Часть 1. Африканская сказка

                Б А Б У Ш К И Н Ы     С К А З К И


Часть 1. Африканская сказка

Арманчик готовится отойти ко сну. Дело это важное, занимает много времени. Сначала нужно как следует побить подушку, чтобы выбить из нее всю пыль, скопившуюся за день. На чистой подушке снятся хорошие сны. Если что-то нехорошее приснилось – подушку, значит, плохо выбили. Когда Арманчик был совсем маленьким, это делала за него мама. Теперь он большой – ему скоро целых пять лет.

Недавно из другой страны приехала бабушка, мамина мама, чтобы вместе с Арманчиком отметить его день рождения. Для нее этот процесс непривычен, то-то смотрит с удивлением. Конечно, она ведь старенькая, когда она была маленькой, подушек не было, выбивать было нечего, поэтому сны ей не снились. А Арманчику они снятся каждую ночь. Правда, он не помнит, что снилось, зато помнит, что хорошее, а это главное. А еще бабушка умеет рассказывать интересные сказки.

Днем мама, разыскивая нужную книгу, неосторожно вытащила  географическую карту мира. Полдня Арманчик увлеченно водил маленьким пальчиком по разноцветным пятнышкам, забросив все свои игрушки. Зачем ему машинки, которые он видит каждый день, когда на свете есть страны, в которых он никогда не был?  Вот тогда бабушка удивилась в первый раз – маленькие мальчики, по ее представлениям, должны  хулиганить, лазить по деревьям, дергать девочек за косички и делать другие глупости. А у Арманчика просто нет времени на глупости – он готовится стать великим путешественником.

Однажды по телевизору показали путешественника, который ездил по разным странам мира. В тот день Арманчик и стал большим. То есть он, как и раньше, ходил в садик, смотрел мультики, читал по слогам детские книжки, но, с большим нетерпением, ждал очередной программы про путешествия.

Если бабушка смотрела на Арманчика с удивлением, то мама – с ужасом. В ее памяти еще был свеж случай, когда ее единственный сын увидел карту мира в первый раз. Выслушав мамины объяснения, что каждое пятнышко – это другая страна, где живут смелые люди и диковинные животные, Арманчик и решил стать путешественником. На следующий день он предложил Айше – соседской девочке – разделить с ним славу или смерть. Дружно взявшись за руки, они отправились покорять мир. Начать решили с Африки – там ведь слоны. К сожалению, в тот раз попутешествовать им не удалось – прохожих насторожили двое маленьких детей без взрослых, которые искали поезд в Африку.

Арманчику пришлось дать маме твердое мужское слово, что, прежде чем отправиться в великое путешествие, он к нему основательно подготовится. Сначала нужно вырасти и получить необходимые навыки для защиты от злых людей и диких животных.

Мама облегченно вздохнула и, на всякий случай, подружилась с мамой Айши. Вдруг, действительно породнятся? Надо поближе узнать будущих родственников.

А сейчас Арманчик готовится отойти ко сну. Когда спишь – время идет незаметно, а, значит, быстрее растешь. Наконец, подушка основательно взбита, осталось только выслушать на ночь сказку. Обычно сказки на ночь рассказывает мама, но она так устает за день, что сама иногда засыпает раньше него. Арманчик не обижается, он ведь мужчина.

- Жили-были дед со старухой, - привычно начинает бабушка, но Арманчик ее перебивает:
- Аже, расскажи мне африканскую сказку.

Бабушка растеряна, она не знает африканские сказки, но виду не подает.
- В одной африканской стране жили-были старик со старухой.
Арманчик молчит, ему нечего возразить, в Африке ведь тоже живут старики и старухи, только африканские.

А бабушка тем временем продолжает:
- Все у них было, только детей не было. Долго молились они африканскому богу, и, наконец, он услышал их молитвы. Родился у них сын, и назвали они его Арманом.
- Это африканское имя? – строго спрашивает Арманчик.

- Все матери мира хотят одного – чтобы дети их были счастливы, потому и называют так своих сыновей, – улыбается бабушка и продолжает: - Рос Арман не по годам смышленым, сильным и смелым. Уже в юности он спрашивал себя: почему одни люди богатые, а другие бедные? И была у него мечта, чтобы все на земле были равны, и чтобы у каждого была одна большая мечта, и чтобы она обязательно исполнилась. А когда он вырос, стал большим и сильным, поднял своих друзей, и восстали они против богатых, и их мечта исполнилась, потому что она была одна на всех.      

Арманчик знает - в Африке очень много стран, там живут черные люди, которых много лет угнетали белые, но теперь они свободны и, конечно, счастливы.

Завтра будет новый день и новая сказка, завтра он тоже станет другим - старше на один день, только мечта у него не изменится. Ведь для того, чтобы мечты исполнялись, им нельзя изменять.

Арманчик улыбается во мне, ему снятся слоны и смелые охотники. А бабушка, заботливо укрывая его, с улыбкой думает о том, какую сказку завтра попросит рассказать внук?


арман – мечта (каз)
аже - бабушка


Рецензии
Занятно. Но написано "недетским" языком. Например: "Процесс этот очень длительный, занимает много времени" - та дети не говорят, и им так не говорят. "Процесс" - этого детям просто так не объяснишь, а в 5-летнем возрасте они вообще этого не поймут. Дети мыслят конкретно и образно, поэтому все абстрактные слова, которые нельзя описать в красках, формах и действиях для них лишены содержания. Поэтому и большая часть прилагательных недоступна их пониманию, их тоже надо избегать, используя только самые конкретные, описывающие "зримые" свойства предметов и ощущаемые ими свойства реального мира. Ещё пример: "получить необходимые навыки для защиты" - 5-летний ребёнок никогда так не скажет... не говоря уже о том, что фраза отдаёт "канцелярщиной", напоминает скорее статью в многотиражке или инструкцию по гражданской обороне, чем детскую сказку. Ещё пример: " готовится отойти ко сну" - ребёнок этого даже не поймёт. Он скажет: "Я пойду спать". Даже слово "готовиться" ему чуждо, он ни к чему не готовится, а просто делает. Ограничусь этим, но таких примеров достаточно, может быть, не таких очевидных.

Правда, эта статья в основном для детских поэтов, но справедлива и для прозаиков.
Второе, что бросается в глаза - многословие, обилие лишних слов. Например: "ему скоро целых пять лет" - здесь вполне можно обойтись без "целых". Или без "скоро"... Фраза " готовится отойти ко сну" тоже многословна. "Все матери мира хотят одного – чтобы дети их были счастливы" - не только многословно, но пышно и пафосно, тоже как будто из газеты.

Вам нужно прочитать статью Чуковского "Десять заповедей детского писателя", основное есть тут: http://www.stihi.ru/2012/04/19/6511
Учиться писать для детей - это не так просто, а главное тут - уметь перевоплощаться в маленького ребёнка, временно "забыв" все взрослые слова и выражения. "Выдумывать" каждую фразу так, как будто Вы изобретаете велосипед, из набора каких-то деталей, причём не очень большого. И нужно суметь это сделать так, чтобы выглядело свежо и интересно.

Удачи Вам!

Адела Василой   12.10.2015 13:31     Заявить о нарушении
Адела, рада Вас видеть. :о)

Не могу согласиться с "недетским языком". Это ведь не для детей написано, и не для взрослых, а для всех. Есть такой жанр в литературе.

Насчет возраста: для детей разница в год - это вечность. По себе знаю, у меня сестра старше на год, я помню, какой взрослой она мне казалось в детстве - на целый год старше!

А в целом рассказ, конечно, требует доработки. Спасибо за ссылку, обязательно ознакомлюсь.

:о)

Торопыжка   13.10.2015 09:17   Заявить о нарушении
"Нельзя объять необъятное", Анастасия. Думаю, что хорошо написанный рассказ для детей
не оставит равнодушным и взрослого, а чтобы он был хорош "для всех", он должен быть понятен всем, в первую очередь. Рада, что Вы осознаёте необходимость доработки...

Адела Василой   13.10.2015 10:55   Заявить о нарушении