Вокальный ансамбль Фонарики - мой второй дом

Музыка – самый мой любимый вид искусства. Это часть меня, моя отдушина. На протяжении всей жизни я никогда не изменяла музыке, а напротив, пыталась ещё глубже постичь её сущность.  Мне уже 20 лет, но когда речь заходит о музыке, а именно о вокале, я в глубине души превращаюсь в маленькую хрупкую девочку. Все повседневные проблемы, учёба, книги отходят на задний план.
***
Когда же зародилась моя любовь к музыке?  Да, наверное, уже тогда, когда я  в четыре года впервые переступила порог музыкального класса. Когда мама отдала меня заниматься в вокальный ансамбль с очень светлым названием – «Фонарики». Название коллектива оправдывало себя В нём всегда царила тёплая , задушевная атмосфера. Какой бы тревоги, страха, обиды, мрака ни царило в душе – всё это мгновенно исчезало, стоило войти в музыкальный класс.
***
Мне крайне сложно вспомнить самое первое занятие. По рассказам родителей, на первом уроке присутствовала мама, а я пела, сидя на её коленях. Что мы пели тогда, конечно, уже не вспомню. Но, естественно, это были детские песни. Со следующего раза я стала ходить на занятия одна. Первые два года я помню очень смутно, ведь была тогда совсем маленькой. Но уже за тот небольшой промежуток времени я начала понемногу понимать музыку.  Мне нравилось распеваться,  хотя очень долго не понимала, а почему мы начинаем каждое занятие с этих мелодий  и поём их то с закрытым ртом, то на слоги, то на гласные звуки, то очень-очень высоко, то очень-очень низко.  Многие мелодии вызывали образные ассоциации.  А какие-то пели в процессе игры. К примеру, руками изображали закрытый бутон цветка, затем руки раскрывали – бутон открывается, а затем медленно закрывали свой бутон. С раннего возраста полюбила и скороговорки,  благо давались  они легко. Впоследствии эти ассоциации появятся в моём творчестве: стихотворениях, дневниковых записях, романе «Ангел музыки». После этого переходили к песням. Особенно памятна мне одна из них.
***
Эта песня называлась, как и наш коллектив -  «Фонарики». Только она сохранилась в моей памяти с того времени. И даже сейчас не перестаёт мне нравиться. Она очень добрая и светлая. После неё всегда хочется улыбаться, в сердце царит покой, появляется вдохновение. Самые маленькие дети выступали,  и по сей день выступают с этой песней на концертах.  Когда я подросла, то разучила её со своим братом. Ему песня тоже понравилась, пел её с огромным удовольствием
  В конце каждого занятия нас ожидали подвижные музыкальные игры, где можно было немного порезвиться. Но, к сожалению, их не помню. А потом в волшебном сундучке могли взять конфетку или печеньку.
***
В шестилетнем возрасте наступил переломный этап в постижении музыки. Я последний год пела в младшей группе. В этот период занятия стали проходить немного иначе. Изменились распевки, репертуар. Реже стали играть в конце каждого урока и более осознанно начали учиться петь.
      Практически любой человек, кого ни спроси, скажет, что петь проще простого, главное в ноты попадать. Долгое время  мне самой так казалось. Да и что могла понять четырёхлетняя девочка? Мало чего. Но что прощалось в 4четыре года, не прощалось в шесть лет. Уже нельзя было петь сидя, как прежде, больше стараться и меньше шалить. Я  уже начинала понимать, что петь надо тоже по правилам. Хоть суть большинства из них поняла совсем недавно. Тогда же я полагалась на внутренние ощущения и чутьё.
     Год этот пролетел очень быстро. Весной наша группа впервые выступила на концерте. В то время, мне , маленькой девочке, казалось огромным счастьем, выступать на большой сцене. Я была горда своими достижениями. Но, к несчастью, я не знала, что настоящая учёба ещё впереди.
***
« Наш коллектив – единая семья…» Эту часть я начинаю со стихотворных строк, написанных совсем недавно. Наш коллектив – это нечто большее чем семья. Здесь все ребята дружны между собой. Старшие помогают младшим. Семнадцатилетние  общаются с пятилетними так, будто они ровесники. Каждый может рассказать друг другу о своих проблемах, трудностях. И над ним не будут смеяться, а наоборот  помогут найти выход из сложившейся ситуации.   Наш ансамбль не терпит гордыни и хвастовства. Все стараются быть скромными, старательными, честными, милосердными не только  в музыкальном классе, на репетиции,  перед выступлениями, но и  в повседневной жизни: дома, в школе, на прогулке с друзьями.  Не сразу, а постепенно дети становятся такими благодаря  работе руководителя  нашего коллектива, очень талантливого и грамотного педагога.
      Дорогая Юлия Ивановна « Вы стали для меня второю мамой» и не только для меня, а для каждого ребёнка, переступившего  порог музыкального класса. Вам мы  можем доверить всю свою душу, все свои переживания. Ваши занятия были не только уроками вокала, но и уроками жизни.   Огромное спасибо Вам за это. Я и по сей день стараюсь следовать вашим советам. Вы помогаете каждому оставаться в душе ребёнком.
***
В 7 лет начался следующий этап постижения музыки. И продлился он до длительного перерыва в подростковом возрасте. Я начала петь в средней группе. Поскольку пошла уже в первый класс, на занятия стала ходить по вечерам. Ко многому пришлось привыкать, в частности в этой группе были ребята различного возраста, с семи аж до одиннадцати до двенадцати  лет, иногда с нами пели взрослые пятнадцати - семнадцатилетние ребята, Но к этому я быстро привыкла и со всеми легко общалась.   
  Петь становилось труднее, изменялся репертуар. Детских песен становилось всё меньше и меньше, зато появлялись взрослые песни на глубокие серьёзные темы.  На распевание стали отводить гораздо больше времени. Больше стали петь вокальных упражнений, чем распевок. Правда смысл их я поняла только лет в шестнадцать-семнадцать. Периодически какое-то упражнение пели по - одному, чтобы каждый знал свои ошибки и возможности. Но об этом напишу подробней.
***
По - одному мы пели практически на каждом занятии. Как я писала в своих дневниковых записях « приходилось забывать все не могу и не хочу и стараться вытягивать самые высокие и самые низкие ноты». И это правда.  Редко кому-либо удавалось спеть без единой ошибки. Ещё хорошо, если упражнение лёгкое, а если сложное, да ещё большого диапазона – начиналась муштра. Иногда на одного человека уходило 10-15 минут, а что делать , если проблемы такие серьёзные.  У меня в то время было не так много ошибок, сейчас их гораздо больше. Но исправлялись они очень-очень медленно. Обидно.
    Попытаюсь описать внутреннее состояние во время индивидуальной работы. Представьте, что это маленький экзамен, на котором надо показать все свои умения. И только от тебя самого зависит, сколько продлится эта муштра. Сделаешь всё правильно, постараешься – быстро отпустят, а если нет – всё затянется надолго. Иногда по – одному мы пели скороговорки, но это давалось намного легче, чем всё остальное.
***
Как уже писала раннее, песни, которые исполняли в этот период, становились более серьёзными. Уже не ограничивались детскими песенками. Мы пели произведения о родине, войне, смысле жизни. Нередко в них присутствовала церковная тематика. Мне кажется, что ещё эти песни учили нас жизни. Перед разучиванием мы разбирали смысл всех непонятных слов, пытались вникнуть в содержание и музыку. Нередко такие произведения пели на два голоса (но об этом в другой части), а иногда а капелла.  Эти песни я помню до сих пор. Несмотря на свою глубину, серьёзность они очень светлые. В них можно найти призыв  к совершению добрых и благородных поступков. Они учат взаимопомощи, состраданию, настоящей дружбе.
***
Ave Maria –  одно из самых сложных произведений, исполняемых нами. Казалось бы, что может понравиться: слов таковых нет.
 Музыка, именно она. Её нежные переливы, хрупкие высокие ноты и бархатные низы. Это произведение очень гармоничное и умиротворённое. Оно помогает забыть суету, остановить время и заглянуть в себя, в свой духовный мир.  Даже сейчас, во взрослом возрасте я не перестаю поражаться гениальностью этого произведения и нередко пробую его исполнять, хотя получается далеко не всё. Но я продолжаю стремиться к совершенству. И надеюсь, что когда-нибудь достигну его.
***
В этот период мы начали учиться петь на два голоса. Это оказалось не очень –то просто.  И по сей день это получается далеко не с первого раза. Что уж говорить о том времени, когда начинали учиться этому нелёгкому приёму. Трудностей познала немало, и не только я, а большинство ребят, начиная с упражнений, вокализов и заканчивая песнями. Зато у моего брата Алёши с этим проблем нет, чему я несказанно рада и горжусь им.
      В то время я размышляла, а к чему мне такие сложные приёмы, ведь не собираюсь же петь на большой сцене. Думаю, так считали и считают многие дети. Но сейчас в сознательном возрасте, я замечаю, как часто мне  помогает  это умение, причём не только в лёгких, но и сложных произведениях. Знай бы я , как этот навык поможет мне в будущем, старалась бы более сознательно его выполнять и не капризничать.

***
Первый большой концерт в этот период прошёл перед новым годом и принёс всем ребятам только радость. Впервые мы пели с микрофонами и в шикарных нарядных костюмах. Свой первый костюм я помню до сих пор: ярко-оранжевые брюки, белая блузка  и разноцветная жилетка.
В тот раз мы пели две светлые новогодние песни. Одну я позабыла, а вот вторая…  очень хорошо отложилась в моей памяти.   Как и все песни,  она очень добрая. Она помогает забыть повседневную суету и моментально погрузиться в чудесную праздничную атмосферу новогодней ночи. Называю я эту песню по первой строке: «На маленькой сцене». Затем мне довелось увидеть выступление старшей группы. Это было чудесно! Они исполняли произведения,  разные по характеру и содержанию, не только про новый год. И все они потрясли меня. Я про себя размышляла,  что когда вырасту, обязательно буду петь, как они.
***
Милая Юлия Ивановна, я не перестаю поражаться вашим мастерством. Каждый раз Вы помогаете нам открывать в своём голосе новые неизвестные грани, расширяете наши возможности и не даёте упасть духом, если что-то даётся с трудом. Даже дети с очень слабыми голосами начинали петь на ваших занятиях. Огромное спасибо Вам, что научили меня старанию, умению трудиться. Вы дали нам понять, что пению надо учиться, что существуют правила, которые должны соблюдать.
***
Каждое занятие открывало в моём голосе всё новые и новые грани. Я не переставала удивляться своим возможностям. Один случай хотела бы описать более подробно.  Раз в год у нас проходили открытые уроки для родителей, где мы показывали все свои умения, демонстрировали новый репертуар. Обычно такие занятия устраивались перед новым годом, поэтому чаще всего уроки заканчивались хороводом вокруг ёлки и подарками.  Описываемый мною случай произошёл на открытом уроке в декабре  2004 года. Мне было тогда девять  лет.  Началось занятие. Мы стояли в два ряда. Впереди – самые маленькие, за ними – ребята постарше. Я стояла, естественно, во втором ряду.  Зазвучало первое упражнение, которое я называла по три ступени. Сперва мы пели все вместе, постепенно поднимаясь от глубоких низов до самых верхушек. Я была в хорошем настроении, всё давалось легко. Но через какое-то время началась индивидуальная работа, петь пришлось по - одному. Я томилась в ожидании своей очереди. И, наконец, настал мой час, я запела.  С каждой минутой задача усложнялась – предстояло петь всё выше и выше. Но и это давалось без проблем. Зазвучала последняя нота, но её, к сожалению, спеть чисто не удалось. Если бы родители не поинтересовались, я бы и не узнала, что недотянула до 3 октавы. Такого от себя я не ожидала и даже не догадывалась, что у меня есть такие способности.  Но впоследствии повторить такое мне не удалось.
***
Концертов из года в год становилось всё больше и больше.  Мы выступали не только на новый год, но и на день матери, на 8 марта, день защиты детей и многие другие праздники. Костюмы стали иными: тёмно-синие брюки, золотая блестящая блузка.
На день защиты детей мы выступали в парке. Надеты на нас были белые блузки, голубые брюки в синюю полоску, такого же цвета жилетки. Мы были счастливы, что наше выступление приносит радость людям. Тем более,  что зрителей в парке намного больше чем в здании дома культуры.
  Но один концерт запомнился мне надолго. Это был переломный этап в существовании  коллектива. Нашему вокальному ансамблю исполнилось 10 лет. Такое знаковое событие мы отмечали грандиозным концертом.  Целых два часа  выступали старшая и наша средняя группа.  Один номер исполняли совсем маленькие ребята. Это песня «Фонарики» , которую я анализировала. Для этого концерта нам сшили новые разноцветные костюмы. Брюки оставили старыми, а вот блузки вместо золотых стали разных цветов: у кого красная, у кого розовая, у кого жёлтая, у кого зелёная. Мне же досталась голубая, с ярко-жёлтым галстуком.  Сколько песен исполняли, уже не вспомню, зато хорошо отложились в памяти выступления после каждого номера  и поздравления. Каждому «фонарику» вручили диск с записью исполняемых произведений. Всего 10 песен. Из них две религиозной тематики, молитва, две детские песни. Остальные – о родине , о войне, о смысле жизни. Но самое главное поздравление было впереди.  На середину сцены вывезли торт огромных размеров. Повсюду на нём находились сделанные из шоколада улыбающиеся рожицы. В центре – нотный стан с нотками и фраза из песни « Мы зажжём фонарики!» Все дети чувствовали себя счастливыми в этот день. Даже волнение перед началом концерта пропало.  Лицо каждого ребёнка озаряла улыбка. Это событие могу вспоминать бесконечно.
***
 Последний год занятий в детстве открыл для меня новые возможности. Я занималась со средней группой, но выступала чаще всего со старшими. Репертуар становился всё серьёзней. Немного обидно, конечно, что нигде не удавалось солировать, но я размышляла так – значит,  до этого ещё не доросла. Мой возраст себя обязывал. Мне было почти одиннадцать, а ребятам по семь-восемь. Следовательно, надо было подавать во всём пример. Требования ужесточились.  Уже многое, что прощалось несколько лет назад, не прощалось сейчас. На моём голосе сказалось влияние современных эстрадных песенок, которые обожала в этот период жизни. Я пыталась намеренно  копировать голоса исполнительниц, их манеру, а потом удивлялась – откуда берутся ошибки и капризничала.  К сожалению, закончить этот год из-за учёбы не удалось. Но за это время я поняла очень многое. Этот период был очередным переломом в постижении музыки. Далее начнутся долгие скитания. Мучительная ломка голоса.  Вновь переступить порог музыкального класса я смогу лишь в семнадцать лет.
***
Целых шесть лет я не могла отслеживать жизнь нашего коллектива. Как уже писала ранее, возобновить занятия смогла лишь в семнадцать лет. Правда занималась тогда не с ребятами, а индивидуально. Получилось это случайным образом, в тогдашние планы не входило. Но именно эти занятия заложили всю базу для дальнейшего обучения.
Юлия Ивановна, я не забуду тех счастливых минут, которые вы мне дарили в течение целых двух месяцев. Вы смогли раскрепостить меня и дали понять. Что значит истинная радость, настоящее вдохновение. Я буду вечно помнить, как вы помогали развиться моему голосу – этому тонкому хрупкому инструменту. Нет, даже не развиться, Вы лепили мой голос, подобно художнику или скульптору,  который вкладывает душу, себя целиком в своё произведение искусства. Мой  голос спал где- то в глубине, в сердце, но вы смогли его разбудить и дать ему новую жизнь. Я поражаюсь вашим терпением! Сколько же времени Вы потратили на то, чтобы  даже в самом простом упражнении, хоть одна нота прозвучала у меня  как положено.
На этих занятиях большую часть времени я пела упражнения, но помимо них и разучивала новый репертуар. В первую очередь, это были романсы, поскольку я мечтала петь произведения такого характера.
***
О существовании этого романса я не знала до занятий. Это было произведение на стихи А.С. Пушкина « Я ехал к Вам». Романс мне понравился – очень красивая музыка и чудесные слова великого поэта. Но разучивать было нелегко, как в вокальном плане, так и в душевном исполнении. Вот когда пришлось вспомнить о тесной взаимосвязи музыки и литературы. Перед разучиванием пришлось подробно разбирать, анализировать стихотворение. Я не собираюсь здесь повторять весь анализ. Скажу только, что этот романс о любви. Он очень глубокий и светлый. Каким теплом, какой нежностью пропитана музыка этого произведения! Оно очень мягкое, душевное и лиричное. Его необходимо исполнять без надрыва да излишнего драматизма. С того момента прошло три года, но и по сей день я радую близких и друзей исполнением романса « Я ехал к вам».
***
С 2013 года в нашем коллективе начал заниматься мой девятилетний брат Алёша вместе со своим близким другом. Через него я узнавала все новости ансамбля. Коллектив вышел на другой уровень. Ребята стали принимать участие в различных конкурсах и практически везде занимали призовые места. Весной 2014 года старшая группа ездила в Испанию и взяла гран-при. Ещё одним знаковым событием весны 2014 года был хоровой конкурс имени Кирилла и Мефодия. Об этом событии я могу судить только лишь как зритель. Выступали, на этот раз, как старшая, так и средняя группа. Каждая исполнила по 5 песен различного характера: молитва, русская народная песня, песня славянских народов, романс и песня на собственное усмотрение. Конечно, меня потряс храм, в котором проходил конкурс. В первую очередь, его восхитительная акустика, которая помогала петь. Тем более, что репертуар исполняли без микрофонов и большую часть а капелла. Костюмы ребят были в русском народном стиле. У девочек платья и ободки на голове, у мальчиков рубашки и брюки. Только у старших костюмы были в голубых тонах, а у маленьких – в серых.   Меня  восхитили все песни, исполняемые на конкурсе. Но отдельно хотелось бы остановиться на репертуаре средней группы. Из четырёх песен(пятая – молитва) наиболее запомнились две из них. Первая – русская народная. Её я отлично помнила с занятий в детстве Называется она по первой строке «На улице дождик…». Это очень мягкое лиричное произведение. По тематике, настроению – это колыбельная.  Ребята исполнили её мягко, тепло и очень-очень нежно, я с трудом сдерживала слёзы. Вторая песня – сербская народная.  По характеру и настроению она похожа на русскую народную. Такая же плавная и напевная. В ней столько тепла и нежности! Но по тематике она отличается от русской народной. Это не колыбельная, а песня о глубоких человеческих чувствах. Репертуар старшей группы поразил меня не меньше. Всё было исполнено профессионально,  на самом высоком уровне. Естественно, жюри конкурса увидело это. Обе группы заняли призовые места. Сопроводить своего брата на награждение,  я , сожалению, не смогла. Выступление видела только на записи. Очень впечатлила меня песня, исполняемая вместе, двумя группами, под названием «Русская земля». Это произведение очень мягкое, задушевное и лиричное. Оно описывает красоту русской земли, заставляет любить свою Родину, показывает, насколько наш край прекрасен.
***
В 2014 году судьба преподнесла мне подарок – третий выходной в университете. Благодаря этому я смогла возобновить занятия. Я пела с ровесниками своего брата Алёши, немного стесняясь своего возраста. Всё глубже постигала музыку, училась петь по-взрослому. После каждого урока мне хотелось летать, за спиной вырастали невидимые крылья, на бумагу текли стихи.
     Раньше я разрывалась между литературой и музыкой. Но сейчас оба вида искусства слились в единое целое. Трудно представить литературу без музыки, как и музыку без литературы. Многие правила и каноны совпадают, невозможно написать простую песню, романс, оперу или балет, если не будет литературного произведения, в любом стихотворении, как и в музыке, присутствует ритм и своя мелодия. Только сейчас я стала всё это осознавать.

***
Юлия Ивановна, я не забуду, как в течение этого года вы строго оберегали мой талант, помогали ему раскрыться, направляли к единой цели – служению музыке. Вы редко меня хвалили, но каждое ваше слово одобрения бесценно. Вы учили, что каждый звук, вылетающий в зал, должен рождаться в сердце. Вы помогали моему голосу обрести чистоту, лёгкость и ноты хрустальной юности. Могу ли я забыть, как Вы однажды сказали, что голос должен быть бархатным?  Нет, и думаю, никогда этот эпитет не вылетит у меня из головы. Я буду постоянно стремиться сделать свой голос таким. Даже самое трудное упражнение я стараюсь делать осознанно, вникая во всю суть.
  Благодарю Вас, что позволили мне один раз выступить с ребятами и вспомнить счастливые минуты детства. Вы даже не представляете, какую принесли мне радость, восторг. Стать на время маленькой девочкой, надеть костюм, исполнить две детские , чудесные, задорные новогодние песенки, дарить своё тепло,  улыбку маленьким детишкам, пришедшим на ёлку было для меня истинным счастьем. И, конечно, я премного благодарна за тот диплом, который Вы мне вручили в конце учебного года. Я и мечтать не могла о подобном. Смотря на этот диплом, я понимаю, что достигла немалых высот в процессе обучения, но, тем не менее до совершенства мне ещё очень далеко, и надо продолжать учиться.


Рецензии
Вот вы и рассказали о себе! Как же вы любите музыку))) Сколько вдохновения сквозило в вашем рассказе. Счастливая вы девушка, если у вас есть в жизни такое счастье! Искренне рад за вас))) И очень замечательно, что вас не обошел стороной и талан поэтический. Это все искренне и без тени лести))) Поверьте...

Лев Даров   28.10.2015 18:20     Заявить о нарушении
Да, вот так сложилась судьба. Моя педагог- моя вдохновительница. И строгая и добрая. Она всегда в меня верила, в мои возможности и мой талант.

Анастаси Толмачёва   28.10.2015 20:12   Заявить о нарушении