряд.
Антиквар, к сожалению, не теоретик.
...
Насчет дольника - мое мнение совпадает с мнением Квятковского - это бессмысленный термин, который лучше не употреблять вообще."
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:20 Заявить о нарушении
~~~~~
Прежде чем продолжить, хочется всё таки вас спросить, -- а то мало ли... -- Вобщем, в чём разница между Логаэдом и Дольником, вы уже, наверное, поняли, да? Вы же внимательно читали обзор рецензии в конце предыдущего поста-приложения? И обращали внимание, исключительно на слова Лены Летновы, так? Да как же! Что?! Что может знать женщина?! Академиков вам подавай!.. Вай, вай, вай... Куда катится мир... Ребят, вы опять за своё? Впрочем, ладно. Хотите академиков, получайте академиков. Можно говорить стопами, а можно ударами (или чем они там объясняются?..), вам какой вариант? Оба? Поехали.
ЛОГАЭД.
СТОПНЫЙ ВАРИАНТ. Цитирую Гаспарова (из книжки "Русские стихи 1890-х-1925-го годов" стр. 109):
"Слово логаэд по-гречески означает "прозо-песня", т.е. как бы и стихи менее правильные, более приближённые к прозе, чем обычные. Выражалось эта "прозаизация" в том, что обычные стихи состояли из однородных стоп, а логаэды -- из разнородных стоп, но в твёрдой постоянной последовательности: например, два хорея, дактиль и ещё два хорея. (...). В стихе такого рода метр, т.е. упорядоченное чередование сильных и слабых мест, налицо, но уловить его труднее, потому что переодичность этого чередования больше: расположение ударений повторяется не из стопы в стопу, а из стиха в стих. Такие размеры -- с правильным чередованием неоднородных стоп -- иногда называют стопными логаэдами."
УДАРНЫЙ (или слоговой) ВАРИАНТ ЛОГАЭДОВ.
Цитирую Гаспарова (Очерк истории русского стиха. §20):
"Логаэдами в современном стиховедении принято называть размеры, в которых слоговой объём слабых интервалов между сильными местами внутри строки неодинаков, но из строки в строку (или из строфы в строфу) повторяется одинаково. Обычно это бывает тогда, когда стихи сочиняются на заданный ритмический образец, подсказываемый музыкальной мелодией или иноязычным текстом."
Понятно? Блин. Да шо же вам всё не понятно-то! Ну например, вы слышали, что УДАРЫ в Хорее приходятся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на НЕЧЁТНЫЕ позиции? А в Ямбе на ЧЁТНЫЕ, так? Ну? А то, что только дебилы и академики читают стихи стопами вы наверное тоже слышали? Если вы так не считаете, то мне вам никогда ничего не объяснить. Но. Попытка не пытка. Итак, ещё раз пример 4-ст. Хорея:
Завтра утром встанет солнце
С Иеговой будет жизнь
Нараспашку понарошку
То же мне... Договорись?
12345678
1о1о1о1о
оо1о1о1
оо1ооо1о
1ооооо1
12 | 34 | 56 | 78
1о | 1о | 1о | 1о
оо | 1о | 1о | 1
оо | 1о | оо | 1о
1о | оо | оо | 1
Видите, все УДАРЫ, которые есть приходятся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на НЕЧЁТНЫЕ позиции. А значит это Хорей. 4-х стопный. Но. Если рассуждать с позиции повторяемости стоп, а потом не заметно начать блудить ударами, то выйдет тоже самое, что и у Логаэдов (только комичнее): "расположение ударений повторяется не из стопы в стопу, а из стиха в стих". То есть получается, если взять, хотя бы первые две строчки нашего Х4, то эта периодичность будет нарушена ПИРРИХИЙНОЙ (т.е. БЕЗУДАРНОЙ) первой Стопой второй строки:
Завтра утром встанет солнце
С ИЕговой будет жизнь
Вот шо это? Почему в первой строке есть первый удар, а во второй ЕГО нет?
То же самое есть и в Логаэдах. Грубо говоря давайте представим, что в Размер 4-ст. Хорея случайненько так, залетел один 0-нолик, точнёхонько во вторую Стопу:
1о1о01о1о
Представили? Видите, на 5-м месте добавленный сл0г? Ну а теперь на эту цельную схемку найдём соответствующее стихотворение:
Завтра с запаДУ встанет солнце!
С Иеговой ПОРвёт Давид!
Что мы делаЕМ? Расстаёмся!
Ничего мне НЕ говорит...(с)
123456789
1о1о01о1о
оо1о01о1
1о1о0оо1о
оо1о0оо1
12 | 345 | 67 | 89
1о | 1о0 | 1о | 1о
оо | 1о0 | 1о | 1
1о | 1о0 | оо | 1о
оо | 1о0 | оо | 1
Так вот, благодаря этому добавленному сл0гу, наш Х4 стал логаэдическим метром Гликонеем, с ударами на 1, 3, 6 и 8 месте -- эта периодичность ударов его первой формы, -- и это надо знать. Чтобы, глянув на схемку (если по другому не можете. Только без сдвигов по фазе) и сообразить (желательно конешно), что, раз во второй строке удары приходятся на 3, 6 и 8 месте, то это тоже Гликоней. Как, он же, в третьей строке с ударами на 1, 3 и 8 месте. Что он и в четвёртой строке с ударами на 3 и 8 месте. И так далее... Даже, если в стихе от строки к строке переодичность ударов будет скакать как сайгак во время сезонной линьки, -- шо сразу и не поймёшь, почему в одной строке три удара, а в другой всего два и так далее, -- но, если все эти переживания будут ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ПЕРВЫХ, ТРЕТЬИХ, ШЕСТЫХ, ВОСЬМЫХ МЕСТАХ, -- и ни на каких других, -- значит переживать нечего, ибо всё это -- ГЛИКОНЕЙ.
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:22 Заявить о нарушении
~~~~~
Ну а для тех, кто, всё же не может жить без этих ударных сдвигов по иктообразной фазе, рекомендую старый и проверенный способ: СТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ НА СЛОВА СООБРАЗНО ВСЕХ СТОП ПРЕДСТАВЛЕННОГО РАЗМЕРА:
12 | 345 | 67 | 89
1о | 1оо | 1о | 1о
ИЛИ СООБРАЗНО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛЬНОЙ СХЕМКЕ:
123456789
1о1оо1о1о
За`втра с за`паду вста`нет со`лнце!
С И`его`вой порвё`т Дави`д!
Что` мы де`лаем? Ра`сстаё`мся!
Ни`чего` мне не го`вори`т...
12 | 345 | 67 | 89
1о | 1оо | 1о | 1о
1о | 1оо | 1о | 1
1о | 1оо | 1о | 1о
1о | 1оо | 1о | 1
123456789
1о1оо1о1о
1о1оо1о1
1о1оо1о1о
1о1оо1о1
И покажите всем эту красоту. Чтобы каждый мог убедиться в том, что эти строки написаны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО 4-СТ. ХД ЛОГАЭДОМ, а не каким-нибудь там 3-ментальным Страусоккокусом под чесночным соусом от академика Гаспарова и иже с ним -- интеллектуальным прохиндеям от Стиховедения.
ДОЛЬНИК.
"Русские стихи 1890-х-1925-го годов" стр. 122
"Слово дольник происходит от слова "доля", имеющего более широкий смысл, чем слово "стопа": стопы в силлабо-тонической строке всегда равносложны (или двусложны, или трёхсложны), а доли в дольниковой строке могут быть то двусложны, то трёхсложны.
Поэтому мы называем дольник переходной формой от силлаботоники к чистой тонике и измеряем в нём длину стиха не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), слабые интервалы между которыми колеблются от 1 до 2 слогов."
Блеск! Не отходя от кассы ещё раз определение Логаэда (в той же книжке "Русские стихи 1890-х-1925-го годов" на стр. 109):
"...обычные стихи состояли из однородных стоп, а логаэды -- из разнородных стоп, но в твёрдой постоянной последовательности: например, два хорея, дактиль и ещё два хорея."
Ну и в чём разница между Дольником и Логаэдом? Выше, Гаспаров цитировал стихотворение Александра Блока, "Девушка пела в церковном хоре", как 4-иктный Дольник. Согласен, что Дольник, только 4-ст. с Анакрузой. Но, давайте вновь выделим первую строку этого стихотворения по методу Гаспарова:
о/2--2--1/1
ДеВУШКА пеЛА В ЦЕРкоВНОМ хоРЕ
ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОГИ -- это циферки на схемке. Ситуация дурацкая, но да ладно. Теперь вернёмся на страницу Логаэдов, -- стр. 110:
"
...
Будто луна на большой поляне.
...
..."алкеев 10-сложник" -- 1оо1оо1о1о...
...Почти все эти размеры разлагаются лишь на неоднородные стопы (какие?) и, стало быть, являются стопными логаэдами."
"неоднородные стопы" (не путать с долями...), "(какие?)". Хороший вопрос. Но как же Михаил Леонтьевич мы вам ответим, если вы и сами в этом вопросе, мягко говоря, и глухи, и слепы? А иначе как объяснить (в который уже раз), что одни и те же строки вы интерпретируете по разному? Ну вот, этот пример Алкея_10:
Будто луна на большой поляне
первую форму которого начинают: Дактиль, Дактиль, Хорей и Хорей, соответственно с ударами на 1, 4, 7 и 9 слоге --
1оо | 1оо | 1о | 1о
123 | 456 | 78 | 910
И это на территории Логаэдов. Но на территории Дольников, аналогичную по своему ударному объёму картину, вы запросто называете дольниковой -- и ищете какие-то там безударные интервалы:
Де`вушка пе`ла в церко`вном хо`ре
Бу`дто луна` на большо`й поля`не
Совершенно не замечая расположения ударов. А если бы вы это сделали, то наверняка поняли, что видеть обезьяну в манке конешно же можно, но не нужно. Поскольку, приведённые выше строки идентичны по месту своей УДАРНОСТИ, значит они будут идентичны и в своей СТОПНОСТИ:
12345678910
1оо1оо1о1о
1оо1оо1о1о
1оо | 1оо | 1о | 1о
123 | 456 | 78 | 910
1оо | 1оо | 1о | 1о
Это просто Михаил Леонтьевич. Я бы даже сказал, это просто даже для дураков. Как и другое.
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:25 Заявить о нарушении
~~~~~
Эти строки, -- Блока и Гофмана, -- разные только в одном -- по причине метрических вариаций:
123 456 78 910
1оо 1оо 1о 1о
1оо 1оо 1 о1о
100 10 010 10__3
1оо 1о о1 о1о
1оо 1 оо1о 1о
1оо 1 оо1 о1о
12 3456 78 910
1о о1оо 1о 1о
1о о1оо 1 о1о
1о о1о о1о 1о
1о о1о о1 о1о
1о о1 оо1о 1о
10 01 001 010__12*
1 23456 78 910
1 оо1оо 1о 1о
1 оо1оо 1 о1о
1 оо1о о1о 1о
1 оо1о о1 о1о
1 оо1 оо1о 1о
1 оо1 оо1 о1о
Итого: Первая (ПОЛНОУДАРНАЯ) форма Алкеева 10-сложника, сиреч 4-ст. ДАКТИЛЕ-хореического логаэда имеет 18 МЕТРИЧЕСКИХ вариаций. Отсюда, строка:
Девушка пела в церковном хоре
это ТРЕТЬЯ метрическая вариация Алкея_10, а другая его строка:
Будто луна на большой поляне
являет собой его ДВЕНАДЦАТУЮ метрическую вариацию.
Вы заметили, кстати, что не смотря на гуляние НОЛИКОВ_о -- безударных интервалов, ЕДИНИЧКИ_1 -- удары, всегда сохраняют свой статус-кво на местах 1-м, 4-м, 7-м и 9-м? Заметили? Вот и славненько. И надеюсь, вы понимаете, что все эти метрические вариации принадлежит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО шагу метра Алкея? И что, при необходимости, только ОДНА -- ПЕРВАЯ ВАРИАЦИЯ разобьёт все остальные? Понимаете? Ну это на тему, кто не понимает насколько важна СТОПА. Которая, кстати, наверняка была извлечена ИЗ УДАРНОСТИ любого Размера. Почему? Потому что, ещё раз повторяю, нельзя никакой стих называть ударным. Будь то Ямб или Алкей. Например такой Я5:
Переосмысленный на вещи взгляд
12345678910
ооо1ооо1о1
12 | 34 | 56 | 78 | 910
оо | о1 | оо | о1 | о1
Какая по счёту форма Я5 не помню, но то что она 3-ударная (с двумя пиррихиями на 1 и 3 месте) -- ясно. Удары располагаются на 4, 8 и 10 слоге. Все удары на ЧЁТНЫХ местах. Значит это Ямб. И к бабке не ходи. Но, для тех кто в танке, рисую более подходяще:
Пере`осмы`сленны`й на ве`щи взгля`д
12345678910
о1о1о1о1о1
12 | 34 | 56 | 78 | 910
о1 | о1 | о1 | о1 | о1
Это СТУПОДОВО 5-ст. Ямб.
~
Теперь Алкей с Трибрахием первой Стопы:
Переосмысленный взгляд на вещи
12345678910
ооо1оо1о1о
123 | 456 | 78 | 910
ооо | 1оо | 1о | 1о
Вот поэтому и нельзя называть стихи ударными...
Если только вы не в том же пресловутом танке. Специально для таких вот вас:
Пе`реосмы`сленный взгля`д на ве`щи
12345678910
1оо1оо1о1о
123 | 456 | 78 | 910
1оо | 1оо | 1о | 1о
И да, такие вот, вы, -- вам всё можно! -- можете определять, называть, кумекать и даже пальцами в небо грозиться, -- как вам угодно и когда вам будет это угодно. Главное, не корите меня за пе`ре`осмысленность и не забывайте показывать всем и вся, и всюду как вас уважает маленький рихорд. Договорились? Дадим бой академикам?! Долой академиков! Вот и славненько.
Ну и в подарок вам, пару слов о метрических вариациях. Собственно, именно отталкиваясь от них или в расчёте на них -- и пишутся стихи. При этом, как вы понимаете, -- соблюдая правильную ударность. Если вы пишете Силлаботонику и правильную Силлабометрику. Стопы же символизируют собой название Метра, и полный охват Его Размера. И, в который уже раз повторяю: ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. Возвращаясь к метрическим вариациям, подчеркну: при ОПРЕДЕЛЁННО-УДАРНОМ строе -- идущем на всё стихотворение, -- многие начинающие поэты, научившиеся, вот так вот, правильно ходить, в тоже время -- зачем-то -- не совсем ясно услухивают их взаимодействие. Но, я уверен, что даже многие из них не соединят вместе 3 и 18 метрическую вариацию Алкея:
Девушка пела в церковном хоре
Эй Дионис покажи Адонис
МЕТРИЧЕСКАЯ СХЕМКА
123 45 678 910
1оо 1о о1о 1о
1 оо1 оо1 о1о
1 234 567 8910
Как вы видите, впрочем, -- о чём это я? -- как вы слышите, это не совсем удачное взаимодействие. Оно слишком контрастное. Хотя, кто его знает, некоторые поэты, наверняка смогут найти выход и из этой ситуации. Да. Но. Если у кого-нибудь это получится или кто-нить это у кого-нибудь увидит -- такие вот контрасты -- вне зависимости в какой системе стихосложения, находящиеся -- ведь сами понимаете первые и последние метрические вариации Метра, существуют лишь, як пол и потолок вместе, поэтому... -- вобщем, если найдёте или сами напишите так, -- пол0потолком, обойдясь без лестниц и прочих разновидностей лезущего инвентаря, то непременно дайте мне об этом знать, договорились? Только это, давайте без шлемофонов тоже, да? Супер! Тогда я на вас расчитываю.
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:27 Заявить о нарушении
~~~~~
Теперь же хочется сказать пару слов о взаимодействии Ямба и Амфибрахия. Точнее о взаимодействии Я4 и Ам4:
12345678
о1о1о1о1
о1оо1оо1оо1о
Как видите, при совпадении двух ударов на 2 и 8 месте, вроде бы это возможно. При условии полноударной формы Я4. Интересно, а если посмотреть на схемки Ам4 и Ямбического диметра? Давайте посмотрим:
12345678
о1о1оо1о1
о1оо1оо1оо1о
Совпадение ударов уменьшается до одного -- 2 места, -- но, последний удар ЯД стал ближе к последнему удару Ам4. Да! Вспомнил. Взаимодействие Д4 с Я4 и ЯД:
1оо1оо1оо1...
о1о1о1о1
о1о1оо1о1
Здесь, обратная картина. Взаимодействие Д4 и ЯД предпочтительнее. Правда, я ни разу не наблюдал картины Д4 и Я4. И это касается Д4 и Я4. Впрочем, я мало читал классики. Если у кого есть -- присылайте. А вот взаимодействие Ам4 и Я4 мне посчастливилось найти. С чем я хочу и поделиться с вами:
Памяти А. К. Герцык
Играй, Адель, Не знай печали.
Пушкин
И голос окликнул тебя среди ночи,
И кто-то, как в детстве, качнул колыбель.
Закрылись глаза. Распахнулись очи.
Играй, Адель! Играй, Адель!
Играй, Адель! Не знай печали,
Играй, Адель, - ты видишь сны,*
Какими грезила в начале
Своей младенческой весны.
Ты видишь, как луна по волнам
Мерцающий волочит шарф,
Ты слышишь, как вздыхает полночь,
Касаясь струн воздушных арф.
И небо - словно полный невод,
Где блещет рыбья чешуя,
И на жемчужных талях с неба
К тебе спускается ладья...
И ты на корму, как лунатик, проходишь,
И тихо ладьи накреняется край,
И медленно взором пустынным обводишь
Во всю ширину развернувшийся рай...
Играй, Адель! Играй, играй...
(София Парнок.)
*
До этого момента просто замечательно. Дальше я упал**. Почему? Ну а как тут не упасть? Когда после Диметра Я4* пошёл Я4 с Пиррихием 3 Стопы¤:
Играй, Адель, - ты видишь сны,*
Какими грезила в начале¤
Своей младенческой весны.¤
Честно сказать, не айс, даже с учётом контекста.
**
Касательно же падения, то в данном случае, я имел ввиду мгновенное узнавание, после прочтения этой строки, и с тем понимание -- очередное -- непригодности самой распространённой 4-й формы о1о1ооо1 Я4. Я так понимаю, она хороша лишь для Я4. Но ни для ЯДа она -- не подходит, ни для Ам4, и даже с Диметром Я4 может идти вразрез.
Да, и я надеюсь вы поняли, что Я4 и Диметр Я4, это равно, лишь -- Метрически:
о1о1о1о1
о1о1о1о1
И я так понимаю, что именно Диметр Я4 может взаимодействовать с Ам4.
Но лучше всё таки с Ямбическим диметром:
И голос окликнул тебя среди ночи,
И кто-то, как в детстве, качнул колыбель.
Закрылись глаза. И распахнулись очи.
Играй, же Адель мне! Играй, Адель!
Играй, Адель мне! Не знай печали,
Играй, Адель,- ты же видишь сны,
Ты грезишь, нет? тогда в начале
О, спой же юность моей весны.
Ты видишь, нет? луна по волнам
Мерцая в небе влачит свой шарф,
Ты слышишь, нет? вздыхает полдень,
Касаясь струн и воздушных арф.
И небо — словно был полный невод,
Где блещет, чья же? твоя чешуя,
И там в жемчужных талях с неба
К тебе спустилась с небес ладья…
Ты на корму, как лунатик, входишь,
И тихо её накреняется край,
И медленным взором пустынным водишь
Во всю ширину развернувшийся рай…
Играй, Адель мне! Играй, играй…
Да. При одном совпадении ударов ЯД и Ам4, против двух ударов Я4 с Ам4, мне совершенно ясно, что ЯД и Ам4 ритмически, -- предпочтительнее. В разы.
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:29 Заявить о нарушении
Ну и напоследок, -- стихи, написанные Хореическим и Ямбическим диметром, -- без комментариев.
~~~~~
1 ХОРЕИЧЕСКИЙ ДИМЕТР, -- сиречь, ГЛИКОНЕЙ...:
Пиво - мерзкое. Дева - дерзкая... (Борис Панкин)
http://www.stihi.ru/2011/06/18/115
Пиво - мерзкое. Дева - дерзкая.
Из колонок фонит попса.
Мимо станции "Пионерская"
на таксо проезжаем. Сам
я не сильно в хлам - как бы датый я.
Дева, в сущности, в уматень.
Мы с ней странствуем сутки пятые,
что-то празднуем пятый день.
Знать бы что, к чему эти ралли нам,
в сизых сумерках городских.
Крепко кралю обняв за талию,
контролирую нас двоих.
Вот доедем до Комендантского,
купим водки в ночном ларьке
да шампанского - будем пьянствовать
до паралича в мозжечке,
до нирваны по всем параметрам,
до мерцающих миражей,
чтобы утром, очнувшись замертво,
ни о чём не жалеть уже.
17.06.2011
~~~~~
2 ЯМБИЧЕСКИЙ ДИМЕТР...:
Среди застенчивых малолеток (Саша Бест)
http://www.stihi.ru/2014/08/31/2577
Среди застенчивых малолеток
Печаль на пике кого ни спросишь.
Все пьют по горсти цветных таблеток.
Ведь так положено – в мире осень.
И вне зависимости от пола
У них по осени едет крыша.
И если злятся, то по приколу.
А нужно падать, так лезут выше.
И по балконам высоток тихо
Смакуют тонкие сигареты
В своей среде нарочито дикой.
И мне отчасти понятно это.
И томным барышням на заметку
Побуду чуточку откровенным:
Не говорите мне о таблетках
Вся осень вводится внутривенно.
30.08.14
~~~~~
3 ДВОЙНОЙ ЯМБИЧЕСКИЙ ДИМЕТР...:
Улыбка солнца (Разгадаев)
http://www.stihi.ru/2014/09/26/6378
в плену душевных переживаний улыбку солнца ищу на небе
печальный узник своих желаний я день приравниваю к неделе
из хмурой тучи над сердцем ливень его назначили мне по средам
а в дни другие я сам бессилен хандре осенней навеки предан
в толпе счастливых я незаметен бредущий в поисках лучшей доли
нас невидимок полно на свете мы страхи наши не побороли
не дотянуться до звёзд руками не переплыть океан без вёсел
оберегая свой мир мечтами мы ждём коротких душевных вёсен
в игре словами с неточной рифмой переживаю минуты сплина
вернутся боли опять и их мы смиренно примем ссутулив спину
но на колени ещё не пали надежда яркие шлёт открытки
на них мы солнца отыщем смайлик.
в попытке.
~~~~~
4 ДВОЙНОЙ ХОРЕИЧЕСКИЙ ДИМЕТР -- сиречь ДВОЙНОЙ ГЛИКОНЕЙ...:
Нефилим (Саша Бест)
http://www.stihi.ru/2015/09/08/7873
Эти строки сквозь расстояние бьют больней, чем любой кастет.
Ненавижу твое сияние в незаконченной пустоте
Мрачных мыслей свободных волей. Я сегодня один из них.
Отдаюсь без остатка боли мертвой сталью чужой резни.
Белолицый бесстрашный демон. Мой отверженный нефилим.
Что нам тело, коль это тело вмиг сломалось под возглас «пли».
И, не зная объятий лета, я спиной окунаюсь в снег.
Сделать выбор не в пользу света убивает тебя во мне.
И не то, чтобы наболело… Скорбь пульсирует, но зато,
Расплескавши бордо на белом, распускается мой цветок.
Взгляд твой словно стальные иглы «Дай мне руку, сильней держись»
Нам бессмертным, такие игры, невзначай продлевают жизнь.
И сжимая твои ладони, делать выбор, едва дыша -
Целоваться с тобой в истоме или пальцы на горле сжать.
Позабыть, кем все время был я, чтобы стать тем, кем я хочу,
Я взмываю на сильных крыльях, чтоб от боли лишиться чувств.
Жизнь, порой, ничему не учит неразумных своих детей -
И теперь на крылах могучих в солнцем сломленной темноте,
Обхвативши тебя руками, на груди твоей мирно спать.
Чтобы снова с тобой врагами… чтобы снова врагами стать.
08.09.15
~~~~~
На этом, пока, всё.
Рихард Мор 2 04.10.2015 16:31 Заявить о нарушении
Желаю успехов!
Оракул Дианы 05.10.2015 03:52 Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Оракул! Терпения мне не помешает.
Рихард Мор 2 05.10.2015 11:28 Заявить о нарушении