Недостаточность рационализма и материализма
Вера просветителей в безусловное торжество разума исторически не оправдалась. Классический рационализм обнаружил свою глубокую несостоятельность. Иррациональные силы, действующие в истории, как стало понятно уже в XIX веке, глубоко укоренены в человеческой природе, да и в самой основе бытия. Исследования в области психологии бессознательного (Ницше, Бергсон, Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон и др.) показали, что в человеческой психике присутствует мощный пласт бессознательного, имеющий огромное значение для психической жизни индивида, мотивации его поступков, его социального поведения, чувств, эмоций и мышления. Таким образом, сфера иррационального, хорошо знакомая писателям, поэтам, людям искусства и многим философам, начиная с Платона, получила если не полное объяснение с позиций науки, то убедительную научную реабилитацию. Несомненно, для гуманистов эта область исследований, раскрывающая многие тайны человеческой психики, имеет важнейшее значение. В первую очередь, она помогает избавиться от заблуждений плоского рационализма, показывая его недостаточность. Целостный взгляд на природу человека не может игнорировать сферу бессознательного. Следует заметить, что научный рационализм, в отличие от плоского рационализма, признает реальность иррационального. Например, математики спокойно говорят об иррациональных и трансцендентных числах и изучают их свойства. По аналогии с математикой, можно говорить о реальности иррационального в психологии и других науках. Тем самым, мы не упраздняем рациональное, но лишь определяем его границы. Целостную картину мира даёт лишь совокупность всех рациональных и иррациональных явлений, постигнутая в их диалектическом единстве. Ключ к этому единству даёт диалектическая логика и философия диалектического монизма.
Точно так же необходимо отказаться от вульгарного материализма, сводящего весь мир к движущейся материи. Любой учёный знает, что наряду с материей в мире существуют законы природы, идеальные по самому своему смыслу. Столь же идеальны все понятия науки, все величины и функции, которые мы вводим для точного описания природных процессов. Материальное и идеальное – две равно односторонние абстракции, описывающие дополнительные свойства мира. Лишь в их диалектическом единстве можно изучать и описывать природу и человека. Научное мировоззрение признаёт как объективную реальность материального мира, данного нам в ощущениях, так и объективную реальность идеальных законов, управляющих этим миром, которые мы постигаем своим разумом. Поэтому оно не может быть ни материалистическим, ни идеалистическим, а должно быть диалектическим. Таков подход диалектического монизма. Не случайно многие выдающиеся физики ХХ века, такие, как Бор, Эйнштейн, Борн, Гайзенберг и другие, не считали себя материалистами. Те, для кого открыта высшая математическая гармония законов природы, просто не могут быть вульгарными материалистами. А любой материализм, отрицающий объективную реальность идеального, всегда вульгарен. Он не способен ни понять, ни оценить явления духовной жизни, красоту и благородство, высшие устремления человеческого духа. Настоящий гуманист не может быть материалистом, равно как он не может быть идеалистом. Оба эти мировоззрения недостаточны. Противоположность этих двух односторонних и равно ошибочных философских мировоззрений должна быть снята в диалектическом синтезе. Можно сказать, что настоящий гуманист должен быть диалектическим монистом.
Хорошо усвоив эти азы философии диалектического монизма, легко понять, что традиционная проблема психофизического параллелизма в психологии и теории познания также должна решаться в духе диалектического монизма. Человеческий разум, человеческое познание, человеческая деятельность, строго говоря, не являются ни идеальными, ни материальными. Допуская некоторую вольность речи, можно сказать, что они трансидеальны и трансматериальны. Этим мы выражаем факт их диалектического единства. Хорошим методическим примером подобной ситуации может служить принцип дополнительности Бора в квантовой механике, объединяющий волновую и корпускулярную теории в единое целое. Не буду здесь углубляться в анализ этого примера, требующий специальных знаний. Достаточно сказать, что оба описания – волновое и корпускулярное – являются абсолютно верными и математически эквивалентными. Точно так же существует точный изоморфизм между идеальным и материальным описанием человеческого разума, мышления, познания и деятельности. Более подробные сведения можно почерпнуть из моих книг и статей, посвящённых философии диалектического монизма.
9 июня 2014 г.
Свидетельство о публикации №115092200738