Выхожу один я на дорогу...

           " Выхожу один я на дорогу. Предо мной кремнистый путь блестит.

             Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу. И звезда с звездою говорит ".
      


       Я с давних пор люблю эти волшебные и в то же время такие простые строки

Михаила Юрьевича Лермонтова. И с тех самых пор и до сего времени я так и не

могу понять, как человеку, пусть и гениальному поэту, удалось сказать

поэтическим языком что либо подобное этой молитве об одиночестве, но   


не безысходном, а светлом и щемяще грустном. Это одно из самых проникновенных и

философских стихотворений Лермонтова написано им в 1841-ом году на Кавказе, за

месяц до его гибели на дуэли.


       Произведения Лермонтова чрезвычайно музыкальны и вдохновляли и

вдохновляют не одно поколение композиторов. Вспомним хотя бы гениальный вальс

Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад". Так и " Выхожу один я на дорогу"

послужило основой для создания более 20 песен и романсов русских и советских

композиторов, дошедших до нашего времени. Но лишь одно из этих произведений

сегодня настолько известно, что считается народной песней. А между тем у неё

есть автор и этот автор- женщина Елизавета Шошина. У знаменитого австрийского

писателя Стефана Цвейга в серии " Звёздные часы человечества" есть

рассказ "Гений одной ночи" , повествующий о судьбе малоизвестного офицера

времён Великой Французской буржуазной революции, скромном поэте и композиторе

Руже де Лилле, в одну ночь сочинившим походный марш солдат Рейнского полка,

уходящих в бой с австрийцами.  Этот марш стал гимном Франции и под



названием "Марсельеза" и сегодня, более чем 200 лет спустя, известен всему

миру.  Судьба Елизаветы Шошиной чем то мне напоминает эту историю.

      Елизавета Шошина родилась в 1805-ом году и прожила долгую почти столетнюю

жизнь(умерла в 1903 году). Вместе со своей сестрой Аделаидой она получила

прекрасное музыкальное образование, обучаясь певческому искусству в Италии у

знаменитой певицы Джудитты Паста. В последствии сёстры успешно выступали в

концертах в России и за рубежом, пока в результате тяжёлой болезни Елизавете не

потеряла голос. С тех пор она начала аккомпанировать своей сестре на концертах

и сочинять песни и романсы. Она известна в мире камерной музыки, но только одно

её произведение исполняется с 1861-ого года и до сих пор, как народная песня, и пользуется

всеобщей любовью и популярностью. "Выхожу один я на дорогу" звучит и как

отдельная мелодия в чудесном исполнении Национального оркестра русских народных

инструментов им. Осипова, и как песня в выдающемся исполнении С.Лемешева,

Б.Штоколова, А.Градского, А.Герман. В этой песне, ставшей народной, музыка достигает

равновеликости с гениальными строками Лермонтова и происходит удивительное

дополнение мужского творчества женским. Так и хочется по аналогии со Стефоном

Цвейгом назвать Елизавету Шошину- "Гением одной песни".

      Иногда, когда я слушаю эту песню, мне почему то приходит на ум сравнение

с " Аве Мария" Франца Шуберта, так молитвенно похожи оба эти выдающихся

произведения. И я бы хотел дожить до того момента, когда под сводами

православного собора в России можно будет услышать это обращение к Богу:

           " Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

             Надо мною сладкий голос пел.

             Надо мной чтоб вечно зеленея,

             Тёмный дуб склонялся и шумел".

     И сегодня над могилой М.Ю. Лермонтова в Тарханах зеленеет могучий дуб-

память о нашем великом поэте- человеке на все времена!

       

          



   
    


Рецензии
Музыка в произведениях Лермонтова...
Музыка и Лермонтов...
Перекличка слышащих в его произведениях эту музыку сфер
услышанных Лермонтовым, тема неисчерпаемая...

Спасибо.

Анатолий Святов   04.10.2015 09:46     Заявить о нарушении
И вам спасибо за прочтение и за хороший текст рецензии

Григорий Варшавский   04.10.2015 10:02   Заявить о нарушении