Поэт и связь времён
Читаем у Ф.Тютчева: «Ты долго будешь за туманом /скрываться Русская звезда, /или оптическим обманом /ты обличишься навсегда? /Ужель навстречу жадным взорам /к тебе стремящимся в ночи /пустым и ложным метеором /твои рассыпались лучи?».
Как философ и дипломат, Тютчев, понимал, что нельзя русским людям враждовать между собой из-за разницы убеждений, ибо они окружены враждебным миром.
Один из важнейших символов поэтики Рубцова - «Звезда полей»: «Звезда полей! В минуты потрясений / Я вспоминал, как тихо за холмом / Она горит над золотом осенним, / Она горит над зимним серебром».
С есенинской поэзию Рубцова роднят мотивы утраты русского мира. Два поэта сменили один другого и оставили нам свои завещания: «Но за мир твой в выси звёздной /в тот покой, где спит гроза, /в две души зажгу над бездной /незакатные глаза», - пишет С. Есенин о России в начале века. А в середине века отзывается Н. Рубцов: «О, Русь – великий звездочёт! /Как звёзд не свергнуть с высоты, /так век неслышно протечёт, /не тронув этой красоты». А строки: «Пускай горят Отечества огни, /пускай не меркнет над тобою слава, /Россия, Русь, храни себя, храни, живи страна - единая держава!» звучат как заклинание в наши тревожные дни.
Тон в русской поэзией всегда задавали столичные авторы. Это происходит и сегодня. Но русская поэзия не может развиваться без региональной поэзии, настоящая русская жизнь существует в провинции.
По мнению О. С. Прокофьевой, региональная поэзия является территорией сближения, способствующей сохранению ценностей.
Такой территорией сближения мне представляется поэзия О. Н. Павлова. Ключевые ценности Павлова: Россия, родной язык, русский лес с его обитателями, родники, хлеб насущный, дети, старики, славянский мир, небесный Свет да солнышко. «А без солнышка небу дождь не лить. / А без дождичка Земле не родить, / А без хлебушка людям дня не жить…» Это «Рассветная». Может, песня, может. Таким же «простым», на первый взгляд, представляется стихотворение «Родники». Но какая боль в каждой строке: « Во деревне Родники / Брошенные избы… / Кабы жили мужики, / Детки повелись бы / …Позабудут Родники, / Как забыли детство, / Только родинке с руки Никуда не деться».
Какая перекличка с национальными русскими поэтами – Рубцовым, Есениным, Лермонтовым, Тютчевым! Так и хочется воскликнуть вслед за ним: « Но, может, их молитвами чудными / Земля пока ещё и спасена?»
К поэтам рубцовского направления отношу поэта А. М. Виноградова. Много лет назад, вызывая гнев цензора, он писал: «Что же утеряно, что же утрачено, что мы забыли беречь? … Как удивительно льётся прозрачная Русская – Русская – речь!»
А. М. Виноградов и сегодня ощущает и осуществляет связь времён в поэзии. Поэт находит в древней рукописи огрызок гусиного пера: «И всего-то перо В древней книге нашлось: В наш компьютерный век – Тех времён волоконце. Но земная Надёжнее Кажется ось, Небо выше и чище – ласковей солнце»
Другие региональные поэты тоже ощущают незримую связь. Обострённая боль за судьбы Родины у .Кожейкина: «Но сохрани этот миг, /злые метели и грозы! /Чтобы у тихой берёзы /Жил мой любимый родник».
У. Косаревой, тяготеющей к авангарду «Россия – другая? / Россия – всё та же. / Заморские платья. / Английские речи. / Кавказские войны. / Церковные свечи. / Россия. Век двадцать первый. / Пушкин. Стихи».
Для поэта родное Слово священно, оно служит спасению славянского мира, народа. А значит – и России. «Господь даёт им страждущую душу, / Природа – слух, а Родина – язык», - Олег Павлов.
Это сказано о русской поэзии, которая отличается высокой духовностью, звучностью, богатством интонаций, имеет искренний, исповедальный характер, обращена к Человеку, к его душе, поэтому чувственна и эмоциональна. Русские поэты всегда были ответственны перед читателем. Это и отличает их от эгоцентристов, озабоченных самовыражением.
Хочу подчеркнуть, что считаю естественным и даже необходимым обновление форм и модернизацию смыслов, поиск оригинальных рифм и необычной ритмики, но только при условии сохранения наработанных, традиционных. А что касается тематики, несмотря на мелкотемье и стоны о бытовых неурядицах отдельных авторов, в поэзии и сегодня востребованы вечные темы, которые неизбежны в истинно русской: темы пути, малой и большой Родины, поиска Истины, смысла жизни, справедливости, любви. Это доказывают и публикации в последних литературных журналах. Вот как тема Родины звучит в стихотворении «Памяти Тютчева» Е. Степанова, московского поэта («Нева»: №5 ): « Это родина: снег, холодрыга. / Это вести плохие и месть. / И кому-то басманное иго, / А кому-то гаагская жесть. / Это родина: род и отродье / И родной до беспамятства сброд. / Чёрных речек разлив, половодье, / Чёрных речек, не пройденных вброд. / И страшна, и грешна, и – пригожа! / И не нужно какой-то иной. / Это родина, это надёжа. / А надёжа навечно со мной».
Стихи современные по обращённости к актуальным сегодня реалиям. Аллюзии (басманный суд, гаагская жесть). В то же время, поэт верен традиции: лермонтов ская «странная любовь» к Отчизне, исконное русское слово «надёжа», характерные повторы. А просторечия (холодрыга, сброд) не мешают глубокой эмоциональности и придают новые смыслы вполне традиционной теме. А уж связь времён – налицо! Чего стоит «Черных речек разлив»! И слова однокоренные поэт использует, не без умысла (родина, род, отродье, родной сброд).
Эталоном высокой поэзии с её глубинны содержанием , обогащённым новыми поэтическими смыслами, можно считать стихи Нины Ягодинцевой из цикла «В печали ты ясна»:
В печали ты ясна, а в радости жестока./Но я тебя люблю и помню лишь о том,/ Как сладко пить вдвоём твоё вино восторга, /С неведомой войны вернувшись со щитом.
В печали ты ясна, в печали ты прозрачна, /И тайной глубиной мерцаешь, как звезда – /Но страшно пить вдвоём твоё вино удачи:/Ты выбираешь раз и губишь навсегда.
О чём стихи? О России, конечно. И о Крыме, наверно, но не только. Ещё о вечной теме: поэт и государство. И о любви к Отечеству.
А вот её стихи, отнюдь не традиционные по форме:
«На тои берегу Юрюзани /Словно на небе /Избы стоят высоко./Мостиком в три дощечки, /Тропкой по косогору – /Разве туда взберёшься? Речка бежит и плачет/К морю, как будто к маме – /сбиты её коленки./Платице лепит ветер/.Выгоревшие прядки/К мокрым щекам прилипли./
Смотришь так отрешённо, /Словно душа узнала, /Куда ей потом вернуться.
Стихотворение вполне современное и в то же время простое и трогательное. Невольно запомнишь и «мостик в три дощечки», и речку-девочку, которая, плача бежит к морю, будто к маме, со сбитыми коленками, а ветер «лепит ей платице». Запомнишь эту удивительную метафору и ощутишь глубинную любовь-ностальгию автора к малой родине и реминисценции с детством – и русскость! Русскость – без пафоса.
А ещё говорят, что «традиционная парадигма русской поэзии устарела»… Не устарела она, но меняется, наполняется новыми поэтическими смыслами, сохраняя свой глубинный характер. А что касается словесной эквилибристики, которую пытаются выдать за «новую» поэзию, думаю, время всех рассудит, и в русской поэзии сохранятся достойные имена и произведения. Об этом моё стихотворение: Уходят кумиры двадцатого века,/ избранники муз и властители дум. /Есть в сломе эпох неизбежная веха - /Грядёт «однодневок» заманчивый бум. /Всех время рассудит, расставит по росту. /Кому-то готовят уже постамент. /Иных позабудут. Бывает непросто /Себя сохранить в череде перемен.
(статья опубликована в Материалах третьего Всероссийского форума «Чтение на Евразийском перекрёстке», Челябинск, сентябрь 2015 г.)
Алевтина Терпугова
Свидетельство о публикации №115092806406