Сознание - мера вещей
Грани Агни Йоги, 1961 г. § 456
СОЗНАНИЕ – МЕРА ВЕЩЕЙ (1) *
(Из Посланий Высокого Источника)
МАТЕРЬ МИРА: «Я Волю Мою в Лучах Посылаю на Землю. Лучи воздействуют на всех, но в степени разной. Сознательных приемников мало, и еще менее устремленных навстречу Лучам. Поэтому каждое сознание, устремляющееся ко Мне, магнитно и мощно Насыщаю элементами Новых Энергий, но по вместимости их. Созвучие определяет контакт, вместимость, степень и широту получения. Следовательно, надо привести устремление к созвучию и подготовить сознание, достаточно расширив его. Учение Жизни расширителем будет, а огонь, возжигаемый им, усилителем устремления. Можно без конца насыщаться, если к каждому Общению принести новое, то есть то, что могли бы насытить и напитать Лучи. Даже солнечный луч должен упасть на плодородную почву, чтобы дать жизнь, так и Лучи Мои, достигающие сознания людей, к Ним устремленных. Лучи, сочетаясь в сознании с созвучными им элементами, вызывают ряд психодуховных процессов и движение в центрах и утверждают процесс роста сознания. Носители и исполнители Высшей Космической Воли – это люди, живущие психожизнью всего сердца, раскрывшейся под воздействием этих Лучей» Грани Агни Йоги, 1958 г § 470. Новосибирск, «Алгим», 2007 г.
Думаем ли мы, говоря, что проходит все, о том, что ничто не проходит, ничто не исчезает, но что все прошлое всегда существует около нас, но в других измерениях, но будучи связано с нами неразрывными незримыми нитями причин и следствий. Вот опять перед нами два противоположных явления, пара противоположностей, которую надо примирить и сгармонизировать в сознании. Настоящее отличается от прошлого тем, что в нем всегда можно что-то изменить для будущего, породив другие причины. В прошлом изменить ничего уже нельзя. Порожденные в прошлом причины по роду своему приносят следствия в будущем. Сам человек есть не что иное, как кристаллизованное в настоящем следствие прошлого. В этом смысле наше прошлое с нами всегда в настоящем. Так же и фильма жизней прошедших запечатлена в Чаше, откуда ее можно вызвать на экран сознания. Но на экране сознания можно запечатлеть также и прошлое людей, стран, городов и вещей, в Чаше не запечатленных. Это архивы планеты, также существующие в пространстве, но уже не трехмерном. В трехмерном мире явления подчинены спирали времени. Но время есть свойство трехмерного мира, вернее, трехмерного сознания. В нашем сознании дерево существует во времени, но времени для дерева не существует. Тела высших измерений, не влезающие в рамки трех, мы втискиваем в рамки времени и говорим тогда о том, что дерево живет 30, 40, сто, тысячу лет. Так же и относительно прочих явлений. Непостижимую сущность протяженности явлений в пространстве временем мы измеряем условными мерами часов, дней и годов и на этом успокаиваемся. Тайна времени велика есть. Постичь ее дано лишь огненному сознанию. Познавшие говорят: времени нет, что время – иллюзия, и они правы. Древняя мудрость говорит о циклах протяженностью в сотни миллиардов лет, и она права. Опять пара непостижимых противоположностей.
Мерилом времени является сознание, ибо человек есть мера вещей. Трехмерное время и время Тонкого Мира в выявлениях своих разнятся. И в этом мире, и в том мире дух обладает зрением, но и это зрение тоже разнится от зрения земного. Плоскостью сознания и сущностью оболочек обуславливаются особенности зрения, этим же обуславливается и отношение к явлению времени и его интерпретация. Мир Огненный и меры духа вневременны, ибо дух вневременен. Мир мыслей и чувств не подчинен секундомеру. В некоторых психических состояниях даже на Земле останавливается для сознания обычный бег времени. Но сны вневременны, даже если они стройны и дают последовательность впечатлений. В одно мгновение по земным часам можно пережить массу событий в сновидениях. Тонкое состояние сознания во время сна вневременно и измеряется уже другими мерами. Время как будто бы и остается, но мерки его иные. Поэтому будем считать, что всякое земное утверждение может быть применимо лишь для Земли и материального мира. Но относительность времени очевидна даже астрономически. Но непреложно течение светил и неповторяемость их угловых сочетаний. Следовательно, движение и ритм при всех условиях остаются выражением жизни Космоса. И если бы нашлось великое огненное сознание, которое было бы в состоянии вместить все прошлое и все будущее, вытянутое во времени как одно огромное целое, существующее в великом и вечном ныне, проблема и тайна времени была бы решена. В словах «прежде начала времен, Аз есмь» кроются ключи к решению этой проблемы, ибо в этих словах «ныне» отделяется от понятия времени и как бы становится вне его. Поэтому прошедшее, настоящее и будущее правильнее считать аспектами великого вечного «ныне», аспектом Вечности, или Беспредельности в ее бесконечных формах проявления, постепенно раскрывающихся восходящему сознанию.
«Несвободный, мыслящий из себя, действующий для себя человек погружается в океан лживых течений. Даже речь, как проявление внешних выражений, человек перестраивает по-своему, эгоистически. Обратите внимание, как переставляют ударения на словах чужих наречий, вопреки смыслу и филологии. Люди перекраивают чужие звуки под обычай своей страны. Ведь самомнительность невежества и пренебрежение к соседу сказываются в искажении речи. Продумать и проникнуть в значение чувства соседа невместно с грубостью маленького самомнения. Чувство безответственности и неизжитой собственности творит феодалов современности нашей. Замечайте: искажать смысл речи бессмысленной перестановкой ударения будет человек, лишенный сознания эволюции. Чуткий человек предпочтет обойтись простыми выражениями, чтобы не разрушить неведомого ему смысла. Никто не может выслушивать вестника, извращающего смысл поручения.
Осуждающий, обратись на себя! Неправый собственник, не забудь, что чужое пристрастие к собственности есть лишь твое отражение! Заботься, прежде всего, о вместимости своего сознания. Если зверь собственности не поглощен навсегда сознанием твоим, ты останешься несвободным, соблазняемым миражем Майи. Познавая, можно трудную задачу собственности решить в радости света.
Пекарю разрешается съесть все хлеба, но он этого не делает. Человек, осознавший сущность всех вещей, не нуждается в них. Сознание должно быть предметом первой заботы. Берите все реально в пределах всей жизни.
Несвободный, действующий для себя погрузится в океан лживых течений» Учение Живой Этики: Община, § 246.
Из всех проступков, совершенных в жизни сей,
Лишь тот достоин наказанья,
Который совершен без осознания
Присутствия Единого Начала.
Коль ощущаешь ты Его в своём грехе,
Уж искуплён он покаянием раскаяния.
Всегда Он рядом, но забыв об этом,
Ты удаляешься, в безумстве утопая,
И удивляешься потом: ужель покинул?
Причины одиночества не сознавая.
Не может Мать своё дитя покинуть,
Отец без дела сына не накажет,
Но чадо наставлениям не внемлет,
И сына блудного путь в никуда проляжет.
Опомнись, Человек, твои Родные,
Заждались возвращения детины,
Под Кров Родимый устреми раденья,
Прекрасней встречи той не описать картины.
Заблудшего, израненного зверем,
Мать приласкает, раны умащая,
И слёзы искупленья утирая,
Господь благословит тебя, прощая.
Татиана Светлая (Седанкина Т.Е.) 10.3.2010
Отношение обывательское и отношение мудрости к явлениям жизни земной отличаются друг от друга. Всякая потеря и лишение вещей рассматривается людьми как несчастье, но с точки зрения понимания Тонкого Мира – это благословение, ибо по существу является освобождением. Но истинное освобождение – в духе. Дело не в том, чтобы не иметь, а в том, чтобы не быть притягиваемым вещами силою их магнитного притяжения, полученного ими от их владельца. Отрешение от вещей должно происходить в духе. Имейте все, но не привязывайтесь ни к чему и ни к чему не привязывайте сознание. Любовь к вещам есть не что иное, как рабство у вещей. Каждую из них, особенно любимую, надо взвесить на весах Беспредельности и понять временную, преходящую природу ее сущности. Когда-то жили без всех тех вещей, которые ныне вокруг, и были не менее счастливы. Когда-то жили и в теле ином и все кругом было тоже иное, но от этого не перестали быть самим собою.
Не в вещах дело, а в том, чтобы внутри себя обрести все имение свое и все свои богатства. Потому и Говорю о ценностях духа. Как хорошо уходить в Тонкий Мир, накопивши. Как хорошо приумножить ценности духа. Завет о талантах накопленных останется в силе навсегда. Всякая жизнь во всякой форме по существу является накоплением наслоений опыта и ассимиляцией энергий, откладываемых вокруг духо-монады. Формы же ее выражения и окружение физическое на любом этапе жизни значения не имеют. Природа сметает и то, и другое всегда и заменяет новой формой и новым окружением при каждой смене оболочек. Мудр ведущий закон. Он предусматривает возможность застоя и уничтожает ее. Но силен атавизм чувства собственности даже у животных, и потому иногда приходится прибегать к мерам особым и даже небывалым. Страх за текущее состояние свое порождает и боязнь потери привычного окружения и является причиной многих несоизмеримостей. Свобода несвязанного и не привязанного ни к чему духа так труднодостижима. Явите же понимание того, ради чего дается все то человеку, что его окружает. Средство становится целью, и истинное понимание материальных предметов, находящихся в обладании человека, утрачивается. Вещи становятся самоцелью, а человек – их рабом, рабом, обреченным на то, чтобы в конце концов с ними все же расстаться. Учитель Утверждает свободу от рабства у вещей и всего, что временно окружает человека. Над пучиною жизни поднять вас Хочу.
Человек есть мера вещей, и этой мерою является сознание. Сознания различны, различны и мерки людские. Мерки к окружающему прилагаются волею, желанием или просто рефлексом сознания. Волевое мерило лучше всего, ибо стандартного критерия для оценки явлений нет. Зависеть от рефлексов или желаний – значит отдаться под их контроль. Но воля, определяющая свое отношение к явлениям независимо от того, как бы они сами по себе могли повлиять на сознание, будет мерою наилучшей, ибо тогда перестает человек быть игрушкою внешних воздействий. Воздействия остаются, но отношение к ним совершенно меняется. И каждое явление, встречаемое в жизни, всегда можно обернуть по-своему. Конечно, явления двойственны! Нет абсолютно хороших или абсолютно плохих, но в каждом без исключения можно найти элементы, полезные для восхождения духа. Если только на них и сосредоточить внимание, то окажется, что полезным будет все. Это умение извлекать элементы, нужные для движения вперед, сделают это движение непрерываемым и постоянным. Путь продвижения станет действительностью. Способность видеть полезное, то есть хорошее, во всем поможет собиранию элементов, нужных для обогащения микрокосма человеческого. Невозможными тогда становятся недовольство, жалобы и уныние при такой установке сознания. Всегда и из всего извлекается явление пользы, созидательной для Индивидуальности. Мера вещей – в человеке, и определяет ее его воля. А если это не так и воля бездействует вяло, то, значит, отдал себя человек во власть преходящим случайностям жизни.
Не ограничивайте свои возможности личностью одного человека. Пусть все, даже самые близкие люди, занимают точное место свое на весах Беспредельности, не загораживая близостью своей горизонта, иначе звезду не увидеть. Так же и в мыслях, и чувствах своих пусть ничто не заслоняет Солнца. Всему следует отдать должное, но не больше того. Как бы в небо поднявшись, видеть правильное взаимоотношение и величину окружающих сознание вещей и явлений. При слишком близком окружении людьми и вещами теряется чувство перспективы. В перспективе вечности можно лишь видеть все на своих местах. В вихре непосредственных явлений или событий сознание завлекается в них и яро на них реагирует. В перспективе нескольких часов, дней, недель, месяцев или лет они совершенно утрачивают свою интенсивность, и спокойно, и бесстрастно уже смотрит на то человек, что когда-то волновало его. Планшир Беспредельности, прикладываемый к явлениям текущего дня, отнимает от явлений их ярость, и бесстрастию, спокойствию и равновесию научается ученик. Если трудна мера Беспредельности, можно себя просто спросить: а как я буду смотреть на это же самое через десять лет? Как же иначе найти всем вещам их настоящее место?
Право на вход в Мир Высший имеют все, в ком есть хоть бы искорка Света, но раскрывается он по сознанию. Тем, что в себе, постигается то, что вовне. Впрочем, так же и в Мире земном. Мир троглодита и мир озаренного разны, ибо человек есть мера вещей. Вот почему Говорим о расширении сознания, дабы больше могло вобрать оно в себя из окружающего его мира. Йог-отшельник, не покидающий пещеры своей, расширяет сознание свое без конца. При наличии огненного устремления ничто не может препятствовать человеку двигаться вперед в этом направлении. Лишь бы только не угас огонь устремленного сердца. Много гасителей и много условий, огонь духа гасящих. В сущности говоря, расхитители и пожиратели огня все, в ком горит он слабее. Закон сообщающихся сосудов в действии постоянном. И все же надо устоять. И не только устоять, но и двигаться дальше.
Где же силы найти для продвижения непрерываемого? Обратимся к природе. Солнце восходит каждый день обновленным, после пралайи ночной. Весной после зимнего сна просыпается жизнь. Ритм чередования дает силу утверждению жизни. И человек каждый раз почерпает во сне новые силы, нужные ему для того, чтобы жить. Так же и дух во время ночной пралайи обновляет силы свои и почерпает энергии, нужные ему для восхождения. Если отнестись к явлению сна сознательно, зная, что может он дать человеку, то нужные силы для того, чтобы дальше идти, можно во сне почерпнуть и обновиться душою. Каждый в Мир этот земной приходит с запасом огня. Точно так же и сон возможность дает этот умножить запас. Но для этого требуется сознательное ко сну отношение и понимание явления сна. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что духовное значение сна неизмеримо глубоко. И свиньи спят тоже и тоже во сне отдыхают. Но свинья не пример. Сон может быть благодетелен очень, если при отходе ко сну дает направление сознанию воля. Ведь спит только тело земное. Тонкое сознание напряженно активно, но действует оно по линиям устремления, утвержденным в бодрствующем состоянии. Обычно эти линии устанавливаются бессознательно, хаотично, случайно и направления их часто тусклы, нечисты, смутны и отемнены земными страстями, недостатками и слабостями человека. Но в момент засыпания воля может отбросить лохмотья прошедшего дня и дать новое, освобожденное от них направление мыслям. И мысли тогда понесут тонкое сознание по каналам, заложенным в них. Сон смерти подобен. Многие готовятся к смерти, освобождая себя от земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях светоносной мысли в те сферы, где оно обновляется снова огнем и силы себе почерпает для жизни дневной в условиях плотного мира.
День наступил, который ожидали жизни, годы,
Набат пробил и не страшны уже невзгоды
Тому, кто отдал всё для БогоПостиженья,
Настало время масс преображенья.
Кто всю свою сознательную жизнь,
Стремился к этому Священному Моменту,
Откроется Невидимая Дверь,
Для постижения Небесного Фрагмента.
Кто расточал напрасно жизни Дар,
Не вдумываясь в Смысл сего рожденья,
Как громом прозвучит Набат-Удар,
И вырвет из безумного забвенья.
Звенят колокола, вещает Глас,
Во всех концах Земли достигнув слуха,
Опомнись, человек, покуда не угас
Твой разум, ты окрепни духом.
Ведь предстоит предстать пред Алтарём,
Сосуд души преподнести на Плаху,
Кто жив душой – вовеки не умрёт,
Кто мёртв с рожденья – уподобься праху.
Татиана Светлая (Седанкина Т.Е.)
Звенят колокола, вещает Глас 20.02.2010
Н.К.Рерих: «Стоим на переломе. Отсюда и напряжение небывалое. Чаша справедливости поднимается. И кто устоит, если Рука Владыки Поворачивает врагов в нужную сторону. Смотри, как решает Восток. Ему дается право решать. И все будет поворачиваться в унисон с решением этим. Все же, идущее против, вызовет на себя мощную волну противодействия, сметающую все попытки идти наперекор тому, что Решили Владики. Смотри во все глаза, ибо признаков много, указующих на то, что перелом наступил. Каждый новый день будем встречать обновленным духом. Новое день новый приносит. Это новое от духа, и можно заново строить и слагать ступени духа, о прошлом забыв. Что бы ни случилось в прошлом, день новый дает новые возможности и воля их может направить по своему усмотрению. Рабочую волну воли направьте на события жизни и волею их формируйте» Грани Агни Йоги, 1956 г. §1008. Новосибирск, 2009 г.
Наши беседы затрагивают многие слои пространства. Потому записи эти имеют и пространственное значение. Мысль существует в пространстве, как только она сошла с конвейера сознания. Оформление мысли и означает начало ее пространственного существования. Мысль – это живое существо на плане незримом. Конечно, незримость эта – только для грубого зрения. Зримо все, если аппарат духа достаточно утончен. Когда дух приобщается к пространственной жизни сперва мыслью, а потом тонкими чувствами слуха, зрения, обоняния и так далее, то миры высших измерений становятся реальностью для сознания. Объединение миров должно произойти в сознании человека, ибо фактически миры, видимый и Невидимый, никогда не разъединялись, но всегда были связаны тесно и неразрывно между собою. Давно надо было бы уже понять и усвоить, что Америка существовала и до открытия ее Колумбом, равно как существует и есть очень многое, о чем люди еще не знают и даже не подозревают. Незнание не есть причина небытия того, что есть в действительности. Отсюда бессмысленность отрицаний. Можно не знать, но отрицать еще не опознанное невежественно и нелогично. Беспредельность нельзя заключить в рамки человеческого ума на данной или какой бы то ни было ступени эволюции. Утверждать свое всезнайство может только ограниченное сознание. Младенческий материализм характерен именно этим убожеством мышления, соединенным с тупой самоуверенностью и апломбом. Относительность человеческого знания необходимо понять, прежде чем двинуться дальше. Осознание возможности беспредельного познавания будет первым шагом к нему.
Человек со всех сторон окружен тайнами, начиная с произрастания зерна и кончая тайной каждого живого организма. Но ведь за видимым окружением находится невидимое, тоже полное тайн. Но самая великая тайна – это сам человек. С неё, с изучения человека и начинает мудрость свой путь. Решение всех вопросов, всех тайн мироздания – в человеке. Давно уже сказано, что человек «есть мера вещей». Размером сознания измеряется окружающий мир. Только подумать, как различны миры представления человеческого о мире. Можно сказать без ошибки, что «сколько умов, столько и миров». И два человека, беседующие рядом, могут иметь в сознании своем представления об окружающем их мире столь же различные, как различны полюса Света и тьмы. Ибо знание – Свет, а невежество – тьма. Задача ученика – знать, знать и знать. С этой целью посылает ему мысли Учитель, расширяющие его мышление и обогащающие сознание новыми элементами. Чем сильнее контакт, тем обильнее поток посылаемых мыслей. И нет им конца.
Н.К.Рерих: «Почему одни и те же вещи одних огорчают, а других нет, или даже огорчают или не огорчают одного и того же человека в разных состояниях его духа. Не потому ли, что дело совсем не в вещах огорчающих и радующих, а в самом человеке. Древнюю формулу, гласящую, что человек есть мера вещей, можно понимать очень широко и считать, что эмоции человеческие обуславливаются совсем не внешними обстоятельствами, а внутренним состоянием человека, его отношением, тем углом зрения, под которым смотрит он на вещи и мир. Но угол или точку зрения каждый может выбрать себе сам, или ее изменить, или отказаться от нежелательной. Это во власти человека, ибо сам человек есть мера вещей, зависящая от его воли, если только захочет он это понять и принять в сознание для приложения в жизни» Грани Агни Йоги, 1965 г. § 149. Новосибирск, 1995 г.
Одни и те же внешние условия для одних могут служить причиной радости, а для других – горя или недовольства. Не сам ли человек является причиной такого воздействия? Давно сказано, что человек есть мера вещей. Поэтому нельзя приписывать обстоятельствам и делам самодовлеющего значения, ибо это значение определяется сознанием. И можно ли винить Учителя за то, что те или другие условия вызывают в ученике недовольство. Может быть, другой ученик только бы радовался, будучи в таком же положении. А так как радость, хотя и временами, все же посещает его, несмотря на трудность положения, то причина страдания не вовне, но в страдающем сознании. Ведь шли же герои на подвиг, на страдания, трудности и муки с просветленным лицом, наполненные восторгом духа.
Н.К.Рерих: «Мы живем в том же мире, что и все, но мир Наш иной. Он обуславливается сознанием Нашим. Какова же сила сознания, если оно может преображать мир! В сознании заключена Беспредельность. Понять возможность сознания, не ограниченного ничем, – это значит войти в Беспредельность и коснуться ее. Она окружает нас и касается со всех сторон. Но касания эти требуют осознания. Беспредельность осознается. Беспредельность – в сознании. То, что вовне, становится тем, что внутри. Ибо правильно сказано в древности было, что человек есть мера вещей. Этот процесс перехода того, что вовне, в то, что внутри, могущий беспредельно обогащать сознание и умножать накопления Чаши, не имеет конца и служит ручательством беспредельного роста могущества духа» Грани Агни Йоги, 1965 г. § 566. Новосибирск, 1995 г.
Мы Настаиваем на расширении сознания. Почему? Сказано было, что «Мир Тонкий – по сознанию». Но ведь по сознанию и мир плотный. И велико различие между сознанием содержателя притона и сознанием высочайшего философа. Если представить себе все разнообразие условий земных и народов и племен, разбросанных по лицу Земли, то нетрудно понять и своеобразие их сознаний и то, как индивидуально воспринимается мир каждым человеком. Даже живущие в одном доме порою столь различно смотрят на мир. Поэтому нас не должно удивлять еще большее разнообразие в восприятии Тонкого Мира. Он подвижнее земного, он доступнее во многих отношениях, и жители его ограничены в своей активности не внешними условиями, но состоянием сознания. Для некоторых Тонкий Мир открыт и доступен в очень широких пределах, для других ограничен темным подвалом. Для одних он светел и радостен, для других – сер и тягостен невыносимо. К многообразию и широте нужно привыкать и усвоить положение, что сознание есть мера вещей. От него и зависит широта понимания окружающего человека в данный момент мира. Запастись сознанием – цель ученика. Луч посылается с целью расширить сознание. Главным условием будет приятие, или приемлемость, того, что посылается. Восприимчивость легко омертвить – и прежде всего отрицанием. Зло и вред отрицаний понимаются теми, кто коснулся Знания, но не понимаются самими отрицателями. Сколько бедствий причиняется человечеству отрицанием Тонкого Мира и чередующихся смен жизни. Это родит и безответственность, и кажущуюся безнаказанность, и нелепую идею, что следствий собственных поступков и деяний можно избежать. Много зла происходит именно от невежества. И если Кали Юга была веком невежества, то Сатиа Юга будет веком просвещения, Знания и Света. И знающие о непреложности ее наступления будут готовить сознание свое, его расширяя, чтобы встретить идущую Эпоху Огня и Света во всеоружии понимания Великой Перемены.
Матерь Агни Йоги: «Можно Записями исчерпать все величие и беспредельность Мироздания? Конечно, нет. И сколько бы ни писать, неисчерпаемость все же останется стимулом, устремляющим дух ко все новым и новым нахождениям. В сущности говоря, нового ничего нет, но новый подход к явлениям жизни позволяет рассматривать их под совершенно другим углом зрения и находить в них новые элементы. Расширяющееся понимание будет мерилом. Давно уже сказано, что «человек есть мера вещей». Этим мерилом и служат сознание человеческое и способность его восприятия, которое в потенциале своем не ограничено ничем» Грани Агни Йоги, 1969 г. § 411. Новосибирск, 1996 г.
_____________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 23 сентября 2015 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
Свидетельство о публикации №115092301376