Учимся мастерству-4 2015
http://www.stihi.ru/2015/09/15/5860 - Итоги конкурса
из http://www.stihi.ru/2015/09/18/2967
О принципах отбора стихов на конкурс - см. http://www.stihi.ru/2015/09/16/3776
№41. День. Светлана Ткаченко
Пережить всего один день в году,
когда небо черное, в небе град,
отвечать на всякую ерунду
и слагать слова свои невпопад.
Никому не плачась, зажечь свечу
и молить, чтоб это в последний раз,
когда ты не слышишь, как я кричу,
и сочится миррой иконостас.
Не бывает версии запасной,
в материнском сердце нет антител,
и стереть из памяти не дано
день,
забравший
твоих детей.
Я против того, чтобы ставить слово «когда» в начало строки, если ритмическое ударение (Икт) приходится на второй или третий слог. Хочешь, не хочешь, а при чтении будет слышаться «кОгда».
№42. Разбили сердце. Светлана Тимашева
Разбили сердце блажь и близь -
Любовный ребус.
Швы горизонта разошлись
По кромке неба.
Душа, обжившая кювет,
Больна бессильем,
И в лампе солнца меркнет свет
Без керосина.
Домов заброшенных гниёт
Пустая тара,
А листья стелются на лёд
Шинелью старой.
Мой встречный выжил из ума,
И счастье пропил...
Заката спелая хурма
Висит напротив,
И выливает вечер йод
На след царапин,
Кого-то кто-то где-то ждёт,
А мне не рад был
Ни верный пёс, который слеп,
Ни друг давнишний.
Останусь я на склоне лет,
Как правда, лишней,
И будь что будет - в с ё р а в н о...
С оттенком медным
Перетекает вечер в ночь,
И незаметны
Места слияния, где боль
Танцует примой...
Все испытания судьбой -
Неоспоримы.
№43. Ночная прогулка по старому городу. Татьяна Верно
В тот час, когда на город полусонный
Набросит шаль магическая тьма,
Орнаментом из ярких глаз оконных
Расчертятся старинные дома.
Люблю бродить тогда по переулкам,
Ловя ночного ветра тихий вздох,
Ступая мостовых брусчаткой гулкой,
Искать следы исчезнувших эпох.
Почудится коней глухое ржанье,
Копыт негромкий цокот за спиной.
В живую плоть оденутся преданья,
И время взбунтовавшейся рекой
От устья устремится вновь к истоку,
Бесшумно захлестнув ночной покой.
Прекрасное ушедшее ДАЛЁКО
Приблизится настолько, что рукой
И впрямь смогу, как будто, дотянуться,
Коснуться ткани выцветших веков.
Воображеньем пылким окунуться
В глубинный мир, явившийся из снов.
Старинных экипажей вереницы
По улицам неспешно поплывут.
Кивнут мне дамы в шляпках, а возницы
Лошадок понукая, вскинут кнут.
Луна и ночь - нет лучше декораций
Для пьесы «Любованье стариной» !
И не беда отсутствие оваций.
Спектакль дан - лишь для меня одной...
Не совсем поняла постановку тире в последней строке… Все-таки тире ставят тогда, когда этого требуют правила написания, а не как указатель смысловой паузы при чтении. «Ступая мостовых брусчаткой гулкой» - плохое согласование слов.
№44. Майская ночь. Татьяна Каминская
Отпылал закат рубиновый—
Вечер в памяти останется...
Яркой ягодой рябиновой
Светит звёздочка-скиталица.
Ночью лунной, ночью длинною
Исчезает равнодушие.
Май... и трели соловьиные
До утра бы молча слушала.
Но глаза мои уставшие
Зашнурованы ресницами —
Сон рисует полдень завтрашний
Солнца золотыми спицами.
№45. Земле. Яленка
Из всех непревзойдённых мастеров одна Земля – искусница и матерь.
Внутри неё пылает костерок – живой огонь души в немом формате.
Хотя, от боли, плачет и кричит душа её – разверзшаяся рана!
…а по весне опять найдут грачи свой уголок Земли, минуя страны,
в которых был и хлеб для них, и соль, но есть места, где даже солнце – ближе.
И для людей – неяркий луч в лицо – как близкий пёс – приятельски оближет.
…стенает мать от не зажитых ран, детей ушедших в лоно принимая.
В какой-то миг, она и гроб, и храм. О, как кричит душа её немая!
Всё слышит и прощает нам грехи – по-матерински – и никак иначе!
Чтоб от своей праматери Рахиль* цвели сады – сама от боли плачет.
Как обрести любовь твою, Земля? Служить тебе семь лет согласен Иаков.
Ты смеешь снова щедро изумлять, хоть на разрыв готово сердце плакать!
То засуха, то войны – на износ тебя эксплуатируют нещадно!
А я согласна стать невыездной, чтоб песнь твоя не излилась прощально!
Чтоб дух от плоти не пришлось делить – прости людей, когда они не внемлют,
что слёзы материнские – елей, вытаптывая плоть, взрывая Землю...
А костерок надежды – не потух. Но не разжечь пожар, а жизнь затеплить
в той, чей неугасим вселенский дух! Я удержусь от голословных реплик.
…круговорот извечный всем знаком: из праха – в прах – картина не из новых.
Я в светлый храм ступаю босиком, как на амвон*, увы, без проездного.
Пусть проповедь прольётся в тихий час росой небес на грешные покровы…
Земля, неугасимая свеча! Прости за море слёз и реки крови!
Странное ощущение от этих стихов. И много интересных находок, и … много недоумения. Достаточное вольное обращение со знаками препинания: вместо запятых, двоеточий и вообще ненужности каких-либо знаков, автор часто «втюхивает» тире, - для придания выразительности, что ли? А предложение в начале строфы местами не считает нужным начинать с заглавной - это зачем? А еще - то «мать», то «матерь» по отношению к Земле, то «от своей праматери Рахиль» (тогда уж РахилИ), то есть, Рахиль - праматерь Земли???? И далее опять вижу: «по матерински», «материнские», - не слишком ли однообразно? И совсем уж меня поразила фраза: «Я в светлый храм ступаю босиком, как на амвон, увы, без проездного». При чем тут проездной, о каком храме идет речь, куда ходят босиком, и при чем тут амвон, на который обычно кладут Библию, а «не ступают босиком без проездного»?
№46. Впервые. Юлия Ермилова
Вначале — нежнее, чем пух на щеках,
Взошедших ростков уязвимей...
Щемящая слабость и бешеный страх
Губами попробовать имя.
Потом, осмелев, вдруг коснуться руки,
В мечтах об одном поцелуе;
О том, что когда-нибудь будут близки,
Не думая всуе...
Потом распускается пышный цветок
Взаимной томительной жажды -
И вот кто-то первым черту пересёк,
Себе всё позволив однажды.
Голодные игры в укромных углах,
Тоска, притяженье - стихия,
Она лишь звенит в их пустых головах...
Слепые, глухие...
А что будет дальше - не знают пока
Ни люди, ни Бог, ни оракул...
Пройдут ли по свету об руку рука
В покое счастливого брака?
А может, им звёзды иное сулят
Поврозь и вдали друг от друга?
Но вряд ли забудут про искренность клятв
Из уст не-супруга...
№46. Эмпиреи. Марина Мартынова 2
Помню сон перед путчем: внезапная встреча с тобой
На борту океанского лайнера, видно, «Титаника».
Я не кинулась к шлюпкам спасательным вместе с толпой,
А наверх поднялась, игнорируя общую панику.
Там, на верхней площадке, меня ты окликнул: – Привет! –
Созерцали мы вместе процесс катастрофы и думали,
Что в воронку нас, верно, затянет в последний момент,
Случай выпал нам вместе сложить наши головы умные.
Мы проснулись в погибшей стране и торчим до сих пор –
Два осколка ее, уцелевших зачем-то над бездною.
И ведем бесконечный задумчивый наш разговор
На обломках былого, и память храним бесполезную.
По пустым закоулкам бредем, хоронясь от толпы,
По углам собираем забытые вечные ценности,
В сатанеющем мире стараясь не сбиться с тропы,
Устремляясь наверх, в эмпиреи – подальше от бренности.
Я бы «Привет!» написала в кавычках, а не в обрамляющих тире. Тире больше подходит для прозаического текста, когда оно начинает собой новую строку. Но сочетание знаков «: - » у наших сайтовских поэтов встречается сплошь и рядом. И глаз никому не коробит, а жаль!
№47. У нас с тобой два разных сада. Янина Юдина 2
У нас с тобой два разных сада...
Твой - дышит солнцем и весной.
В моём - осенняя прохлада
Играет старою листвой.
Скрывает прошлое ограда,
В чугун вплетая стебелёк.
У нас с тобой два разных сада,
От моего - твой так далёк!...
Нет проку времени стараться.
Под всплеск звенящей тишины
Мне в сад твой дивный не пробраться-
Весна и осень не дружны...
И снов багряная услада
Мне по душе пришлась вполне.
Стою в объятьях листопада,
А сердце плачет по весне...
№48. Приморская кофейня. Владимир Демидов ПП
В кофейне тихо. Лёгкий бриз морской
несёт прохладу и воспоминанья…
Задумавшись, над шахматной доской
сидит Шота (по-русски дядя Саня).
Я точно знаю – дяде будет шах
(с игрой знаком давно не понаслышке).
Но я молчу, стараясь не мешать:
нельзя в дела мужские лезть мальчишке.
И чтобы было, чем себя занять,
на Рицинский причал гляжу, на море…
Мне хочется купаться и гулять,
и я надеюсь – это будет вскоре.
Вокруг мужчины, тихо говорят
по-русски, по-грузински ли – неважно.
Пустеет чашка – снова повторят…
Здесь время шло вразвалочку, вальяжно.
Кипящий кофе в турках на песке
манил неповторимым ароматом.
А я за поединком на доске
следил и знал, что дядя кончит матом.
Акоп-волшебник мне принёс гляссе!
и подмигнул. А у Акопа кофе
из лучших лучший. Это знали все.
Уже давно ушёл из жизни профи.
А я сижу на набережной той
в тени деревьев и вдыхаю море…
Отрезок жизни очень непростой,
где было всё: потери, кровь и горе…
И нет страны, где были мы одним
народом. Были? Кем мы ныне стали…
Но кофе и сейчас неповторим.
Акоп, шат шноракал ем*, генацвале.
* - шат шноракал ем (арм.) – большой спасибо
№49. Не поётся мне, не плачется. Титова Светлана Юрьевна
Не поётся и не пишется -
душу выстудило мне:
грусть берёзовая слышится
на родимой стороне.
Лето тёплое, желанное
журавлей уносит клин.
Снова осень златотканая
нижет бусы из рябин.
Горечь – песней журавлиною
пронесётся по судьбе…
И горит костёр осиновый,
осень, жертвенный - тебе.
По утрам дожди – слезинками
на поникшее жнивьё…
И латаешь паутинками
платье тонкое своё…
То закатами багряными -
захмелев, горишь, от рос,
то молочными туманами
обнимаешь стан берёз.
Что ж ты, рыжая печальница,
даришь яркие цветы?!
Не поётся мне... не плачется
средь прощальной красоты.
№50. Строй каравеллу. Напутствие сыну. Лариса Кравц
Мир, он так прост и так сложен одновременно.
В нём все события слишком неоднозначны.
Нынче, мой мальчик, строить начни каравеллу.
Завтра, возможно, всё будет совсем иначе.
В завтрашнем дне засияют другие звёзды,
Или ты станешь другим идеалам верен.
Действовать надо сегодня, пока не поздно,
Чтобы успеть построить свою каравеллу.
Жизнь, понимаешь, порою бывает скверной.
То ты обласкан, а то вдруг - оскал шакалий.
Так что не медли, мой мальчик, строй каравеллу,
Чтоб поскорее в свой путь отправляться дальний.
Но возвращайся в ту гавань, откуда родом,
И не страшат пусть цунами, всегда будь смелым.
Помни, мой мальчик, минуют того невзгоды,
Кто увлечённо строит свою каравеллу.
Что ждёт тебя в этом бурном житейском море?
Шторм или штиль? Покажет доподлинно время.
Если же ты победишь со стихией в споре,
Правильно, значит, строил свою каравеллу.
Использован прием рефренной строки (не дословного рефрена) в каждой строфе. Может быть, это какая-то специальная форма, написанная для конкурса (я не знаю такой), но стихи и звучат хорошо, и смысла не лишены.
№51. Август прошёл. Авраам Белый
август прошёл, повздыхав и поохав
над населения плотностью, отбыл
в небо осеннее с серым подвохом,
ставшее больше похожим на подпол.
неудивительно в этаком мире,
если мессия опять будет распят.
август прошёл. мне давно говорили:
всё преходящее сделано наспех.
чтобы не быть, а всего лишь казаться
[позже прочёл я у Эриха Фромма].
август прошёл, с белоснежных акаций
только туман задержался в проёмах
между домов, да и то для блезиру,
чтобы создать впечатление, чтобы
номер отбыть… а теперь фантазируй,
глядя, как осень вгрызается в тополь.
или мечтай утешения ради,
что не закончилась мнимая повесть
этого августа. было и нате:
сбросив перронную оторопь, поезд
снова умчался с тобой за пределы
зримого мира… и тотчас как будто
вытряхнул август мне душу из тела
как залежалую старую утварь
Ну, что сказать… Автор талантливый, и стихи мне его понравились, но бесит полное презрение к русскому правописанию: «как хочу, так и ворочу», хотя, наверняка, грамотен. Наворотил: его не номинировали! А зачем тогда было в конкурсе участвовать? Надо было туда идти, где окружающим, как и ему, плевать на традиции русского правописания - там бы оценили! Тем более, что отличные стихи.
№ 52. Кровь. Геннадий Романов
От сумы и тюрьмы, от хулы и хвалы,
От зеленой тоски одурелый
Я приду на уступ прионежской скалы,
Разрисованной древним карелом.
Вижу абрис стрелка, натянувшего лук,
Узнаю куропатку и зайца,
Олениху, лису, лебедей и белуг
На холодном прибрежном базальте.
С дикарей что за спрос, что им бог или черт,
Что им наша сума да с тюрьмою...
Только их это кровь в моих жилах течет
Из Онеги и Белого моря.
И зачем-то из тех первобытных лесов
С каждым годом сильней и суровей
Через тысячи лет мне стучится в висок
Мерный пульс этой северной крови.
№53. Закон бесконечности. Анна-Мария Ситникова
Для цветущего сада закон бесконечности краток,
Но пока кроны яблонь от розовой дымки пышны,
Всё летят, деловито жужжа, над тропинками сада
Золотистые пчёлы, шалея от щедрой весны.
Собираясь, гудят в перевёрнутом улье без крыши,
Где сквозь трещины стен виден воска охряный наплыв,
Что грызут лунной ночью когда-то пугливые мыши...
А хозяина нет здесь давно. Впрочем, может, он жив.
На исходе зимы под обстрелом скулила собака
И сорвавшись с цепи, убежала куда-то на юг.
Дед хромой прочно дверь забивал и тихонечко плакал,
Оставляя на долгую память деревьям тот стук.
Дом сгорел через день. Нет сарая – осталась воронка.
Старый сад уцелел, от осколков укрывшись корой.
А потом наступила весна… и затишье, лишь капала громко
С веток чёрных капель, пробуждая покинутый рой.
Для цветущего сада закон продолжения рода
Непреложен, да люди забыли его – вновь война.
Но летят одичавшие пчёлы к цветам, чтобы мёдом
Соты полнились, сладкой надеждой, до самого дна.
№54.
А теперь на сладкое - тема для размышления. Стихи, которые не были номинированы, любопытные, необычного формата. Две 10-и строчные строфы с заумной рифмовкой ААбббВДДВД, но не повторяющимся по строфам (разным по числу слогов) логаэдным ритмом:
Радуга. Ли Идэм
Сегодня проснулась утром,
кто-то меня как будто
позвал.
Отшвырнув диван,
метнулась к окну из сна...
Дождь поливал, и ворочались тучи,
из окон сочилась тоскливая серость,-
в точности так, как вчера мне хотелось...
Откуда он взялся, единственный лучик,
веселый и смелый?
01001010
1001010
01
00101
0100101
10010010010
010010010010
1001001010
010010010010
010010
В глядевшую хмуро осень
он невзначай подбросил,
шалун,
семь волшебных струн,
на них заиграл ноктюрн.
Радужным звукам внимая, алели
и расплывались в улыбке невольно,
в красочный мир окунувшись спросонья,
тучи - на небе, у дома - аллеи,
и я - в заоконье.
01001010
0001010
01
00101
0100101
10010010010
10010010010
10010010010
10010010010
010010
Точнее я определить этот нестандарт не могу. Стихи с поэтическим взглядом и с хорошим языком, но не уверена, что сложность формы что-то прибавляет к ним - звучат стихи трудно и в переходах с пятой строки на шестую - дисгармонично. Интересно будет услышать ваше мнение о них.
На этом все. С теплом, ваша Алкора.
Свидетельство о публикации №115091906954
Пожалуйста, подскажите, с какой страницы мог бы обратиться с просьбой по усовершенствованию своего стихотворения, написанного в феврале-месяце.
Валерий Михеев Сам 05.12.2015 00:02 Заявить о нарушении
Обычно я этого не делаю, потому что хочу, чтобы достаточное подробные разборы типичных недочетов читали и другие (и учились), но все авторы, воспользовавшись моими трудами, даже если и были согласны с моими советами, тут же удаляют мой отзыв с разбором и само стихотворение, публикуя его заново в измененном варианте. По человечески я их понимаю, но мне обидно. Я не платный консультант или редактор. Поэтому вот уже год как все разборы стихов делаю только в статьях, которые читают ликбезовцы, которые хотят совершенствовать свое мастерство, но не смогут удалить статью.
Если стихи для разбора проблемные - я в статьях разбираю их без указания имени автора, чтобы не смущать его.
Постоянные участники конкурсов на Ликбезе всегда имеют возможность получить разбор своих стихотворений-участников в статье - по их просьбе.
Алкора 05.12.2015 13:02 Заявить о нарушении
Ваше отношение к авторам понимаю и хотел бы уверить Вас, что я никаких удалений после анализа стихотворения делать не собираюсь, что доказывает то, что ни одна форс-мажорная рецензия, пришедшая на страницы моих стихотворений, не было мною удалена.
А если после вашей помощи произведение будет изменёно, то оно выйдет под названием "АРТИСТУ" с соответствующими моими словами о новой жизни стихотворения.
Вы готовы на странице моего стихотворения оставить ваш анализ "моих полётов", но я ВАС УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ ПРОДУБЛИРОВАТЬ ЕГО И НА ВАШЕЙ СТРАНИЦЕ "Творческая Мастерская Ликбез".
Следующим письмом свою просьбу выражу несколько подробнее.
С уважением,
Валерий
Валерий Михеев Сам 06.12.2015 00:25 Заявить о нарушении
Огромное спасибо вам от автора, который сами знаете, старается творить необычным стилем, к восприятию которого большинство авторов не готовы.
Совсем недавно в этом году понятие "инокограмма" было введено автором (не мной), для того, чтобы читателей больше не смущало начало слов на тавто…, поскольку уже сам встречался с двумя оппонентами, которые не хотят или просто не имеют возможности понять разницу между тавтограммой и тавтологией.
Но я сейчас не об этом. У меня есть одно стихотворение февраля-месяца, написанное совершенно в ином поэтическом жанре, таком же редком и экстраординарном, как и мои сонеты- инокограммы.
Предлагал его на один из конкурсов Фонда ВСМ, когда у меня было менее 1500 читателей.
Мне неважно отмечено ли оно рейтингом, важно как мне удалось в нём выразить своё отношение к великому Артисту.
Обращался за помощью на одну площадку, а получил лишь вотум неприятия типа "мне стих не нравится" и, советуя "пишите, как пишут все". Но всё дело в том, что пока творить как все я не умею.
Вот это стихотворение, о котором пишу:
http://www.stihi.ru/2015/02/06/10030
Оно не очень большое, поскольку в алфавите 30 букв … (+3)
И очень хотел попросить Вас, его разобрать, в особенности "по косточкам", рифмам и содержанию.
Верлибр это или Билый стих, честно сказать не имею опыта отличить одного от другого.
Отнёс его к гражданской лирике, но вот с рифмами вышло трудновато, а может так и должно быть. Каково ваше мнение? Требуется ваша помощь профессионала в этом поэтическом жанре. Получится или нет сделать в произведении поправки, оставив авторскую идею прежней.
С моей стороны
Буду вам очень признателен, если поможете усовершенствовать стихотворение.
С благодарностью,
Валерий
Валерий Михеев Сам 06.12.2015 00:26 Заявить о нарушении
С уважением, Алла
Творческая Мастерская Алкоры 06.12.2015 19:44 Заявить о нарушении