Николас Гильен. И что ж теперь делать?

Был один лишь выстрел, не более,
но мне оторвало ухо.
Куртка окрасилась струйкою теплой крови.
                И что ж теперь делать?
Ладно. Похоже, есть еще один раненый.
Стало быть, в донесении будет сказано:
"С нашей стороны лишь двое раненых. Убитых нет..."

Как это "нет!" А ухо мое?



Y AHORA?

Fue un balazo no mas,
pero me desprendio una oreja.
La guerrera
enrojecio con la tibieza
de la sangre.
        Y ahora?
Bueno. Parece que hay otro
herido tambien. De modo pues que el parte
dira: «Por nuestra parte
dos heridos apenas. Total, nada...»

Como nada, senor! Pero y mi oreja?


(с испанского)


Рецензии
К сожалению, не могу оценить перевод в сравнении с первоисточником по причине незнания языка. Но при прочтении не остается сомнений, что автор оригинала - латиноамериканец. Ощутима типичная искренность и простота эмоций, даже какая-то подростковость, свойственная этому народу.

Котов Василий   05.01.2023 14:03     Заявить о нарушении
Василий, мне кажется, Вы не поняли: это просто маска: подделывание ("подстраивание") "под".

Насчет искренности - Вы правы; неправы только насчет простоты эмоций: это стереотип лишь. Почитайте его вот это хоть:

http://stihi.ru/2015/10/05/410
http://stihi.ru/2015/10/05/5317

А на эту парочку можете даже песни написать и спеть:

http://stihi.ru/2015/10/04/2070
http://stihi.ru/2015/10/05/6257

И, поскольку Вы любите "фамильные" истории, то листаните не досуге, если не лень, вот эту вот поэмку:

http://stihi.ru/2015/10/05/9654

Но раз пошла такая пьянка)) - и если Вы под "этим" народом имеете в виду вообще всю Лат. Америку, а не только кубинца Гильена, то дарю Вам для прочтения (и как аргумент против "простоты эмоций") (и если уже случайно не прочли раньше) наше с Пасом)) "фирменное" (а он ведь Нобелевку в свое время получил):

http://stihi.ru/2016/02/08/1807

Елена Багдаева 1   05.01.2023 15:33   Заявить о нарушении
Возможно, у меня действительно стереотипное представление о латиноамериканцах. Я ведь сужу в основном лишь по латиноамериканской литературе. Причем, знаком с ней очень фрагментарно. А из живых "латиносов" общался только с троими, и то недолго. Так что - да, вот на основании этого опыта у меня такое представление. Согласен, что опыт мизерный.

По ссылкам загляну.

Котов Василий   05.01.2023 15:37   Заявить о нарушении
Посмотрел. Пока что это не повлияло на изменение моего представления о латиноамериканцах вообще и о кубинцах в частности. Да, чувственно. Да, ярко. Да, эмоционально. Но какой-то особенной духовной глубины, свойственной славянам, или сложной философии, характерной для европейцев, пока не увидел. Может быть, пока. Может, у меня еще все впереди :).

Что до песен - я иногда пишу стихи под чужую музыку. Но музыку предпочитаю сочинять все-таки на свои стихи. Тем более, что как композитор я - посредственность, если не сказать хуже. Просто иногда стихи у меня получаются уже в виде песни. Так что пусть лучше пишут песни на чужие стихи те, кому это дано. Фамильные истории меня интересуют, если они действительно интересны. или если они касаются моей семьи (как, должно быть, и каждого человека). И... мне показалось, или Вы эмоционально возбуждены? Изменился стиль Ваших последних отзывов. Если это так, могу я узнать причину?

Котов Василий   05.01.2023 15:48   Заявить о нарушении
Духовная глубина, свойственная славянам, очень заметна на примере текущей русско-украинской войны. И особенно украинцы отметили для себя нашу русскую духовность - и, впечатлившись, захотели снести памятник Пушкину. Я их понимаю: я бы тоже захотела - на их месте.

А насчет сложной философии, характерной для европейцев, так это - да: я не встречала (пока что; может, попозже встречу)) в стихах у латиноамериканцев трактовки, к примеру, нравственного императива Канта (не говоря о всём прочем европейском). Ну так у них нет (в смысле: я пока не видела)) и китайских философских глубин, и буддийских с индуистскими и синтоистскими, и всех прочих восточных. Но, подозреваю, им и не надо (в смысле - не ощущают необходимости "в"). И Канта с Кьеркегором и всеми остальными они Европе уступили (хотя сами - наполовину европейцы), а себе оставили что попроще.

Василий, а эмоционально Вы как раз меня возбудили: я вообще девушка эмоциональная (иногда бываю): иначе зачем же я стала бы латиносов переводить-то??

Елена Багдаева 1   05.01.2023 17:14   Заявить о нарушении
Ну, слава Богу, хотя бы еще не совсем разучился идентифицировать эмоциональное состояние людей :). Хотя и не понимаю, какова тут может быть моя роль? Вы так отчаянно бросаетесь в атаку, как будто я Вас чем-то задел. А мы ведь всего лишь обсуждаем некие литературные тонкости... неужели это - настолько острая тема для Вас?

И с чего вдруг Вы решили переключиться на политику? И какое отношение имеют текущие трагические события к национальным особенностям искусства разных народов?

И... у меня такое ощущение, будто Вы подозреваете меня в негативном отношении к латиноамериканской литературе или в ее принижении? Но у разных наций действительно есть свои нюансы в искусстве. Прежде всего - это разные задачи. которые перед ним ставятся. Для французов, например, искусство несет в первую очередь развлекательную роль, источника удовольствия. Поэтому им нет равных в легком жанре. И все прочее искусство у них (в основной массе)более поверхностно, чем у других наций. Искусство востока больше связано с религией. Славяне - где-то посередине. Поэтому славянское искусство более ориентировано на духовные материи - идеологию, убеждения, рефлексию. Это - не хорошо и не плохо. Это - просто национальная особенность.

Латиноамериканское искусство, мне кажется, ставит перед собой в основном задачу познания чувственной составляющей, при этом наделяет телесную и эмоциональную жизнь мистической составляющей. Мне кажется, это результат - некой стихийной смеси средиземноморского искусства, берущего корни из эллинского гедонизма, обожествления плотской жизни, и индейского архаического мистицизма. Эдакий гимн чувствам получается. Иногда - диким, почти животным, иногда - возвышенным, но всегда - зашкаливающим.

А спорить, какое искусство более ценно - славянское или латиноамериканское - все равно что сравнивать вечернее платье и спортивный костюм. У них разные назначения просто.

А что Вы эмоциональная девушка - это хорошо! Мне нравятся горячие девушки. Это очаровательно. Я им даже прощаю выход за рамки этики общения:).

Котов Василий   05.01.2023 18:23   Заявить о нарушении
Нашел Вас на прозе. прочитал пока только одну вещь. Знаете, очень понравилось! Вот честно-честно. Может, туда перейдем - продолжать разговор? Если, конечно, Вам еще не надоело :).

Котов Василий   05.01.2023 18:49   Заявить о нарушении
Насчет политики - потому что вся "духовность" так наз. и вылезает наружу именно в политике (тоже так называемой).

А в атаку я бросаюсь, наверно, в пику Вам: Вы так плавно всё излагаете!)).- Т.е. для равновесия: чтоб не было перекоса)). Но лит. темы для меня вовсе не острые, а скорее даже - "тупые" ("закругленные" т.е.). Острые темы - это как раз славянско-русская духовность в сочетании с обстрелами Киева и Львова (хоть я и ни разу не украинка).

И я вас, клянусь, ни в чем таком плохом не подозреваю (в отношении Лат. Америки): как можно в этом подозревать человека, кот. настолько правильно и плавно всё излагает?)). - Я бы так не сумела, вот я Вам и завидую просто. Поскольку умею лишь хоть как-то перелагать лишь чужие мысли и слова - за неимением собственных.- Правду говорю! И спасибо, что Вы меня прощаете.- не очень понимаю, за что, но - спасибо. Я сама люблю всех прощать)).

Насчет вечернего платья и спортивного костюма не соглашусь: конечно, веч. платье лучше, но вряд ли оно потянет на европейскую философию)).

А обсуждать прозу мне неохота, если честно. Хоть автор - и лучший стилист Испании 20-го века (как пишут). Что её обсуждать-то? Она вся как на ладони (по кр. мере, я старалась, чтоб она хоть слегка таковой и осталась на РЯ).
И вообще - я "малые формы" более люблю (стихи, т.е.) - за то, что короткие)).

Елена Багдаева 1   05.01.2023 19:37   Заявить о нарушении
Прошу прощения, я не понял, что Вы имеете в виду "духовность" в кавычках и так называемую. Я-то употребил это слово в прямом его значении. А Вы, как я надеюсь. уже достигли того возраста, чтобы допускать употребление таких слов как духовность, любовь, нравственность - без сарказма? Если не всегда, то хотя бы иногда?

Что Вы делаете что-то в пику мне - это прекрасно! Еще прекраснее, что в этом открыто признаетесь :). Это просто завораживает...

Подозревать можно кого угодно и в чем угодно. От подозреваемого сие совершенно не зависит :))).

Знаете, почему-то не сомневался, что Вы предпочтете вечернее платье спортивному костюму :). Хотя он может стоить дороже платья и быть лучше по качеству. Но он Вам просто не нужен. Верно? А я бы независимо от стоимости выбрал спортивный костюм. Потому что... ну, понимаете, я просто не ношу вечерних платьев, они мне не очень идут :))).

Мне, безусловно, было бы интересно обсудить прозу лучшего стилиста Испании (это всяко более достойное и приятное занятие, чем обсуждать политику, не будучи в ней специалистами). Но желание дамы - закон :). Заставить даму скучать - последнее дело! Значит, решено - остаемся здесь. Будем обсуждать малые формы :).

Котов Василий   06.01.2023 00:41   Заявить о нарушении
Вася, Вы - болтун, мне Вас не переболтать, даже нечего и пытаться)).

Но относительно духовности могу сказать, что я как раз достигла возраста, когда уже могу говорить о ней с сарказмом (хотя вряд ли это сарказм,- она, в её нынешнем русско-военно-патриотическом изводе, красиво выражаясь, не достойна сарказма: он для неё слишком тонкая материя; для неё, духовности этой, надо бы чего-нить потяжелее, подальнебойней - чтобы её слегка поумерить).

Елена Багдаева 1   06.01.2023 02:20   Заявить о нарушении
Значит, время всерьез подумать о душе еще не пришло... с одной стороны настораживает, с другой - радует. Значит, ощущаете себя еще достаточно молодой, с хорошим запасом времени.

Не грузитесь насчет моей болтовни. Я просто печатаю со скоростью устной речи, даже быстрее, но если утомил мой "поток сознания" - так и скажите. Если хотите, буду писать комментарии в форме свободного стиха... или не свободного - как Вам больше нравится :). Даже в форме рэпа могу попробовать, хотя и не уверен в успехе :))).

Котов Василий   06.01.2023 11:44   Заявить о нарушении
Учитесь у Оксимирона (хотя он тоже уже отъехал - от нашей российской духовности куда подальше).

Елена Багдаева 1   06.01.2023 22:07   Заявить о нарушении
Э-э-э... я сказал, что могу попробовать и не уверен, что получится. Но это не значит, что я хочу учиться рэпу :)). Я люблю пробовать что-то новое. Но нередко - лишь из любопытства.

Котов Василий   06.01.2023 23:51   Заявить о нарушении