Ассоциации

  Саундтреки к моей жизни.Попытка прозаических ассоциаций(для

меломанов)
               
Итак, сперва был Чайковский. Он вошел в мою жизнь с острым ощущением красоты "Осенней песни", детскому сердцу доступной. И так и остался памятным, прежде всего, своей сердечно-мелодраматичной меланхолией. Музыкальный "коллапс" 6 симфонии - это уже совсем другое, отдельно стоящее, сбивающее с ног и втягивающее в воронку неописуемой безнадежности. Это - Предстояние пред Неведомым. Бах, на удивление, с детства-свой. Всегда рядом: от прелюдий хтк, терзаемых маленькой потной рукой, и до Высокой мессы. Ни сложное голосоведение (чаще всего конрапункт), ни временнАя дистанция, ни некоторый аскетизм мелодий - ничего не раздражало. Хотелось одного - поставить каждую нотку на место и  полюбоваться целостностью многослойного потока. А что уж говорить о позднее открывшихся! Сама жизнь с ее изменчивой многомерностью, трагизмом и ликованием, звучала в его ларго из 5 Бранденбургского концерта, арии альта из "Страстей" и etc...
Среди менее популярных, чем "ВРЕМЕНА ГОДА", произведений
Антонио Вивальди есть совершенный бриллиант - Концерт для двух
мандолин (адажио из него использовали  в фильме - экранизации по роману Бондарева "Берег" реж. Алов и Наумов). Вот эта музыка и еще, пожалуй, 2 часть концерта для гобоя барочного композитора Марчелло стали для меня символами утраченного рая. (Альбинони, бесспорно, по-своему ярче и безутешней, но уж очень растиражирован нынче).
Позже в мир моих любимых интонаций вступил Прокофьев. Начиная
с "Пушкинских вальсов", которые так любили музредакторы радиоинсценировок в советские времена, и уже навсегда - ощущение томления...невыразимо нежного, хрупко-флейтового, с льдистыми включениями, или  неожиданно виолончельно тягучего...обещающего..
Рахманинова полюбить было легко:цветение сирени и весны,вздымающаяся от волнения  грудь, Тургенев и капели, и очень русские ветра. И всегда светлый простор и блоковские нюансы в партитурах.
С приобщением к флейтовой музыке ("Сиринкс"!), усложнением моего музыкального мира, стал доступен ДЕБЮССИ: струение-сквожение полутоновых потоков воздушно-водяных масс, непрерывно движущихся, почти атональных, зыбко мерцающих...
Светлее Larghetto  шопеновского 2-го концерта ничего не знаю (и безутешней марша из сонаты b-moll, кстати, тоже). Образ раскрывающегося цветка(словно в замедленной съемке) прочно доминирует в моем сознании и ассоциируется с открывающимся навстречу чувству сердцем молодого  романтика. Его "говорящие" интонации так же, как и у  Брамса, в главной партии 3 части 3-ей
симфонии, - это лирическое высказывание не только в метафорическом смысле: отчетливо слышны   интонации надежды, укора и вопрошания в человеческом голосе.
Не думала, что просто танец, просто танго со всем его мелодраматизмом  и грубоватой чувственностью может так захватить! ПЬЯЦОЛЛА - это кружение изломанно-упругих пунктирных ритмов,неумолимое наступление терпких плотных
аккордов, рвано-угловатое PIZZICATO. А над всем парит невыразимо тоскливая, сладчайшая в своей неге мелодия...Открытие другой культуры, другой традиции-как это захватывающе!Так же, как и с джазовой музыкой.
Джаз не любим моим любимым Германом Гессе. Ну, ничего не поделаешь. Зато как много его в романах у  созвучного Харуки Мураками! И дело даже не в пресловутой импровизационности этой музыки. Оказалось, что и славянину может быть понятно это абсолютное чувственное растворение и балансирование меж несколькими ритмами сразу и экспрессия подачи и иная сложность плетения тем. Но главное-самовыражение: от совершенного расслабления до экстатичности. Джаз ведь очень разный...Много остроты  привнес он в мою пресноватую жизнь.Для меня нынешней милее всего утонченность Била Эванса.
Благодаря роману Яна Леона Вишневского открыла для себя Сэмюэля Барбера. Настроение нежности и безнадежности в его адажио для струнных возрастает от повтора к повтору в теме, построенной на восходящей секвенции, и переходит в трепетный диалог скрипок и альтов. Прочно слилась эта музыка с атмосферой книги. Литература и музыка... Самые сильные чувства связаны в моей жизни с ними...

     Вариант II(минимум)


           ПРОКОФЬЕВ---томление...невыразимо нежное, хрупко-флейтовое с льдистыми включениями,то виолончельно тягучее...

           РАХМАНИНОВ--цветение...весны,сирени;Тургенев,весенние капели и очень русские ветра..

           ДЕБЮССИ-струение,сквожение..полутоновых потоков воздушно-водяных масс,непрерывно движущихся,почти атональных,зыбко мерцающих...

           ПЬЯЦОЛЛА-кружение..изломанно-упругих пунктирных ритмов,неумолимое наступление терпких плотных аккордов,рвано-угловатое PIZZICATO.А над всем парит невыразимо тоскливая,сладчайшая в своей неге мелодия...

           ЧАЙКОВСКИЙ-пение..меланхоличное,сердечно-мелодраматичное,а вот 6 симфония--музыкальный коллапс..

  Худ.К. Рандсвелл
          


Рецензии