Из Заповедника как бы пришедшим...

Из Заповедника как бы пришедшим,
Можно представить меня, как учёного,
Сделал открытий кто в веке прошедшем,
Их непризнанием лишь омрачённого.

И как писатель был экскурсоводом,
Вёл всех в места, пушкинистам заветные,
Автор в Метро лик Поэта находит,
Что отразил он "Авоське" заметкою.


Российская Газета НЕДЕЛЯ 17 сентября 2015 года- Четверг

ПАМЯТЬ Фестиваль Сергея Довлатова в Пскове и Пушкинских горах

...Сусанна Альперина


  Прозаическим комментарием к данному стиху может послужить публикация- «МРАМОРНАЯ ПУШКИНИАНА» («Авоська» от 4 июня 2003г.,Вязьма), впервые озвученная в (текстом) в рамках рукописи 1985г. «О науке, с искусством, с истоков, или путешествие на волнах памяти к островам творчества и самопознания, этюды (10)в стиле ретро»- упоминалось). На основе впечатлений, полученных автором в Баку на станции метро «28 Мая» в конце 70-ых. Сохранился ли тот фрагмент стены- автору неизвестно.

      
       МРАМОРНАЯ ПУШКИНИАНА.

       Когда наступают дорогие каждому россиянину пушкинские дни, мне вспоминается одна давняя и весьма своеобразная находка, сделанная на одной из станций бакинского метро. Возможно, эта находка, а если хотите, это открытие, и не было случайным- в моей личной «Пушкиниане» на полках стоят книги таких замечательных авторов, как А.И. Гессен, Ю.М. Лотман, Б.С. Мейлах, Р.В. Овчинников и др. Особняком- «Мой Пушкин» М.И. Цветаевой, с обложки которого сквозь паутину времени на нас смотрит, как вы там?- великий поэт, а слева сама поэтесса как бы читает:
       На повороте
       Русской судьбы-
       Гений полёта,
       Бога,
       Борьбы.
       И она умела одной фразой сказать многое, если не всё- «Нас этим выстрелом всех в живот ранили». Кто знает, может быть, и в свой последний миг вспомнила она об этой боли.
       За окном новое тысячелетие, но актуальность сказанного им, написанного им, поражает и сегодня. Более того, рискну предположить, возникни у кого-нибудь идея определить всемирным опросом гениальную триаду ушедшего, то наш Пушкин замыкал бы её после Леонардо да Винчи и В.А. Моцарта.
       Трудно найти сферу человеческой деятельности, в которой не проявился бы талант великого флорентийца, на столетия опередившего время своими открытиями, а тайна улыбки Моны Лизы не разгадана и по сей день. Мы все спорим о «физиках» и «лириках», а он играючи доказал, что спорт, искусство и наука могут, слившись воедино, привести к совершенству тела, души и мысли.
       И музыка Моцарта- поистине вечная музыка, поскольку находит и задевает самые чувствительные струны человеческой души, хотя и создавалась (вот парадокс!) без всяких усилий, как бы спонтанно. Вот так же спонтанно, по воспоминаниям современников, создавал свои творения и А.С. Пушкин, не сознавая, вероятно, как далеко из под копыт его Пегаса разлетятся магические кристаллы всего, к чему бы он ни прикоснулся.
       «Буря мглою небо кроет…» Всего четыре начальных строчки из «Зимнего вечера» вызывают у нас в душе ощущение спектакля, представления, даже светопредставления. Вот вы, услышав завывание ветра в печной трубе, выходите на крыльцо и сразу оказываетесь в объятиях метели, которая, заигрывая с вами, бросает прямо в лицо горсть снежинок. Вот она пытается закружить вас в снежном вальсе. Разгулявшаяся стихия как бы приглашает вас на карнавал эмоций, на сцену, где снежные вихри в объятиях тёмной ночи, где могучий ветер, как ни старается, ничего не может поделать с худенькой берёзкой. Вдруг вы слышите волчий вой и пытаетесь понять, чем он вызван- страхом, чувством голода, одиночеством? А вот детский плач заставляет вас вспомнить давний сюжет из Ростова- плачущая девчушка. Она так ждала кенгурят, а они из-за какого-то вандала не родились. Вспоминается и совсем уже давний сюжет- снятая в Югославии на киноплёнку детская слеза, в которой за несколько минут отразилась целая жизнь с её радостями и печалями.
       В этом есть что-то мистическое, но облик великого поэта привиделся мне на одной из станций бакинского метро в конце 70-ых, Я жил тогда в Баку и ежедневно пользовался «подземкой». Мрамор, украшающий стены метро, пролежал где-то миллионы лет, прежде чем его распилили на облицовочные плиты. Многие годы тысячи и тысячи пассажиров метрополитена проходили мимо своеобразной пушкинской галереи.
       Итак, если вы окажетесь в Баку, спуститесь вниз по эскалатору на станции метро «28» Мая и подойдите к перрону, откуда поезда идут в сторону от центра. Подойдите ко второй двери предпоследнего вагона, и дождитесь, когда поезд отъедет.
       Не ведая того и не ожидая, попадёте вы в мир прекрасного, потому что на противоположной стене в мраморных прожилках разместится настоящая картинная галерея.
       В центре её, конечно же, Пушкин, а вернее, профиль Александра Сергеевича в карнавальной маске, схожий с рисунками, сделанными самим Пушкиным на черновиках. Чуть выше «выплывет» из мрамора и привлечёт ваше внимание профиль лица прекрасной женщины со смеющимися глазами, с прижатым к губам цветком. Напротив пушкинского профиля ваш взгляд остановится на фрагменте лица уже другой, плачущей женщины, как бы до сих пор горюющей о слишком раннем уходе поэта из жизни. Чуточку воображения и ниже, на границе двух плит, возникнут три женских лика, причём, если чуть сместить взгляд, один из ликов превращается из привлекательного в Бабу Ягу, почти как в сказке, с длинным крючковатым носом. А в метрах двух левее пушкинского профиля вас испугает волчья пасть над бушующим морем, ещё левее вы увидите вдруг почти полный портрет диккенского Пикквика. А левее женских ликов на вас с гиканьем помчится всадник в будёновке, в полутора метрах от которого переплывает реку пастух с ягнёнком на руках.
       Пилили мрамор для облицовки, а что получилось?!

Авторы, приглашавшие читателей на свою страницу 20.09.2015

Анатолий Артюшкин - 01:14
Ирина Петрова-Ирген - 00:50
Наталья Ковылина - 00:43
Елена Шмайлова - 00:12


Стена | ВКонтакте
vk.com604 ; 407Поиск по картинке
В пятницу, 18 сентября, в рамках фестиваля Сергея Довлатова «Заповедник» на поляне пушкинского музея-заповедника «Михайловское» в 12:00 состоится открытие ...


Рецензии