Михаил Лотман. В поисках Сапфического метра

Становление античных размеров в русском стихе (аспекты КОГНИТИВНОЙ {???} метрики)"
Михаил Лотман (Тарту-Таллинн)
Памяти Михаила Леоновича Гаспарова.


0. ПРОБЛЕМА.

Основу метрического репертуара русской литературной поэзии составляют силлаботонические размеры античного происхождения, введённые в результате так наз. "реформы Тредиаковского-Ломоносова".
...Среди стихотворных форм античного происхождения следует различать два принципиально различных типа. Первый (основной) тип составляют те из них, которые были предварительно адаптированны немецкой поэзией, так что заимствовалась не столько конкретная метрическая схема, сколько, с одной стороны, общий принцип её образования (например, 4-стопный ямб как один из ямбов), с другой же стороны, заимствовалась как правило и система стихосложения, а, иногда, и ритмика. Обычно эти размеры не воспринимались более как античные. Например, 4-стопный ямб в русской поэзии ХVIII-ХХ веков -- это силлаботонический размер, если и сохранивший какую-либо память о своих источниках, то разве что о немецкой поэзии пост-опицевского периода, но не об античном ямбическом диметре). Другой тип составляли формы, если не непосредственно заимствованные из античной стихотворной практики, то, во всяком случае, связь с ней никогда не терявшие. Это, в первую очередь, гексаметр и элегический стих, а также античные строфические формы, давшие на русской почве различные типы логаэдического стиха.

0. КОММЕНТАРИИ.

Интересно, а почему вы говорите о так называемой реформе Тредиаковского-Ломоносова? И, вы серьёзно о том, что "среди стихотворных форм античного происхождения следует различать два различных типа? Типа чего? Силлаботоники? Впрочем, вы правы, Логаэды, это НЕ Силлаботоника. Вы главное не забудьте напомнить себе это в продолжении своей статьи.

1. ДВЕ МЕТРИКИ

Существуют два основных подхода к ЭКСПЛИКАЦИИ {???} стихотворного метра, назовём их АПРИОРНЫМ и АПОСТЕРИОРНЫМ {???}.

1. КОММЕНТАРИИ.

ДОСТАТОЧНО.

3. ЛОГАЭДЫ.

В.К. Тредиаковский в своём НОВОМ И КРАТКОМ СПОСОБЕ (1735) даёт образец реформированной -- по его правилам -- сапфической строфы. Если отвлечься от неуклюжего обоснования и громоздкой транскрипции, то {ЭТО ДА, -- НЕ ЗАИНПЛИЦИРУЕШЬСЯ ПО-АПОСТЕРИОРНЕЙ В НИРВАНЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО КАТАРСИСА...} смысл новшества касается только 11-сложников(...), которые теперь состоят из нетождественных хореических полустиший, соответственно мужского и женского окончания: Х3м+Х3ж.

Силы в серебре всяк скупой не знает,
Срамно то когда в землю зарывает;
Тратящ глуп и мот; тем-то в нужде верно,
Кто в нём чив мерно
(Тредиаковский)

Дальнейшая судьба сапфической{???}строфы связана с силлаботоническим{???}стихосложением. Первые образцы дал Сумароков, ему следовали А.Н. Радищев, А.Ф. Мерзляков, А.Х. Востоков и др. Любопытно отметить, что для трёх последних античные строфы противостояли ломоносовской традиции классического стиха и семантически сближались с народным стихосложением (в Германии близких взглядов придерживался Ф.Г. Клопшток, считавший, что при помощи античных моделей он возрождает "старонемецкую полиритмию"...).

Для интерпретации метрической структуры сапфического стиха решающее значение имеет позиция цезуры. Основных позиций две -- условно говоря латинская, после 5-го слога, и греческая, после 6-го слога. В качестве примера приведём два стиха из ГИМНА ВЕНЕРЫ А.П. Сумарокова (1755):

Кои подают от тебя успехи (ХхХхХ | ХхХхХх)
Не противлюсь сильной, богиня, власти (ХхХхХх | хХхХх)

... в зависимости от позиции цезуры мы получаем либо 6-стопный хорей с цезурным усечением (Х3м+Х3ж, т.е. модель Тредиаковского), либо 5-стопный хорей с цезурным наращением (Х3ж+Я2ж).

3 КОММЕНТАРИИ.

Ну, собственно, как и ожидалось, дядя напрочь забыл свои слова о двух принципиально разных типах заимствования античных стихотворных форм для русского стиха, назвав (или повторив?) вслед за Тредиаковским о том Сапфическом метре, который ни античным, ни русским Сапфическим метром не является. Мало того, у Тредиаковского, и у Михаила Лотмана, как пример, была иная интерпретация Сапфо от Смотрицкого, -- который интерпретировал Сапфо как: Хорей/Спондей/Дактиль/и два Хорея, -- так нет же ж... Ну например (только ставьте ударение на НАШ, а не энклизируйте ЦАРЬ_наш):

Эка царь наш батюшка больно строгий
Ну а нам царь-батюшка жить не в ногу

Ну и где здесь ваш 6-стопный Хорей..?

Пару слов о примерах. Как элемент ритмики первой формы Сапфо первый (да и второй) пример возможны. Но, с такими спондеями далеко не уедешь. А почему Смотрицкий так интерпретировал Сапфо гадать не хочется (кстати, также интерпретировал Сапфо и Брюсов. -- два начальных Хорея, заменяемых 2-м Эпитритом 1о11). Грубо говоря, если в таком режиме писать стихи, то легче их совсем не писать. Всё. Возвращаемся к нашим эээ -- к нашим имплицитным интерпретаторам.

•••••••••••••••••••••••••••••
В продолжении... в приложениях...  http://www.stihi.ru/rec.html?2015/09/27/9253
•••••••••••••••••••••••••••••
Да, здравствует, технический прогресс...


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

~~~~~

Мало того, что, вот уж действительно пример Тредиаковского, это 6-стопный Хорей с потерей, так сказать, одного слога, в третьей стопе, так нет же ж, надо было обязательно, вслед за Тредиаковским повторить, что это Сапфический метр! Плюс, перейдя на Силлаботонику, -- что уже, мягко говоря... -- но ладно! -- а где же тогда Пиррихии доктор?

Кои подают от тебя успехи -- ?

То есть в этой строке их нет? А почему? Ааа!..

Перейдя на Силлаботонику, мы не заметили, как переподключилися к Силлабометрике -- точнее к схеме Сапфического метра (первой формы); а поскольку в ней нет Стопы Пиррихия, то и у нас её не будет; далее, поскольку в схеме Сапфического метра есть определенно Стопы, то о расположении ударов, конешно же знать не обязательно. А зачем? Таким образом, Сапфический метр (третьей формы), с ударами на 1, 5, 8 и 10 слоге, вдруг обнаруживает у себя ещё и 6 (это ж Тредиаковский сказал!):

12345^67890
1о0о1^1о1о1о

Как раз, для цезуры (по нему же).

Эх, жаль, и второй пример Сапфического метра (в.ф.), не растормошил наши сонные клеточки -- наоборот! -- сразу видно, что наш профессор явно мало знаком с Сапфическим метром. -- отталкиваясь от второй строки Сумарокова, он, зачем-то подрядил Сапфо к 5-стопному Хорею с цезурным наращением -- что возможно только в экстремальном случае, на практике, лично мне, пока не встречавшемся. Ну и соответственно, ещё раз вспомним о принципиальном несоответствии двух типов заимствования... Всё. Всё забыто. А почему? Ну наверное потому, что удобнее интерпретировать Сапфический метр, с позиции Силлаботоники. Что, уже, повторюсь, в корне не верно.

Но, давайте уже посмотрим на примеры:

Х6-КЛАССИКО.

Письмо в бутылке. (Шибко бойко бодрому и возможно уже грамотному маленькому рихорду 250-ей выдержки.)

Силы в серебре всяк скупой не взнае
На исходе жизни поле загибая
Срамно не беда то то ли ещё будет
Старцу тоже в мочь вспахивать верблюдом

В небе солнце свете согревае кость
И от старца в миг убегае злость
Топает ногами кто там разбере
То ли солнце вышло то ль рихорд пое
Вертится по кругу як белка в колесе
Ище где б ему по комфортней всесть

В этом примере классико-Х6, как вы наверное успели почувствовать, есть трохи усечения на цезуре:

Старцу тоже в мочь(?) ^ вспахивать верблюдом
(Старец тоже может ^ взбрыкивать верблюдом)

и одно наращивание после цезуры:

Вертится по кругу ^ ЯК белка в колесе
(Вертится по кругу ^ белкой в колесе)

Как ещё можно дополнить классико-Хорей о шести стопах? Присылайте примеры.

САПФО.

Начнём с Х5 (экстрим-бати):

Сколько звёзд горит на синем небе,
Столько рыб морских и дывчин дивных, --
Столько чудных дев в стране той чудной
Ясной душою
(трохи подхореил Сапфо Гофмана)

Я живу в пустыне {полной} света
Один ветер вольный {там} гуляет
Не нужна мне только {радость} эта
И что делать с нею, {я} не зна{ю}

Плавно переходя на Х6 и так далее...:

1
Сколько звёзд на небе сколько разных птиц
"Сколько рыб морских и фиалок дивных"
Если этот сон мне светит в эту жизнь
Я ещё не жил и ничего не видел
(Рихард Мор)

2
Я живу в пустыне, вдали от света.
Один ветер вольный вокруг гуляет,
Не нужна мне только свобода эта,
И что делать с нею, душа не знает.
(А. Герцык)

3
"
Ей не надо было искать предлога.
Незаметно уйти это данность свыше
И она любила молчать о многом
В предрассветный час прощаясь с Парижем

Палантин полумрака накинув на плечи
"
(Лена Летнова)

4
Мой синдром пустоты состоял из наречий
И протяжно воя он кричал из воды

Зло в нём на изломе злом идёт игра
Кто боится звонит за свои права
За своё бесправие беспределу ша
Беспредельность правит но над всем Душа
(Рихард Мор)

5
"
Теплоты былой похоронен след
в глубине души, болью выжженной.
Притяженья нить – порвала'сь вослед
меж родных сердец, небом сближенных.

И не верится в то, что нас нет вдвоём, –
существуем с тобой по отдельности.
но упрямые губы твердят своё:
"По твоей тоскую я нежности!.."
"
(Елена Ватолина)

6
"
ночь шуршит, шипит, говорит: "шшш!",
мотыльком кружит, фонарем мигает...
и такая синь кругом, такая тишь,
что и ночь сама показалась раем.
будто мир вчера не взорвало к черту,
и никто не умер, не лишился сна.
"
(Регина Соболева)

7
"
Соответствуй, милая, соответствуй,
через раз заглядывая за край.
День немотствуй, потом говори, приветствуй.
В поддавки со смертью всю ночь играй.
Голова покатится – отболится.
Синь язык. На два слова – вжик –
отсекают жизнь или жгут страницу.
Настигает что-то, как тень борзых
русских псовых, летящих над самым лугом.
"
(Мария Маркова)

8
"
Приготовь мне просто тепло в печи,*
потому что земное я есть не стану.**

Я приду, как только встанет река —
Фрейзер, Свислочь, Мата, Миссиссипи, Волга, —***
...
До того, как устать всем телом и лечь, {с тобой}
я хотел необычных вещей для мужчины: ****
быть с тобой и укладывать в буквы речь,
что, в итоге, сложилось в одну причину.
"
(Алексей Соломаха)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

~~~~~

* Сапфо, м; ХД(4/1) оо1о1оо1о1
Приготовь мне просто тепло в печи

** ХД5(3/2) оо1оо1оо1о1о
потому что земное я есть не стану

+ Призрак, м; ХД (4/1) оо1о1о1оо1
Я приду как только встанет река

*** Х6 1о1о1ооо1о1о
Фрейзер, Свислочь, Мата, Миссиссипи, Волга,

**** Ан4ж оо1оо1оо1оо1о
я хотел необычных вещей для мужчины

0__12345
1__оо1о1оо1о1...
2__оо1оо1оо1о1...
3__оо1о1ооо1о1...
4__оо1оо1оо1оо1...

Так что там куда и откуда усеклось и подрумянилося?

Вот эти два Размера ХД5(3/2) и Х6, что посерёдке, не редкие спутники Сапфо. Причём, если учесть кто больше пользуется её популярностью, то я бы поставил на Логаэд с двумя дактилями и тремя хореями, -- близкий к Ан4. Не смотря на то, что у Х6 преимущественно два (из трёх) совпадений ударов -- 3 и 5 (1) с Сапфо, тогда как у ХД5, преимущественно, всего один (из двух) -- 3 (1). Странно, да? Ну что, и дальше будем искать взаимодействия Размеров, исключительно, только по схемке, или... как?

1 ХД5(3/2)
"
Август стелется дымом по краю света,
лишь коснёшься крылом обгорелых веток,
появляется — нет, не причина — повод
лапой выправить "кар" и вцепиться в провод.
"
(Анна Даркес)

2 Х6...
Сколько звёзд на небе сколько разных птиц
Сколько рыб морских и фиалок дивных
Если этот сон мне светит в эту жизнь
Я ещё не жил и ничего не видел

Впрочем опять же, ещё раз, где там и что у кого усеклося и подрумянилося? Может быть каждый из представленных Размеров имеет, своё, собственное право на существование?


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

~~~~~

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

Формы античного происхождения демонстрируют в русской поэзии принципиально различные возможности реализации метрического задания. Общей закономерностью является, однако, несоответствие реальной метрической структуры её теоретическому осмыслению: первая всегда значительно регулярнее и проще последней. Особенно это касается основной -- силлаботонической -- модели. Заимствованная схема выполняет роль первичного, эксплицитного метра, в то время как поэтические тексты, якобы эту схему реализующие, имеют имплицитно структуру подчас совершенно иного свойства.
...
Это же в целом справедливо и в отношении {Сапфического метра}: в основе сапфического 11-сложника лежит силлаботонический двусложник...{ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!..}
По сравнению, например, со схемой, приводимой Смотрицким (1о|11|1оо|1о|1о), содержащей стопы хорея, спондея и дактиля, современное стиховедение даёт более регулярную схему сапфического 11-сложника:

1о1х1оо1о1х

{ну и что это?}

В контексте доминирования силлаботоники в русской поэтической культуре реальная практика вводит этот размер в более привычное русло, сводя его к хореической урегулированности. {АРБАЙТЕН! Да, здравствуют шабашники от Поэзии!..} Хорей выступает здесь в роли вторичного, имплицитного метра, стиховедческой теорией не отрефлексированного, но, тем не менее, отчётливо ощущаемого.

4. КОММЕНТАРИИ.

Вообще, конешно, интересный этот язык -- глубокомудрый -- настолько, что и не окопаешься. С одной стороны, "реальная практика" вводит Сапфо к хореической урегулированности, (смотрите, выше, приведённые мной примеры) с другой стороны, "Хорей выступает здесь в роли вторичного, имплицитного метра", не достаточно "отрефлексированного" (вот я смеюсь), но, "отчётливо ощущаемого." Ну, собственно ещё раз (и, как бы подводя итоги), прежде чем дать две строчки Сапфо, я хочу поделиться с вами двумя строчками Х5 и ещё двумя, подстроенными под их ритмику:

Не пугайся бинго не пугайся
Не смотри на эти фонари
Я живу в пустыне {полной} страсти
Сколько звёзд горит от той зари

Сколько звёзд горит на высоком небе
Сколько рыб морских и фиалок мирных

Х5 и Сапфо? Нет? Не подходят друг к другу? Согласен.

Теперь Х6 и Сапфо:

Сколько звёзд на небе сколько разных птиц
Сколько рыб морских и фиалок дивных

Да? Подходят друг к другу? Согласен. Но. Никто никуда не переходит и никто не от кого не происходит. Плюс, пару слов о Х6-классико.

Так вот, тот Х6, который может взаимодействовать с Сапфо, никаким боком не подходит к Х6-классико:

Птичка в небе плачет сколько звёзд горит?
Сколько звёзд на небе сколько разных птиц

И это я ещё дал полноударную версию. Которой никто не пишет целое стихотворение. А надо ли сравнивать Х6-классико с Сапфо? Ну давайте:

Птичка в небе плачет сколько звёзд на небе
Сколько звёзд горит на высоком небе

Понятно, да? Отчего это зависит? Хм, если не вдаваться в детали синтаксиса (в коих я не знаток), то Сапфический метр, осмысленно идёт на всю строку. Даже с ощутимой цезурой. Которая ритмически ощущается по разному. Например:

В невесомом маленьком чёрном платье
Уходила так как уходят женщины
(Л.Л.)

Где здесь цезуры?

Но, как бы там ни было, при ощутимой цезуре Сапфического метра, левое полустишие по смыслу: НЕ ЗАКОНЧЕНО. Например:

Ей не надо было...
И она умела...
И равно встречаю...

Максимум осмысленности имеют такие полустроки, так сказать:

Я живу в пустыне...
Воскресав в душе...
Сколько рыб морских...

Вобщем и целом, Сапфический метр, это ЦЕЛЫЙ СТИХ (правда это не означает что у него нет Стоп). Где лишь для некоего удобства интерпретации принято говорить о двух полустишиях, например с мужской цезурой, это Х3м 1о1о1+2-Я ФОРМА Х3Ж 001о1о.

Плюс. Конешно же, те левые полустроки, которые НИКАК НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ ПОЛУСТИШИЯМИ, -- скорей всего, и создают, тот Сапфический метр (если у него вообще была какая-нибудь интерпретация)... Или же такая Сапфо, признак взаимодействия с Анапестом. Но опять же... Впрочем, смотрите сами:

Ей не надо было^искать предлога
Средь лесбосских дев,^безмятежных, чистых,
Запевать в хорах^на пирах весёлых
Где она умела^молчать о многом
А живя в пустыне^вдали от света
Уходила так^как уходят женщины
Чтобы жить на море^чтобы жить на суше
Мозгопудренницей и Русалкой тоже
Ну и да конешно же Анапестовой

Вобщем, возможно. Надо об этом подумать. Хотя... хоть схемка, хоть синтаксис... -- всё ж проверяется на слух.

Но, как бы там ни было, а

В отличие от Сапфо, Х6-классико идёт на строку, с заведомо двумя полустишиями, которые, если разделить, -- может и скажут, вам, спасибо:

Птичка в небе плачет:
Сколько звёзд горит?
Не пугайся мальчик.
ПТЕНЧИК ГОВОРИТ...

Вот они ПЕОНЧАТЫЕ ПОЛУСТИШИЯ, преобладающие в Х6-классико.

С Сапфо, такой номер не прокатит:

Сколько звёзд горит
На высоком небе
Сколько птиц морских
И фиалок мирных

Я живу в пустыне,
Вдали от света.
И мне ветер {стынет
{Шальной кометой}

НИ-КУ-ДА.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

~~~~~

Итак, ещё раз о реальной практике Сапфического метра, первой и второй формы. Подводя итог:

Во-первых, Сапфо рулит. Во-вторых, Сапфо взаимодействует:

1 С Двухсложниками.

Сапфо и Х6-не-классико.

1о1о1оо1о1... С1ф
оо1о1оо1о1... С2ф
1о1о1о1о1о1... Х6
оо1о1ооо1о1... Х6

6
Ночь шуршит шипит говорит шшш (Регина Соболева)
http://www.stihi.ru/2014/07/17/887

Первая строка, в этом стихотворении Дробный логаэд 5-стопного Хорея...

2 С Трёхсложниками.

После ХД5(3/2) к Ан4.

1о1о1оо1о1... С1ф
оо1о1оо1о1... С2ф
1о1оо1оо1о1... ХД5
оо1оо1оо101... ХД5
оо1оо1оо10о1... Ан4

3
Немного от... (Лена Летнова)
http://www.stihi.ru/2012/08/19/96

Как видите 0, если отталкиваться от Ан4, то ХД5 это Ан4 с минусом сл0га в 4 стопе. Но я не стал бы серьёзно к этому относится, как впрочем и ко всему характерному для Логаэдов, которых то и время кому-то просто необходимо осиллаботонить. Для удобства? Но, господа, такое удобство в Поэзии, это далеко заведомая ложь. Неужели, вам, до сих пор, этого непонятно?

Впрочем продолжу по пункту 2. Здесь, преобладание ХД5(3/2), порой очевидно. А то и вообще, авторы пишут исключительно ХД5(3/2).

Вывод: Вполне ясно, что Сапфический метр, первой и второй формы, может взаимодействовать, как с Двусложниками -- преимущественно это Х6 без пропуска ударов на 2 и 5 месте; так и с Трёхсложниками -- а именно с 4-стопным Анапестом, через других Логаэдов, а именно -- Призрака, Фалеха -- и особенно через 5-стопный Логаэд с двумя дактилями и тремя хореями -- 1о1оо1оо1о1... .

Отсюда, вполне очевидно, что Сапфический метр, первой и второй формы (да и вообще) не может иметь никакой другой основы, кроме своей собственной -- логаэдической, а значит и Силлабометрической -- тем самым, говорить о Силлаботонике по отношению к Сапфическому метру не вижу никакого смысла, кроме одного -- удобного.

P.S.

5
Надо мной нещадно куражится... (Елена Ватолина)
http://www.stihi.ru/2012/03/24/8667

7
Соответствуй, милая, соответствуй... (Мария Маркова)
http://www.stihi.ru/2010/10/05/136

8
Разожги на окне маячок свечи (Алексей Соломаха)
http://www.stihi.ru/2015/08/31/8359

+
И катись бутылкой по автостраде (Вера Полозкова)
http://www.stihi.ru/2012/07/26/6360


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Сапфическая строфа.

Пловец. Каролина Павлова.
http://soccult.ru/poem/20898/plovec

Колыхается океан ненастный,
Высь небесную кроет сумрак серый,
Удалой пловец держит путь опасный
С твердою верой.

Хоть бы бури злость пронеслась над бездной,
Хоть бы грянул гром и волна завыла,-
Прочен челн его, верен руль железный,
Крепко ветрило.

Он с враждою волн спорит сильным спором,
Не проглянет ли хоть звезда средь мрака,
Не мелькнет ли где, над морским простором,
Отблеск маяка?

Высота темна, и пространство глухо,
В небе нет звезды, нет вдали светила.
В грудь тоска легла, онемела духа
Гордая сила.

Не найти пути в этой мгле безбрежной,
Не послать к умам существа живого,
Чрез свирепый шум глубины мятежной,
Тщетного зова.

Он напрасную отложил заботу.
Гуще стелются полуночи тени;
Он улегся в челн, уступая гнету
Тягостной лени.

Волны тешатся и, друг другу вторя,
Злую песнь твердят; все темно и дико.
Челн уносится по разливу моря...
Море велико.

_____
Первые три строки каждой строфы написаны Сапфическим метром (преимущественно первой и второй формы)... Заключительная строка каждой строфы, так называемый Адоний -- 2-стопный Дактиль с женским окончанием.

Вторая строка первой строфы -- Фалех.

Колыхается океан ненастный
...
Он напрасную отложил заботу.
...
Гуще стелются полуночи тени;
...
Волны тешатся и, друг другу вторя,
...
Челн уносится по разливу моря...
... --
Все эти строки имеют общую форму -- Сапфо и Фалеха. -- хх1оооо1о1о .
_____

Следующее стихотворение, то ли былина, то ли историческая песня. Автор, Василиса Иванова.
http://www.liveinternet.ru/community/2115022/post67937866

Тихо. Кони плывут в ковылях.
У дружины полные тулы стрел
Да над степью вкруг сокола летят.
Идет смерть на степь. Только ты - не встреть!

Разнесло хазар вдоль засек, застав,
Знать, гнилое семя в пророст пошло,
И средь наших троп, и средь наших трав,
Средь наземных крох вы-та-и-лось зло.
Княже греков бьет, и живится рать,
А ушли мужи, тут и жди гостей -
По селам, заселкам да хуторам
Ходит подлый тать воровать детей.

Тихо. Кони плывут в ковылях.
У дружины полные тулы стрел
Да над степью вкруг сокола летят.
Идет смерть на степь. Только ты - не встреть!

И рабов-то полные корабли,
Что ж хазарским кормчим и ветер свой?
Неужели боги ушли с земли,
Что ж за торги - русою головой?
Где хазары? - в Киеве на пиру -
У князей, вишь, злато лишь на уме.
А по хуторам с горя мамки мрут...
Виноват кто будет? Горыныч Змей!

Тихо. Кони плывут в ковылях.
У дружины полные тулы стрел
Да над степью вкруг сокола летят.
Идет смерть на степь. Только ты - не встреть!

Вилы, копья, луки - со всех сторон,
По былью огонь с хату вышиной.
Скольким встать воколь - на охоту, гон -
Убивать тебя... а ведь ты ж ручной.
Змей, мой Змей... да ты и прадеда знал,
От степных волков нам коров стерег.
Ты беги, беги, а меня - оставь,
Береги себя, уж таков твой рок
_____
Стихотворение написано Сапфическим метром (преимущественно первой и второй формы), но с мужским окончанием. Первая строка -- 4-стопный ХД-Логаэд, м (2/2) 1о1оо1оо1. -- не путать с 3-стопным Анапестом.

У князей, вишь, злато лишь на уме. -- Призрак.

Змей, мой Змей... да ты и прадеда знал, -- Призрак.

По былью` ого`нь с ХАту_вы`шино`й. -- ритмически читается Сапфическим метром.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

~~~~~

САПФО 3-Й ФОРМЫ.

1
ОЛЬГА ХВОРОСТ «Про детей и мам»
http://www.stihi.ru/2013/08/01/8388

За окном дожди поливают утро -
Вымокли качели, столбы, дома,
В комнате спокойно, тепло, уютно
Девочки играют в детей и мам.

-Мама, я тебе принесла цветочки,
-Мама, а какой у слонёнка дом?
-Я сегодня буду любимой дочкой!
-Мама, а когда мы гулять пойдём?

- Мама, я помыла уже посуду,
А теперь нам надо идти к врачу.
-Можно, завтра я нашей мамой буду?
Я ведь тоже мамой побыть хочу!

Дождик по карнизу стучит упрямо,
Во дворе повсюду вода и грязь,
В детском доме дети играют в маму,
В ту, что потерялась - потом нашлась.
--------------------------------------------------------
В стихе любопытный оригинальный ритм.
Логаэд структуры /---/--/-/(-).
Да вот только для данного содержания он как на корове седло. И еще: такой ритм "разгоняет" строку к концу, усиливая акцент на клаузулах. Поэтому, чтобы особенность ритма заиграла в полную силу, под рифмой не должно быть случайных и неважных слов. А здесь их полно.
...
Нормально - только последний катрен.
http://www.stihi.ru/2015/04/08/10493
Тимофей Бондаренко
====================
Во-первых, конешно же в этом стихотворении преобладает 3-я форма Сапфо, но, это не значит, что здесь нет 2-й формы, которую нельзя прочитать как 3-ю*:

-Я сегодня буду любимой дочкой!

А теперь нам надо идти к врачу.
-Можно, завтра я нашей мамой буду?*
Я ведь тоже мамой побыть хочу!

Во дворе повсюду вода и грязь,
В детском доме дети играют в маму,

Из шести строк, только одна такая строка*.

Далее. Странно, что критик не услышал ритмики Х6 в первой строке:

За окном дожди поливают утро
=
За окном дожди
Поливают утро
Ты меня не жди
Встретил камасутру
+
За окном дожди
Поливают
Ты меня не жди
Дорогая

+
За окном дожди ПОЛИВА`ЮТ утро
ВЫ`МОКЛИ... -- НЕУДАЧНЫЕ ОБОРОТЫ, поддержанные уда`рными аллитерациями.

Касательно же слов о Ритме этого стиха, то, мягко говоря, наш критик, опять глубоко не прав. Потому что, Ритмика 3-й формы Сапфо, в принципе тактовиковая, а в данном стихе, мало того также тактовиково заряжает и 2-ю форму Сапфо. -- и всё вместе Ритмика такой Сапфо, вот уж действительно близка к Ритмике Х6-классико, а значит нужно было (в любом случае) учитывать два полустишия. Ну и вообще, разговор о клаузулах (концах) в Сапфическом метре тоже из ряда вон. Потому что Сапфо не Фалех. Раз. Два. Причём здесь проходные окончания? Вобщем и целом, наш критик, гадая на кофейной гуще угадал только последнюю строфу -- она действительно самая удачная. Но, заметьте:

В детском доме дети играют в маму,
В ту, что потерялась - А потом нашлась.

В принципе, автор выдержал ударный объём 2-й и 3-й форм Сапфо, но, -- а стоило ли так?..


ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

~~~~~

2
Теперь, хочется познакомить вас с ещё одним примером Сапфического метра, где преобладает 3-я форма (и *может читаться третьей 2-я форма Сапфо*):

Моя война (Рика Лиль)
http://www.stihi.ru/2010/01/04/7401

Эта остановка – конец пути.
Выход. Королевство кривых зеркал.
Ты им – вечный вызов. Ты – прототип –
Чудик с искрой жизни в окне зрачка.

Тише! Эти чуют чужую боль.
Ах, ты не был сильным? Заткнись, и стань!
Видишь эти стены? Пробей их лбом –
Воля – как и ярость – сминают сталь.

*А на наших стягах – подруга-ночь.
А за нас все кошки – и крепкий ром.
Ты готов сломаться? Могу помочь!
Лучше сразу сдохнуть, чем жить рабом.*

Горький вкус свободы – и пить до дна.
К черту королевство стеклянной лжи.
Гимном возрожденья – моя война:
Только на осколках восходит жизнь.
_____
А вот эти строки:

Горький вкус свободы – и пить до дна.
К черту королевство стеклянной лжи.

в принципе читаются первой и третьей формой без каких-либо нюансов невзаимодействия друг с другом. Хотя конешно 3-й удар на вкусе так и так не слишком акцентирован, нежели 1-й и 5-й, поэтому... ну и хватит об этом.

3
Далее хочется познакомить вас, с тем редким случаем*, когда в доминирующем Х6-классико встречается Сапфо 3-й формы. Но. Интересно. Смеюсь. Ошибка ли это?

*
Девочка из детства (Соэль Карцев)
http://www.stihi.ru/2014/02/08/1661
...
Рута расскажи мне про поля и звуки,
Что над ними вечно в прошлое летят,
Рута протяни мне, ты, родные руки,
Рута, ты пойми, я хочу назад

Там живёшь лишь чувством, крылья из простора,
Папа с мамой вместе и глаза горят
Рута, я ушёл и вернусь нескоро,
Пусть об этом люди долго говорят.
...

=====

Итак, вывод: Совершенно очевидно, что Сапфический метр 3-й формы, предполагает, во-первых, тактовиковый Ритм, во-вторых, вполне себе может взаимодействовать с Х6-классико. Но. На примере "Моей войны" я думаю ясно, что Сапфо 3-й формы, это Сапфо 3-й формы и не о какой хореизации речи быть не может.

Весьма своеобразный Тактовик Асеева "Синие гусары"
http://militera.lib.ru/poetry/russian/aseev/04.html

3

Розовые губы,
витой чубук,
синие гусары -
пытай судьбу!
Вот они, не сгинув, не умирав,
снова собираются в номерах.*
Скинуты ментики,
ночь глубока,
ну-ка, запеньте-ка
полный бокал!**
Нальем и осушим
и станем трезвей:
- За Южное братство,
за юных друзей.***

* -- до этого момента Сапфо... 3-й формы или?

** -- до этого момента Диметр 4-стопного Дактиля..., или?

*** -- до этого момента Диметр 4-стопного Амфибрахия..., или?

Вот таки дела. На этом о Сапфо 3-й формы всё...


ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

РАЗНОСТОПНЫЙ ЛОГАЭД.

1 ПРИМЕР:

Надо мной нещадно куражится... (Елена Ватолина) http://www.stihi.ru/2012/03/24/8667

Надо мной нещадно куражится
грусть-печаль моя – да из ночи в ночь,
напитала душу, и, кажется,
не изгнать тоску – мне из сердца прочь.

Теплоты былой похоронен след
в глубине души, болью выжженной.
Притяженья нить – порвала'сь вослед
меж родных сердец, небом сближенных.

Не поверить в то, что нас нет вдвоём, –
существуем лишь по отдельности,
но упрямо губы твердят своё:
"По твоей тоскую я нежности!.."

Трепеща, шепчу в полутьме слова,
заигравшись, видимо, с разумом,
понимая вряд ли в судьбе едва,
что давно больна вышесказанным…

_____
В первой строфе, нечётные строки -- Пкбс, д; чётные, ритмически, -- Двойной кольцовский пятисложник в одной строке. А так-то -- Сапфо, м.

В остальных строфах, нечётные строки -- Сапфо, м.
Чётные -- Пкбс, д. ;

Во второй строфе, ритмически также ощущается дыхание кольцовсково пятисложника. А заключительные па Пкбс -- он и есть:

...болью выжженной.
...небом сближенных.

и так далее...

Тем самым, влияя на ритмику Сапфического метра. Делая её немного более агрессивной и в тоже время более плавной. Вобщем и целом в Сапфическом метре этого стиха 3 и 8 удары, кое-где сильнее, нежели 5 и 10 удары. Плюс, Пкбс, не мало этому способствует.

2 ПРИМЕР:
кама-с-утра (Наталья Маржан)
http://www.stihi.ru/2008/01/18/548

Одного не хватит… Собьюсь со счета.
У мгновения множество лиц… -
Ты придумал грани, пределы, квоты,
Защищая свой Аустерлиц…

Я вдыхаю ветер и верю слепо,
Что любовь – это лучший связной.
Собираюсь с духом – штурмую крепость
И цитирую осень: «Ты мой!»
( Первый снег, что выпал сегодня утром,
Хоть твердят все кругом: «зима…» )

Если верить нормам твоей Камасутры,
Можно просто лишиться ума…
И вполне логично сдаться без боя,
Не выпрашивать счастье взаймы,
Отменить все «против» и нам с тобою
Перейти наконец-то на «мы»…

И забыть о в небе парящих стерхах,
О соблазнах Мальдив и Багам… -
И не важно, кто из нас будет сверху –
Одинаково близко к богам…

http://www.stihi.ru/rec.html?2008/01/18/918
"
Рецензия

Интересное, но ритмически тяжёлое стихотворение.
Не каждый сразу поймёт, что в нечётных стихах (строках) необходимо две паузных цезуры, которые, по месту расположения, имеют "псевдослучайный" характер.

Из ритмического рисунка произведения "выбились" два стиха:

Хоть твердят все кругом: «зима…»

Если верить нормам твоей Камасутры,

Первый - использованием паузной цезуры, а второй - отсутствием одной цезуры.
С уважением,

Тамара Северцева
"

НЕЧЁТНЫЕ строки -- Сапфо.

Если верить нормам твоей Камасутры, -- оо1о1оо1оо1о -- ХД5(3/2), -- редкий гость. Обычно, как вы наверное уже успели заметить с Сапфо танцует другой ХД5(3/2), -- оо1оо1оо1о1о .

И вполне логично сдаться без боя, -- Призрак.

ЧЁТНЫЕ -- Ан3.

Хоть твердят все кругом: «зима…» -- Гликоней, 1о1оо1о1 .

Касательно критики, то хочется лишь пояснить (ОПЯТЬ И ВНОВЬ. Только уже здесь), что эти строки не ИЗ РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА выбились (или "закавычились"), а из МЕТРИЧЕСКОГО. То есть, поскольку ударность Сапфо, это 1, 3, 5, 8* и 10* слоги; а Призрака, -- 1, 3, 5, 7* и 10 слоги; и представленного ХД5(3/2), -- 1, 3, 5, 8 и 11* слоги, то соответственно, если отталкиваться от Хорео-дактилического логаэда, -- шагающего, здесь, преимущественно Сапфическим метром, то в Призраке, попадая на несвойственный ему 7 удар, и в ХД5(3/2) на не свойственный ему 11 удар -- он или парится или нет. Хоть в кавычках, хоть без. Но никак не выпаданием из ритмического рисунка. Потому что рисунок, предполагает слепок, статичность, -- схему, тогда как Ритм, это всегда -- полное движение -- идущее от первой до последней буквы. И вот это, 1о1о1оо1о1о -- не надо называть Ритмикой. А то У Уважаемого читателя может сложиться мнение, что каждый стих состоит из 11 и 9 букв соответственно.:-D

Ну а о цезурах и прочих паузах, -- БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ.

P.S.
Для статистики: Защищая свой Аустерлиц… -- обратимая строка.

3 ПРИМЕР:
Вдохновение Севера (Саша Бест)
http://www.stihi.ru/2014/12/07/3736

Я читала линии на ладонях –
Вдохновение Севера.
Я брала чабрец, кардамон и донник,
Чтобы выманить Серого.

Я шептала: «Бабка, бабка сорока,
Напугай, чтоб помучился.
Ты скажи, что сгинет он раньше срока,
Коль со мной не обручится.

Он кивал на бабкины предсказанья,
Я в стороночке слушала.
Чтобы выжить – мужем верным мне станет,
Самым преданным суженным.

Он взглянул: в груди моей солнце село
Предзакатными красками.
«Ты прости, красавица, - молвил Серый, -
Я лишь лесом обласканный»

И ушел, свободный, судьбе навстречу,
Растворяясь в лесной листве.
А за ним спокойно сгущался вечер,
И кукушка кричала вслед.

НЕЧЁТНЫЕ СТРОКИ -- Сапфо;

Я шептала: «Бабка, бабка сорока,

Чтобы выжить – мужем верным мне станет,
--
Призрак.

ЧЁТНЫЕ СТРОКИ -- Ан2; в последней строфе, Гликоней.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

~~~~~

Теперь о практике Сапфо(-пиррихийной) (внутри строки). Вы не поверите, но такая тоже есть. Как пример, её, уже здесь был:

Соответствуй, милая, СООтветствуй,
через раз заглядываЯ ЗА край.

оо1о1оо001о
1о1о1оо001

С одной стороны, да, это Сапфо с Пиррихием 4-стопы (с Пиррихием 1-стопы не в счёт), с другой стороны, пропуск 8 удара предполагает общую форму Сапфического и Призрачного метров, так как, пропуск 7 удара у Призрака означает ту же схемку, что и у Сапфо, -- разница лишь в виде и обозначении. Итак, ещё раз, те же самые строки Сапфо:

Соответствуй, милая, СООтветствуй,
через раз заглядываЯ ЗА край.

оо1о1оо001о
1о1о1оо001

ПХДПХ
ХХДПХм

У Призрака эти строки будут такими:

Соответствуй, милаЯ, СООтветствуй,
через раз заглядывАЯ ЗА край.

оо1о1о0001о
1о1о1о0001

ПХХТХ
ХХХТХм

То есть заместо Пиррихия Сапфо у Призрака существует Трибрахий -- трёхсложная Стопа с тремя не ударами.

Такие формы, по Метру, называются -- общие.

У Сапфо и Призрака, есть ещё одна общая форма, только с двумя пропусками ударов внутри строки:

Раненными крыльями оттолкнусь

1о001оо001 -- С.
1о001о0001 -- П.

Ну и, как пример, такой призрачной Сапфо, стихотворение:

Раненое-раненое небо.. (Яны Мракорис)
http://www.stihi.ru/2010/10/01/8197

В тревоге за наше будущее..

Раненое-раненое небо над головой..
И в плену закрытых оконных рам
Я слежу за парусом над рекой,
Что без сил отдался её волнам..
Крики чаек с берега позовут,
Разрывая лезвием небеса.
Новый день вчерашнему пулю в грудь
И в лицо открытое горсть песка..
Я хочу к нему! Я хочу туда!
Я могу сберечь его и спасти!
Только мне не вырваться из стекла..
Не разбить хрустальные витражи..
Крылья лебединые мне раскрыть
Никогда, наверно, не суждено..
Знаешь, я смогла бы тебя любить.
И ты здесь.. Ты смотришь в моё окно..
Ищешь что-то, вглядываясь в глаза,
В изумрудно-ласковую их глубь..
Просишь у всевышнего волшебства,
Чтоб на миг коснуться моих губ..
Снова в отраженьи кривых зеркал
Резаными крыльями оттолкнусь.
Ты меня такую ещё не знал,
Я умру, но всё же к тебе вернусь..
Вот и всё.. Разбейтесь же зеркала
Тысячей осколков тщедушных зим!
Я лечу к вам, раненые облака..
Умирая, падаю вслед за ним..
Со всей силы бьюсь о стекло крылом,
Раздирая душу и тело в кровь..
Новый день, укрывшийся под зонтом,
Предъявляет плату мне за любовь..

Раненое-раненое небо над головой,
В красных пятнах розовый горизонт..
И кружатся призраки надо мной,
Бросившейся камнем под небосвод..
и упавшей замертво.
_____
Примечательные моменты:

Никогда`, наве`рно, не суждено`..
Зна`ешь, я смогла` бы тебя` люби`ть.*

Насколько пластична 3-форма* Сапфо в этом стихотворении. И в целом, благодаря формам Сапфо-Призрак и 2-я форма Сапфического метра, вот уж действительно:

Ты меня такую ещё не знал,
Я умру, но всё же к тебе вернусь..
Вот и всё.. Разбейтесь же зеркала
Тысячей осколков тщедушных зим!

Кстати, в этом стихе есть ещё один наш старый знакомый, -- дробный Логаэд 5-стопного Хорея...:

Чтоб на миг коснуться моих губ..

Есть в этом стихе и элемент кольцовского пятисложника:

Я хочу к нему! Я хочу туда!
P.S.

Касательно же других общих форм, то, есть ещё одна (ранее рассмотренная в приложении 5) Сапфо-Фалех, но она, -- скорее исключение, чем правило, её случаи, скорее элементы разнообразить ритмику основных 1 и 2 форм Сапфо и, -- в той или иной степени, мне не встречалось стихотворение, где было бы подавляющее преимущество этой формы Сапфо-Фалех, -- поэтому, как только так сразу.

Всё...

~~~~~

И у меня пока тоже...


Рецензии
Здравствуй, Рихард.

Цитирую материал, может быть несколько не по теме. Но он является иллюстрацией к "Формуле" (там в объяснении говорится в т.ч. о пеонах), а также может дать тебе потренироваться на акцентах. Здесь в стихах Д.Андреева есть один "спорный" (на самом деле есть там, возможно, недоработка в обозначении, которая может вызывать недоумения при прочтении и анализе метра) момент. Предоставляю тебе его найти, проверив стихи на соответствие декларированному стихотворному размеру.

(Начало цитаты)

"Пеон (также пэон)

— стопа античного квантитативного стихосложения, состоящая из 5 мор, трех кратких и одного долгого слога. По месту расположения долгого слога различаются пеоны I, II, III и IV. Пеон I —UUU, II U—UU, III UU—U, IV UUU—.

Начиная с символистов (А. Белый, В. Брюсов) имеется традиция вводить понятие пеона в русское силлабо-тоническое стихосложение, определяя пеон как сложную стопу из 3 неударных и одного ударного слога. Пример:

«… Заметались, затерялись в океане корабли…»
(В. Брюсов, Буря с берега, пеон III, из кн. «Опыты», М., 1918).

В русском стихосложении пеоны I и III входят в систему хореического, а пеоны II и IV — ямбического стиха. Поэтому применение пеона к русской силлабо-тонике признаётся не всеми стиховедеами.

Подробно использование пеонов, как поэтический прием, рассматривает Даниил Андреев в своей работе «Некоторые заметки по стиховедению» и активно их применяет в своих произведениях. В работе Новые метро-строфы содержится обширная классификация вводимых им «метро-строф» с примерами, часть VI работы называется «Пэоны и гипер-пэоны».

Примерпеона в работе Д.Андреева «Новые метро-строфы»:

Над рекою, в невидимом предвечерии,уж потрескивал задумчивый костер,И туманы, голубые как поверия,Поднимались с зарастающих озер...
Гипер-гипер-пеон:

Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются,Катод пристрастия с анодом ярости в деяньях тружеников объединя,И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, -Страны вращающиеся подшипники, колеса лязгающего дня.
Четырехсложные размеры (пэоны)

.

На первой – 1 пэон: – u u u

На второй – 2-й: u – u u

На третьей – 3-й: u u - u

На четвертой – 4-й: u u u -

Хвалебные песни в честь Феба.

Проблемы поставил Самсонов. Говорил, что вс6е распадается пополам на двусложные.

Изометризм стиха – к одному и тому же тексту можно подходить с разных позиций и по-разному интерпретировать.

Лучше отходить от материала. Каких строф больше, к этому логичнее и склониться.

.

1 пэон

Багрицкий

«Валя - Валентина,что с тобой теперь…»

Во поле березонька стояла

- u u u - u u u I – u л л

Акаталектика – когда не хватает нескольких слогов.

Гиперкаталектика – превышает (под вечерам над ресторанами).

Каталектика – нормально

2 пэон

Роман в стихах Пастернака «Спекторский» целиком написан на нем.

Или стих-е Бродского «Посвящается Ялте»:

История рассказанная ниже – правдива…

.

3 пэон

.

У А.Вертинского «Пикколо Бамбини»

Вечерело. Пели вьюги. Хоронили Магдалину. Цирковую балерину.

Какая-то душещипательность.

Близка «переправа» Твардовского

4 пэон

.

Анненский «Как эта улица пыльна, раскалена…»

Какая-то изломанность, декаданс

Пушкин «Под голубыми небесами, великолепными коврами…»

(цитата завершена)

С уважением.

07.12.2015 18:14

ДОПОЛНЕНИЕ
Над рекою, в невидимом предвечерии, (?)

Я вначале, Рихард, точно также, как ты, подумал. А потом смотрю, что-то не то… пеонический размер-то нарушается. И почти сразу разобрался. А потом вспомнил о тебе и наших акцентологических "прецедентах"… Теперь тебе, наверное, будет легче разобраться, что и первая строка чистый пеон, а не логаэд, по крайней мере, в моём чтении, в чтении цитируемого мной автора рассмотрения и, очень вероятно, в чтении самого Даниила Андреева и многих из его читателей. А к "формуле" я, кстати, добавил "следствия".

08.12.2015 00:06

ДОПОЛНЕНИЕ 2
"Вопрос:

1)Гавриил, скажите мне пожалуйста, сколько метрических вариаций в Я6?"

ритмических(!) вариаций?

По-видимому, это ординарная задача из области комбинаторной математики.

2) Под ритмическими (метрическими?) вариациями (в данном случае ямба, а конкретно шестистопного), разумею (в общепринятом стиховедческом, упрощённом виде) разные варианы рисунка сверхударности (спондей) и безударности (пиррихий) стоп. А побуквенную длину слов ты, верно, для шутки присовокупил.

Вот интересный материал; там есть о шестистопном ямбе:

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isc/isc-0052.htm

И там есть стих-цитата из Пушкина:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Попробуй, Рихард, поставь "правильно" ударения над стопами…
Есть ли в этом стихе хоть одна безударная стопа? Или их больше? А все ли стопы ОДИНАКОВОУДАРНЫ ? Возможно, отвечая на эти вопросы, ты поймёшь неблагодарность (да и неинтересность) той задачи, которую ты передо мной попробовал поставить. Её отрицательные составляющие, именно как задачи, коренятся в нечёткости-неправильности формулирующего условия. Гораздо уместнее вначале говорить о ряде общих параметров (разная сила акцентов, звукоряды, аллитерации, узор словоразделов и стопоразделов, интонационные паузы, виды клаузул, система рифмовки /это уже гиперстиховой уровень ритмовосприятия/ и т.д.), определяющих возникновение различных ритмов того или иного стихотворного метра (мы говорили о 6-ст. ямбе). И если даже такие на порядок-другой менее объёмные вопросы, как вычисление всех ритмов 4-стопного ямба потребовали от стиховедов целых исследований и специальных работ, то то, о чём говоришь ты, потребует концептуально-созидающего фундаментального и сверхобъёмного труда. Это никак не рамки рецензии. С Божьей помощью, может быть, когда-то руки и дойдут. А на упрощённо-ошибочной ниве подвизаться не намерен.

3) (Цитирую) "М(n) = М(n-1) х 3 + ( М(n-1) - М(n-2) )

М -- ДВУХСЛОЖНЫЙ Метр, Хорей или Ямб.

n* -- Стопность Метра

М(n) = сумма метрических вариаций.

* М0=1" (цитата окончена)

Буду рад более внятной форме подачи формулы: а) без "суммы" "M(n), а просто: M (Или ещё проще: S) - это… ; б) n - это… (без "*"); в) упростить и прояснить: "М(n) = М(n-1) х 3 + ( М(n-1) - М(n-2) ) => S = 3m(n-1) + m(n-1-n+2) =
= 3m(n-1)+m = 3mn-3m+m = 3mn-2m = m(3n-2) =>
._________________
| => S = m(3n-2) |
|_______________•|

Это, Рихард, элементарные алгебраические преобразования…
И что в твоей формуле означает m? Количество слогов в стопе исследуемого чистого размера? Здесь: 2?

ДОПОЛНЕНИЕ 3

Рихард, ты опять начинаешь "курсировать" в опасной близости с хамством. Не позволяй хамству превзойти на чаше весов вес нашего достаточно продуктивного и интересного общения.

И ты не обратил внимание на то, что размещённая на моей странице формула определяет только количество слогов, взаимосвязывая с этой величиной некоторые другие такие же простые параметры, а ты имеешь желание вычислить более сложную, абстрактную, более "неопределённую" величину - количество ритмических (метрических) вариаций. Насчёт "громоздкости", ты про знак умножения забыл. Знаков даже 15, а не 14! А ежели серьёзно, то нормальная формула и новаторская к тому ж…

Гавриил Тишков   08.12.2015 18:21     Заявить о нарушении
1
Над рекою, в невидимом предвечерии,
уж потрескивал задумчивый костер,
И туманы, голубые как поверия,
Поднимались с зарастающих озер...

Первая строка логаэдная:

0_о1о о1оо 001оо

0о1оо1оо001оо

0о 1оо 1оо 00 1о о

Остальные: 3П3...

2
"Гипер-гипер-пеон:

Они встречаются и состязаются,
они проносятся и разлучаются,
Катод пристрастия с анодом ярости
в деяньях тружеников объединя,
И возвращаются, и возвращаются,
и возвращаются, и возвращаются,
-Страны вращающиеся подшипники,
колеса лязгающего дня."

2-стопный 4-й Шестисложный Метр:

ооо1ооооо1....

Или, 2-х-3-х ударная (какая по счёту надо глянуть) форма 5-стопного Ямба:

оо о1 оо оо о1...
о1 о1 оо оо о1...

~~~

С точки зрения банальной эрудиции, довольно напряжно интерпретировать большие Метры. По всякому. И по причине интересных Диподий тоже:

Катод_пристрастия с анодом_ярости

о0_о1оо о0_о1оо

То есть вот этот 2-стопный 4-й 6-сложный Метр, состоит из двух Ямбо-второпеонов. А как ещё назвать?

Насколько мне известно, в Древней Греции таких составных Стоп не было. Были только (применительно к Двухсложникам и Четырёхсложникам) 4-сложные Стопы с двумя ударами, где второй, главный:

Хореическая Диподия 0о_1о или 1о_1о

Ямбическая Диподия о0_о1 или о1_о1

Хореямб 0о_о1 или 1о_о1

и Ямбохорей о0_1о или о1_1о

Что скажете?

С уважением,

Рихард Мор 2   07.12.2015 19:16   Заявить о нарушении
Смеюсь. Вот ещё, какие могут быть проблемы возникнуть:

"...
в деяньях тружеников объединя
...
колеса лязгающего дня."

Как учуять, подобные красоты?

С уважением,

Рихард Мор 2   07.12.2015 19:25   Заявить о нарушении
Это называется обратимой строкой. И, поскольку, 3П3, да и не только он, позволяет себе подобные ритмические ходы, то не суть, -- Логаэд в первой строке или 3П3.

~~~~~

По формуле.

Хорошо, Гавриил, уговорили.

Ваша формула:

http://www.stihi.ru/2015/11/28/979

Моё решение:

http://www.stihi.ru/rec.html?2015/12/07/7263

Теперь и вы попробуйте. Поскольку, у меня тоже для вас, есть пара-тройка формул.

Итак, как вы знаете, в любом Размере есть определённое количество метрических вариаций первого вида (то есть из целых Метров составленных). Например, 198 метрических вариаций Сапфического Метра:

http://www.stihi.ru/2015/03/25/6692

~~~

Итак, занятие это безусловно нужное и занятное, но, если вы хотите сразу узнать целое число метрических вариаций какого-либо Размера, то можно сделать это намного проще. Только, пока в Силлаботонике.

Для Хорея и Ямба,

формула:

М(n) = М(n-1) х 3 + ( М(n-1) - М(n-2) )

М -- ДВУХСЛОЖНЫЙ Метр, Хорей или Ямб.

n* -- Стопность Метра

М(n) = сумма метрических вариаций.

* М0=1

~~~

Вопрос:

Гавриил, скажите мне пожалуйста, сколько метрических вариаций в Я6?

P.S.
Если вы решите эту задачку, то я, дарю вам формулу Трёхсложников и других силлаботонических Метров.

А там глядишь и до Логаэдов доберётесь. Кто знает, Гавриил, кто знает, да?:-|

С уважением,

Рихард Мор 2   08.12.2015 13:52   Заявить о нарушении
1
оо1о -- МЕТРИЧЕСКИ, это соотношение 4-х символов, называется -- 3-й Пеон. Далее по Метру следует Ритм:

Голубые -- 7 БУКВ

Поднимались -- 11 БУКВ

И так далее.

То есть, Метры не показывают, сколько букв в слове. И не учитывают, как оканчиваются слова. И так далее.

Метр, это схема. Например, схема дома.

Ритм, это слово. Например: дом из белого кирпича.

Понятно?

2
"По-видимому, это ординарная задача из области комбинаторной математики."

Гавриил, честно говоря я не понял, что вы сказали.:-D Но,

вы задачку-то решите?

С уважением,

Рихард Мор 2   08.12.2015 16:29   Заявить о нарушении
Гавриил, ну мне кажется, я понятным языком объяснил, что речь идёт о Размере, где есть определённое количество метрических вариаций

первого вида (то есть из целых Метров составленных).

Например, 198 метрических вариаций Сапфического Метра

Где вы там узрели сверхсхемные ударения?

~~~

Гавриил, моя задача рассчитана учесть все формы, как с Пиррихиями так и без.

А со Спондеями, Гавриил, это уже другое измерение. Сложное измерение. Поэтому, давайте, для начала с нашим, простым, разберёмся.

~~~

Хотя, возможно, вам нужна подсказка? Ладно. Смотрите:

1 ФОРМА Я6 -- ЯЯЯЯЯЯ

о1о1о1о1о1о1 -- 32 МЕТРИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ.

2 ФОРМА Я6 -- ПЯЯЯЯЯ

00о1о1о1о1о1 -- 16 МЕТРИЧЕСКИХ ВАРИАЦИЙ.

И так далее. Всего, в Я6, -- 32 формы, и ... Сколько МЕТРИЧЕСКИХ ВАРИАЦИЙ?

P.S.
Я не шутил. Но, если вам кажется, что схема дома и сам дом, это одно и тоже, то, ваше право так думать.

С уважением,

Рихард Мор 2   08.12.2015 17:32   Заявить о нарушении
Гавриил, ранее, я вам писал, зачем вы создали громоздкую формулу из 14 СИМВОЛОВ, определяющую Размер одной строки, когда для этого давно существует, простая и ясная, -- Метр, число Стоп и окончание?

Например:

Я4ж = 9 СЛОГОВ. Всё!

Что ещё нужно? Но,

как некий эксперимент, ваша формула интересна. Но,

в чём практическое применение вашей формулы, не учитывающей

"о ряде общих параметров (разнОЙ силЫ акцентов, звукоряды, аллитерации, узор словоразделов и стопоразделов," и так далее?

Или я чего-то не заметил в вашей формуле?

~~~

Вобщем, Гавриил, у меня складывается такое впечатление, что вы не можете решить мою ПРОСТУЮ задачку, а с тем, просто и тупо переводите стрелки.

То есть, вы, говоря образно, не можете поднять вес в 20 кг, но упрекаете меня, что поднимать мешок с картошкой весом в 20 кг это не эстетично. Помимо этого, предлагаете учесть, что 20 кг картошки это не 20 кг ваты. И так далее.

Гавриил, если честно, смешно. Ну не можете, так и скажите, НЕ МОГУ. Всё. Зачем вы постоянно становитесь в позу всезнайки?

С уважением,

Рихард Мор 2   08.12.2015 18:00   Заявить о нарушении
Вот, о чём я и говорю. Говоришь, вроде простым языком, ан нет, Гавриилу подавай сложный.

Гавриил, не понимает простого языка, но делает вид, что готов понимать сложный.

~~~

Но, кое в чём вы похоже, правы. Тогда помогите мне с формулой.

Подсказка, номер 2:

Ямб -- это Метр

число n, -- это Стопность.

То есть, М(n)=Я6 -- это ШЕСТИСТОПНЫЙ ЯМБ.

Чтобы узнать число метрических вариаций в Я6, надо умножить число вариаций Я5 на 3 и прибавить разность чисел вариаций Я5 и Я4.

Понятно? И как обозначить ЧИСЛО в правой стороне формуле?

Например:

М(n)= Ч/М(n-1) х 3... и так далее с Числом?

С уважением,

Рихард Мор 2   08.12.2015 18:22   Заявить о нарушении
"И ты не обратил внимание на то, что размещённая на моей странице формула определяет только количество слогов, взаимосвязывая с этой величиной некоторые другие такие же простые параметры, а ты имеешь желание вычислить более сложную, абстрактную, более "неопределённую" величину - количество ритмических (метрических) вариаций."

А моя формула что определяет? Аллитерации? Где? Где я это говорил?

Гавриил, чтобы вычислить число метрических вариаций, нужно понимать, что такое Метр. Вы же, похоже, этого не понимаете.

У Шенгели например, с этим строго. Шенгели бы например, взглянув на одну цельную схему какого-нибудь Размера, за 5 сек. назвал бы мне число метрических вариаций представленного на схеме Размера. Ну например, такого:

1оо1оо1ооо1о1о -- 72 МЕТРИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ.

Вот так вот. Как думаете, как он это делал?

2
"Насчёт "громоздкости", ты про знак умножения забыл. Знаков даже 15, а не 14!"

Ага, а формулу Я4ж, следовало бы оформлять так: Ях4+ж, да? Впрочем, чем вы гордитесь? Лучше скажите, как вы это сделали?:-D И для чего?

С уважением,

Рихард Мор 2   08.12.2015 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.