Батюшка Серафим
Пречистой очевидец и притом
он у себя в сенях сидит на гробе,
со смертью вовсе не ведя усобиц.
Он пилигрим - невидимым трудом.
И ежели гуляет веры вор,
то возникает в балахоне постник
прорыть пазы, чтоб выправил забор
до неба от земли Небесный плотник.
Иконою у древа на стволе
как бы толкаемый, он полным весом,
(не князем став на каменном столе
какого града, рУси интересы
хранящим в старину не на живот),
питаемый источником не новым,
(распятьем и умом вполне Христовым),
своей лампады в Небесах плывет.
Глотать уныния он ложки не велит,
но радости духовной есть просфоры.
И он к собору не добавит плит,
не будь о том с Марией разговора.
Кто был бы горд, но вовсе не святой,
стигматом называть какую язву,
и пролезает, пачкаяся рясой,
в сорт пУстыни меж печкой и стеной.
18 сентября 2015
Примечания:
(*) Преподобному Серафиму Саровскому случалось переживать явления Божией Матери неоднократно, при сем же отличался он, как все наши великие святые, необыкновенным смирением и жил то в пУстыни в лесу, имея при себе икону Пречистой Девы «Умиление», то в келье, куда перебрался по состоянию здоровья много позже молодых лет своего монашеского подвига, перед каковою в сенях у него всегда стоял дубовый гроб, на коем он сиживал часто и особенно перед кончиною; кстати, имеется известная икона, на каковой батюшка изображается стоящим на коленях на камне перед иконою «Умиление», висящей на дереве сосны;
(**) «веры вор» = антихрист; вторая часть строфы призвана передать случай чудесного явления в Дивеевской общине батюшки Серафима, как бы прорубающего лопатою канавку в земле, еще при жизни святого, на попечении какового находились сестры оной, и куда батюшка попадал во плоти только один раз в жизни, избегая дальше до смерти всяких посещений оного места, дабы не было никаких двусмысленных мнений и разговоров. Дивеево – это место, каковое избрала себе четвертым жребием на земле Царица Небесная (кроме Иверии, т.е. Грузии, Киева и Афона). Участок земли, где Она прошла, батюшка повелел сестрам прорыть канавкою. См. напр. в кн. «Дивное Дивеево» Издательской группы Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря: «Об этой канавке вот что пишет отец Василий Садовский: «Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так что канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до небес высока! Землю эту в удел взяла Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит!» Рыли эту канавку сестры до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили. Но батюшка Серафим переставать не велел.»; Небесный плотник – здесь, образно Иисус Христос, бывший, как известно, сыном плотника Иосифа;
(***) вообще, «сидеть на столе», (скажем, в Киеве) - говорили о князе, отсюда еще «стольный град Киев» или «стольный град Москва»; здесь обыгрывается функция князя, имеющего власть мирскую, и функция святого, имеющего власть духовную; широко известен подвиг тысячедневного стояния на столпе (камне) Преподобного Серафима Саровского; «русь» - народ, в оболочке сочетания «Великая Скифия» расшифровываемый «Повестью временных лет» таким образом: славяне, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы; «не на живот» продолжается (по авторской задумке) читателем мысленно «а нА смерть»; «не щадя живота своего» = «не щадя жизни»;
(****) «с Марией разговора» - батюшка говорил, что в своей жизни ничего не делал, кроме как только по воле Божией Матери, Девы Марии; всегда ждал и медлил, пока не поймет, что Она желает, чтобы было на земле сделано; батюшка сам начертил план строительства собора и оное – контролировал, сидя у себя в Саровской обители, т.е. дистанционно;
(*****) «пустынь между печкой и стеной» - как то церковное начальство посещало одно из мест, где жил батюшка, желая посмотреть, где и как свои духовные подвиги ведет Преподобный; сиим местом в тот раз было описываемое в строфе узенькое пространство, где можно было только стоять перед иконою.
Свидетельство о публикации №115091808650