Теория идеального стихотворения

Предисловие.

Возможно кто-то меня упрекнёт в поверхностности, дилетантизме. Сразу без споров соглашусь с подобными утверждениями, посему жду конструктивных указаний на расширение моего кругозора. Также спешу заранее уведомить, что это лишь эссе, а не научная работа: я просто беру свои мысли и знания, вычленяю из них собственную формулу. Постараюсь изложить ёмко, однако раскрыв все ключевые моменты подлинного поэтического искусства.

Теория идеального стихотворения.

Думаю, разумно описать критерии, по которым я оцениваю стихотворение, они же и тезисы моей работы:

1. Идея и её качество.
Любой текст без идеи есть набор букв и слов, никакой пафос, поэтичность слога, специфика формы, размера и рифм не спасут произведение, если нет идеи.

2. Лексика. Целостность выбранного слога.
Стихотворение должно быть пропитано определённым слогом, стилем речи. В бытописании жизни несчастных крестьян слова «стагнация» и «эфемерный» явно сломают общую композицию произведения. Идеальный слог поэтический, но могут быть и исключения, краеугольным камнем остаётся выбранная идея.

3. Средства выразительности: Тропы, стилистические и риторические фигуры. Образная фабула.
Поэтический слог и лексика подразумевают под собой использование элементов, украшающих речь, их достаточно много, но и их использовать надо умело. Очень странно выглядит стихотворение, в котором большинство средств выразительности построено на ассоциативных связях с водой, а затем вдруг идёт череда никак несвязанных с данной стихией космических образов. Если вы связываете свои образы с чем-то, то выдерживайте эту связь до конца. Статья эта слишком обща, чтобы раскрыть частности. Безусловно, антитеза подразумевает противопоставление, а параллелизм и изоколон – структурную идентичность. Главное: связность.

4. Форма и строфы.
Кто-то считает, что астрофизм – это хорошо, согласен, астрофизм – хорошо, но идеальное стихотворение должно иметь в себе структурные единицы, которые предадут музыкальности, подчеркнут знаковые моменты в вашем стихотворении, дадут особую игру средствам выразительности. При написании, например, терцинами (каноническая форма с тройной рифмой) можно целенаправленно сплетать три стихотворные нити (житейская, философская и образная) в поэтическое кружево. Чтобы научиться пользоваться строфой, её особенностями, её выразительностью, способами её выкройки, необходимо освоиться с Твёрдыми формами.

5. Метрика.
Полагаю, что идеальный стих не может быть в тонике, все равно будет выделяться мелодичная и языковая ломкость, угловатость. Для идеального стиха подходят логаэд и силлабо-тоническое стихосложение, хотя стоит ли разделять эти два подхода вопрос дискуссионный, на мой взгляд и то, и другое основывается на принципе ритмического постоянства.

6. Клаузулы (рифмы).
По сути они есть часть музыкальной канвы стихотворения, то есть они часть устройства строфы и её метра. Однако выделить их отдельным пунктом нахожу необходимым. Очень часто встречаются стихотворения, которые разделены на строфы, но где вид клаузулы (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая) случаен. Если вы пишите с мужскими рифмами, то пишите с ними до конца или до переломного момента вашего стихотворения, если вы чередуете виды рифм, то чередуйте их до конца.

7. Осмысленность. Все эти пункты не нужны, если каждая деталь вашего стихотворения неслучайна.
Осмысленность уже подразумевает под собой определённую идею, определённую образную фабулу, определённую строфическую структуру и определённый слог. Проблема большинства начинающих поэтов в том, что они не акцентируют своё внимание на творчестве, на его устройстве. С осмыслением устройства стихотворения исчезают все поэтические недуги.
Тогда можно намеренно менять метр и слог, например, при диалоге разных лирических  героев, менять строфическое устройство для подчёркивания переломного момента и так далее.

В заключение прикреплю идеальное на мой взгляд стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «К самому себе».

Я желал бы рекой извиваться
По широким и сочным лугам,
В камышах незаметно теряться,
Улыбаться небесным огням.

Обогнув стародавние села,
Подремав у лесистых холмов,
Раскатиться дорогой веселой
К молодой суете городов.

И, подняв пароходы и барки,
Испытав и забавы и труд,
Эти волны, свободны и ярки,
В бесконечный простор потекут.

Но боюсь, что в соленом просторе —
Только сон, только сон бытия!
Я хочу и по смерти и в море
Сознавать свое вольное «я»!

1. Философская идея и проблема забвенности личности.
2. Поэтичный слог.
3. Образная целостность благодаря выдержки метафоры с водяной стихией.
4. Четыре одинаковых по устройству катрена.
5. Единый стихотворный размер: трёхстопный анапест.
6. На протяжении всего стихотворения чередования женской и мужской рифмы.

Что бы я рекомендовал изучить?

1. Творчество признанных поэтов прошлого. – Ознакомление с поэтическом слогом, приобретение чувства ритма и рифмы.
2. Системы стихосложения. (Акцент на силлабо-тонической).
3. Метры.
4. Клаузулы.
5. Твёрдые формы и строфы.
6. Тропы, стилистические и риторические фигуры.


Рецензии
А разве во втором четверостишии не идет сбой рифмы(женская и потом мужская
Холмов, весёлой, городов. Благодарю.

Мария Васильвицкая   07.03.2023 06:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.