Глашатай поэтические философемы, реплики, эссе

«Просвещение только тогда достигнет полного совершенства, когда люди не будут иметь возможности убивать людей даже во имя правосудия»
Пьер Буаст (1765-1824) французский лексикограф.
                Вступление к «скифской космологии».
                I
15.09.2015            Влюбленность переходит в равнодушие,
И космодромы зарастают травами.
Подумайте над парадигмой Пушкина,
Она великолепна, слава ей!

«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог-изобретатель».
            (А.С. Пушкин, октябрь-ноябрь 1829)
                II
Скифская космология.
(ракета истины летит по курсу “Арктида – Рай)
Что ты мне скажешь, древний скиф?
Предтеча или современник,
Ты очень скромен, ты притих,
В бездомной смене поколений.

Индус, китаец, египтянин,
Увы, рядом с тобой не тянут.
Ты тоже в космос улетал?
Кассиопея – твой вокзал?

Твоя генетика в славянах,
В крепких Олегах и Татьянах,
Мы все оттуда? Небо рядом
С дорогой и «Вишневым садом».
Спасибо, предок, древний скиф,
Ты – авангард! Ты зря притих!                19.09.2015
                Юрий Петров.
Резюме:    Дорогие читатели, будем надеяться, что космодромы не зарастут травой. Но полеты в космос имеют свое начало – это 12 апреля 1961 года.
Я помню этот день как студент Ленинградского университета. На второй паре (это был немецкий язык) дверь в аудиторию открылась, и кто-то громко сказал: «Наш человек в космосе!»
Нина Михайловна Захарова, она вела урок, посмотрела на  нас и сказала: «Ну что ж, идите!». И мы бросились на Дворцовую площадь.
Наша Нина Михайловна была замечательным знатоком немецкого языка. На Нюрнбергском процессе она стояла позади сидевшего Кейтеля и всеми силами держалась за  спинку его кресла. Напряжение было огромное. Судили фашистских извергов. В различных произведениях детали и события тех лет описаны и прокомментированы. О моем поведении на Дворцовой площади я расскажу вам дорогие читатели в другом эссе. Но я тогда взобрался на основание памятника, который традиционно называется Александрийский столб.
А теперь позвольте вернуться к проблеме просветительски мыслящего человеческого рода. Именно о просвещении как центральной стратегии жизни размышляли многие философы, политики, литераторы и т.д. В нашем случае мы ограничим себя несколькими цитатами. Они принадлежат –  Пьеру Буасту,  Наполеону I Бонапарту, Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю, Александру Сергеевичу Пушкину, Томасу Бабингтону Маколею, Льву Николаевичу Толстому. Каждый перл, с которым вы познакомитесь ниже – это наше общее богатство. 
«Просвещение рассудка делает человека умнее, но не делает его лучше»
 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel) (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.
Ее центральное понятие – развитие. Им дается характеристика деятельности Абсолюта (мирового духа). Сверхвременные движения субъекта развития  находятся в области чистой мысли и в восходящем ряду конкретизирующихся категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абстрактной идеей). «Абсолютный дух» по Гегелю переходит в отчужденное состояние инобытия - в природу, субъект движения возвращается к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» - семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). По Гегелю, противоречие – внутренний источник развития, понимаемый как восхождение от абстрактного к конкретному. Он описывается в виде триады. Уточним, что собой представлялf иcтория с точки зрения постренессансного субъекта?
История – это «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление буржуазно-демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии. Противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой Гегеля было раскрыто классиками марксизма-ленинизма, осуществившими переработку диалектики Гегеля на материалистической основе. Основные сочинения великого немецкого мыслителя: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-16), «Энциклопедия философских наук» (1817,1830) и «Основы философии права» (1821).      
«Долг хорошего правительства, - защищать личность и собственность. Главная же опасность, угрожающая личности и собственности, - это невежество народных масс. Поэтому для того, чтобы хорошо править, необходимо распространять просвещение в народе.»
Томас Бабингтон Маколей (Macaulay) (1800-59), английский, историк, иностранный член-корр. Петербургской АН (1858), публицист и политический деятель, виг. В 1839-41 военный министр. Основной труд по истории Англии, охватывающий период с 1685 по 1702 гг., - апология «Славной революции» 1688-89 гг.

Постскриптум:  Дорогие читатели, в нашей публикации мы говорим об эпохе Просвещения, которую историки располагают после века Рационализма. Да, речь идет о XVII-м столетии. Европейцы научились применять изобретение Гуттенберга – печатный станок (середина XV ст.). В тот период начинает работать книга – замечательное изобретение жителей нашей планеты. Раскрывая страницы произведений, читатель становился путешественником, он открывал для себя планету – соседку далеких звезд. Все более решительнее отбрасывают от себя невежество и обывательскую скудость. Тиражи книг умножаются, эффект поступающих в массы знаний – подобен взрыву. Люди становятся людьми: они думают, они готовят себя к изменениям. А это уже апология прогресса, т.е. просвещения каждого кто живет. Что же по этому поводу было сказано раньше – другими путниками жизни?   
«Со времени открытия книгопечатания призывают просвещение для того, чтобы оно царствовало, а царствуют для того, чтобы поработить просвещение.»
 Наполеон I Бонапарт  (Napoleon) (1769-1821), французский император в 1804-14 и в марте-июне 1815 гг. Уроженец Корсики. Начал службу в войсках в 1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии. Выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув чина бригадного генерала и в период Директории (командующего армией). В 1799 совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю полноту власти. В 1804 году провозглашен императором. Установил диктаторский режим, отвечавший интересам французской буржуазии. Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.
С поражением в 1812 году от России начался период распада империи Наполеона. Вступление в 1814 году войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило его отречься от престола. Наполеон был сослан на о. Ельба. Но Бонапарт вновь попробовал занять престол и пробыл у власти в марте-июне 1815 года, после чего вторично был низвергнут (22 июня 1815) и сослан на остров Св.Елены, где провел последние годы своей жизни.
Гениальный автор «Войны и мира» строг в оценке известных ему событий, пространством и временем для развития которых был его XIX век.
«Ученый – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил все распространенные в его время знания и приемы; просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни.»
Лев Николаевич Толстой (1828-1910), граф, русский писатель, член-корр. (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. В автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследуя «диалектику души» (Н.Г. Чернышевский) Толстой выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. Тема мучительных поисков нравственного идеала проходит через все его творчество. Критически изображая жизнь русского общества 70-х гг. 19-го ст., решает насущные проблемы современности в социальном и философском аспектах. Толстой автор философско-религиозных, эстетических, публицистических работ. Его гениальное творчество, оказавшее огромное влияние на мировую литературу, отразило противоречия целой эпохи русского общества.
У А.С. Пушкина есть такие финалистские строки:
«Еще одно последнее сказание
И летопись окончена моя…» («Борис Годунов» 1825)

С уважением,
Юрий Петров, доктор философских наук,академик             Европейской Академии проблем человека.


Рецензии
Первопроходцам всегда проще их не сдерживают условности, сложнее тем кто идёт следом - они заложники чужого пути.

Руся Русич Лукоморский   19.09.2015 16:03     Заявить о нарушении