Трактатъ
Заходил он на почту редко. Открывал арендованный абонентный почтовый ящик раз в месяц, и то лишь для того, чтобы почистить его от рекламных буклетов и объявлений, которыми забивали ящик люди примитивно мыслящие, цель существования которых на этой земле сводилась к материальному обогащению.
Вот и сегодня, выгребая из своего почтового ящика красочную макулатуру, он заметил белый конверт, аккуратно подписанный женским почерком и с обратным адресом. Он вскрыл конверт. Писала женщина, он не ошибся. Пробежав глазами текст, он понял, что письмо адресовано было не ему, а, видимо, тому владельцу абонентного ящика, который арендовал его прежде.
И уже хотел было выбросить это письмо вместе с прочей корреспонденцией, но подумал: а может, неслучайно попало это послание чьей-то души к нему, может судьба перенаправила эту эпистолу в его руки, дабы он принял участие в чьей-то доле, изменив её к лучшему? Письмо было следующего содержания:
«Здравствуйте!
Я прочитала Ваше объявление в газете и решила написать. Немного о себе: меня зовут Карина, фамилия Скубина. Мне 37 лет. Живу я в центре, в уютной квартире. У меня есть дочь. Её зовут Варвара. Ей уже 8 лет. С момента рождения дочери, я нахожусь в разводе. Помогает мне воспитывать дочь — моя мама. По специальности я — бухгалтер-экономист. Закончила в 1999 году институт. По характеру я — человек весёлый, целеустремлённый, добрый и очень нежный. У меня стройная фигура, рост 1 м. 62 см., вес 52 кг. Иногда занимаюсь утренними пробежками, нравится танцевать, плавать. Я — современная женщина, люблю модно одеваться.
В жизни, после неудачной семейной жизни, мне хочется встретить своего единственного, любимого человека. Вообще мне хотелось, чтобы этот человек стал хорошим отцом для моей дочери, а для меня другом, мужем и любовником в одном лице. Я надеюсь, что так и будет.
Последний год я прожила в Праге. Жила и работала. Была в Варшаве. Встретила много доброжелательных людей. Увидела и влюбилась в красивейший город в мире — Прагу. Но пришло время, и я возвратилась домой. Очень сильно соскучилась по своей дочери. Разлука с ребёнком — это невыносимо.
Но вот я немного рассказала о себе. Если Вас заинтересовало моё письмо и возникло желание со мной познакомиться поближе, то позвоните мне по телефону: 52-12-33. До свидания. Карина».
Звонить он не стал; всего по телефону не скажешь. А вот письмо написать — это совсем иное дело. Идя домой, философ мысленно набрасывал ответы на вопросы письма незнакомки. И как только вошёл в свою квартиру, тут же сел за письменный стол и стал писать ответное письмо. Начав с придуманного ещё по дороге к дому эпиграфа, он поздоровался в письме, как того требует этикет эпистолярного жанра, представился кто он и в двух выражениях описал, как к нему попало её письмо, затем вывел название первой главы.
Прошло трое суток кропотливой работы. К концу третьего дня письмо превратилось в трактат нижеследующего содержания. Дабы нам, достопочтенный читатель, не потерять ход витиеватых мыслей философа, не станем прерывать его авторскими ремарками и приступим к чтению этого непомерно длинного, но весьма нравоучительного и полезного для пытливых умов письма.
…Чистое поле,
Доброе семя,
Кто поле сеет,
Тот разумеет.[1]
Здравствуйте, уважаемая Карина!
(к сожалению, отчества своего Вы не указали)
Пишет Вам незнакомый человек. Друзья величают меня исконно по-русски — Любомудр. В былые времена на Руси так прозывали того, кого нынче называют философом. Я получил Ваше письмо «случайно». Предыдущим владельцем почтового ящика, которым распоряжаюсь я, был некто, кто публикует в газетах брачные объявления. Как правило, подобная корреспонденция отправляется мной в урну для мусора. Но, прочитав, что Вы окончили в 1999 году институт, я подумал: ничто не мешает двум образованным людям побеседовать в письмах на актуальную тему. И, памятуя добрую французскую пословицу: «Каждое письмо стоит ответа», — решил написать Вам.
Это письмо своего рода proffession de foi[2], потому будет много цитат из классиков, масса отступлений и сносок на признанные умы. Но, для человека с высшим образованием, думаю, данное письмо не покажется сложным. С целью облегчить чтение, я разбил его на несколько глав и снабдил переводом на русский язык иностранные слова и выражения. Надеюсь, в моих мыслях на темы счастья, семьи и брака Ваша деятельная душа и пытливый ум отыщут своё жемчужное зерно.
I. СЧАСТЬЕ ТИХОГО ОМУТА
В Москву, на ярмарку невест![3]
А. С. Пушкин
Не знаю, возможно ли найти своё счастье на газетной полосе в рубрике объявлений, но лично я никогда не занимался подобного рода поисками. Я не склонен к эвдемонизму[4], который в большей мере присущ женскому полу, чем мужскому. Эти холостяки-бедолаги видимо и не подозревают, что выставлять себя с аукциона не пристало истинному мужчине. Писать в газеты и пассивно ожидать, когда же на закинутый тобою крючок клюнет очередная голодная рыбка, согласитесь, далеко не мужское дело. Суть мужчины в его социальной активности, в той духовной здоровой силе, на которой зиждутся все человеческие достижения века сего: наука, искусство, религия, — весь наш духовно-социально-технический потенциал. В средние века мужчина покорял сердце женщины ратными подвигами и рыцарской честью. Рыцарь нашего века — личность! — человек во всех отношениях развитый, образованный одухотворённый; тот, кто движется к поставленной в жизни цели, кто не останавливается на достигнутом; тот, кто стоит на порядок выше прочих. Но если мужчина оказывается вне этого бурного потока жизни, если он в силу каких-то причин опустился камнем на дно, то о каком супружеском счастье он может мечтать? Разве что, соединившись с такой же, потерянной для мира и бога душой, влачить в донной тине остаток дней своих.
Кто виноват, что много потерянных душ и так много проблем в нашем обществе? Одна из причин — поголовная безотцовщина. Мальчики, получившие женское воспитание в семьях, где не было отцов, вырастая, ведут себя как плохие женщины: ленивы, лукавы, лживы, скупы, ревнивы, обидчивы, расточительны, бесхарактерны и трусливы. Не имея за плечами отцовской школы, они сами плохие отцы. И, как правило, они пополняют армию алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, альфонсов. В натуре их «мужских черт столько же, сколько и женских; …на всё пригодные и никуда негодные».[5] Не лучше обстоит дело и с девочками, выросшими в неполноценных семьях и не впитавших в себя правильной семейной модели поведения матери и отца; им не всегда удаётся создать нормальную семью, и они обречены вести трудную жизнь матерей-одиночек. Мальчики вырастают мужами женоподобными, а девочки — «амазонками», происходящими от Ареса[6] и… дисгармонии. Безотцовщина — это бич нашего времени — дань, которую человечество вынуждено платить, отказавшись от патриархальных, многовековых традиций.
В итоге человек без корней, без традиций, без строгих нравов мечется в поисках счастья среди себе подобных, вверяя свою судьбинушку бульварным газетам — бумажным свахам «современного» бездуховного времени. Что найдёт? Что потеряет?
Вот у Вас, как видно из письма Вашего, тоже нет отца, а только мама, которая и помогает Вам воспитывать дочь без отца — замкнутый круг.
II. О МОДЕ И СОВРЕМЕННОСТИ
Жизнь есть источник радости; но всюду,
где пьёт толпа, все родники бывают отравлены.[7]
Ницше.
Вы пишете: «Я современная женщина, люблю модно одеваться».
«Модничанье есть страх показаться оригинальным, — говорит Ницше, — следовательно, недостаток гордости…».[8] В этих словах философа большая доля правды, ведь тот, кто следует моде, попросту боится глаз окружающих, боится быть не таким как все, боится оказаться «белой вороной»; мода это страх выпасть из толпы. Словарь гласит: «Мода — постоянно изменяющееся направление вкуса в области повседневной жизни, идей и внешнего выражения их, в зависимости от прихоти дня, изменчивости настроения». Следовательно, мода не что иное, как дань изменчивости настроения и прихоти дня. А всякий модный не более чем экспонат, выставленный на суд посредственности. Мода — монета фальшивая, тогда как природная непосредственность — чистое золото.
«…Я вспоминаю красивых женщин, — пишет Жан де Лабрюйер, — которые тем пленительнее, чем меньше заботятся о своей прелести».[9] Живущий с оглядкой на моду, на мнение окружающих, не имеет в себе той уникальности, той неповторимости, свойственной одарённому человеку. Быть модной, то есть соответствовать стандарту нынешнего момента, значит, не быть личностью, в истинном значении этого слова. Какая убогость — не иметь собственного лица!
Я же, соглашаясь с классиком, отсылаю всякую моду к бренным старушкам: «Пускай же плетут пустые люди кружева из песку, называемые модою; пускай себе старушки в чепцах и фраках с важностью рассуждают о лучшем способе чихать за обедней и кланяться на выходах…».[10]
* * *
Что значит «современная женщина»?
Современный человек тот, кто живёт согласно настоящему времени — XXI веку — веку электроники, атома, космоса, новейших научных технологий, веку современной литературы, драматургии, искусства… Современным человеком можно с уверенностью назвать того, кто создаёт то, чем живёт человечество; и нельзя назвать современным того, кто является всего-навсего потребителем. Ведь и австралийские аборигены сегодня с успехом пользуются мобильной связью, и нынешние дикари влажных лесов Амазонки с любопытством рассматривают свои физиономии в зеркале, не имея даже понятия, как и где оно было сделано. И от этих людей века каменного мало чем отличается наш обыватель, смотрящий часами в экран своего телевизора; при этом ни в электричестве, ни в электронике, ни в телевидении ничего не смыслящий. Потребительство в чистом виде — паразитизм.
Человек современный это, прежде всего, личность, то есть тот, кто способен созидать новое на высоком уровне. Личность и неповторимость — это почти синонимы. Ещё Бальзак заметил: «…Каждое мгновение нашей жизни мы — новые существа, неповторимые, без всякого сходства с нашим «я» будущего и с нашим «я» прошлого».[11] Но как ничтожно мало в мире людей, способных осознавать свою уникальность! И как мало в мире по-настоящему современных людей! Так было до нас, так будет и после. В истории масса тому примеров: Джордано Бруно — был уникальным и современным Человеком, но… немодным — белой вороной в стае чёрных. За это модные и «современные» сожгли его на костре святой инквизиции. Время расставило точки над «i», и мы видим, кто современный, и кто дикарь.
Масса людская по своему интеллектуальному, нравственному и духовному уровню далеко отстоит от уникальности, не принадлежа ни какому из трёх времён: ни прошлому, ни настоящему, ни грядущему; люди толпы — люди без времени, ибо толпа во все века одна и та же. Panem et circenses![12] — требует она из века в век; покой и сытость — её девиз.
III. ОБЩЕЖИТИЕ ИЛИ СЕМЬЯ?
Между ними нет ничего общего — ни супружеского ложа,
ни стола, ни даже имени: по греческому или
по римскому обыкновению, у каждого своё.[13]
Жан де Лабрюйер
Наряду с поголовной безотцовщиной, о которой я говорил выше, существует другая проблема, создающая дисгармонию в семьях; это идея брачного равноправия и отсутствие половой чести. Чтобы быть более понятным, приведу отрывок из книги Артура Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости». В четвёртой главе, высказывая суждения о разных видах чести, автор пишет о половой:
«…Всякая честь основана, в конце концов, на соображениях целесообразности. — По своей природе половая честь разделяется на мужскую и женскую. <…> Женская честь несравненно важнее мужской, так как в жизни женщины половые отношения играют главную роль. Женская честь заключается во всеобщем мнении, что девушка не принадлежала ни одному мужчине, и что замужняя женщина отдавалась лишь своему мужу. Важность этого мнения обуславливается следующим. Женский пол требует и ждёт от мужского всего, чего он желает и в чём нуждается; мужчины же требуют от женщин прежде всего и непосредственно лишь одного. Следовательно, надлежит устроить так, чтобы мужской пол мог получить от женского пола это одно не иначе, как взяв на себя заботы обо всём и в частности о рождающихся детях; на этом порядке покоится всё благосостояние женского пола».[14]
Но что мы наблюдаем сегодня, когда эпоха женской эмансипации установила между мужчиной и женщиной жирный знак равенства? Женский пол не хранит своей чести, а мужской, соответственно, не возлагает на себя забот обо всём. Теперь мужской и женский пол тождественны во многом. И требования полов друг к другу вполне идентичные: образование, целеустремлённость, социальная активность, карьера и прочие атрибуты мира сего. И вот, два независимых и почти во всех отношениях уравненных человека — мужчина и женщина — создают союз, именуемый по старинке «семьёй». Этакий анклав двух равноправных, хотя и разного пола, независимых друг от друга граждан. И это уже не семья в её истинном смысле, а… общежитие, в котором всё общее: общее жильё, общий бюджет, общий стол, общая постель, общие дети… Как бы и нет полов: муж не боготворит жену — нету чести; жена не почитает мужа как все могущего своего господина — так как она порой умеет больше него. Нет личностей и нет личностной иерархии. Нет превосходства одного над другим, ибо нечем друг друга превосходить. А там, где нет достойной духовной власти, где нет добровольной зависимости, там беспорядок — анархия. Если в армии, сколь могущественна она б ни была, вдруг наступит равноправие — не будет ни командиров, ни подчинённых, такая армия в считанные дни разложится и перестанет существовать. И если на корабле капитана приравнять к матросу, корабль потерпит кораблекрушение. И государство обречено на гибель, если свергнуты власть предержащие. И в «семьях», где царит равноправие — одна лишь взаимострасть и нет любви. Ведь истинная любовь — это самопожертвование. Тот, кто жертвует (тот, кто отдаёт), всегда стоит выше того, кто принимает жертву (того, кто берёт). Духовная иерархия, духовная взаимозависимость, — а я говорю именно о духовной взаимозависимости, а не о той абсолютной власти, которая выражается в насилии над волей другого и которая убивает любовь, — духовная иерархия создаёт в семье тот извечный порядок, что делает семью прочной. «Если ты любишь, — говорит Иоанн Златоуст, — то должен покоряться тому, кого любишь».[15] Заметьте: бескорыстная любовь родителей к детям это главенство и жертвенность, а любовь детей к родителям — послушание и кротость; измените порядок вещей в обратную сторону, или установите равенство, и неминуемо пожнёте худые плоды. Древняя русская традиция учит жён повиновению мужьям, а последних ответственности за тех, кто им повинуется. Вопрос: где же найти такого мужа — справедливого и любящего, которому можно всецело повиноваться? Ответ: в роду тех, кто живёт духовной жизнью, кто не подвержен соблазнам мира сего, — в роду благородном. Люди высоконравственные и духовные встречаются в жизни, вот только заметить и выделить их из сонма прочих нам не даёт наша собственная бездуховность.
Согласитесь, счастье семейного очага заключается не в степени урбанизации быта (то, что Вы называете «современная» и «живу в уютной квартире»), не в любви к модным шмоткам, не в весёлости и не в стройной фигуре, не в казённом образовании, (которое, в девяноста случаях из ста образованием не является), и не в той или иной профессии; ведь сколько угодно модно одевающихся и живущих в центрах бухгалтеров-экономистов, директоров и прочих начальников, но при этом глубоко несчастных.
Если Вы, Карина, стремитесь быть кому-то женой, то должны разуметь истинный смысл этого слова. Жена — означает помощник.
Помню, один боевой генерал, прожив со своей женой долгую и счастливую жизнь, говорил нам, молодым офицерам: «Не та генеральша, что вышла замуж за генерала, но та, которая прошла с ним тяжёлый путь сквозь года и казармы от лейтенанта до генерала». Потому-то сложно женщине с возрастом стать настоящей женой, ведь «её» лейтенант давно живёт со своей генеральшей — неутомимой и скромной помощницей. Не секрет, что многое в жизни мужчины зависит от его жены: вырастет ли он до президента, или же скатится до алкоголика; ведь, сколько рухнуло судеб мужских по причине глупости и нескромности жён их — рыцари на дуэлях стрелялись, спивались чиновники, директора и полковники, опускаясь на дно, и тогда им было уже не до жён, детей и карьеры. Гамлет даёт совет Офелии: «А если тебе непременно надо мужа, выходи за глупого: слишком уж хорошо знают умные, каких чудищ вы из них делаете».[16]
Вне всяких сомнений, роль жены — роль помощника мудрого.
Иоанн Златоуст поучает: «Итак, если хочешь угодить мужу, украшай себя скромностью, благочестием <…>; — это единственное средство покорить мужей и навсегда. Ни старость не изменяет сей красоты, ни болезнь не повреждает её. Вот красоту тела стирает время и поедает болезнь; но красота душевная выше всех перемен; та и зависть возбуждает, и ревность производит, а сия не подвержена подобным страстям и не знает никакого тщеславия».[17]
И вот ещё одна формула счастья. Как думаете, почему все неиспорченные дети счастливы? Да потому что любовь у детей бескорыстная — жертвенная и, стало быть, благодатная. Дети счастливы, потому что не отделяют мечту от действительности, как это практикуют взрослые; да и сама мечта детская безо всякого умысла и расчёта, без спекуляции. Вот Вы, уважаемая бухгалтер, разве мечтали в детстве всю свою жизнь считать деньги чужие? Нет? Не мечтали? Тогда почему работаете бухгалтером? Ах да, расчёт! ведь плох тот бухгалтер, который не мечтает стать банкиром. Спекуляция духом оказалась превыше чистой мечты. А знаете в чём разница между спекулятивным духом и призванием? Как заметил Жан-Луи Барро[18]: «Одно ведёт нас к обществу потребления, второе — к цивилизованному миру».[19] Об этом стоит задуматься.
* * *
Ни одна из религий не обходит вниманием семейную роль женщины. Например, в буддийском тексте «Ангуттара-никаи» в «Суджата-сутте» Будда говорит:
«…Есть семь типов жён:
— Жена подобная убийце. Она имеет грязные мысли, не уважает мужа и в результате отдаёт своё сердце другому мужчине.
— Жена подобная вору. Она никогда не интересуется, чем занимается муж, и думает только о своих желаниях, мечтая о богатстве. Она растрачивает доходы мужа на удовлетворение своих желаний и таким образом обкрадывает его.
— Жена подобная хозяину. Она бранит своего мужа, пренебрегает своими обязанностями домохозяйки, всегда распекает и оскорбляет мужа грубыми словами.
— Жена подобная матери. Она заботится о муже, словно о ребёнке, защищает его как мать, заботится о его благосостоянии.
— Жена подобная сестре. Она верна мужу, скромно и безоговорочно прислуживает ему.
— Жена подобная другу. Она старается сделать приятное мужу, словно другу, возвратившемуся после долгого отсутствия. Она скромна, ведёт себя правильно и относится к мужу с большим уважением.
— Наконец, есть жена подобная служанке. Она служит мужу преданно и хорошо. Она уважает его, выполняет его указания, не имеет собственных желаний, не жалуется на болезни, не возмущается, всегда старается сделать мужа счастливым».[20]
IV. ФЕЛИЦИТАС [21]
Семь очень весомых факторов оказывают своё влияние на судьбу человека. Вот четыре из них:
— Происхождение. Род, качество породы. Кто предки — благочестивые люди или же алкоголики, преступники, каторжники или учёные, изобретатели? Род аристократический или плебейский? Благородный тот человек, в роду которого сознательно культивировалось благо. Благородство — основа основ. Сюда же относятся дарования и здоровье. Из происхождения вытекает следующий фактор.
— Воспитание. В благородных семьях и неблагородных оно различно. Воспитание определяет место человека в обществе.
— Среда обитания. Она бывает социальная, культурная и непосредственное окружение. Человек с хорошими манерами стремится в среду благовоспитанных людей; плохо воспитанный оказывается в среде себе подобных. Среда предопределяет выбор.
— Выбор. Он осуществляется только в той среде, которой принадлежит человек, и из числа подобных ему.
Такие факторы, как место проживания (центр или окраина), богатство, звание, должность… — являются дополнительными, а не основополагающими в судьбе человека; от них не зависит счастье.
В этом списке происхождение стоит на первом месте, ибо оно суть главное; потому что породу изменить нельзя ни воспитанием, ни образованием, как нельзя выдрессировать пса, чтоб он стал человеком. Каждый благородный человек знает все свои природные привилегии, а неблагородному не понять и толики своих недостатков.
V. ВОЗВРАЩАТЬСЯ — ПЛОХАЯ ПРИМЕТА
Вы жили в Праге, бывали в Варшаве… «Но прошло время, — пишете Вы, — и я возвратилась домой». А куда ж ещё?! Хотя Вы и приводите в оправдание своего возвращения любовь к дочери, на самом деле это не более чем оправдание. Если бы любовь к дочери носила не эгоистичный характер, Вы пошли б на любые жертвы, чтобы любимая Варвара не повторила судьбы своей матери, живя в бездарной стране. О бездарности страны свидетельствует так много: и лётчики-асы, роняющие свои военные истребители на трибуны мирных граждан; и доблестные генералы, случайно сбивающие ракетами пассажирские самолёты; достаточно бросить взгляд на убогую коробчатую «архитектуру» жилых домов, чтобы сделать безошибочный вывод, какого сорта люди их населяют. Благо, Вам есть с чем сравнивать.
Ваше воспитание, образ мыслей и чувств — Ваш менталитет[22] вернул Вас на круги своя. Убогим — убогая страна! и, хорошо там, где их — убогих — нет. Да, кулик не может без своего болота; и человек толпы не может без родной толпы. Один мой знакомый, получив назначение на дипломатическую работу в Париж, первый год провёл в этом сказочном городе в страшной депрессии; не помогло даже присутствие любимой жены. Казалось бы, что ещё нужно для полного счастья: дипломат посольства в Париже, семья рядом, зарплата по российско-украинским меркам огромная и весь мир открыт. Но, с каким удовольствием спустя четыре года он покидал Францию! возвращаясь в своё болото, которое проклинал при этом, на чём свет стоит. Менталитет!!!
У Монтеня есть такие строки: «Сократу сказали о каком-то человеке, что путешествие нисколько его не исправило. “Охотно верю, — заметил на это Сократ. — Ведь он возил с собой себя самого”. <…> …Недостаточно переменить место, нужно уйти от свойств толпы, укоренившихся в нас; нужно расстаться с собой и затем обрести себя заново».[23]
Вот Вы прожили год в Европе и, даже, успели влюбиться в красивый город Прагу. Praha, Старый город, Малостранская площадь, храм святого Микулаша; Влтава с её красивыми мостами, Карлов мост со скульптурами; ворота в Nov; m;sto[24], Starom;stsk; n;mest;[25] со сказочными часами… театры, музеи, выставки… Что можете Вы сегодня сказать о пражской опере, о чешской драматургии, о художниках, галереях, музеях, и библиотеках Праги? И как часто во время мессы завораживали Ваш чуткий слух небесные звуки органа?.. О, если бы жизнь в Европе вдруг изменила бы Ваш образ мышления, мироощущение, мировосприятие, Ваш склад ума и психологию, тогда у Вас — человека целеустремлённого — действительно появилась бы цель; тогда до рутинного привычный ход Вашей жизни изменился бы вдруг и навсегда. Вы слились бы с родственным Вашей душе прекрасным, любимым миром; Вы не вернулись бы в дом своего несчастья; Вы забрали бы дочь и маму к себе, подарив первой счастливое будущее, второй — спокойную и почётную старость.
Но, счастье приходит к счастливым!
Оказывается, можно жить бок о бок с прекрасным, не вбирая его в себя, точно так же, как проучиться в высшем учебном заведении с полдесятка лет, вынеся вместо знаний одну лишь «корочку». Можно сколь угодно долго находиться в окружении учёных людей, оставаясь полным невеждой, подобно той старой уборщице, что двадцать пять лет моет пол в академии, оставаясь уборщицей. Да и может ли человек вместить в себя новое и для него непривычное, если его доверху наполняет такое родное, такое привычное старое? «Свято место пусто не бывает». Ещё Шопенгауэр писал: «Особенно важно в вопросе нашего счастья то, чем наполнено, чем занято наше сознание».[26]
* * *
Возвращение «из стран» это всего лишь иллюстрация моей мысли о том, что человек всегда и во всём возвращается: возвращается к своим прежним мыслям, переживаниям, воспоминаниям… прежнему образу жизни. И это постоянное возвращение к себе прежнему мешает идти вперёд и не позволяет, наконец, стать счастливым по-настоящему. Всякое возвращение — результат многих ошибок (ведь и возвращение блудного сына результат его юных ошибок); ибо кто не ошибается, тот не возвращается.
Кривая несчастливой жизни — блуждание закоулками всепоглощающей суеты. Человек изо дня в день, из года в год возвращается на своё прежнее место и даже считает его уютным. Жизнь по кругу — несчастная жизнь. Мы лишь создаём иллюзию идущих вперёд, ибо взоры наши всегда обращёны назад. И только пути счастья всегда прямы, без возврата к прежнему. Счастье не имеет билета в обратную сторону; счастье уникально и неповторимо! Жизнь есть путь; и лишь тот достигает счастливой цели, кто неустанно движется, не останавливаясь на полпути на достигнутом, не блуждая и не возвращаясь в место, откуда вышел.
В способности замечать в жизни новое и в умении правильно им воспользоваться, в чём бы оно ни проявлялось: в науке, искусстве, творчестве, в повседневных наблюдениях и даже в случае, — и заключается таинство неповторимой счастливой жизни. Для меня получение Вашего письма, письма от человека незнакомого, казалось бы, столь незначительный и почти случайный факт, но я охотно воспользовался этим новым фактом, и, как результат — ряд полезных размышлений и выводов.
Вспомните мудрые строки классика:
«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…»[27]
«…Случай, бог изобретатель…». А сколько прекрасного нового в Природе? Вот уж поистине неиссякаемый кладезь счастья! Хотя для обывателя Природа это не более чем пейзаж за окном, тучка на небе, птичка на веточке, да ещё палатка, рыбалка, пикник и прочая пошлость. Да, сложно несчастному вдруг стать счастливым.
VI. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И УМНОЕ ДЕЛАНИЕ
И всё-таки есть способ вырваться из этого порочного круга непрестанных возвращений: это умное делание или работа над собой. Ведь и жизнь, и судьба, и счастье человека не больше его самого. Каков сам человек, такова и его жизнь, и счастье, и судьба. Но углубляться в письме к незнакомке (да и может ли кто знать другого, когда и себя самого не до конца разумеет) в тему умного делания, нет смысла. Тем более что человек целеустремлённый — Вы ведь считаете себя таковой — знает, что такое работа над собой и знает пути, ведущие к Истине; благо, они не скрыты от человечества.
Причина всех наших бед есть несвобода — служение лжи и неведенье. Из своего духовного опыта знаю: человек, уяснивший себе причину своей несвободы, стремиться избавиться от всего лишнего и ложного в своей жизни.
1-е — не участвовать в том, что чуждо самой Природе и потому ложно. Это все наши перенятые от других дурные привычки, наше безволие перед соблазнами и разного рода соглашательства и искушения. Например, когда мне предлагают голосовать на выборах, я отвечаю: — Я уже сделал выбор в день появления своего на свет — я выбрал Того, Кто выбрал меня — моего Создателя. Он у вас есть в списках избирателей? Нет? Тогда вы не по адресу; ибо кто признал льва царём, тот не выбирает среди шакалов.
2-е — отринуть чужие дела и заниматься своим делом, тем делом, которое кроме тебя никто не может исполнить. Например: написать свою книгу, картину; снять свой фильм, сделать открытие; родить и воспитать своих детей, почитать своих родителей, — в общем, не отвлекаться на чужие дела в ущерб своим, предписанным тебе Родом. Ибо если ты сам свои дела сделаешь абы как или же не успеешь их довершить, то уже никто другой не сделает их, не переделает и не изменит.
3-е — избавиться от всего лишнего: в себе — от банальных и глупых мыслей, от разного рода пристрастий; вокруг себя — от лишних вещей и чуждых духу истины человеков.
4-е — не быть всеугодливым: не подчинять свою жизнь чужому мнению (модность); не угождать глупым прихотям и желаниям посторонних, не ублажать их, будь они даже начальники, не ломать свою жизнь в угоду толпе.
И это всего лишь начало умного делания. Вопрос: Нужно ли это Вам?! Конечно, нет. Согласитесь, Вы сегодняшняя не готовы заниматься сугубо духовными делами, ибо зело[28] рассеяны в пустоте окружающего Вас мира вещей и событий. Вы не в состоянии отказаться от своего душевного рабства: мода, комфорт, работа за зарплату и прочее. И Вы вправе возмутиться: «Как же я буду немодная выглядеть!?» Но, не волнуйтесь, Природа уже делает это за Вас — старухи не бывают в моде. «А кто же будет кормить меня и мою дочь, — спросите Вы, — если я перестану работать за деньги!? Ведь это противоречит здравому смыслу!». И будете правы. Ведь не имея семьи, где бы Вы были матерью и хозяйкой, а муж — добытчиком средств, невозможно жить не работая. Создай Вы семью в семнадцать лет, как того требует Природа от женщины (Ромео с Джульеттой, обвенчались в свои 13 - 14), то сегодня бы не «единственного» искали, а держали бы на руках внучонка. Но Вы свои лучшие годы отдали «образованию», строя карьеру бухгалтера, дабы самой зарабатывать наравне с мужчинами. Что посеяли, то пожинаете.
Но оставим «умное делание» другим. Вас ведь интересует всего-то хахаль (чего уж греха таить?), который в глазах общественности и мамы выглядел бы пристойным мужем и которого Ваша дочь называла бы «папа». Этакий «постоялец в давно опустевшей душе».
«Глубокую истину заметил тот, кто сказал, что женщина, любя впервые, любит любовника, потом уже одну любовь. В первом случае вся она будто поглощена бытием друга, и малейший страх за него, кратчайшая с ним разлука для неё уже истинное бедствие. Во всех последующих любовник для неё уже не предмет, но только средство наслаждения, и, проливая слёзы разлуки, она уже озирается кругом, её сердце, как пустой дом, требует постояльца: любовь для неё уже не страсть, а привычка» (Бестужева-Марлинский). [29]
Потому муж благоразумный не может взять себе в жёны ни разведённую, ни вдову; ибо не будет от такого союза ни благодатной семьи, ни талантливых деток. Это перекликается с темой телегонии, (см. главу IX данного письма). Быть может, Вы скажите, что это всё атрибуты прошлого и в нашем времени они продолжения не имеют. К счастью, это не так. Мне посчастливилось бывать во многих странах и видеть жизнь многих народов, и везде благочестие имеет очень высокую цену.
VII. В ЦЕНТРЕ СУЕТЫ СУЕТ
Живём, родимся с суетою,
Из света с ней выходим вон,
Достигнем роскоши, забавы,
Великолепия и славы,
Пройдём печаль, досаду, страх,
Достигнем крайнего богатства,
Преодолеем все препятства
И после превратимся в прах.[30]
А. П. Сумароков
«Живу я в центре, в уютной квартире», — читаю далее в Вашем письме.
В центре чего? Культуры, науки… или в центре всего мироздания? Ах да, в центре города — в окружении каменных глыб-многоэтажек, больших и маленьких магазинов и снующей, не замечающей Вас равнодушной толпы. Меня всегда поражали новоявленные богачи, строящие себе хоромы в окружении пролетарских лачуг; этакие дворцы на помойке, замки с видом на свалку; но главное — в центре! Сегодня часто можно увидеть, как в пропахших, pardon, мочой подъездах то здесь, то там воздвигаются богато отделанные стальные двери, подобие золотого зуба в гниющем рту — знак локального уюта отдельных граждан на фоне всеобщего обнищания. Да и Ваш «уют» — десяток-другой квадратных метров, заставленные опилочной мебелью и прочим бытовым хламом, железобетонные стены, оклеенные рулонной бумагой, отгораживающие Вас от живого мира и от сотен тысяч других сограждан, столь же уютно ютящихся в подобных клетках — не более чем фантасмагория.[31] Прессованные опилки, тряпки, да железобетон, — вот из этого и ещё множества ничтожнейших пустяков складывается уют убогого обывателя. Днём Вы работаете, как и все, а по вечерам смотрите сериалы по телевизору, мечтая о счастливой семейной жизни: «Эх, заманить бы да затащить в своё гнёздышко мужичка-потешника, чтобы тот "трудился" аж в трёх лицах сразу!». Но вот я задаюсь вопросом: неужели же человек, находясь в окружении этого хлама, да ещё с мечтами о бренном, может быть по-настоящему счастлив?!
Да, стремление к уюту — явный признак наступившей душевной старости. Молодость, она ведь и в тёмном сыром подъезде счастлива; она согласна «на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял».[32] Романтика и уют — вещи диаметрально противоположные, несовместные. Потому некоторым когда за 30 — уют подавай; без него не любится. Любовь юная оттого пылка и бескорыстна, что душа чиста и ещё не пресыщена всяким социальным и бытовым хламом. В народе говорится: «Ешь с голоду, а люби смолоду».[33] В старину «русские женились вообще очень рано; бывали случаи, что жених имел только 12 или 13 лет».[34] И хотя «любви все возрасты покорны»[35], но мир куда более пленён девственными чувствами 14-летнего Ромео и 13-летней Джульетты, чем идиллией 60-летнего Афанасия Ивановича Товстогуба и его жены 55-летней Пульхерии Ивановны Товстогубихи.[36] Любовь что молодость, что здоровье: когда оно есть — человек жизни радуется; а когда болезни обступят — смерть зовёт, чтоб от страданий избавила. Да, Карина, всему своё время: молодости — любовь пылкую, а старости — тапки тёплые. Уют это заменитель, суррогат счастья. Замечено, что всякий человек, перешагнувший век Христа и не накопивший в себе истинных непреходящих духовных сокровищ, стремится заполнить эту брешь внешними атрибутами. Где сокровище Ваше? В уюте каменном — там и сердце Ваше.
Неподдельному счастью необходимы чистота души и достойное её духовное окружение. Что из мира духовного окружает Вас: шедевры живописи, литературы, музыки?.. Каждое ль воскресенье Вы бываете на Природе? Может быть, по вечерам ходите на спектакли? Любите ль классику, или обожаете цирк? Как знать, возможно, вы работаете в театре или в церкви… бухгалтером! как та уборщица в академии.
Нет, не прозябать в центре суеты сует надобно человеку, но находиться в центре духовной жизни! — это главное.
VIII. ОБРАЗОВАНИЕ
Во второй главе я обмолвился, что образование не является основополагающими в судьбе человека и что от него не зависит счастье. Но образование влияет на мировоззрение человека, на то, каким будет его образ жизни и, стало быть, окружение, в котором и предстоит выбирать спутника жизни.
Я имею в виду настоящее образование, то, которое меняет суть человека, сообщая ему новый образ, ибо приближает к Истине, к той первозданности, каким и был задуман человек Природою. Образование открывает перед человеком целостный мир. Человек образованный — значит человек завершённый, приближенный к духовному совершенству. И ещё образование предполагает знание мировой культуры, истории, философии, и доподлинное, углублённое изучение специальности. А далее — научная и творческая работа; человек, не занимающийся ни наукой, ни творчеством, очень скоро утрачивает высшие знания и, по сути, становится необразованным.
Сегодня множество доморощенных институтов, университетов и академий, и в них так много преподавателей, которые не читали Илиаду и путают Афродиту с Афиной; не знают, чему учит пророк Мухаммед в Коране, что говорит Христос в Евангелии, в чём суть учения Будды и о чём повествуют Веды. Многие из них и представления не имеют о ветхой истории своего народа — священном писании славян «Книги Велеса»; а Сварог, Перун, Ярило, Купала… для них всего лишь сказочные персонажи. Не лучше обстоит дело в таких институтах и с дисциплинами по искусству, их просто нет. Когда Вы учились в институте, Вам, преподавали историю искусства — театра, живописи, скульптуры? Читали Вам лекции по античности, народным эпосам? Конечно, нет. Дебет и кредит! — большего знать бухгалтеру не положено. А Вы говорите, что у Вас высшее образование. С таким «образованием» да посещать beau monde[37], где говорить о бухгалтерских книгах и прочих балансах mauvais genre[38]. Согласитесь, человек образованный обязан быть знаком хотя бы с основами мировой духовности.
Вас постигла участь обманутого большинства: окончили институт, изучив специальность, но образования не получили; всё равно, что окончили ремесленное училище (ПТУ). Я пишу Вам это вовсе не для того, чтобы Вы вдруг возгорелись желанием о настоящем образовании и поступили бы в Гарвард, Кембридж, Сорбонну или Московский университет. Я говорю с Вами на эту тему лишь потому, что у Вас растёт дочь; подумайте о её будущем.
IX. ИМЯ, ВОСПИТАНИЕ, ТЕЛЕГОНИЯ… СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Frailty — the name is, women!
Shakespeare
О связи имени, характера и судьбы людям известно давно. В книге «Тайна имени» сказано:
«В имени человека заключены его личность и душа. <…> И если имя влияет и даже определяет линию жизненного пути, значит, наши имена — это не просто слова, позволяющие отличать людей друг от друга, но и нечто более значительное».[39]
Потому у всех древних народов, в том числе и славян, настоящее имя ребёнка держалось в секрете, дабы оберечь дитя от дурного влияния, сбив с толку злых духов. В сборнике М. Забелина «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», изданном в 1880 году, также приводятся интересные сведения:
«У русских долго было в обычае кроме христианского имени иметь еще другое прозвище, или некрещеное имя; обычай этот водился в удельные времена между князьями, которые, кроме крещеного имени всегда имели еще княжее, старославянское. <…> Даже священники носили такие имена. Иногда было по три имени: прозвище и два крещеных имени — одно явное, другое тайное, известное только тому, кто его носил, духовнику, да самым близким. Это делалось по тому верованию, что лихие люди могут делать ему вред разными способами и вообще иногда легко сглазить человека. Поэтому в глазах прикрывались чуждым именем, скрывая настоящее».[40]
Карина — что означает Ваше имя? Не от слова ли «кара» оно происходит? Во всяком случае, имя содержит в себе корень этого страшного слова. «Карина — славянская — богиня плакальщица, сопровождает погребальные обряды, витает над полями сражений, тоскует в местах успокоения усопших вместе с Желей, своей сестрой». Когда нарекали Вас этим именем, вряд ли интересовались его значением и, уж тем более не задумывались о его влиянии на Вашу судьбу. Имя дочери Вашей — Варвара, что в переводе на русский означает «хромая», «ущербная». Понятие «варвары» из того же ряда.
Вопрос: фамилия Скубина — это фамилия девичья, или наследие неудачного брака, головешка сгоревшего счастья? Вспомните роковое имя адмирала Нахимова: как и сам Нахимов сознательно искал смерти на боевой позиции, так и все корабли, носившие впоследствии его имя, покоятся ныне на дне морском. По известной причине никогда не дадут ни сегодня, ни в будущем новому кораблю-гиганту имя «Титаник». Как с пепелища не несут в дом вещей, так и от неудачных треволнений судьбы не привносят в новую жизнь ни отзвука их, ни имени.
«Имя действительно направляет жизнь личности по известному руслу и не даёт потоку жизненных процессов протекать где попало, — говорит священник Павел Флоренский. — Но в этом русле сама личность должна определить своё нравственное содержание».[41] И далее у Флоренского читаем: «Имя — это хрия[42] личного строения. <…> Имя предопределяет личность и намечает идеальные границы её жизни».[43]
Фамилия — это родовое имя. И когда, вступая в брак, женщина берёт фамилию мужа, это знаменует её исход из-под власти отеческого рода и переход под власть рода мужа — её нового отца и отца детей её.[44] Мне известны случаи, когда женщины, находясь в разводе, оставляли за собой родовое имя своего бывшего мужа, чтобы носить одну фамилию со своим и его ребёнком. В такой духовной ситуации, как правило, женщине не удаётся создать новую гармоничную семью, ведь духовно (т. е. фактически) она остаётся женой прежнего мужа, находясь во власти рода его, подобно обвенчанной, которая не может вступить в новый брак, прежде не разорвав венца. Павел Флоренский говорит: «Так, отчество подчёркивает в имени духовную связь с отцом, фамилия — с родом».[45]
Издревле известно, что перемена имени, фамилии или отчества влекут за собой изменение судьбы человека. В церковной практике и поныне существует строгое правило замены родового имени при постриге в монашество или рукоположение в высший духовный сан. Ведь человек не может жить новой жизнью со старым именем, которое связано с множеством старых событий, а то и бед-злоключений; приняв же новое имя, он начинает жизнь с чистого листа.
Тайны значения имени и его влияния на судьбу человека касались мыслители разных веков. Уникальное имя, нераспространённое и благозвучное (в разных странах одно и то же имя проявляет себя по-разному), свойственное только данному человеку, пророчит ему и судьбу уникальную, не как у всех. В пользу этого утверждения красноречиво свидетельствует опыт людей творческих: от правильности выбора псевдонима зависит не только жизнь и слава творений, особенно в начале творческого пути, но и судьба самого автора.
Ваша подпись одним только именем, без отчества — что более подходит несовершеннолетней девочке, но никак ни женщине, имеющей образование и пользующейся уважением окружающих её людей — свидетельствует об отсутствии семейной традиции и духовной связи с отцом. Возможно, Ваше воспитание проходило вне участия отца, т. е. в семье неполноценной; и, значит, в Вас не заложена модель правильной благополучной семьи, как раз то, о чем я говорил Вам в первой главе (стр. 1). Испокон веков и поныне в просвещённом русском обществе принято обращение к тем, кто достиг совершеннолетия не иначе как по имени-отчеству, потому что этим проявляется уважение к личности, к отцу, к роду. Да и в среде народной, где образование заменяет вера, уважаемых людей звали не иначе как по отчеству. Я понимаю, для Вас это кажется незначительным: и в школе, и в институте, и на работе к Вам обращались и обращаются просто по имени. Да и потом, окружающая среда, как кислота разъедает тот лёгкий лак поверхностной культурности человека, если воспитание его проходило вне родовых и семейных традиций.
Кстати, о среде. Вы бывали в Европе и, наверное, знаете, чем отличается простой постсоветский гражданин от обычного европейца. В Эстонии я наблюдал такое явление: эстонцы не отвечали русскоязычным на их вопросы, если в их обращении не было двух «волшебных слов» — «извините» и «пожалуйста»; и русскоязычные обижались и злились, не понимая в чём же дело. Во Франции, едва переступив порог магазинчика или кафе, слышишь с улыбкой произнесённое обращение: «Bonjour, monsieur». А если зайдёшь на другой день, то после приветствия прозвучит вопрос: «Comment ;a va?» (Как дела?), — вот ведь мелочь, казалось бы, что тебя запомнили, и с неподдельной радостью отвечаешь: «Merci, bien» (Спасибо, хорошо). И когда покидаешь это гостеприимное заведение, в ответ на своё «au revoir, madame!» слышишь: «Merci beaucoup, monsieur. Venez encor» (Большое спасибо, месье. Приходите ещё). В своей стране я пробовал воспользоваться европейской вежливостью: зайдя в магазин, говорю продавщице: «Здравствуйте!» Она мне в ответ: «Слушаю вас». Я вежливо повторяю: «Здравствуйте». Продавщица безмолвствует, она вне себя, она не знает, что же ответить, искренне полагая, что над ней издеваются. Боже, как им тяжело произнести в адрес незнакомого человека такие простые слова: «здравствуйте», «извините», «пожалуйста». Это наследие некачественного воспитания в семьях. Когда росли, не было доброго примера для подражания. Это и брак в школьном образовании: немецкий букварь начинается со слов: «Guten Tag! Wiegeht es Ihnen?» (Здравствуйте! Как поживаете?) и далее те же извечные: «Entschuldigen Sie bitte!» (извините, пожалуйста). Наш же отечественный букварь всегда начинался словами: «Мама мыла раму», «Маша ела кашу». Комментарии излишни.
Существуют семьи, в которых дети обращаются к старшим на «вы». Есть предприятия, где все, независимо от возраста и должности, называют друг друга исключительно по имени-отчеству, — ведь это норма в среде духовной, культурной, интеллектуальной. Так, например, было в недавние времена в Московском художественном академическом театре: коллектив — более 800 человек, но не поздороваться в стенах театра с незнакомым тебе человеком — неэтичный поступок, за неэтичное поведение увольняли. Да и в Московском университете преподаватели не позволяли себе обращений к студентам на «ты».
* * *
Наиважнейшим духовным фактором, кардинально влияющим на судьбу человека, является его воспитание, ибо оно формирует нрав — то, что будет нравиться и тем самым определит в дальнейшем его первый выбор. Именно выбор девушкой её первого самца — и ставит в её судьбе точку. Телегония — так именуется влияние первого самца на последующее потомство женщины от других мужчин, да и на её судьбу, в частности. Об этом знает всякий мало-мальски интересующийся генетикой или евгеникой. В церкви существует строгое апостольское правило: не рукополагать в сан священника того, кто взял в жёны не девственницу; ибо не благодатным будет такой священник, то есть фальшивым.
Явление телегонии — это яркое свидетельство того, что прошлое не исчезает бесследно, но присутствует в настоящем и формирует будущее. Как сделать из своего прошлого tabula rasa[46], очистив тем самым и настоящее, и грядущее!? Вот вопрос!
X. ОБ ИСТИННЫХ КАЧЕСТВАХ
Как лёгок должен быть багаж у того,
кто отправляется в погоню за счастьем![47]
Оноре де Бальзак
Вы пишете: «По характеру я человек весёлый, целеустремлённый, добрый и очень нежный». Но не указываете причину вашей весёлости; ведь весёлость сама по себе, беспричинная — признак беспечности. Не называете цель, которой подчинена Ваша жизнь; ведь каждый целеустремлённый это тот, жизнь которого полностью зависит от поставленной цели. Сказав о себе «я человек добрый», Вы, тем не менее, не обмолвились о самих делах добра, которые человек добрый творит ежечасно и подчас в ущерб самому себе. Может быть, Вы помогаете бедным, или содержите на свои средства приют для бездомных животных, или же бескорыстно трудитесь после работы сестрой милосердия у постели болящего? Я много знаю подобных примеров. Но, увы, Ваша доброта стоит рядом с нежностью, а нежность не любит марать себя и напрягаться в делах добродетельных. Слова «нежность», «изнеженная» не в одном ли синонимичном ряду со словом «капризная»? Ваша нежность всего лишь преходящая страсть — похотливый жест субтильной руки поглаживающей мягкую шёрстку желанного котика.
Вы предлагаете будущему избраннику стройную фигуру и тело ростом 1 м. 62 см. и весом 52 кг. Пишете, что Вам «нравится танцевать и плавать» и что «занимаетесь утренними пробежками». Этакая 162-х сантиметровая 52-х килограммовая марионетка, прыгающая, бегающая и в воде не тонущая. И ко всему этому добавляете: «Я современная женщина…». А мотом пара фраз о «неудачной семейной жизни». Почти как по Ивану Андреевичу Крылову: «Попрыгунья Стрекоза / Лето красное пропела; Оглянуться не успела, / Как зима катит глаза».[48] Помните, что Муравей ей ответил? «Так поди же попляши!» — сказал Муравей Стрекозе. Кстати, плясать Вы любите.
Глагол «нравится» происходит от существительного «нрав» или «норов», то есть характер. Несомненно, что сам образ жизнь человека определяется вот этим самым «нравится»: мы живём так, как нам нравится. По нраву нашему и жизнь наша. Каков характер у человека, такова и его судьба. Жизнь женщины в большей мере подчинена её желаниям, чем жизнь мужчины; бог женщины — хочу; что она хочет, тому служит и поклоняется, и от этого своего служения и поклонения великому своему хочу и получает свой plaisir[49].
Конечно, похвально, что Вы столь подвижны телом, но, согласитесь, современный образованный человек, будь то женщина или мужчина, это не прыжки-пробежки, танцы и плавания, не многообразные телодвижения, но — движения разума и души. Нет в Вашем письме строк о любви к искусству, литературе, науке… Вы не говорите: «люблю красоту», «люблю истину», «люблю людей». Ибо любовь к духовной красоте рождается от вкуса, который прививается с детства, от умения замечать и ценить прекрасное. И об истине помышляет лишь тот человек, в котором заложены её — истины — семена; тот неустанно ухаживает за этим чудным ростком, взращивая в себе Истину, становясь истинным. Да и людей любить способно только доброе, бескорыстное и открытое сердце. Возможно, Вам не по нраву ни духовная красота, ни истина, ни люди. Вам нравится плавать и танцевать, но… Вы не любите размышлять, читать, молиться и творить. Не подумайте, я не называю Вас сибариткой[50], нет. Но представьте себе мужчину, написавшего о себе такое: «Люблю спорт и путешествия; а ещё люблю «козла» с мужиками во дворе забить да в картишки иногда в компании переброситься; а ещё уют люблю — на диване с газетой полёживать да телевизор вечерами смотреть».
Это всего лишь его удовольствия, которые он получает от того или иного времяпровождения. Ведь удовольствия далеко не есть заслуги; напротив, они говорят о наших пристрастиях и слабостях, будь то непостоянства или привычки. Вот такие два человека сходятся вместе и воспринимают жизнь как непрерывно длящиеся сатурналии.[51] И нет в обывательском сознании растлённой черни даже мысли о служении своей нации, о воспитании достойных сыновей и дочерей народа. Нет в их сознании того высшего предназначения, во имя которого дарована жизнь человеку и для продления которой и создаётся священный союз семьи.
Не нашлось у Вас, Карина, слов ни о Природе, ни о вере в Высшее… Несомненно, каждая живая душа имеет веру; вот только боги, в которых верят, разные: для одних они материальны и вполне ощутимы — это богатство, деньги, карьера, «квартира в центре», комфорт и сонм удовольствий; для других бог таится в обрядах, попах и культах; и лишь немногие исповедуют бога Истины и Любви.
Истинные качества человека заключены не в его стройной фигуре, весе и росте тела, не в цвете глаз и длине волос и не в возрасте, которыми хвастают обыватели в своих брачных объявлениях (а что ж им ещё выставлять напоказ, коль иного нет?) Истинные качества это качества глубоко внутренние — духовные; именно они составляют суть Человека, величие его души и подлинное счастье в этой короткой и прекрасной жизни.
XI. ХОЧЕТСЯ!!!
«Никто на Душеньке жениться не хотел,
Или никто не смел».[52]
И. Ф. Богданович[53]
«…После неудачной семейной жизни мне хочется, — пишете Вы, — встретить своего единственного, любимого человека», который бы «стал хорошим отцом для моей дочери, а для меня другом, мужем и любовником в одном лице». И добавляете: «Я надеюсь, что так и будет».
После неудачной семейной жизни всем хочется. Но, видимо неудачная семейная жизнь Вас мало чему научила, если Ваше хочу всё ещё не исполнилось. Ведь только искреннее желание всегда исполняется. А если оно неискреннее — значит и не последнее, и за ним tour ; tour[54], следует целая вереница подобных? Не потому ли 8 лет поисков и блужданий, проб и ошибок не принесли должного результата? И Вы не пытались отыскать причину этой неискренности???
Возможно причина в том, что Ваше «хочу» борется с Вашим «боюсь», и это противостояние делает Ваше желание неискренним и нечистым. Не от неопытности юной девы Вы предъявляете к будущему избраннику универсальные требования, и не из-за страха в очередной раз обжечься, но в силу ложного представления о счастье. Тело хочет страсти и неги, а душа — чистой любви; и одно с другим борется. Вспомните размышления Блаженного Августина о счастливой жизни: «…Все хотят её, но "плоть желает противного духу, а дух — противного плоти, так что люди не делают того, что хотят", и поэтому увязают в том, что им по силам, и этим удовлетворяются: у них нет настоящего желания получить силы на то, на что у них не хватает сил»[56]
Я написал «вспомните», потому что программа настоящего высшего учебного заведения предусматривает изучение основ истории, философии и религии; если Вы получили полноценное высшее образование, то, несомненно, знакомы с “Исповедью” — книгой, написанной шестнадцать веков назад Блаженным Августином. Это произведение, относящееся к величайшим сокровищам мировой литературы, вдохновляло Петрарку и Данте, Руссо и Толстого.
Вот Вы «ищите» отца, друга, мужа, любовника в одном лице, — что-то наподобие кухонного комбайна или универсального средства «четыре в одном флаконе». Вы гонитесь за многими зайцами одновременно, из которых ни один не стоит внимания. Искать, прежде всего, нужно: не отца для дочери, ибо им может быть только её родной отец, каким бы он ни был; и не мужа, бывшего чьим-то мужем; и не любовника, ибо на эту второстепенную роль годится любой вожделенец. Искать вообще не нужно. А нужно стать той, которая всего этого заслуживает. Не перечислять себя внешнюю — фигура, рост, вес, весёлость, модность и телодвижения, — а душу свою открыть. Сочувствие, сострадание, сомыслие и сорадость соединяют сердца навеки. И тогда те пустые натуры, которых интересуют лишь внешние формы, испугавшись и не поняв, отшатнутся от Вас, очистив горизонт для того единственного, которого чает Ваша душа. Живая душа без живой души не останется.
XII. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС И ИСЦЕЛЕНИЕ (RESUMER)
«Душа жены — хранительный талисман для мужа,
оберегающий его от нравственной заразы;
она есть сила, удерживающая его на прямой дороге,
и проводник, возвращающий его с кривой на прямую;
и наоборот, душа жены может быть его злом и погубить его навеки».
Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями»
Каждому свой талисман.
Вольный Философ.
Чтобы обрести настоящее счастье, нужно прийти к пониманию постулата: «счастье не зависит от внешнего!». Внешние факторы нашего бытия это всего лишь субъективное содержание нашего сознания. Всё, что вне нас, будь то вещи, события, люди, — не есть наше, а значит и не может определять полноту и гармонию нашей жизни. Omnia mea mecum porto[57], — гласит древняя арийская мудрость. Счастье не зависит от обилия личных вещей и количества денег; и богатые плачут. Не зависит оно и от семейного положения; много несчастных семейств и немало одиноких счастливцев. Не зависит счастье и от наличия детей; разве некоторые дети не приносят горе, как Gotts chwer Noth![58] Чтобы не обманываться, не нужно привязываться душою к внешнему и, по сути, чужому; не стоит рассеиваться в столь многоликих формах мира сего; и не нужно подменять бескорыстную любовь эгоистичной привязанностью. Именно нарушение внутренней, духовной целостности приводит к дисгармонии с окружающим миром: тогда вместо чистых, незамутнённых корыстью чувств в душе поселяются иллюзорные надежды, самообольщение, самообман и страхи; начинается тщетный поиск себя во внешнем — в вещах, событиях, времяпровождениях, людях… Всё зыбко, всё не истинно…
Фундамент счастья — здоровая душа. Ведь болезнь души вызывает куда больше болезней тела, чем мириады микробов. Здоровый дух — здоровое тело! Счастье суть целостность души и тела, то есть исцеление. Счастье истинное это — высшая внутренняя гармония.
Выбирая спутника жизни — мы выбираем себя. Ибо, какова душа наша, таков и наш выбор, во всём. «По Сеньке и шапка», — говаривали встарь на Руси.
«И не только я один или вместе с немногими; решительно все мы хотим быть счастливы»,[59] — пишет Блаженный Августин.
Кто где находит своё счастье: кто-то в уюте спален своих средь ковров и обоев, кто-то в банковском счёте или туго набитой мошне, кто-то в божественном и церковном, как Августин, и лишь очень немногие содержат счастье в самих себе.
Истина не скрыта от человека, это человек заблудился на ложных путях своих и утратил способность видеть её в себе. Познавай себя и трудись над собой, — и ведущие к счастью врата отворятся.
С наилучшими пожеланиями новой счастливой жизни,
Любомудр.
XIII. POST SCRIPTUM
Возможно, мой opus[60] навёл Вас на мысли, продолжив которые, вы очертите ту среду, за пределами которой не может быть Вашего избранника, и определите те принципы, которые лягут в основу Вашего выбора. Предварительный многомысленный интеллектуальный анализ самой себя это не расчёт в любви; это всего лишь отсутствие эмоций при решении жизненно важных задач. Быть может, кто-то мне возразит: «Тщетно надеяться, что женщина вдруг откажется от эмоций и всецело переподчинит свою жизнь холодному разуму; ведь тогда она перестанет быть женщиной». Но я приведу слова Фирдоуси:
«Для человека с чистою душой
Без разума нет радости земной».[61]
Конечно, даже при большом желании устранить влияние на судьбу такого явления, как телегония, или такого проступка, как убийство младенца в своей утробе, практически невозможно, ибо не возможно «не быть тем, чем был, и стать тем, чем не был».[62]
Но у Вас растёт дочь, и было бы непростительным злом со стороны матери, зная свои роковые ошибки, не предупредить новой беды. Зачем из поколения в поколение передавать несчастье?
Если у Вас будет желание поддержать затронутые мной темы, пишите. Но если моё письмо Вам покажется скучным и нестоящим даже ответа, я пойму Вас: ведь Вам нужен «муж-друг-любовник-отец», а не наставник-философ. Вам же я благодарен уже за то, что побудили меня к размышлениям вслух; ведь даже те мысли и чувства, что брошены нами просто на ветер, не пропадают для нас бесследно.
Л-р.
Философ перечитал написанное им многоглавое письмо, поправил несколько оборотов в конце последней главы и снабдил письмо длинным списком использованных источников (желающие могут с сим списком ознакомиться ниже), потом запечатал в конверт, написал на нём адрес и отнёс на почту. С этой минуты обычный человек стал бы ждать ответа, но только не наш философ. Он твёрдо знал, что на подобные письма не приходят ответы. Если уж ему самому, чтобы ответить на коротенькое письмо, пришлось писать целый философский трактат, то каким же должен быть обстоятельный ответ на сей опус, если вдумчиво разбирать каждый его постулат или довод. Это вне возможностей обывателя. И, скорее всего, письмо даже не будет дочитано до конца, как окажется в мусорном пакете на уютной кухне у получательницы. Понимая это, философ, тем не менее, чувствовал, что исполнил какую-то важную миссию, ниспосланную им оттуда, где вершатся людские судьбы.
Август 2007 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. СЧАСТЬЕ ТИХОГО 2
II. О МОДЕ И 3
III. ОБЩЕЖИТИЕ ИЛИ 4
IV. ФЕЛИЦИТАС 7
V. ВОЗВРАЩАТЬСЯ — ПЛОХАЯ ПРИМЕТА.................................................... 7
VI. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И УМНОЕ ДЕЛАНИЕ..................................................... 9
VII. В ЦЕНТРЕ СУЕТЫ 10
VIII. IX. ИМЯ, ВОСПИТАНИЕ, СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА.................................................13
X. ОБ ИСТИННЫХ XI. XII. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС И XIII. POST
Иллюстрация: в коллаже использована скульптурная композиция Огюста Родена "Вечная весна".
__________
БИБЛИОГРАФИЯ
(источники)
1.Бальзак О. Гобсек. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1980.
2.Бальзак О. Шагреневая кожа. Минск: «Высшая школа», 1980.
3.БарроЖан-Луи. (Jean-Louis Barrault). Воспоминания для будущего. М.: «Искусство», 1979.
4.Бестужев-Марлинский А. А. Сборник Фрегат «Надежда»: Повести. Одесса: издательство «Маяк», 1983.
5.Библия. Книги Ветхого и Нового Заветов.
6.Блаженный Августин. Исповедь. М.: «ГЕНДАЛЬФ», 1992.
7.Богданович. И. Ф. «Душенька». / Русская литература VIII века. М.: «Просвещение», 1979.
8.Газета „Благовіст” № 2 (17) / 2002.
9.Гусев Г. Странствие великой мечты. М.: «Молодая гвардия», 1982.
10.Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: 1880.
11.Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустаго избранныя творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб, 1902. (Репринт: изд. отд. Московского патриархата, 1993).
12.Иллюстров И. И. «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Сборник русских пословиц и поговорок». Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия». М.: Высшая школа, 1986.
13.Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании детей. Издание Донского монастыря. М., 1992.
14.Корнев В. И. «Буддизм и общество в странах южной и юго-восточной Азии». Изд.: «Наука», М., 1987.
15.Крылов И. А. Басни. М.: «Детская литература», 1978.
16.Ледантек Феликс. Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты. М., 1899.
17.Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия». М.: Высшая школа, 1986.
18.Мифологический словарь. Под редакцией Е. М. Мелетинского. М.: «Советская энциклопедия», 1991.
19.Мишель Эйкем де Монтень. Опыты. М.: «Наука», 1979.
20.Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 2. Детство: Отрочество. Под редакцией В. П. Аникина. М.: «Художественная литература», 1994.
21.Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра. М.: Изд. МГУ, 1990.
22.Ницше Фридрих. Утренняя заря [Morgenr;the]. Свердловск, изд. «ВОЛЯ», 1991.
23.Пушкин А. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: «Правда», 1969.
24.Системы личных имён у народов мира. М., Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 1989.
25.Словарь иностранных слов. СПб, 1913.
26.Словарь современного русского литературного языка. В 20 т. М.: «Русский язык», 1991.
27.Сумароков А. П. «Ода на суету мира». / Русская литература VIII века. М.: «Просвещение», 1979.
28.Тайна имени. Составитель Мороз И. В. Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного досуга», 2007.
29.Толкователь имён святых угодников Божиих, чтимых РПЦ. М.: СП «Эврика», 1990.
30.Фирдоуси Абулькасим. Слово в похвалу разума.
31.Флоренский Павел. Имена. Изд. «КУПИНА», 1993.
32.Франсуа де Ларошфуко, Блез Паскаль, Жан де Лабрюйер. Суждения и афоризмы. М., 1990.
33.Шекспир Вильям. Собрание избранных произведений. СПб: «Terra Fantastica», 1992.
34.Шопенгауэр Артур. Афоризмы житейской мудрости. СПб, 1914
[1] Реминисценция русских загадок. / Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 2. Детство: Отрочество. Под редакцией В. П. Аникина. М.: «Художественная литература», 1994. С. 461.
[2] Изложение моих убеждений; credo.
[3] Пушкин А. С. Евгений Онегин. Глава седьмая, XXV.
[4] Эвдемонизм — в античной философии направление в этике, признающее критерием нравственности и основой поведение человека стремление к счастью.
[5] Реминисценция повести Оноре де Бальзака «Гобсек». / Бальзак О. Гобсек. Архангельск: С-ЗКИ, 1980. С. 32.
[6] Арес, в греческой мифологии бог войны, породивший фиванского дракона и амазонок, да и сам родившийся без участия бога-отца; бог войны ради войны, коварной, вероломной. (См. Мифологический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1991. С. 58.)
[7] Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра. Часть вторая. «О толпе». М.: Изд. МГУ, 1990. С. 84.
[8] Фридрих Ницше. Утренняя заря [Morgenr;the], Книга четвёртая «Разные разности человеческие». Свердловск, изд. «ВОЛЯ», 1991. С 142.
[9] Жан де Лабрюйер. Из характеров или нравов нынешнего века. Глава II «О достоинствах человека» / 17.
[10] А. А. Бестужев-Марлинский. Фрегат «Надежда». Одесса: «Маяк», 1983. С. 126.
[11] Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа. Минск: «Высшая школа», 1980. Стр. 132.
[12] Хлеба и зрелищ!(лат.)
[13] Жан де Лабрюйер. Из характеров или нравов нынешнего века. Глава III «О женщинах» / 76.
[14] Артур Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. СПб, 1914. С. 68 – 69.
[15] Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустаго избранныя творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Изд. отд. Московского патриархата, 1993. (Репринт: СПб, 1902). Книга вторя. Беседа LXXIII, гл. 1, стр. 487
[16] В. Шекспир. Трагическая история о Гамлете, принце датском. Действие III, картина I.
[17] О христианском браке и об обязанностях мужа и жены учение св. Иоанна Златоуста. Краснодарское епархиальное управление, 1993. Стр. 13 / Беседа 61 на Иоан. гл. 8.
[18] Jean-Louis Barrault, выдающийся актёр и режиссёр наших дней.
[19] Жан-Луи Барро. Воспоминания для будущего. М.: «Искусство», 1979. С. 175.
[20] В.И.Корнев «Буддизм и общество в странах южной и юго-восточной Азии». Изд.: «Наука», М., 1987. С. 106.
[21] Фелицитас — персонификация счастья.
[22] Склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология. (Словарь)
[23] Мишель Эйкем де Монтень. Опыты. Книга I, Глава XXXIX. Об уединении. М.: «Наука», 1979. С. 218.
[24] Новый город.
[25] Староместская площадь.
[26] Артур Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. СПб, 1914. С. 129.
[27] «О сколько нам открытий чудных…» А. С. Пушкин. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: «Правда», 1969. Т. I, с. 319.
[28] В лексике языка я часто употребляю слова исконно русские, так как они более точно передают смысл. Слово «зело» значит «очень». Слово «зело» созвучно слову «зло»; «очень» и «плохо» близки по значению; ибо, как гласит французская пословица: «Le mieux est l’ennemi du bien» (лучшее враг хорошего).
[29] Бестужев-Марлинский А. А. (1797 – 1837) «Лейтенант Белозор». Цитата по сборнику «Фрегат “Надежда”: Повести». Одесса: издательство «Маяк», 1983. С. 68.
[30] Сумароков А. П. (1717/1718 – 1777) «Ода на суету мира». Русская литература VIII века. М.: «Просвещение», 1979. С. 222.
[31] Причудливое, бредовое видение. (Словарь).
[32] Реминисценция песни Владимира Высоцкого «Лирическая».
[33] Из сборника И. И. Иллюстрова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Сборник русских пословиц и поговорок». Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия». М.: Высшая школа, 1986. С. 189.
[34] Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: 1880. С. 538.
[35] Аллюзия на строки романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава восьмая, XXIX:.
[36] «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя.
[37] Высший свет (фр.)
[38] Дурная манера, дурной тон (фр.)
[39] Тайна имени. Составитель Мороз И. В. Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного досуга», 2007. С. 6, 5.
[40] Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: 1880. С. 537 – 538.
[41] Священник Павел Флоренский. Имена. Изд. «КУПИНА», 1993. С. 90.
[42] Хрия (гр.) — в школьной риторике — совокупность приёмов для развития предложенной темы. (Словарь иностранных слов. СПб, 1913).
[43] Павел Флоренский. Там же. С. 90.
[44] В Древнем Египте муж для жены был и отцом и Богом. Эту традицию унаследовала и иудейская традиция, нашедшая своё яркое отражение в Ветхом и Новом Заветах Библии, где Бог является для Девы Марии и Отцом, и Мужем, и Сыном в одном лице.
[45] Павел Флоренский. Там же. С. 97.
[46] Чистую доску, то есть стереть всё прошлое (лат.).
[47] Оноре де Бальзак. Шагреневая Кожа. Минск: «Высшая школа», 1980. С. 79.
[48] Крылов И. А. «Стрекоза и муравей». Басни. М.: «Детская литература», 1978. С. 33 – 34.
[49] Удовольствие (фр.)
[50] Сибарит— человек, склонный к праздности, изнеженный роскошью. (Словарь).
[51] Сатурналии (перен.) — разгульный праздник. (Словарь).
[52] Богданович. И. Ф. «Душенька». / Русская литература VIII века. М.: «Просвещение», 1979. С. 319.
[53] Ипполит Фёдорович Богданович (1743 – 1803), известный русский поэт, писатель, литератор.
[54] Один за другим (фр.).
[56] Блаженный Августин. Исповедь. Книга X-33. М.: «ГЕНДАЛЬФ», 1992. С. 285.
[57] «Всё своё ношу с собою» (лат.)
[58] Наказанье Божье! (нем.)
[59] Блаженный Августин. Там же. Книга X-31. С. 284.
[60] Opus (лат.) — труд, сочинение.
[61] Абулькасим Фирдоуси (ок. 940 — 1030 гг.) Слово в похвалу разума. Цитата по изданию: Г. Гусев. Странствие великой мечты. М.: «Молодая гвардия», 1982. С. 137.
[62] Блаженный Августин. Там же. Книга XI-9. С. 321.
Свидетельство о публикации №115100107091